присутствует и в сумме цифр того последнего года нашего столетия, что давно предсказан многими прорицателями как год, завершающий эсхатологические потрясения нашей планеты. Речь идет о 1999 годе, о котором существует так много предсказаний и пророчеств, в том числе прогнозы знаменитого Нострадамуса. Если цифры этого года в сумме составляют 10 и 1, то следующий, 2000 год (сумма цифр 2), продолжающий натуральный ряд чисел истории, есть, по сути, начало новой жизни и нового этапа эволюции (новое небо и новая земля). Начало мирового кризиса (если принять эту логику) — 1998 год (в сумме 9).
Числовая символика различным образом проявляется в мировых культурах. По-разному к понятию числа подходят Восток и Запад, где отношение к данному понятию непрерывно менялось. Блестящий анализ эволюции понятия числа, отражающей историческую трансформацию мироощущения западного человека, сделал Освальд Шпенглер в своем знаменитом «Закате Европы». Он показал, что за изменениями, происходящими внутри математики, стоят глубинные духовно-психологические перемены в мироощущении исторического человека. Он писал: «Подобно тому, как античная душа в лице Пифагора около 54 г. выработала свою концепцию аполлоновского числа как измеримой величины, западноевропейская душа в лице Декарта и его современников (Паскаля, Ферма, Дезарга) в точно соответствующую эпоху открыла идею числа, родившуюся из страстного фаустовского стремления к бесконечному. Число как чистая величина, привязанная к телесному наличию отдельных вещей, имеет параллелью число как чистое отношение. Если определять античный мир, космос, исходя из его внутреннего требования видимой границы, как исчисляемую сумму материальных предметов, то, со своей стороны, наше мирочувствование находит свое выражение в образе бесконечного пространства, в котором все видимое воспринимается как нечто обусловленное по отношению к чему-то безусловному, или даже, пожалуй, как действительность низшего порядка. Его символом является решающее, ни в какой другой культуре не встречающееся понятие функции. Функция не есть какое-то расширение одного из ранее’ имевшихся числовых понятий, она является их полным преодолением. Таким образом, не только эвклидовская, т. е. общечеловеческая популярная геометрия, но и архимедовская сфера элементарного счисления, т. е. арифметика, перестают существовать для действительной обладающей значением математики Западной Европы. Остается один отвлеченный анализ».
Для различных культур и духовно-религиозных традиций на уровне архетипических проявлений характерна глубинная приверженность к тем или иным числам, выражающаяся не только в частоте упоминаний об этих числах в различных духовных книгах, но и в их присутствии в архитектурных памятниках, произведениях искусства и даже построении литературных текстов. Так монофизиты или последователи адвайта-веданты, нацеленные на достижение абсолютного слияния с Высшим, создали такую духовную и культурную атмосферу, которая в своем материально-символическом выражении развивалась под знаком единицы.
Для конфуцианства и всей конфуцианской цивилизации характерна доминация цифры два. Даосские тексты и духовная традиция, как по мнению многих китаеведов, так и по представлениям самих мастеров и мыслителей, гораздо чаще связаны с числом три. Для России число три имеет исключительно важное значение. Византийская идея Троицы наиболее глубокое воплощение и реализацию получила именно на Руси. Многие русские понятия, например строительство, приобрели сакральный отпечаток именно в силу присутствия в самом корне слова незримой основы, предполагающей соединение трех главных элементов. Традиция «вольных каменщиков» делает особый упор на постижение глубинного смысла числа четыре (четыре стороны света, о которых говорится в знаменитой легенде о Хираме, идея куба, который символизирует собой царство материи, а также неочищенную природу человека). И даже архитектурно-художественные формы западной цивилизации в виде строений Корбюзье или «Черного квадрата» Малевича, — все это можно отнести к проявлению четверичной природы мироздания. Пятиконечная звезда, в течение семидесяти лет висящая над Кремлем и символизирующая собой человека и его свободную волю, далеко не случайное явление в российской жизни, поскольку она соответствовала духовному состоянию советского человека, опиравшегося лишь на личную инициативу, атеистическое мировоззрение и веру лишь в свои собственные силы. (Кстати, иудаистская традиция предпочитает опираться на символ шестиконечной звезды, взятый ею из герметизма и означающий состояние космического равновесия).
Если задуматься над взаимосвязью чисел 3 и 5, поочередно сыгравших такое большое символическое значение в русской истории, можно придти к выводу, что их влияние не является взаимоисключающим. Пятерка, как начало выделяющее индивидуальность из целого, скрыто присутствовала в тройке и родилась из добавления к ней двойки — двойственного начала, которое всегда присуще личности, одной своей частью принадлежащей к целому, а другой — стремящейся к обособлению. Сама по себе смена государственно-культурных и идеологических символов, имеющих сакральное численное выражение (ибо 3 и 5 — нечетные, то есть священные числа) произошла в российской истории революционным скачкообразным путем, минуя стадию несвященного чётного числа 4, выступающего как яркий образ чисто материального бытия — пути, по которому пошел Запад. Следует указать также, что для истории России и проявлений её национального характера свойственно обильное присутствие иррациональных чисел, что отражает такие качества, как склонность к бунту против всякого порядка, нежелание рассчитывать и сдерживать собственные усилия.
В связи с этим особый интерес возникает к концепции проявления числа в истории, выдвинутой основателем нового направления науки «о всем» — «Суонистике» — А. Кирсановым. Он выделяет несколько типов числа — рациональное (натуральное) и иррациональное (отрицательные и мнимые числа также делятся на два этих типа). Он по-новому объясняет смысл каждого из перечисленных типов: «Иррациональное число соответствует процессу, а натуральное — отсутствию процесса, т. е. его началу, либо концу. Процесс, начавшись из некой беззнаковой потенциальности, стремится к положительной целостности — натуральному числу. Иррациональность и процесс по сути синонимы».
Далее автор доказывает двойственный характер природы натурального числа, включающий в себя принцип неподвижности и принцип движения с бесконечным ускорением и скачком, понимаемым в виде резкой смены траектории движения, которая предполагает подъем по вертикали, оси, не столько материальной, сколько идеальной и даже трансцендентной. Двойственная природа натуральных чисел состоит в наличие предела, содержащегося в каждом числе и в возможности его скачкообразного преодоления. В физическом мире подобным пределом суонистика предлагает считать превращение «пустой» точки в «наполненную», то есть в электростатический заряд, который способен испустить из себя квант энергии — фотон. Пределом такой точки суонистика считает число в 6 миллиардов (удвоенная величина заряда в 1 Кулон примерно равная 3х10 ед. СГСЕ), после чего она переходит в новое качественное состояние, выражающееся новым числом. Шесть миллиардов новых траекторий движения, образовавшихся при переходе от «пустой» точки к наполненному электростатическому заряду, суонистика считает универсальной величиной, выражающей предел для одного состояния, преодоление которого будет означать прекращение этого состояния и наступление нового. Суонистика предлагает считать мир «представленным лишь своим предельным состоянием, которое и есть число как предел процесса, предел исторического Времени, направленного в сторону дифференциации Целого до количества, равного шести миллиардам.
Утверждая, что Небесная (то есть Идеальная) Россия с её идеей всечеловечности потенциально вбирает в себя весь мир, суонистика считает, что она проявит себя таковой лишь когда Количество (то есть количество людей на Земле) станет равным примерно шести миллиардам человек. Кирсанов пишет по этому поводу следующее:
«С точки зрения Абсолюта мировой исторический процесс выглядит как накопление заряда на полюсах мистического конденсатора «Восток-Запад», в котором роль диэлектрической среды выполняет беззнаковая «нулевая» Россия. Пробой конденсатора будет в этом случае означать встречу духа Востока и духа Запада, но произойдет она не раньше того, как исчерпает себя «сопротивление» среды, её инерция. До тех пор полюса должны быть разделены… Пределом, когда «диэлектрик» не выдерживает разности духовных потенциалов, и выступает смена тысячелетий, характеризующаяся количеством 6 миллиардов — населением Земли около 2000 года.
С другой стороны, пробой «диэлектрика» будет означать встречу двух Времен, а значит, выход из Времени вообще и переход в пространственноподобное состояние, которое сродни сверхпроводящему. Именно такому состоянию соответствует незримая сущность натурального числа, когда «траектории» упираются в общий предел, преодолеть который можно сообща.
Мы еще раз видим, насколько точно смысловой аспект истории совпадает с количественным: именно к 2000 году — к Количеству 6 миллиардов — человечество осознает, что дальше не может быть Истории, если не объединиться…
Если Россия символизируется целым числом, а Запад — его внутренней структурой, то можно заключить, что их мистическая встреча будет означать образование связи между Целым и частями, что и есть компонент, Универсального поля сознания. Целое воспринимается как конец процесса, т. е. актуально лишь тогда, когда процесс полностью себя исчерпал. Если же статичное Целое появляется раньше этого срока, оно, на первый взгляд, лишь мешает ему состояться. Таким преждевременным Целым и выступает «инертная» Россия по отношению к динамичному Западу, являясь вертикальным, а значит, «инородным» включением в горизонтальный мир, являясь, если угодно, гигантской биопатогенной зоной — местом, где нет процесса, связанного с историческим Временем, направленным на создание комфортных условий для частной жизни. Ясно поэтому, что с точки зрения Запада Россия воспринимается как носительница злого, антихристианского начала в этом мире».
Автор нового направления предвидит наступление нового этапа истории, в котором человечество получит перспективу выхода в метаисторическое пространство и связывает этот этап с особой ролью России, выполняющей провиденциальное поручение — объединение и спасение человечества. По его мнению этот этап может быть выражен численно:
«Время небесной России наступает — новый виток мировой истории начнется с числа 10, символа соборной личности, а проистекать она будет в том смысловом пространстве, где потенциально уже более тысячи лет присутствует Россия, которая своим одиноким странничеством так освоила, обжила это пространство, подготовив его для остального мира.
На новом витке истории Россия и Запад уже не будут противостоять друг другу, потому что будут пронизаны единым мировым Временем, в котором пока находится лишь Россия. «Там» и Запад проникнется идеей соборного делания, божественного творения гармонии. Целое и части не будут мешать друг другу, так как будут пребывать в ограниченном единстве, суть которого в том, что Целое станет находиться не снаружи, а внутри частей. А это и означает формирование истинного числа, знающего свою структуру. Таким числом выступает число 10 — предел натурального ряда. Чтобы совершить переход от числа 9 к новой горизонтали, нужно совершить вертикальный скачок, пройдя сквозь Качество Бытия, Истории, т. е. отдаться вертикальному потоку, в котором остается итог мировой истории — идеальное общественное устройство, что и выражает собой русская идея соборности, на вершине которой — Христос, но уже не в Сыновней ипостаси, а в Святой-Духовной, приемлемой для всех конфессий, а также для неверующих.
Признаком близости эпохи Св. Духа как раз и является начавшееся духовное пробуждение России. Вся предшествующая история включается в нее так же, как последовательность дробей стремится к Единице. Динамический Запад («плюс») сливается с «потенциальной» Россией («нулем» как символом потенции), и в результате образовавшейся положительной целостности (куда входит и Восток как представитель «минуса» в нуле) будет преодолено разделенное, расщепленное