Потому, что это нельзя делать целью, оно не может быть достигнуто ориентированным на цель умом. Оно не может быть достигнуто добивающимся умом.
Многие люди здесь имеют ту же тенденцию добивающегося ума. Они напряжены, потому что они поставили целью то, что нельзя делать целью. Его нельзя достигнуть — это случается с вами, оно само приходит к вам. Вам нужно только быть пассивным, раскованным и естественным, нужно ждать момента, потому что всему свое время. Зачем спешить? Если вы спешите, тогда вы станете напряженным, вы будете постоянно чего-то ожидать.
Вот почему Тилопа говорит: «…и достигните недостижимого». Это не цель, если вы хотите достичь его, то нельзя делать целью. Нельзя поразить его, как стрелой. Ум, который как стрела стремиться к цели, — напряженный ум.
Оно приходит внезапно, когда вы готовы, — не слышно даже шагов. Оно приходит внезапно — Вы даже не осознаете, что оно приходит. Оно расцвело. Внезапно вы видите цветы — вас наполняет аромат.
ОТСЕКИТЕ КОРЕНЬ
Отрубите дереву корень, и листья увянут.
Отсеките корень вашего ума, и сансара падет.
Свет любой лампы в мгновенье рассеивает
Темноту долгих кальп.
Ясный свет разума в одно мгновение
Уничтожает темноту невежества.
Тот, кто цепляется за ум,
Не видит истины того,
Что находится за пределами ума.
Тот, кто управляет в дхарме,
Не находит истину того,
Что находится за пределами практики.
Чтобы узнать, что находится
За пределами разума и практики,
Необходимо совершенно рассечь корень ума
И смотреть невооруженным глазом.
Так следует избавиться от всякого различения
И пребывать в покое.
Выбор — это рабство. Отсутствие выбора — это свобода. В тот момент, когда вы что-то выбираете, вы попадаете в ловушку мира. Если вы можете не поддаваться искушению выбора, если вы можете оставаться осознанно свободным от выбора, ловушка исчезнет сама по себе, потому что когда вы выбираете, вы способствуете существованию ловушки — ловушка создается вашим выбором.
Необходимо понять слово «выбор», потому что только через это понимание в вас сможет расцвести отсутствие выбора.
Почему нельзя жить, не выбирая? Почему в тот момент, когда вы увидите человека или вещь, в вас проникает невидимая волна выбора, даже если вы и не осознаете, что сделали выбор. Проходит женщина, и вы говорите, что она прекрасна. Вы ничего не говорите о своем выборе, но выбор появляется, потому что сказать, что эта женщина красивая, значит — я бы хотел ее выбрать. В действительности, в глубине души вы уже сделали выбор, вы уже в ловушке. Семя упало в почву, скоро появятся ростки, появится дерево.
Как только вы скажете, что эта машина красивая, появится выбор. Возможно, вы и не осознаете, что сделали выбор, что вам хотелось бы иметь эту машину, но в уме появилась мечта, возникло желание. Называя что-либо красивым, вы подразумеваете, что вам хотелось бы иметь это. Называя что-либо уродливым, вы подразумеваете, что вам не хотелось бы иметь это.
Выбор очень изощрен, и необходимо совершенно ясно это осознавать. Когда вы что-то говорите, знайте, что вы не просто говорите, не просто произносите слова — что-то происходит в подсознании. Не различайте: это красиво, а это уродливо; это хорошо, то плохо. Не различайте, оставайтесь равнодушным. Нет плохого или хорошего. Вы привносите понятие добра и зла. Нет красивых или уродливых предметов они такие, какие они есть — качество красоты или уродства привнесено вами, это ваша интерпретация.
Что вы имеете в виду, когда называете что-либо красивым? Разве существует критерий красоты? Можно ли доказать, что нечто красиво? Стоя рядом с вами кто-нибудь подумает: «Это безобразно!» Итак, красота не объективна: никто не может доказать, что это красиво.
Об эстетике написана не одна тысяча книг: интеллектуалы, мыслители, философы долго и неутомимо пытаются найти определение красоты, но им это еще не удалось. Они написали много книг и трактатов, они все ходят вокруг да около, но никому еще не удалось точно определить, что такое красота. И это невозможно, потому что не существует такого, как красота или уродство — это ваше толкование.
Сначала вы наделяете предмет красотой, вот почему я говорю, что сначала вы создаете ловушку, а потом попадаете в нее. Сначала вы считаете это лицо красивым — это ваше создание, это всего лишь ваше воображение, это всего лишь толкование вашего ума, оно нереально, оно относится к области психологии, а затем вы сами попадаете в эту ловушку. Вы роете яму, попадаете в нее, а затем зовете на помощь, просите о спасении.
Ничего этого не нужно, говорит тантра. Просто поймите этот обман, хитрость — это ваше собственное творение.
Что значит уродство? Если бы на Земле не было человека, разве существовали бы уродство или красота? Были бы деревья, и они бы цвели, шли бы дожди, времена года сменяли бы друг друга, но не было бы ничего такого, как красота или уродство, оно бы исчезло вместе с человеком и его умом. Будет всходить солнце, ночью небо будет усыпано звездами, но ничего не будет прекрасным или уродливым. Этот шум создал человек. Теперь, когда его нет, исчезли и интерпретации. Что же тогда хорошо и что плохо? В природе нет ничего плохого или хорошего. Запомните, что тантра — это путь естественный и свободный. Она хочет привести вас к глубочайшим естественным явлениям жизни, хочет помочь вам отбросить ум, который указывает, что выбрать, а чего избегать, за что держаться и от чего бежать. Взгляните на явление в целом. Нужно взглянуть и только, не нужно ничего делать — просто охватить взглядом всю ситуацию.
Луна прекрасна, почему? Потому, что веками нам втолковывали, что луна прекрасна, веками поэты воспевали луну, веками люди верили в это — это стало укоренившейся привычкой. Конечно, в луне что-то есть: она очень успокаивает, лунный свет придает всей природе аромат таинственности, она как бы гипнотизирует: вы спите и одновременно бодрствуете, и все предметы кажутся более прекрасными. Она придает миру мечтательность — вот почему мы называем сумасшедших лунатиками. Слово «лунатик» происходит от слова луна. Они сошли с ума, помешались — луна ударила в голову. Луна вызывает некого рода помешательство, невроз. Возможно, это связано с водой, находящейся в теле, действие которой подобно морским приливам, вызванным луной. Ваше тело на 90 процентов состоит из морской воды. Физиологи вам скажут, что луна каким-то образом влияет на тело, потому что оно остается частью моря: первоначально жизнь зародилась в море. Как и весь океан, морские животные тоже подвергаются воздействию луны, ведь они — часть океана, и человек тоже вышел из моря. Он прошел очень долгий путь, но все равно: тело реагирует точно так же, а 90 процентов тела — это вода, и не простая, а морская, содержащая ту же соль и другие химические элементы.
В течение 9 месяцев ребенок в утробе плавает в морской воде: утроба матери наполнена морской водой. Вот почему беременные женщины употребляют много соленой пищи. Соль нужна, чтобы поддерживать солевое равновесие в утробе. А ребенок проходит через все ступени, проделанные человечеством. Сначала он подобен рыбе и плавает в океане утробы матери. Постепенно, за 9 месяцев, он проходит путь миллионов лет. Физиологи установили, что за 9 месяцев он проходит все стадии жизни.
Возможно, луна действует на вас, но это не красота — это химическое явление.
Определенные глаза кажутся вам очень красивыми. Что же происходит? Эти глаза обладают определенным химическим элементом, электрическим качеством — они излучают энергию, которая влияет на вас. Говорят, что есть гипнотизирующие глаза, как у Гитлера. Когда они смотрят на вас, в вас что-то происходит, вы говорите, что у него красивые глаза. Что значит красота? Вы подверглись воздействию.
В действительности, когда вы называете что-то красивым, вы просто говорите, что это оказывает на вас приятное воздействие и только. Когда вы называете что-либо уродливым, вы имеете в виду, что это порождает в вас антагонизм. Вы или притягиваетесь, или отталкиваетесь. Когда вы притягиваетесь — это красота, когда вы отталкиваетесь — это уродство. Но все дело в Вас, а не в предмете, потому что тот же предмет может привлекать кого-то другого. Ежедневно люди удивляются друг другу. Говорят: «Удивительно, что он влюбился в эту женщину!» Никто не верит этому, потому что женщина эта безобразна. Но для того мужчины эта женщина — воплощение красоты. Что же делать? Нет, и не может быть объективных критериев.
Тантра предупреждает, что когда вы что-либо выбираете, когда вы решаете за или против — это ваш ум обманывает вас. Не говорите: эта вещь красива! Просто скажите: на меня она произвела приятное впечатление, но тогда остается Я. Если же вы перенесете это явление на объект, его нельзя никогда разрешить, потому что с самого начала вы не поняли сути, причины. Вы являетесь причиной: если вас что-то тронуло, значит, на ваш ум было оказано определенное влияние. И тогда это привязанность, это притворство создает ловушку, и вы приходите в движение.
Сначала вы создаете красивого человека, затем вы его преследуете, гонитесь за ним. Через несколько дней жизни с красивым мужчиной или женщиной все иллюзии рассеиваются. Вы вдруг понимаете, чувствуя себя обманутым, что эта женщина выглядит очень ординарно. А вы воображали ее Лейлой, или его считали Меджуном, но через несколько дней мечты растаяли, и мужчина или женщина превратились в обыкновенных людей. И тогда вы разочарованы, как бы другой обманул вас. Никто никого не обманывал, и мужчина и женщина остались такими, как они есть — исчезли ваши иллюзии, потому что иллюзии нельзя сохранить. Их можно создавать, но долго нельзя поддерживать. Фантазия — это фантазия. Если же вы хотите жить в мире фантазии, то тогда, когда вам покажется женщина красивой, немедленно убегайте от нее подальше. Тогда вы всегда будете помнить ее прекраснейшей в мире. Тогда фантазия никогда не соприкасается с реальностью. И ничто не разовьется. Всегда можно вздыхать и плакать о красивой женщине — но никогда не приближайтесь к ней.
Чем ближе вы приближаетесь — тем больше объективная действительность обнаружит себя. А когда произойдет столкновение между объективной действительностью и вашим воображением, конечно, вам ясно, кто потерпит поражение — ваши иллюзии. Объективную реальность нельзя разбить.
Таково положение. И тантра предупреждает: никто, кроме вас самих, не обманывает вас. Женщина не стремилась быть очень красивой, она не создавала вокруг себя иллюзий, вы создали их; вы поверили в них, а теперь вы не знаете, что делать, потому что иллюзия не может существовать с реальностью. Мечта обязательно разобьется — таков критерий.
Индусы на Востоке создали такой критерий истины: истина — это то, что длится вечно и вечно; заблуждение, ложь — это то, что длится мгновение.