Таков великий ритм жизни и смерти.
КАЛИ КАК СВЕРШЕНИЕ
Действие и преобразование действия (крия-шакти) являются характерными свойствами Кали. Время и жизненная сила могут как разрушать, так и созидать. То, что совершает Кали, не просто действие, а духовное свершение, которое переплавляет наше перерождение в чистое сознание. Ради этого она наделяет энергией и направляет нас, если мы подчиняемся Ей. Отсюда следует, что если мы желаем выполнить любое значительное действие, особенно йогическое, нам необходимо искать милости Матери Кали, и тогда Ее сила со временем заполнит все наше существо и радикально его преобразит.
КАЛИ КАК КРАСОТА
Кали — это красота, ибо время и энергия обладают всем, что преобразовывает и совершенствует. Движение, ритм, танец и жизненная сила непосредственно связаны с богиней Кали и красотой. Красота не ограничивается только возвышенным — в ней есть ужас, страх и даже смерть. Прекрасная женщина может очаровать мужчину, вскружить ему голову, свести с ума и даже лишить жизни. Кали также является недостижимой Богиней, которая внушает безответную любовь и разворачивает Божественную мистерию в царстве форм. Мы не можем окончательно найти забвение и полное умиротворение ни в одной форме, потому что ищем лишь чистое сознание там, где его нет… Чистое сознание — вне форм проявления. Чем больше мы вовлекаем наше сознание в поиск красоты вовне, тем больше удаляемся от судьбы духовной и приближаемся к судьбе телесной смерти, но если мы направляем сознание на поиск красоты внутри нас, то уходим от телесности и приближаемся к духовному бессмертию.
Божественная красота ужасна потому, что она обесцвечивает земную красоту и славу смертной жизни. Форма лишь отражает красоту подобно тому, как прекрасное солнце отражается в болоте. Но в болоте солнца нет, как нет и красоты в изменчивой и бренной форме. Красота принадлежит Вечности. Когда увядает цветок, в нем уже нет красоты, хотя его форма отражала красоту.
КАЛИ И ШИВА
Кали — супруга Господа Шивы и Его энергия. Кала, или Вечное Время, — это иное имя Шивы. Если энергия Шивы -Кали всегда активна и мотивирована, то Шива — это трансцендентальная Реальность, которая выше всех действий и мотивов. Кали — это поток милости, истекающий из сердца Шивы. Кто привлекается этим потоком, того Шива уводит в свою вечную обитель бессмертия. Шива олицетворяет труп, на котором танцует Кали, проявляя жизнь и энергию Шивы. В этом неудержимом танце Кали предстает пред нами то в одной форме, то в другой. Таким образом, Она не представляег собой божество или идола, придуманного каким-то вероучением, но означает объективное изображение существенной Реальности в символической форме.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ В ТЕЛЕ
Одна часть Кали ориентирована на внешнее и локализована в левой груди, в области сердца, охватывая как само сердце, так и всю систему кровоснабжения. Эту форму Кали традиционно называют Ракта-Кали, или Красной Кали. Другая часть Кали, Бхадра-Кали, расположена в правой груди, в духовном сердце, и ориентирована на внутреннее, т.е. на самореализацию. Кали присутствует в обеих частях, и, стало быть, есть еще третья, промежуточная Кали, или Парамадхьяма-Ка-ли, которая соединяет внешнее и внутреннее воедино.
МЕДИТАТИВНАЯ ФОРМА
У Кали темно-синее тело, украшенное гирляндой черепов. Из смеющегося рта высунут длинный язык и видны два клыка. У Нее четыре руки: в одной Она держит острый серп для отсечения голов; в другой — отрубленную голову, из которой обильно льется кровь; третья благословляет, а четвертая дарует бесстрашие. Юбка Кали скроена из отрубленных человеческих рук, а сама Кали танцует на трупе Господа Шивы, попирая Его ногами. Что все это означает?
Темно-синий цвет — это цвет бесконечного Космоса, Веч ного Времени и Смерти. Кали способна преобразовывать эти три фактора непроявленного мира в мир проявленный.
Острый серп — это символ отсечения эгоизма. Для несведущего отсечение эгоизма подобно смерти, а для мудрого — это новая и подлинная жизнь, оплодотворенная духовным Знанием, которое отличает вечное от невечного и разрывает узы рабства.
Гирлянда черепов — это все творения мира, как и все его воплощения, которые обречены на смерть.
Отрезанная голова в руке Кали выражает гибельную идею отождествления духа с телом.
Юбка из отрубленных рук указывает на то, что Кали господствует над всеми действиями.
Труп, на котором пляшет Кали, означает инертную природу материи, лишенной жизненной силы. Кроме того, труп означает трансцендентную и неактивную природу чистого сознания как источника жизненной силы. Кали иногда изображают старухой или ведьмой, а иногда — очаровательной игривой девушкой. Порой Кали танцует, порой сидит или стоит.
Коренной основой мантры Кали, или Ее семенем, является слог КРИМ, который переводится как «крия» (действие). Простое повторение этого слога указывает на почитание Кали. Однако полная мантра такова:
КРИМ КРИМ КРИМ ХУУМ ХУУМ ХРИМ ХРИМ ДАКШИНЕ КААЛИКЕ КРИМ КРИМ КРИМ ХУУМ ХУУМ ХРИМ ХРИМ СВААХАА!
ХУУМ — мантра ярости, гнева и отречения. Этот слог используется также для пробуждения духовного огня и самореализации;
ХРИМ — мантра Божественной красоты, милосердия, очищения и преобразований;
ДЛКШИНЛ это та энергия Кали, которая отличает праведные мысли, слова и действия от неправедных;
КАЛИКА — иное имя Кали;
СБААХАА — мантра посвящения в Божественное Сознание.
Мантра КРИМ повторяется несколько раз для того, чтобы направить все наши усилия на внутреннее преображение энергий ХУУМ в экстатическую энергию ХРИМ.
Душой мантры Кали является Махакала или Господь Шива, олицетворение Вечного Времени. Лишь время может подтвердить, выстоим ли мы в испытаниях или нет. Наряду с мантрой Кали иногда используется и Кали Янтра. Помимо основной мантры применяют также и другую мантру, посвященную Чамунде, или свирепой форме Кали, о которой повествуется в предании «Дэви Махатмья»:
ОМ АЙМ ХРИМ КЛИМ ЧААМУНДААЯЙ ВИЧЧЕ СВААХАА!
Эта мантра начинается с Божественного слога ОМ, после которого следуют:
слог АЙМ (мантра Сарасвати, или мудрости); слог ХРИМ (мантра Парвати, или чистоты); слог КЛИМ (Кали);
слово СВААХАА — обращение к Чамунде; слово ВИЧЧЕ (означает «отсечь», т.е. эгоизм).
МЕДИТАТИВНЫЕ ПОДСТУПЫ
Существует несколько медитативных методов приближения к осознанию и почитанию Кали. Наиболее популярным является метод пранаямы, или молчаливого контроля над дыханием, в результате чего практикующий достигает и самореализации, и долголетия. Из всех мантр, используемых в этом методе, наиболее естественной и эффективной является мантра СО ХАМ. Санскритский звук СО означает «взять, удержать» и сопровождает вдох, а звук ХА, означающий «отдать», следует за выдохом. Когда наступает самадхи — приостанавливается дыхание. Но если мы не подготовлены к остановке дыхания всей предшествующей практикой последовательного отречения от привязанностей к земному, это небезопасно, ибо самадхи прерывает дыхание, чтобы одарить дыханием вечной жизни. Поскольку Кали символизирует Вечность, она одобряет медитацию на изменчивость внешнего мира, и потому этот метод широко используется как в индуизме, так и в буддизме. Суть метода состоит в том, чтобы видеть смерть или увядание во всем внешнем. Кто постиг истину Кали, видит старика в ребенке и ребенка — в старике, гниение в цветке и цветок — в гниении. Такой человек способен созерцать время со всех сторон и постичь его вечную природу.
Парамахамса Рамакришна является величайшим святым нашей планеты и, возможно, уникальным примером для совершенствования всего человечества. Он был беззаветно предан Кали, которая осчастливила его своей энергией (шакти), и своим самоотверженным поклонением Матери Рамакришна открыл новую эру духовного возрождения людей. Эту необычайную личность с полным правом можно назвать грандиозным пророком Кали и всех десяти Мудрых Богинь.
О Богиня, Ты поистине обладаешь тремя очами, подобными распускающимся синим лотосам, которые согревают надеждой и одаривают океаном милосердия, проливая в наши души целебный поток вечного блаженства.
О Божественная Мать, ты опьяняешь своей речью подобно виноградной лозе, которая исполняет все желания того, кто предался ей. Ты предоставляешь все для достижения любых целей, всегда украшая речь естественной красотой прозы и поэзии и направляя к духовному совершенству.
Восемь Строф прославления Тары из Тараштакам 2
Тара не только одна из основных индусских Богинь, но также и наиболее важная буддийская Богиня. Бодхисаттва Тара — супруга Божественного Будды Авалокитешвары, который взирает с состраданием на всех живых существ. Китайская традиция буддизма называет ее Кван Инь. Среди десяти Мудрых Богинь Тара напоминает первую трансформацию Кали, т.е. Время. Время и жизнь (Кали) непосредственно связаны с вибрацией, или Божественным Словом (Шабда Шакти), которое олицетворено в Таре. Слово — это сознание Времени, а Время — это движение Слова. Если Слово — разум Времени, то Время является его телом. Таким образом, созидательная вибрация, или Божественное Слово, представляют собой энергетический фундамент Бремени.
СПАСИТЕЛЬНИЦА
Термин «тара» восходит к санскритскому слову «три», которое буквально означает «перенести через» (например, через океан, гору или любую другую преграду). Обычно Богиню Тару призывают тогда, когда возникает критическая ситуация и необходимость узнать, по какому же пути пойти и что избрать. Поэтому к Таре обращаются как к Спасительнице. Идея Спасения стара, как мир и Веды, и присутствует во всех вероучениях и духовных традициях.
Кроме того, термин «тара» означает «звезда», поскольку «три» также означает «рассеивание» (например, звезды, рассеянные в небесах). Тара — звезда нашего вдохновения, наша муза, которая ведет нас по творческому пути.
ТАРА КАК ОМ
Божественное Слово ОМ широко используется как в индуистских, так и в буддийских традициях и восходит к мантре ОМ ОМ — сила звука (пранава) или изначальная вибрация. Слово «тара» указывает на мужское начало, которое на ведическом языке именуется ОМ, или Всевьгшним Шивой, известного в Ведах как Рудра, т.е. Тот, Кто озвучивает Божественную Энергию Бога (раскаты грома, например), трансформируя Откровения Божественного Слова в грозу и бурю.
ОМ называют Тарой или Таракой (Освободителем), потому что ОМ подобен ладье, которая переносит нас (тарати) через океан неведения (самсару).
Тара связана с Богиней Дургой, Которая помогает нам избежать опасных для жизни испытаний (дургани), и поэтому Ее иногда называют Дурга-Тара. Если Дурга олицетворяет силу, которая преодолевает или устраняет препятствия и проблемы, осаждающие нас, Тара символизирует дополнительную мощь, которая возвращает пас к жизни. Тара превозмогает все препятствия и не только возносит нас над ними, но и позволяет значительно приблизиться к более высоким уровням самореализации. Поскольку самым важным препятствием является беспокойная природа ума, заслоняющего Свет Высшего Разума, нам необходимо пересечь океан нашего собственного ума. Здесь Тара обеспечивает нас той силой, которая позволяет нам преодолеть бурные потоки волн наших мыслей, являющихся всего лишь жалкими осколками и фрагментами Божественных вибраций.
Тара — это женский символ ОМ, персонифицированный в Богиню, непроявленная вибрация в эфире сознания, посредством которого мы можем выйти за пределы всего проявления. Таким образом, Тара олицетворяет ОМ в эфире, а эфир пронизывает все проявленные и непроявленные формы и потому является полем разрушения и созидания Вселенной.
ОМ как Учитель, или Гуру
ОМ — особая вибрация и специфический звук, который проявляет все слова и их значения. ОМ — это первичный и