мы еще не готовы к практике йоги.
III. ПРАКТИКА ТАНТРИЧЕСКОЙ ЙОГИ
3. Тантрическая ч аювердическая наука
По мере продвижения регггхщуктивной жидкости к голове флюиды дистиллтпруются и становятся Сомой. Для этого требуется прокалить желания в огне очистительного дыхания и обнаружить Божественный огонь внутри себя. Сому, или наше стремление к исполнению желаний, зафиксированных на внешнем мире посредством активизации нижних чакр, нужно переориентировать на внутренний мир посредством активизации верхней чакры, или третьего глаза. После этого Агни (силу восприятия и внимания) следует переместить от головы к основанию позвоночника, т.е. от фиксации чувств на внешнем мире к фиксации на внутреннем источнике жизни. Но для этого необходимо уравновесить беспокойный ум, отделить его от сенсорных стимуляторов, которые обусловливают энергию ума, и обнаружить более глубокое восприятие, сокрытое в глубинах Бессознательного. Многие йогические методы, особенно те, которые включают культивирование преданности, преследуют именно эту цель очищения сексуальной энергии, применяя асаны (йогические позы), пранаямы (дыхательные упражнения), мантры, медитацию, музыку и пение.
Надаибинду
Агни, или Огонь, локализован в корневой чакре, у основания позвоночника, и связан с силой Кундалини, которая обитает там же. Сома же, или прохладный нектар амриты, локализован в коронной чакре, над макушкой головы. Согласно тантрической йоге, когда жар Огня достигает Сомы, он растапливает амриту и происходит слияние Агни (Шакти) с Сомой (с Шивой). Иными словами, Огонь, или Шакти, — это восхождение нашего духовного стремления к Божественности, а Сома — это снисхождение милости Бога к нам. Оба фактора необходимы, и каждый служит для взаимного дополнения и поддержки.
Агни связан с надой, изначальной и восходящей звуковой вибрацией, а Сома — с бинду, каплей чистого нисходящего пробуждения. Взаимодействие нады (Шакти) и бинду (Шива) создает Вселенную Нада олицетворяет женскую энергию интенсивной преданности и стремления, а бинду — мужскую энергию ясного и беспристрастного созерцания. Сила нады возрастает при работе со звуком и мантрой, а сила бинду возрастает с углублением медитации и самосознания.
Между двумя антиподами Агни и Сомой сокрыт третий принцип, который рождается при слиянии первых двух. Агни и Сома — огонь и вода — образуют Вайю (ветер или воздух). Космические мужские и женские силы, отец и мать, объединяясь, создают ребенка по имени Жизнь, или Прана. В то время как обычная сексуальная активность жизни воспроизводит саму себя, создавая внешние формы, практическая йога проявляет внутреннюю, или духовную, жизнь. Так возникает новое измерение жизни или подлинная реальность сознания, неограниченного физическими формами.
Тантра утверждает, что Божество Вайю живет в сердечной чакре, которая связана со стихией воздуха. Союз Агни и Сомы открывает эту чакру и насыщает ее энергией. Обычно тантра связывает Агни с двумя нижними чакрами земли и воды (муладхара^вадхистхана), Вайю — с чакрами огня и воздуха (ма-нипура-анахата), а Сому — с двумя верхними чакрами эфира и ума (вишуддха аджна).
Сурья—солнце
После того как три принципа начали функционировать, возникает четвертый, унитарный, принцип, объединяющий все остальные. Агни, Сома и Вайю сливаются в Сурьс, т.е. огонь, вода и воздух стираются в одну сущность — солнце, которое олицетворяет источник тепла, света, осадков и жизни.
Этот солнечный высший принцип является началом и концом трех принципов, а также центром, вокруг которого вращаются все движения. Согласно Ведам, Я, или Атман, сияет как Солнце внутри сердец и представляет центр нашего бытия. Следовательно, высшей йогой является солнечная, или тантглгческая, йога, потому что она нацелена на проявление Божественного Света Сознания, Солнца Солнц внутри нас.
ПРАНА, ТЕДЖАС И ОДЖАС — ДУХОВНЫЕ ЭНЕРГИИ ВОЗДУХА, ОГНЯ И ВОДЫ
Познакомившись с основными принципами йоги, мы можем детальнее поговорить о том, как действуют тонкие энергии ума и тела. Для этого введем некоторые понятия ведической медицины — аюрведы, которая даст нам возможность больше узнать не только о свойствах физического тела, но также о его тонкой природе, основанной на универсальных космических и биологических принципах. Многие практические рекомендации тантры восходят к основам аюрведы, и поэтому высшие аюрведические практики связаны с тантрой.
Наука аюрведы опирается на теорию трех дош, или кон-цепцию трех биологических сил: вата (воздух), питта (огонь» и капха (вода). Эти силы макрокосма являются важнейшими структурирующими факторами и в микрокосме тела, представляя собой различные органические типы. Аюрведа рассматривает их как взаимодействие трех сил с преобладающим влиянием одной из них.
Аюрведические книги детально исследуют специфику этих дош, их вариации и комбинации. Впрочем, для практики йоги нет необходимости детально вдаваться в изучение каждой из дош, хотя это полезно знать для укрепления здоровья. Однако’ более важно знать и понимать, как эти энергии активизируются в нашем теле вследствие регулярных занятий практической йогой.
Тонкие доиш праны, теджаса и оджаса
Три данных фактора настроя существуют не только на грубом биологическом плане, но также и на тонком ментальном уровне. Так, например, три биологические доши — вата, питта и капха — имеют соответственно три тонкие сущности, такие как прана, теджас и оджас, которые предъявляют собой духовные энергии. Их можно определить следующим образом:
1. Прана — это жизненная сила или дыхание. Она подобна доше вате и является энергией воздуха, но в своей тонкой ментальной форме представляет воображение и мыс еиное иосприятие.
Теджас — это жар и сияние. Оп подобен доше питте и ннляется энергией огня и пищеварения, но в своей тонкой ментальной форме представляет средство, переваривающее •моции и идеи.
Оджас — это основа всех сил. Он подобен доше капхе и является энергией воды, но в своей топкой ментальной форме представляет важнейший энергетический флюид, пополни 01ЦИЙ запасы психофизического потенциала. Оджас — это наши терпение и выдержка.
Таким образом, прана, теджас и оджас — это духовные энер-I ми воздуха, огня и воды, возвышенные формы нашего сознания, которое является основной причиной проявленных и ненроявленных форм. Силы пяти танматр (земли, воды, огня, воздуха и эфира), как и пяти чувств, востгоштимающих модификации танматр, зависят от того, в каком состоянии находятся духовные энергии праны, теджаса и оджаса, которые в конечном счете проявляют отражающую мощь Абсолюта и его тройственную природу Сат-Чит-Ананды (Бытия-Сознания-Блаженства). Прана восходит к Сат, или чистому Бытию, как воля к вечной Жизни и стремление к единству со всей жизнью. Теджас восходит к Чит, или чистому сознанию, как поля к абсолютному постижению света Истины. Оджас восхо-чит к Ананде, или чистому Блаженству, как воля к вечной и «вершенной Любви.
Бытие — прана, илт воздух, — ЖИЗНЬ.
Сознание — теджас, или огонь, — СВЕТ.
Блаженство — оджас, или вода, — ЛЮБОВЬ. Божественный принцип Сат-Чит-Ананды отражен в каж-
Ц1й индивидуальной душе, как тройственная природа жизни «Ирана), света (теджас) и любви (оджас). Сат как прана, или жизненная сила, наделяет жизнеспособностью потенциальные 1В0йства души, которые без этого остаются обездвиженной массой материи. Чит как теджас, или сила света, наделяет сознанием потенциальные свойства души, которые без этого остаются бессознательной массой материи. Ананда как оджас, или сила чувств, наделяет чувствительностью псаенш ильные свойства души, которые без этого остаются инертной массой материи, лишенной красоты. Эти три взаимосвязанных принципа нацелены на пробуждение Божественного Сознания.
Согласно древнейшей Чхандогье Упанишаде, Вселенная пронизана тремя каскадами троиц.
Вода — питье (апас).
Они восходят к тонким дтюйникам:
Сущность пищи — ум (манас).
Сущность воды — дыхание (прана).
Им соответствуют:
Пище и уму — оджас.
Воде и дыханию — прана.
Огню и речи — теджас.
Оджас — основная флюидная сущность, извлеченная из пищи, которая поддерживает и стабилизирует функцию ума, особенно его эмоциональную природу. Репродуктивный флюид превращается в оджас, формирующий сущность ума.
Прана каждого живого существа является неотъемлемой частицей космической Праны, или абсолютной жизненной силы. Мы извлекаем прану из флюидов как средство к существованию. Известно, что вода насыщена праной и потому аюрведа рекомендует нам использовать свежую и чистую воду, которая особенно богата праной.
Речь обладает огненной природой и связана с теджасом. Жар и свет мы извлекаем из тела, особенно из чувственных впечатлений, наделяющих нас экетфессией и способностью самовыражения.
Локализация тонких дош в теле
Прана, теджас и оджас локализованы определенным образом в тонком теле, из которого пульсирует их активность. Огонь, или теджас, локализован в корневой чакре муладхаре, символизирующей землю. В этой чакре расположена Пара Вак (высшая обитель речи). Прана обитает в сердечной чакре воздуха — анахате, центре безмолвной вибрации, а оджас — в коронной чакре головы.
Коренная, сердечная и коронная чакры как теджас, прана и оджас управляют тремя основными центрами тонкого тела и ответственны за их равновесие и правильное функционирование в физическом теле
Агни, Вайю и Сома
В Ведах часто упоминаются Божества Агни, Вайю и Сома, которым соответствуют: теджас и Богиня речи Вак, прана и ведущий Бог Индра, а также оджас и напиток бессмертия ам рита под управлением Сомы. И все же Агни, Вайю и Сома -более тонкие энергетические сущности, чем теджас, прана и оджас, в чем убеждает йогическая практика. Возвышенная форма оджаса превращается в Сому, концентрированная форма теджаса — в Агни, а универсальная форма праны — в Вайю или Индру.
Движение Кундалини
Регулярная йогическая практика активизирует прану, теджас и оджас (Вайю, Агни и Сому) и освобождает наше сознание, проявляя природу Атмана и Абсолюта (Брахмана).
Как уже говорилось выше, Агни, или огонь, локализован в форме Кундалини-шакти, или змеиной силы, в основании спинного хребта, символизируя центр Земли, в котором кипит ог ценная стихия. В этом подземном алтаре пылают все наши вожделения и страсти, вырываясь наружу, подобно молниям и извержениям вулканов. Кундалини-шакти, как и Агни, олицетворяет речь, которая также обладает пламенной природой*. Санскритский алфавит зафиксировал все совершенные вибрации, из которых формируется пламенная речь, в форме биджа-мантр. Этими буквами, как гирляндами, украшены шеи Богинь.
* Недаром говорят: «зажигательная речь» или «пламенный оратор».
Сома (символ воды и Луны) живет в головной чакре в форме нектара бессмертия, подобно дождю, сокрытому в грозовых тучах. По мере того как огонь Кундалини восходит сквозь центральный канал сушумны, приближаясь все ближе к Соме, нектар амрита оттаивает и начинает снисходить, капая вниз. Когда огонь достигает вершины головы и Сома пропитывает все тело до самого основания позвоночника, наступает самореализация. Это означает, что Агни и Сома меняются местами и поглощаются сердцем
Вайю, или прана, — это молниеносные вспышки (видьют), которые управляют подъемом Агни и спуском Сомы. Прана в сердце побуждает Агни и Сому (теджас и оджас) к слиянию. Союз Агни и Сомы интегрирует и преобразует прану из смертной энергии в энергию бессмертия. Так происходит рождение духовного сознания, подобного ведическому Божеству Индре.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ (ВАК) И ДЫХАНИЯ (ПРАНЫ)
Ум, или обусловленное сознание, веданта определяет таким понятием, как «внутренний орган» (антахкарана), который имеет три функции: 1) сенситивный ум (манас) — ощущение и восприятие; 2) эмоциональный ум (читта); 3)