Скачать:TXTPDF
Тантра. Высшее понимание. Бхагаван Шри Раджниш (Ошо)

нидра, а сон, вызванный пением Мантры, называется Тандра. Это более глубокий сон, но все-таки сон, его называют Йога-Тандра, сон, порожденный йогой, мантрой, пением.

Если ваш сон тревожен, то вам может помочь ТМ. Влияние Махариши так велико в Америке, потому что Америка — это страна, в которой больше чем где-либо люди страдают от нарушения сна. Употребляется так много транквилизаторов, таблеток от бессонницы; люди потеряли естественную способность спатьотсюда и влияние Махариши. В Индии никому нет дела до ТМ, потому что люди спят так глубоко, что их трудно разбудить.

Мантра дает вам очень тонкий сон; он по-своему хорош, но не думайте, что это и есть медитация, потому что вы обманетесь. Не думайте, что это медитация, это просто умственный транквилизатор, и он также химичен, как и любая таблетка от бессонницы, потому что звук меняет

химию вашего тела, звук является химической частью вашего тела.

Вот почему от определенного рода музыки вы чувствуете себя очень и очень освеженным; музыка обрушивается на вас, очищает вас, как если бы вы приняли ванну. Звук изменяет химию вашего тела. Есть определенные типы музыки, которые пробуждают в вас страсть; просто ритмичные звуки меняют химию вашего тела.

Мантра создает внутреннюю музыку одной единственной нотой; в основе ее лежит монотонность. Нет необходимости обращаться к Махариши Махеш Йоги — об этом знает каждая мать. Когда ребенок беспокоен, она напевает колыбельную, колыбельная — это мантра; она состоит из двух или трех слов, часто бессмысленных, потому что в содержании нет необходимости. Она садится рядом с ребенком или прижимает его к сердцу; биение сердца — это тоже монотонная музыка; поэтому, когда ребенок беспокоен, мать кладет его голову себе на грудь, и биение сердца становится мантрой. Ребенок обманут и засыпает. Когда ребенок немного вырос, и его нельзя так легко обмануть, тогда мать поет колыбельную; она бесконечно повторяет два-три простых монотонных слова. Благодаря монотонности ребенок засыпает — в этом нет ничего плохого. Это транквилизатор более хороший, чем химическая таблетка, но все же транквилизатор, очень утонченная звуковая таблетка, но она воздействует на химию вашего тела.

Итак, если у вас тревожный сон, если вас мучает бессонница, Мантра полезна, но не думайте, что это медитация. Она поможет вам лучше приспособиться, но она не изменит вас. А все общество всегда пытается приспособить вас под себя, оно использует мораль, мантру, йогу. Оно использует психоанализ и разные типы психиатрии, чтобы опять приспособить вас к общему. Всей целью общества является создание приспособленного индивидуума. Но все общество порочно, и быть к нему приспособленным — не может быть благом. Если все общество безумно, то, чтобы приспособится к нему, надо сойти с ума.

Однажды Зигмунда Фрейда спросили: «В чем заключается психоанализ и какова его цель?» Он был на редкость правдивым человеком и сказал: «В лучшем случае мы можем сделать следующее: мы превращаем людей из истерически несчастных в нормально несчастных. Только и всего — истерически несчастливые и нормально несчастливые; мы возвращаем их в состояние нормального несчастья, в котором находятся остальные. Они зашли слишком далеко; они создали слишком много несчастья и стали неврастениками, мы возвращаем их назад, к нормальному неврозу человечества». Фрейд говорил: «Человек не может быть счастлив никогда. Человек может быть либо невротически несчастлив, либо нормально несчастлив, но человек никогда не может быть счастливым». Его диагноз, возможно, верен, если брать обычных людей, но он не знает о Будде и Тилопе; он не знает о тех, кто достиг состояния полного блаженства бытия. Так и должно быть, потому что Будда не пойдет лечиться к Фрейду — зачем ему это? Только истеричные люди приходят к Фрейду, и он их лечит. И все его знания, и опыт — об истеричных невротиках. За все сорок лет своей практики он не встретил ни одного счастливого человека. Поэтому он прав, эмпирически прав. Его опыт показывает, что существует только два типа людей: нормально несчастливые и истерически несчастливые. И в лучшем случае он может помочь вам приспособиться.

Мантра, психоанализ, религии, мораль, церкви, молитвы — все они использовались, чтобы сделать вас приспособленным. А настоящая религия начинается только тогда, когда вы отправляетесь в путешествие трансформации; не приспособиться к обществу, но быть в гармонии со вселенной. Чтобы приспособиться к обществу, нужно пасть.

Часто случается, что в сумасшедшем нет никаких нарушений; в нем слишком много энергии, он не может приспособиться к обществу, и сбивается с пути. Сумасшедший слишком индивидуален; сумасшедший настолько талантлив в некоторых областях, что он не может приспособиться к обществу. И вы должны помнить, что все гении всегда оставались неприспособленными к обществу. И из ста гениев почти восемьдесят процентов обращались к психиатру. И они должны делать это, потому что они выходили за пределы общества. У них было больше, чем позволяет обычное общество. Обычное общество — как путы, оно не позволяет вам летать. Гений отбрасывает эти путы и хочет летать в самые отдаленные уголки неба. В это мгновение, когда вы выходите за пределы общества, за границы — вас считают сумасшедшим, и все общество пытается переделать вас.

Тантра говорит: «переделка, приспособление — это не цель; это немного стоит. Цель это трансформация». Что делать? Не пытайтесь заниматься трюками с приспособлением. Мантра — это трюк. Если вы чувствуете, что вы не можете спать — не пытайтесь найти сон через мантру. Напротив, попытайтесь понять, в чем причина беспокойства, которое вызывает бессонницу. Может быть, вы слишком много хотите, может быть, вы слишком амбициозны, ваши амбиции не позволяют вам спать. Ваше беспокойство продолжается. Ваш желающий ум и мыслительный процесс продолжается, вот поэтому вы не можете спать. И теперь есть два пути: один — это мантра, другой — тантра.

Мантра говорит: не беспокойся о причинах, просто повторяй мантру и засыпай. Это так искусственно, не беспокойся о причинах, просто повторяй мантру — пятнадцать минут утром и пятнадцать минут вечером — и ты сможешь заснуть, будешь чувствовать себя хорошо и будешь здоровым. Но даже если ты здоров и чувствуешь себя хорошо, что из этого? Так много здоровых людей, которые прекрасно спят, но ничего с ними не произошло — высшее цветение не пришло. Здоровье хорошо само по себе, но оно не может быть целью; спать — хорошо, но это не цель. Тантра говорит: найдите причину вашего беспокойства.

Министр индийского правительства часто заходил ко мне. Он всегда беспокоился о своем сне и говорил: «Дай мне какую-нибудь технику, чтобы я мог спать». Но я говорил ему: «Политик не может спать — это невозможно. Политик не предназначен для сна. Это хорошо и я не собираюсь давать вам никакой техники. Сходите к Махариши Махеш Йоги, и он даст вам технику, ни о чем не спрашивая».

И он поехал туда. Затем он приехал назад после трех месяцев. Он сказал: «Вы предложили мне это, и это сработало. Это прекрасно — я снова могу спать!» И тогда я сказал ему: «Если вы почувствуете, что просто сна недостаточно, что нужно пробудиться — приходите ко мне. Потому что вы можете теперь спать, ну и что? Вы останетесь тем же и каждое утро вы будете в той же игре амбиций. Вы можете подумать, что произошло что-то хорошее, но случилось только вот что: теперь вы не будете осознавать причины. Будет казаться, что произошло что-то хорошее, но произошло только одно: вы перестали осознавать причины. Мантра загнала их глубоко в подсознание, и возможность трансформации отдалилась. Я не могу дать вам лучший сон. Мне бы хотелось дать вам лучшее пробуждение, лучшее осознание.

Политический деятель постоянно жаждет, борется, соревнуется, завидует, пытается подняться все выше и выше. В результате он ничего не достигает.

Мулла Насреддин всю жизнь занимался политикой и достиг высочайшего поста. Я спросил его: «Чего же ты достиг?» Он ответил: «Откровенно говоря, я величайший лазатель по лестницам, карьерист. Вот мое достижение».

Но даже если вы достигли высочайшей ступеньки лестницы, что тогда? Ваши президенты и премьер-министры достигли ее, они величайшие лазатели по лестницам, карьеристы. Но лазание по лестницам — это не жизнь. И какой смысл в том, чтобы взбираться на все более высокие лестницы? Честолюбие порождает беспокойство. Мне хочется, чтобы вы поняли свое честолюбие. Вожделение порождает беспокойство. Я хотел бы, чтобы вы осознавали свое вожделение. Это и есть путь Тантры. Когда исчезает причина, исчезает и болезнь. А когда причина исчезает, тогда вы преображаетесь. Болезнь — это всего лишь симптом, не старайтесь скрыть симптом; даже хорошо, что он есть, потому что он напоминает вам, что что-то не так. Если вы не можете спать, это хорошо, потому что это указывает на то, что что-то неверно в вашем образе жизни. Я не собираюсь помочь вам улучшить сон. Я говорю вам: «Поймите, это — симптом». Этот симптом — ваш друг, а не враг. Он просто указывает на то, что глубоко в подсознании существуют скрытые тенденции, которые не дают вам спать. Поймите их, поглотите их, пройдите сквозь них, преступите их — и тогда настанет глубокий сон; не потому что вы загнали симптомы в подсознание, а потому что болезнь исчезнет. И тогда в этом состоянии сна возникает качественно совершенно новое сознание. Тогда находясь в состоянии глубокого сна, вы будете бодрствовать. Это не гипноз, это не опьянение, не наркотик. А все мантры, это — наркотики, очень тонкие, но наркотики. Не превращайтесь в наркоманов! Тилопа говорит:

Практика мантры и парамиты,

Наставления в сутрах, и заповедях,

И учения школ и писаний,

Не приведут к осознанию Врожденной Истины.

Парамита — это буддийское слово; оно означает сострадание, служение людям. То, что христианские миссионеры делают по всему миру, и есть парамита. Служите! Помогайте! Жалейте! Будьте милосердны! Но Тилопа утверждает, что это тоже не поможет.

Я знаю многих социальных реформаторов, великих служителей общества; всю свою жизнь они посвятили и принесли в жертву идее облагораживания человечества — но с ними не произошло ни каких изменений. Они не могли произойти потому, что служение людям, служение обществу становится профессией. Если бы внезапно общество было преобразовано каким-нибудь чудесным образом, и если бы не стало нищих, бедных, больных, которым нужно было бы служить, ни больниц, ни сумасшедших домов, если бы это внезапно случилось, можете ли вы представить себе, что произошло бы с вашими служителями обществу? Они бы покончили жизнь самоубийством! Не находя, кому служить, что бы они стали делать? Что бы случилось с христианскими миссионерами, если бы некого было бы обращать, принуждать, соблазнять в свою

Скачать:TXTPDF

Тантра. Высшее понимание. Бхагаван Шри Раджниш (Ошо) Йога читать, Тантра. Высшее понимание. Бхагаван Шри Раджниш (Ошо) Йога читать бесплатно, Тантра. Высшее понимание. Бхагаван Шри Раджниш (Ошо) Йога читать онлайн