для почитания Божественной Матери во всех Ее формах. Божественную Мать называют Шри Ма (почтенная, прекрасная или великолепная Мать), и эту мантру также можно использовать для служения.
Покровителем мантры, посвященной Бхуванешвари, является Шива как Бхуванешвара, Господь мира, или Натарадж, Господь вселенского танца. Бхуванешвари тоже танцует, и Ее танец — это Творение. Что же касается янтр, Бхуванешвари можно почитать Шри Янтрой или Бхуванешвари Янтрой.
МЕДИТАТИВНЫЕ ПОДСТУПЫ
Некоторые предпочитают приближаться к Бхуванешвари, медитируя на аспект бесконечности или пустоты. Этот метод, конечно, вполне применим на практике, но он скорее предварительный. Более рекомендуется метод концентрации на пространство между объектами, чем на сами объекты. Между объектами всегда существует некое пространство, а между тем мы чаще всего не замечаем его и обычно устремляем внимание на объекты. Объекты изменчивы, часто волнуют нас, но пространство между ними постоянно и неизменно, поэтому если мы действительно желаем проникнуться неизменным миром и постоянной любовью Божественной Матери, нам следует обратить внимание на пространство, занимаемое Матерью здесь и сейчас.
Другой метод заключается в том, что мы культивируем практику свидетеля, наблюдающего за всем происходящим от-страненно, не отождествляясь ни с чем. В каждом из нас есть потаенный уголок нашей естественной и подлинной природы, которая, подобно свидетелю, пребывает по ту сторону страданий и отождествлений. Этот уголок и есть наше присутствие в лоне Бхуванешвари.
Еще один метод состоит в том, что мы пребываем в сфере неизвестности и перестаем распознавать имена и формы, их присутствие, словно созерцая ничто, хотя всюду, всегда и во всем существует энергия.
Для достижения созидательной силы Бхуванешвари, следует зафиксировать весь наш созидательньш потенциал внутри себя и предложить его Богине, чтобы Она сформировала то, что Сама сочтет нужным. Если мы опустошили себя для Богини, Богиня наполнит нас Собой.
5. БХАЙРАВИ — БОЕВАЯ БОГИНЯ
Ты сияешь, как огонь, и жар энергий исходит от Тебя,
Ты плод деяний, о Богиня Дурга и Бхайрави, я ищу приюта у Твоих лотосных стоп и преклоняюсь пред Твоей чарующей силой спасения.
О Светозарная, Ты избавляешь нас от проблем и направляешь к лучшей жизни,
Пусть Твое сияние и тепло всегда будет щедрым прибежищем для нас и дарит мир и счастье всем, кто созидает.
О Божественный Огонь, Ты знаешь все рождения, и можешь спасти нас, подобно кораблю, переплывающему бушующее море,
Славим Тебя, Солнце, как защитника нашей жизни.
Маханараяна Упанишад, Дурга Сукта 2-4
Индейцы племени зуни в Северной Америке все духовные феномены подразделяют на две категории: прекрасные и опасные. Они, однако, не исключают друг друга. Часто прекрасное и опасное переплетаются, как мы уже убеждались на примере Кали. Слово «бхайрави» переводится как «ужасающая» и является могучей, устрашающей и энергетичной формой Богини. Она излучает жар и сияние, теджас, который свидетельствует об изначальной мощи, или Божественной энергии. Эту энергию мы порой ощущаем тогда, когда нас что-либо пугает: в действительности это Ее энергия сжигает и уничтожает все ограничения и иллюзии эгоцентрического существования. Хотя Бхайрави олицетворяет гнев и свирепость, эти силы Она направляет не против нас, а про тив тех негативных тенденций внутри нас, которые мешают нашему духовному росту. Однако Бхайрави посылает нам испытание, и чтобы перенести его, Она руководит нами и защищает нас. Гнев Бхайрави — не просто гнев обычной женщины, но материнский гнев, направленный против того, что угрожает Ее детям.
БХАЙРАВИ КАК ВЫСШЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ
Бхайрави олицетворяет Божественную пламенную Речь (те-джас). Она есть Слово без артикуляции, свободное от определений, пылающий источник, который, как меч, отсекает всякое противостояние. Бхайрави — сияние и жар непосредственного сознания (чидагаи), которое является пределом постижения Истины. Как теджас (сияние) Бхайрави управляет танма-трами, тонкими потенциальными энергиями, которые формируют взаимосвязь пяти грубых элементов и пяти органов восприятия. С помощью танматр Бхайрави управляет как чувствами, так и элементами. Таким образом, инстинкт жизни исходит из Бхайрави. Бхайрави иногда называют Дургой, т.е. Богиней, которая устраняет жизненные проблемы. Дурга сидит верхом на льве (символе огня и солнечной энергии), держа в руках различные виды оружия, с помощью которых Она сокрушает демонов и негативные силы. Она помогает нам избежать болезни, страдания, невежества и смерти Бхайрави непосредственно связана с Тарой (спасительницей), так как и Бхайрави, и Тара олицетворяют Речь (Бак). Однако Тара символизирует Просветленное Слово (Пашьянти Вак), а Бхайрави указывает на Высшее Слово (Пара Вак). Следовательно, Бхайрави — более тонкая сущность, к которой восходит Тара. Можно сказать, что самый высокий потенциал речи Тара получает тогда, когда сливается с Бхайрави или когда просвет ленное Слово превращается в пламенное сияние. И наоборот, когда тускнеет яркое зарево сияния, Божественная Форма Бхай рави трансформируется в Форму Тары и обретает человеческие черты красноречия.
БХАЙРАВИ КАК ТАПАС
Жестокая форма Божественной энергии существует в каждом из нас как горячая трансформирующая сила (тапас). Слово «тапас» иногда переводят как «аскетизм», что означает усиленное стремление, которое готово пренебречь второстепенными интересами ради важнейшей цели. Если нас действительно что-то заинтересовало, мы естественно отходим от наших прежних пристрастий. Тапас действительно является тем подлинным интересом и глубоким поглощением духовной жизнью, вследствие которой уже не хочется желать чего-либо еще. Тапас — это высокая точка духовного кипения, которое заставляет нас отказываться от всего, что является несущественным в жизни. Бхайрави как тапас особенно помогает тем, кто ищет Истину и стремится контролировать свои сексуальные импульсы (брахмачарья). Сила Бхайрави даст им возможность управлять чувствами, эмоциями и блуждающими мыслями. Эта сила поможет нам во время поста, тихой молитвы, медитативных пауз, паломничества, при культивировании целомудрия или каких-либо других духовных практик и испытаний. Независимо от того, каюк преграды возникают в нашей практике та-паса, мы можем всегда обратиться к Бхайрави, чтобы Она помогла нам устранить их.
БХАЙРАВИ КАК ВОИТЕЛЬНИЦА
Ужасная форма Бхайрави связана с ужасной формой Богини Чанди, главным Божеством из знаменитой поэмы в семьсот стихов «Дэви Махатмья» (известной также как «Дурга Сап-тасати, или Чанди»), в которой прославляется победа Дурги над демонами. Бхайрави также является воительницей, которая сокрушает священным огнем своих речей различные препят-_т»а я п 1 пути к духовному самосознанию. Она, как и Чанди, уничтожает преграды, которые мешают достижению четырех целей в жизни — наслаждения, богатства, различения и свободы (т.е. камы, артхи, дхармы и мокши). Другой важной формой Дурги является десятирукая Махишасура Мардини, которая одержала победу над демоном Махишасуру, прибежищем жизненных пристрастий (особенно сексуальных вожделений), связывающих нас с внешним миром. И это также форма Бхайрави.
ТРИ ФОРМЫ БХАЙРАВИ
Бхайрави так же, как и Сундари, является Трипурой, или «трехградной», несмотря на то, что Сундари — это красота, а Бхайрави — ужас. Красота и ужас часто дополняют друг друга. Тантрическая наука обучает тому, как продвигаться от ужаса к красоте. Прежде чем наслаждаться прохладой и нежностью, нам необходимо научиться преобразовывать огонь и свирепое сияние Бхайрави. Бхайрави триедина, как Огонь (Аг-ни), Молния (Видьют) и Солнце (Сурья). Эти три формы света пронизывают три мира — Землю, Атмосферу и Небеса. Ее исходной формой является земная, но земля нуждается в защите и потому необходима сила. Три великие формы, которые прославляет «Дэви Махатмья», также являются Ее формами: Махалакшми, Махакали и Махасарасвати. Это — махафор-мы Лакшми (супруга Вишну-Охранителя), Кали (супруга Шивы-Разрушителя) и Сарасвати (супруги Брахмы-Созидателя). Таковы грандиозные формы Богинь, которые устраняют все препятствия и негативные силы. Следовательно, Бхайрави можно почитать как высшую форму Богини в Ее многообразных воплощениях.
БХАЙРАВИ И РУДРА
Супругом Бхайрави является Бхайрава — свирепая форма Шивы. Бхайрава известен как Рудра (ревущий) — древнее ведическое Божество, от которого произошел Шива. Шива — это мир, приходящий к нам, если мы сможем перенести испытания, которые обрушил на нас Божественный гнев Рудры. Рудра воплощает грозную силу Божественного Слова, как и его супруга Рудрани. Поклонение Рудре путем воспевания Рудрам (раздел Яджурведы) непосредственно связано с Бхайрави. Если мы не готовы к встрече с Бхайрави, не следует преждевременно пробуждать Ее устрашающую силу. Нам не позволят взаимодействовать с Ней наполовину или выбрать для себя то, что мы хотим. Нам необходимо рассчитывать только на Ее ми лость, если мы решили очистить свой ум в огне Божественной трансформации под руководством Бхайрави.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ В ТЕЛЕ
Бхайрави пребывает в муладхаре — корневой чакре у основания позвоночника. Она означает то же, что и пробужденная сила Кундалини, которая основательно очищает нашу природу и может погубить нас, если мы не готовы к этой встрече.
МЕДИТАТИВНАЯ ФОРМА Бхайрави сверкает тысячами восходящих солнц. У Нее три глаза, а на голове драгоценная корона, увенчанная полумесяцем. На счастливом лотосоподобном лице сияет улыбка. На Ней красные шелковые одежды, запачканные кровью отсеченных человеческих голов, нанизанных гирляндой. Она имеет четыре руки: одной Она держит книгу, другой — четки, третья рука жестом изображает мудру познания, а четвертая — благословляет. Иногда вместо жеста познания Богиня изображает жест рассеивания страха. Она восседает на красном лотосе, а на других изображениях — на трупе. Ослепительный свет является основной чертой этой формы.
Бхайрави персонифицирует свет «и огонь и символизирует победу света над тьмой. Таким образом, Она безоружна. Пред нами Богиня, одержавшая триумфальную победу над бесовскими силами.
Мантра Бхайрави состоит из трех семенных слогов: ХСРАИМ ХСКЛРИМ ХССРАУХУ
Эта мантра может выявлять и устранять негативные силы. Обладая проникающей мощью, она способна прозондировать нашу психику, обнаружить негативные энергии и уничтожить их. Словно узконаправленный лазерный луч, эта мантра высвечивает самые потаенные и темные закоулки нашего ума, вскрывая и выжигая мрачные энергии. Следовательно, с этой мантрой необходимо обращаться очень осторожно и осмотрительно. ХС — звук, пробуждающий змеиную силу Кундалини и принуждающий огненную энергию к движению. ХСР -наиболее проникающий и выжигающий звук.
Брахма, Вишну и Шива воедино персонифицируют Провидца мантры для Трипура Бхайрави, так как в Своих трех формах Она является соответственно супругой Махасарасвати, Ма-халакшми и Махакали. Но наиболее специфической и свирепой формой Провидца является Бхайрава, одна из ипостасей Шивы. Вместе с мантрой можно использовать Бхайрави Янтру. Бхайрави поклоняются также с помощью мантры СВАХА, которая означает «личное предложение Божеству». Обычно эту мантру используют при огненном обряде, ибо Сваха -это одна из жен Агни, или Божественного Огня. Многие мантры заканчиваются восклицанием «Сваха!», акцентирующим Божественный смысл Высшего Слова.
Бхайрави, как и Трипуре, можно поклоняться с помощью панчадаши-мантры и Шри Чакры. Однако, чтобы достигнуть Сундари, необходимо приблизиться к Бхайрави. Поэтому путь от корневой чакры муладхары, где обитает Бхайрави, до коронной чакры, к Сундари, является подлинной тропой йоги. Эту тропу называют также тропой к космической горе Суме-ру, или Шри Чакрой.
МЕДИТАТИВНЫЕ ПОДСТУПЫ
Медитация на внутренний свет представляет один из способов приближения к Бхайрави. Природу внутреннего света можно распознать третьим глазом. Внутренний свет сопровождается внутренним звуком, который называется «нада», первичной вибрацией. Природа этого звука