Скачать:TXTPDF
Тантра. Высшее понимание. Бхагаван Шри Раджниш (Ошо)

Вам нужно принять одну позу, другую, лечь и предложить своему телу расслабиться от пальцев ног до головы.

Почему «должны»? Расслабление приходит только тогда, когда из вашей жизни исчезают «должны». Расслабляется не только ваше тело, не только ваш ум, но все ваше существо.

Вы слишком деятельны, усталы, высушены, разочарованы, заморожены. Жизненная энергия не движется. В вас существуют одни только преграды. И что бы вы ни делали, вы делаете это в состоянии безумия. Естественно, возникает необходимость расслабиться. Вот почему так много книг выходит каждый месяц по расслаблению. Но я не встречал ни одного человека, который, читая эти книги, расслабился бы — он все больше торопится, потому что вся жизнь его остается без изменений, у него навязчивая идеябыть деятельным, болезнь остается, а он притворяется, что он расслабляется, и ложится. В нем бурлит вулкан, готовый взорваться, а он расслабляется, следуя инструкциям из книг «Как расслабляться».

Нет книги, которая может помочь вам расслабиться — пока вы не поймете ваше внутреннее существо, и тогда расслабление не является чем-то обязательным. Расслабление — это отсутствие, отсутствие деятельности, но не действия. Поэтому нет необходимости отправляться в Гималаи. Кое-кто делал это: чтобы расслабиться, они отправлялись в Гималаи. Но разве есть необходимость отправляться в Гималаи? От действия не нужно избавляться, потому что, если вы оставите действия, вы оставите жизнь. Тогда вы будете мертвы, а не расслаблены. Они бежали от жизни, от действия.

Необходимо понять очень тонкое различие: должна исчезнуть деятельность, но не действие, — но легче избавиться от обоих. Легко оставить деятельность и действие и бежать в Гималаи. Можно также сделать следующее: продолжать деятельность и заставлять себя каждый вечер расслабляться на несколько минут, или каждое утро. Вы не понимаете сложности человеческого ума и его механизма. Расслабление — это состояние. Силой вы ничего не добьетесь. Вы просто отбрасываете отрицательное, все, что мешает, — и оно приходит, рождается само.

Что вы делаете, когда засыпаете вечером? Разве вы что-нибудь делаете? Если да, то у вас будет бессонница. Что вы делаете? Вы просто ложитесь и засыпаете. В этом нет делания. Если вы что-нибудь делаете, то вы не сможете заснуть.

В действительности чтобы заснуть, нужно всего лишь, чтобы в вашем уме прервалась цепочка деятельности всего дня. Только и всего! Когда в уме нет деятельности, ум расслабляется и засыпает. Если вы что-нибудь делаете, чтобы заснуть, то у вас ничего не получится, сон не придет. Не нужно ничего делать.

Тилопа говорит: Ничего не совершайте телом, но расслабьтесь. Ничего не делайте! Не нужны йогические позы, ни сгибания, ни разгибания тела. «Ничего не совершайте!» — нужно отсутствие деятельности. А как оно придет? Оно придет через понимание. Понимание это единственная дисциплина. Поймите свою деятельность, и внезапно, посреди деятельности, если вы осознаете, она прекратится. И это прекращение есть то самое, что Тилопа имеет в виду, говоря: Ничего не совершай телом, но расслабься.

Что такое расслабление? Это такое состояние, когда ваша энергия никуда не движется, ни в будущее, ни в прошлое — она просто здесь с вами. Вы погружаетесь в безмолвную теплоту вашей собственной энергии. Этот момент — это все! Нет других моментов. Время останавливается, и это расслабление. Если присутствует время, нет расслабления. Просто останавливаются часы, нет времени. В этом моменте — все. Вам ничего больше не нужно, вы просто наслаждаетесь. Можно наслаждаться обычными вещами, потому что они красивы. Но, по сути, нет ничего обычного — если существует Бог, то все необычно.

Ко мне приходят и спрашивают: «Верите ли вы в Бога?» Я отвечаю: «Да, потому что все так чудесно, как это может быть без глубокого сознания в нем? Такие незначительные вещи… Бродить по лужайке, когда роса еще не испарилась, И просто ощущать себя полностью там — прикосновение лужайки, прохлада росы, утренний ветерок, восходящее солнце. Что вам еще нужно для счастья, что сверх этого может сделать вас счастливым? Ночью вы лежите в прохладной постели, ощущая плотность ткани; вы чувствуете, как постель становится все теплее и теплее, и вы скрываетесь в темноте и безмолвии ночи. С закрытыми глазами вы ощущаете самого себя. Что вам еще надо? И этого уже слишком много — в вас возникает глубокая благодарность: это и есть расслабление. Расслабление означает, что того, что есть в данный момент, более чем достаточно, более чем можно ожидать. Вам ничего не надо, у вас всего более чем достаточно, больше чем вы могли бы пожелать — тогда энергия никуда не движется. Она становится безмятежным резервуаром. Вы растворяетесь. Это мгновение расслабления. Расслабление не принадлежит ни телу, ни уму. Расслабление от всеобщего. Вот почему будды повторяли: «Станьте нежелающими», — потому что они знали, если есть желание — невозможно расслабиться. Они повторяют: «Похороните прошлое», — потому что, если вас слишком заботит прошлое, вы не можете расслабиться. Они говорят: «Наслаждайтесь настоящим моментом».

Иисус говорил: «Посмотрите на лилии — они не трудятся, но они более прекрасны, чем царь Соломон. Они благоуханнее царя Соломона. Подумайте о лилиях!»

Что он этим говорит? Он говорит: «Расслабьтесь! Нет необходимости работать. Обо всем уже позаботились». Иисус говорит: «Если Он оберегает птиц в воздухе, диких зверей, деревья и растения, почему же ты беспокоишься? Разве он не побеспокоится о тебе?»

Это и есть расслабление. Почему вы так волнуетесь о будущем? Подумайте о лилиях. Посмотрите на лилии и станьте как лилии — и затем расслабитесь. Расслабление — это не поза: это тотальная трансформация вашей энергии. Энергия имеет два измерения. Одно из них мотивировано, устремлено куда-то и имеет цель; настоящий момент является только средством, а цель должна быть достигнута где-то в другом месте. Это измерение активности, целенаправленности — все является средством; что-то нужно сделать, чтобы достигнуть цели, и тогда вы сможете расслабиться. Но для этого типа энергии цель никогда не бывает достигнута потому, что этот тип энергии все время преобразует настоящий момент для чего-то другого в будущем. Цель всегда остается на горизонте, вы бежите, но расстояние не уменьшается.

Нет, есть другое измерение, тип энергии: немотивированное празднование. Цель здесь и сейчас. Цель не где-то в другом месте. По существу, вы сами есть цель. По существу, нет никакого другого исполнения, кроме этого момента — посмотрите на лилии. Когда вы являетесь целью, и когда цель не в будущем, когда ничего не нужно достигать, когда вы просто празднуете, тогда вы всего достигли, оно здесь. Это и есть расслабление, немотивированная энергия.

Для меня существует два типа людей: одни из них целеустремленные, а другие празднующие. Целеустремленные — безумцы, они постепенно сходят с ума, они сами создают свое безумие, а тогда безумие набирает скорость: постепенно они погружаются все глубже в него, и тогда они полностью потеряны. Другой тип людей — нецелеустремленные, они ничего не ищут, они празднуют.

И этому я вас учу. Празднуйте! Так уже много всего: цветут цветы, поют птицы, солнце сияет на небе — празднуйте это! Вы дышите, вы живы, вы обладаете сознанием — празднуйте это! Тогда внезапно вы расслабитесь, исчезнет напряжение, исчезнет боль, исчезнет страдание. Та энергия, которая становится страданием, станет благодарностью; ваше сердце забьется с глубокой благодарностью — это и есть молитва. Молитва — это всего лишь благодарность сердца.

Ничего не совершайте телом, но расслабьтесь.

Для этого ничего не нужно делать. Просто поймите движение энергии, немотивированное движение энергии. Она течет, но не к цели, она движется, потому что переполняется сама собой. Ребенок танцует, прыгает и бегает, а вы его спрашиваете: «Куда ты бежишь?» Но он никуда не бежит, наш вопрос кажется ему глупым. Дети всегда считают взрослых глупцами. Какой нелепый вопрос: «Куда ты идешь?» Разве есть необходимость куда-то идти? Ребенок не может ответить на этот вопрос, потому что он неуместен. Он никуда не идет. Он просто пожмет плечами и ответит: «Никуда». Тогда целенаправленный ум вопрошает: «Зачем же ты бежишь?» Потому что для вас деятельность только тогда важна, когда она ведет куда-то.

Я же вам говорю, что идти некуда. Здесь есть все, все существование достигает своей вершины в это мгновение, Оно сливается с этим мгновением. Все существование наполняет это мгновение; все, что есть, наполняет это мгновение — оно здесь сейчас. Ребенок просто наслаждается энергией, он переполнен. Он бежит не потому, что ему нужно куда-то добраться, а потому что он переполнен, и он не может не бежать.

Действуйте немотивированно, как если бы вас переполняла энергия. Делитесь, но не торгуйте, не заключайте сделок. Давайте, потому что имеете; не давайте, чтобы забратьпотому что тогда вы будете несчастны. Все торговцы идут в ад. Если вы хотите встретиться со всеми известными торговцами и маклерами, отправляйтесь в ад. Вы их там найдете. Рай не для торговцев, рай для празднующих.

В течение веков христианские теологи вопрошают: «Что делают ангелы в раю?» Этот вопрос уместен для людей, которые ориентируются на цель. Они там ничего не делают, там нечего делать.

Кто-то спросил мастера Экхарма «Что делают ангелы в раю?» Он ответил: «Что же вы за дурак такой! Рай — это место, где совершается праздник. Они ничего не делают, они просто празднуют — великолепие, поэзию, цветение, они поют и танцуют, они празднуют». Но я не думаю, чтобы этот человек был удовлетворен ответом мастера Экхарма. Потому что для нас деятельность имеет смысл только тогда, когда она куда-нибудь ведет, если есть цель.

Помните, что деятельность всегда целенаправленна, а действие — нет. Действие — это переполнение энергией; действие сиюминутно, это ответ неподготовленный и неотрепетированный. Бытие предстает перед вами, и ответ приходит сам. Птицы поют, и вы тоже начинаете петь — это не деятельность. Это случается внезапно. Вы вдруг обнаруживаете, что вы начали напевать — это есть действие.

И, если вы стали все более и более вовлекаться в действие, и все менее и менее заниматься деятельностью, ваша жизнь изменится и станет глубочайшим расслаблением. Тогда вы будете «делать», но оставаться расслабленным. Будда никогда не устает. Почему? Потому что он не делатель. Он дает все, что у него есть, он переполнен.

Ничего не совершайте телом, но расслабьтесь,

Сомкните уста и пребывайте в молчании.

Рот действительно очень важен, потому что именно с него началась первая деятельность; ваши губы начали ее. Область вокруг рта является началом всей деятельности: вы вдохнули, вы вскрикнули, начали искать материнскую грудь, и ваш рот всегда остается в состоянии бешеной деятельности. Вот почему Тилопа предлагает: «Поймите, деятельность, поймите, действие, расслабьтесь и… крепко сомкните уста».

Когда вы садитесь медитировать, когда вы хотите

Скачать:TXTPDF

Тантра. Высшее понимание. Бхагаван Шри Раджниш (Ошо) Йога читать, Тантра. Высшее понимание. Бхагаван Шри Раджниш (Ошо) Йога читать бесплатно, Тантра. Высшее понимание. Бхагаван Шри Раджниш (Ошо) Йога читать онлайн