представляют модификацию ума. Я — это энергия Пракрита (Шакти), мощь проницательного видения, Душа и Источник Пракрита.
Пуруша и Пракрита (Дух и Природа) составляют единое Целое в Брахмане, или Абсолюте, — субстанции всего Сущего и энергии всего сознания. Все йогические практики направлены на то, чтобы возвратить нас к Абсолюту, к Я. Брахман — Вы сшая Реальность, или чистая Сущность, во всем Сущем, объективном и субъективном, проявленном и непроявленном.
Пракрита связана как с Майей (энергией Иллюзии), так и с Шакти (энергией Сознания) и представляет силу, которая позволяет объектам появиться. Майя — также энергия, которая превращает Единое во множество, а Авидья (неведение) скрывает Реальность Единого, заставляя воспринимать множество как реальность. Шакти является энергией сознания, которое устраняет неведение и обнажает единственную Реальность Я. Майя-Пракрита и Атман-Брахман в действительности представляют Единство как изначальная и вечная энергия Творения.
ПЯТЬ ОБОЛОЧЕК И СЕМЬ УРОВНЕЙ БЫТИЯ
Результат пристальных исследований трех тел (физического, астрального и причинного) был зафиксирован еще в Упанш пядях, в которых сказано, что три тела функциоиптуют как пять оболочек:
Питательная оболочка (Аннамайя коша) насыщает физическое тело пищей посредством пята грубых элементов.
Витальная оболочка, или жизненный воздух (Пранамайя коша), связывает физическое и астральное тела и насыщает пра-ной и ментальной энергией.
Ментальная оболочка, или сфера ума (Маномайякоша), связывает астральное и причинное тело с помощью 16 таттв: десяти чувств, ума и пяти элементов (танматр).
Интеллектуальная оболочка, или сфера разума (Виджня-накоша), образуется тогда, когда 16 таттв пробуждают интеллект, или 17-ю таттву Виджняна кошу, которая господствует над умом и контролирует его. Она также известна как сукшма шарира, пребывающая в Брахмарандхре на макушке головы.
Экстатическая оболочка, или Сверхсознание (Ананда-майякоша).
Все эти оболочки функционируют под управлением трех универсальных космических принципов: CAT (Бытие), ЧИТ (Сознание) и АНАНДА (Блаженство), раскрывая или сдерживая возможности самосовершенствования.
СЕМЬ ЧАКР
Практика йоги направлена на пробуждение в тонком теле змеиной силы Кундалини, которая свернута в З’Л кольца у основания позвоночника. Структура тонкого, или астрального, тела состоит из семи астральных чакр (энергетических центров). Слово «чакра» означает «вращение», т.е. колесо. Иногда чакра
ми называют лотосы с различным числом лепестков. Каждый лепесток обозначает одну из мантрических букв санскритского алфавита, а каждая чакра управляет определенным элементом, органом, праной и функцией ума с помощью своих физических копий, выполняя психофизиологическую функцию в нервных сплетениях и эндокринных железах.
1. Муладхара чакра-Земля (корень)
Символ Земли — желтый квадрат. Семихоботный слон -символ семицветной радуги, семи минералов, семи нот и др. Чакра таттв (т.е. сущности) Земли — муладхара (основа корня) расположена у основания позвоночного столба, между половыми органами и задним проходом. Малиновый лотос этой чакры имеет 4 лепестка с буквами ВАМ, ШАМ, САМ и ССАМ. Семенем мантры (биджа-мантрой) земной таттвы является слог ЛАМ (грубое выражение тонкой вибрации этого центра). Три оборота — три гулы, пол-оборота — трансцендентное состояние. Из органов чувств муладхара управляет обонянием (нос), а из органов действия — выделительными функциями (анус). Муладхара ассоцШ1руется с ахамкарой и праническим потоком — апана вайю, идущим вниз. В физическом теле невидимые астральные силы чакры управляют функциями мо-чеполовой системы и имеют физическую копию (яичники) в эндокринной области и сакральном сплетении.
Основной символ таттвы Воды — белый полумесяц. По тра-дищш, свадхнеххану называют сексуальным центром, хотя в действительности сексуальный импульс первоначально возникает именно в муладхаре. Буквальный перевод слова «свадхистхана» означает «самодостаточная». На шести лепестках оран жево-красного лотоса 6 мантр — БАМ, БХАМ, МАМ, ЙАМ, РАМ и ЛАМ. Биджа-мантра — ВАМ. Крокодил символизирует иллюзию ума, лишенного самосознания, и скрытые кармы. Из органов чувств свадхистхана управляет вкусом (язык) и эмоциональной сферой ума, а из органов действия — системой воспроизведения. Чакра ассоциируется с прана вайю — внутренним праническим потоком жизненных сил. Локализация в фи зическом теле — копчик и мочеполовая система. Физическая копия в эндокринной системе — надпочечник.
Манипура чакра-Огонь (пуп)
Символ манипуры — перевернутый красный треугольник Баран — символ неустрашимого натиска и могучей выносливости. Манипуру иногда называют пупочной чакрой, так как она расположена за пупом. Слово «манипура» означает «драгоценный юрод». В огненной чакре десять лепестков, на которых сияют золотом 10 мантр: ДАМ, ДХАМ, НАМ, ГАМ,
Ill ПРАКТИКА ТАНТРИЧЬСКОЙ ЙОГИ
I. Тантрическая йог»
ТХАМ, ЯДАМ, ДДХАМ, ННАМ, ПАМ и ПХАМ. Биджа-ман-тра — РАМ. Из органов чувств манипура управляет зрением (глаза), а из органов действия — ногами. Чакра ассоциируется со способностью рассудка (Буддхи) и с жизненным потоком, устремленным вверх, — удана вайю. В физическом теле манипура управляет солнечным сплетением и пищеварительной системой, особенно печенью и тонким кишечником. Физическая копия в эндокринной системе — поджелудочная железа.
4. Аиахата чакра — Воздух (сердце)
Основной символ — дымчатая шестиконечная звезда, или печать Соломона. Чакра функшюгафует на уровне сердца. В переводе «анахата» означает «неразбиваемая». Темно-красный лотос имеет 12 лепестков с мантрами КАМ, КХАМ, ГАМ, ГХАМ, НАМ, ЧАМ, ЧХАМ, ДЖАМ, ДЖХАМ, ДЖНАМ, ТАМ и ТХАМ. Семенной слог ЙАМ. Из органов чувств анахата управляет осязанием (кожа), а из органов действия — руками. Чакра ассоциируется с жизненной энергией вьяна вайю. В физическом теле она обусловливает функционирование солнечного сплетения и циркуляцию крови. Физической копией астрального энергетического оригинала в эндокринной системе является железа тимус.
5. Вишуддха чакра — Эфир (горло)
Основной символ — темно-голубой круг. Эфирная чакра вишуддха (что значит «очень чистая») дымчато-серого цвета и имеет 16 лепестков, на которых начертаны 16 гласных санскритского алфавита: AM, ААМ, ИМ, НИМ, УМ, УУМ, РИМ, ЖИМ, ПРИМ, ПРИИМ, ЭМ, АИМ, ОМ, АУМ, AM, АМХ Би-джа-мантра — ХАМ. Из органов чувств чакра управляет слухом (ухо), а из органов действия — артикуляционной системой языка и голосовых связок. Вишуддха — обитель индивидуальной души, источник вдохновения и сбалансированного пранического потока самана вайю. В физическом теле она обусловливает функционирование гортани и респираторной системы. Физической копией в эндокринной системе является щитовидная железа. Покровительница чакры — Богиня Шакини.
111. ПРАКТИКА ТАНТРИЧЯСКОЙ ЙОГИ
I. Тантрическая йог»
7. Сахасра Падма чакра — Коронная чакра (Главный Центр)
Основной символ — точка. Аджна в переводе означает «штаб, команда», так как именно отсюда все чакры получают руководство к действию. Аджна чакра или третий глаз, имеет всего 2 серебристых лепестка (хотя по некоторым подсчетам находят 48). На них две мантры ХАМ и КШАМ, завершающие 50 букв санскритского алфавита и символизирующие Пурушу и Пракрита. Таким образом, в шести чакрах всего 50 лепестков и 50 букв. Биджа-мантра — XIIIAM (символ терпения, мира и силы духа). Здесь — пространство ментального эфира, который лежит в основе таттвического эфира как элемента. Здесь локализована первичная прана, или жизненная сила, и здесь же центр нашего подлинного Я, контакт с Ишварой. В физическом теле аджна чакра стимулирует функцию мозжечка и продолговатого костного мозга, а также управляет вегетативной нервной системой. Физической копией в эндокринной системе является железа гипофиз. Покровительница чакры — Богиня Хакини.
Сахасра Падма в переводе с санскрита означает «тысяче-лепестковый лотос», центр чистого сияющего сознания. Иногда эту чакру называют «коронной» в том смысле, что она, как солнце, сверкает над проявленным миром и расположена над головой, в короне, как обитель Духа (Атмана, или Пу-руши). Слог ОМ является семенем чакры. Здесь локализовано пространство духовного и материального эфира, обитель Я (Параматмана), источник руководства всем телом и всеми -жергиями, сущность самой жизни. В физическом теле чакра взаимосвязана с головным мозгом и управляет нервной системой. Физической копией в эндокринной системе является шишковидная железа. Покровительница чакры — Богиня Якини.
НАДИ
Тонкое астральное чело, как и физическое, имеет свои про-иодящие каналы и потоки, или нади. Существует 72 тыс. таких каналов. Из них 14 являются существенными, а 3 — наи-чо,,ее важными.
Сушумна
Сушумна — самый главный канал, который пронизывает астральное пространство позвоночного столба и в физическом теле соответсгвует спинномозговому стволу в позвоночнике. Чакры нанизаны, подобно лотосам, вдоль сушумны, которая обладает огненной природой и может вечлшаменитъея с помощью пробужденной Кундалини.
Ида и питана
Слева и справа от сушумны синусоидально переплетаются между собой два канала — ида и пингала, образуя восьмерки, расположенные одна над другой. Поднимаясь от основания позвоночника все выше и выше, они пронизывают каждую чакру и заканчиваются в соответствующих ноздрях: ида — в левой ноздре, а гтинтала — в правой.
Левая нади (ида) называется лунной, так как она пропитана холодной энергией Луны. Ида белого цвета, символизирует женское начало, имеет водную природу (капха) и успокаивает. Слово «ида» буквально означает «вдох, обновление». Ида особенно активной бывает ночью, поддерживая сон. Психологически она повышает силу эмоций, чувствительность, влечение и привязанность.
Правая нади (пингала) называется солнечной, так как она пропитана горячей энергией Солнца. Пингала — означает «красная». Она символизирует мужское начало, обладает огненной энергией (питта), сухой, горячей и стимулирующей. Пингала лучше функционирует днем и повышает активность. Психологически она развивает потенциал мышления, восприятия, склонность к анализу и различению. Как правило, дыханием управляет один из двух каналов, взаимно сменяя друг друга через каждые несколько часов в зависимости от времени, обстоятельств и личной конституции.
Существуют, однако, еще пять важных нади, 1тростираю1Цих-ся от органов чувств к третьему глазу. Таким образом, к голове подходят уже семь нади. Кроме того, каждое ухо и каждый глаз имеют нади. Есть еще нади под названием Сарасвага. Она соединяется с языком для функционирования речи. Другие дополнительные нади снабжают пранической энерги-й руки, ноги, органы выделения, мочеполовые органы, пище-нарительную систему, кожу. Йогины способны ощущать, как протекают потоки праны по многим каналам нади.
Дополнительные чакры
Существует несколько менее важных чакр, функционирующих на ногах и руках. В некоторых трактатах говорится также о чакрах над головой. В действительности все чакры находятся вне физического тела и их можно ощущать лишь с помощью третьего глаза. Однако для практик тантрической йоги достаточно семи чакр.
ПЯТЬ ПРАН В АСТРАЛЬНОМ ТЕЛЕ
В соответствии с функциями и направлениями прана разделяется на пять основных потоков.
Самана вайю — уравновешивающий энергетический поток. Локализован в области пупа, регулирует пищеварение в физическом теле, олицетворяет эфир в астральном теле, управляет из вишуддхи, формируя пространство для уравновешенного и хладнокровного ума. Ментальная функция соотносится с индивидуальным Я (дживатманом).
Въянавайю — энергетический поток, пронизывающий все тело. Регулирует движения и циркуляцию в физическом теле, олицетворяет воздух в астральном теле, управляя из анахаты и формируя пространство для осознающего ума. Ментальная функция соотносится с основой сознания (читтой).
Уданавайю — восходящий поток. Локализован в горле, регулирует речь в физическом теле, олицетворяет огонь в астральном теле, управляя из манипуры и формируя пространство для восприятия, различения и самосознания. Ментальная функция соотносится с пониманием (буддхи).
Ирана вайю— поток, прошжающий внутрь. Локализован в ««рдце и в мозге, регулирует вдох в физическом теле, олицетворяет воду в астральном теле, управляя из свадхистханы и формируя