рациональный ум (будлхи).
Сенситивный ум, иди манас
Манас — это низшая способность сознания, обусловленного пятью органами чувств, 01цущениями и восприятиями тех впечатлений, которые манас получает из внешнего мира. Таким образом, манас выполняет двойную функцию, выступая в роли органов чувств и в роли органов действия. Благодаря им мы способиы координировать взаимодействие таких сенсорных и двигательных органов, как глаза и руки, которые иначе были бы изолированы и обособлены. Стало быть, манас является как бы шестым органом чувств, являясь средспвом восприятия и активности во внешнем мире. Иными словами, манас, или Сенситивный ум, господствует над такими эмоциями, как желания, страх, гнев и др., позволяя нам субъективно реагировать на раздражители, поступающие из внешнего мира. Это область наших влечений и неприязни, амбиций и субъективных мнений о природе вещей. Будучи в свернутом состоянии, Сенситивный ум вынуждает нас подпадать под влияние внешнего мира. Однако, когда ум разворачивает свои потенциальные возможности, мы пробуждаем способности творчески реагировать на сигналы, поступающие из внешнего мира. Развивая манас с помощью куль-жвирования воли, веры и отречения, мы развиваем оджас.
Эмоциональный ум, или читта
Прана непосредственно взаимодействует с читтой, которая более чувствительна, чем манас, и лежит в основе всех ментальных функций. Подобно тому, как прана является первичным фактором жизненной силы и занимает ведущее положение среди таких энергий, как теджас и оджас, так и читта представляет основную область обусловленного сознания, в котором хранятся различные впечатления и воспоминания прошлых рождений. Недаром чипу называют сердцем и обителью сердца
Читта — это основа чувствительности ума, побуждающего нас ощущать, воспринимать и познавать мир. Поэтому читта связывает нас с объектами, отождествляя с ними и с нашими реакциями. Читта не является, подобно манасу, реактивным механизмом и функционирует независимо от чувств-В то время как эмоции с помощью манаса реагируют на внешние сигналы, чувства, исходящие от читты, представляют состояние ума, независимого от чувств. В связи с этим можно сказать, что эмоциональные преходящие реакции приходят сквозь манас, но более глубокие эмоциональные состояния, включая волю к жизни, которая вынуждает нас вновь и вновь погружаться в циклы перерождений, имеют отношение к читте.
Рациональный ум, или буддхи
Теджас связан с различающей способностью буддхи, так как он также обладает огненной природой. Буддхи позволяет судить о природе вещей, отличать истину от лжи, реальность от иллюзии. Буддхи — это основа разума, который можно направить вовне к объектам чувств или к Божественному Я внутри нас[3]. Отождествление с чувствами наделяет объекты чувств именами, формами и номерами, что акцентирует количественный фактор и формирует материалистический подход к мнимой реальности. Однако, если буддхи направить внутрь, он способен отличить постоянную истину от преходящих явлении и поглотить иллюзорный внешний мир реальностью внутреннего сознания.
\\ отличие от манас;!, булдхи функционирует независимо от чувств и может управлять ими. Благодаря этой способности решающего восприятия буддхи обладает силой духовного преобразования, на которое ни манас, ни читта не способны.
Тем не менее читта, буддхи и манас функционируют как на тонком, астральном, так и на грубом, физическом, плане. При этом читта и буддхи продолжают существовать в причинном теле, в то время как манас уходит из него после того, как причинное тело преобразовало все функции чувств, на которые опирался манас. Подобные высшие проявления ума можно постичь только после длительной духовной практики. Но существуют еще два дополнительных фактора ума: эго (ахам-кара) и индивидуальная душа (дживатма). Эго — это сила отождествляемости, когда мы рассматриваем наше тело или другие объекты и качества как свое подлинное Я. Эго — это фактор расщепленности ума и своего рода его психическая болезнь. Дживатма, или индивидуальная душа, — это наше чувство жизни вечно сознающего бытия, стремление к Божественности или Истине, которая ведет нас от рождения к рождению. Па-раматман, или Высшее Я, превосходит все функции ума. Если ум соткан из мыслей, в очищенном Я их нет. Когда ум пере-с гают будоражить мысли, в нем пробуждается основополагающая идея Истины Я, которая освобождает и очищает сознание Отныне Я — чистое сияние — освещает все модификации ума, не обольщаясь ими больше. Три основные сферы ума -читта, буддхи и манас (чувство, разум и эмоции) — функционируют между эго, с одной стороны, и Я — с другой. Их активность варьируется в зависимости от того, на что они направлены и ориентированы. Обращаясь к подлинному Я, они пробуждают свои высшие функции, но отворачиваясь от Него ради эго и внешнего мира, они не раскрывают своих по-гсыций и начинают конфликтовать друг с другом. Читту, или чувства, можно сравнить с колесницей, запряженной пятью лошадьми (пять органов чувств), манас, или ум, обусловленный чувствами, — с вожжами, а буддхи (разум, или интеллект) — с кучером. Эго заставляет нас забыть о контроле над лошадьми и подпасть под влияние внешнего мира, в то время как подлинное Я дает нам возможность контролировать чувства-лошади и превзойти тиранию внешнего мира, ослепляющего нас.
В КАКОМ СОСТОЯНИИ НАХОДЯТСЯ ПРАНА, ТЕДЖАС И ОДЖАС Прана, теджас и оджас имеют различные признаки и симптомы в пределах нашего психофизического комплекса, посредством которого мы можем контролировать их. Поскольку йо-1ическая практика обычно усиливает функции всех трех, возникает опасность усиления одних функций за счет других, т.е. нарушение равновесия. Практика йоги будет успешной и безопасной при условии равновесия трех факторов. Иногда занятия, которые считают медитативными, а также неосторожные манипуляции с Кундалини приводят к серьезным нарушениям праны, теджаса и оджаса. Мы должны квалифициро-панно знать, в каком состоянии находятся прана, теджас и оджас и достаточен ли их потенциал. Ниже, в таблицах, предлагаем информацию, которая поможет решить данную проблему.
Прана
Дыхание глубокое и полное, тело чистое, ощущение легкости, гибкости и подвижности, хороший слух, жизнерадостность, склонность к активной деятельности, способность понимать различные точки зрения и интегрировать их
Теджас
Тело в состоянии выносить холод, хотя кожа чувствительна; глаза чисты, речь и восприятие свободны, чисты и прозрачны; сила воображения развита, суждения проницательны, интеллект развит; достигнута свобода от заблуждений, страха и стресса
Оджас
Иммунная система укреплена, репродуктивная -активна, ум и эмоции уравновешены; выносливость, уравновешенность, бесстрашие, вера, любовь, преданность и умиротворенность
Признаки избытка праны, теджаса и оджаса
Прана
Ум и чувства не контролируются, координация нарушена, движения неуверенны; кажется, что рассудок оставляет нас; возникают тревожные мысли, нарушается пульс, изнуряет бессонница, дыхание учащается
Теджас
Излишняя разборчивость, ск птицизм, пессимизм, бредовые высказывания, головные боли, повышенное давление в голове и глазах; изощренный и деструктивный ум видит все в черном свете и, охваченный сомнениями, становится жертвой самого себя; гнев, раздражительность, неприязнь; на духовном плане наблюдаются склонность к подтасовке, стремление господствовать и осуждать других, а также преу-в ги . . .пои знания и силу до паранойи
Оджас
Приземленность и тупость ума, самодовольство и консерватизм.
Как правило, избыток оджаса создает намного меньше проблем, чем избыток праны и теджаса: избыток праны высушивает оджас, а избыток теджаса сжигает его. Таким образом, избыток праны и теджаса неизбежно приводит к недостатку оджаса
Признаки недостатка праны, теджаса и оджаса
Прана
Дыхание поверхностное или частое, в теле ощущение тяжести и упадок жизненных сил; вялость, апатия, лень и медлительность; отсутствие энтузиазма, ум и чувства пассивны, взгляды консервативны и анахроничны
Теджас
Тело зябнет, кожа бледная, глаза утрачивают живость, речь и восприятие туманны, сбивчивы и беспорядочны; утрата интереса ко всему, инертность и неразборчивость вынуждают тег ко подпадать под чужое влияние
Оджас
Иммунная система ослаблена, репродуктивная -истощена, ум и эмоции неустойчивы; раздражают любой шум и даже свет; страх, беспокойство, нетерпимость, бессонница, неверие в свои силы, неспособность к концентрации мысли и потеря памяти; мышление непоследовательно, мысли сбивчивы, эмоции неуравновешенны; нервное истощение и полный упадок жизненных сил
ТАНТРИЧЕСКИЕ БОЖЕСТВА ПРАНЫ, ТЕДЖАСА И ОДЖАСА
Десять Великих Богинь Мудрости непосредственно связаны с праной, теджасом и оджасом, и потому их можно использовать как средства развития этих трех факторов. Тантрическая традиция соотносит три принципа с Богинями потому, что Богини олицетворяют силу йоги (Йога Шакти) и йога манипулирует этими силами. Прана — это Кали (время, движение и преобразование), теджас — это Бхайрави (огонь), а оджас -это Сундари (символ счастья).
Таким образом, диапазон действия тантрической йоги простирается между тремя царствами Богинь. Ужас трех миров и огненное царство Трипуры Бхайрави (как теджас) расположено в корневой чакре в форме Кундалини (Высшая Речь, или Пара Вак). Красота трех миров и царство нектара Трипуры Сун-дари (как оджас) расположено’ в коронной чакре в форме Сомы (Высшее Сознание, или Пара Шакти). Ужас трех миров Бхайрави и красоту трех миров Сундари объедтшяет Кали, которая живет в царстве сердца.
Эти три персонифицированные силы наиболее важные из десяти Богинь Мудрости. Поэтому служение им представляет еще один способ контроля трех принципов. Другие формы Богинь связаны с теми процессами, которые происходят в тонком теле, как это уже обсуждалось выше при описании их локализации и функций.
4. ТАНТРИЧЕСКИЕ И АЮРВЕДИЧЕСКИЕ ТАЙНЫ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЙОГЕ
Не ищите йогу на земле, на небесах или в других мирах.
Опытные йогини говорят: йога — это единство индивидуального с Абсолютом.
Дэви Гита VII, 2
В данном разделе мы предлагаем вашему вниманию информацию о том, как развить тонкую энергетику ума с точки зрения аюрведы и тантры, которые помогают осуществить биологический настрой духовных энергий воздуха, огня и воды, соответственно связанных с праной ваты, теджасом ггитты и оджасом капхи.
Йогическая практика нацелена на открытие Высшего Сознания. Йога — это не просто позы или физические упражнения, которые являются лишь незначительной и предварительной стадией йогической системы в целом. Йога требует опре деленной дцегтиплитты жизни и мышления. Можно детально обсуждать йогические принципы, но все они, по существу, сводятся к нескольким простым, среди которых три являются первостепенными.
Спокойствие духа
Очень важно, чтобы практические занятия йогой покоились на прочном фундаменте спокойствия духа. Здесь имеется в виду не просто комфортное состояние покоя и освобожденная от стресса, расслабленность, но глубокое ‘безмолвие ума и сердца. Необходимо полностью предаться Божественному Я внутри нас. Это должно стать целью практики, а не своекорыстные усилия, которые приводят к предвзятым результатам и сомнительным экспериментам. Умиротворенный ум должен расширить горизонты нашего видения, активности и окружения. Без умиротворенного уме .занятия йогой, несмотря на все усилия, приведут лишь к дисбалансу и крушению надежд.
Умеренная сексуальная активность
Если у человека не хватает сил для занятий йогой, то его практика быстро иссякнет или нанесет вред. Поскольку сексуальный потенциал является высшим энергетическим источником физического тела, он необходим для дальнейшего внутреннего преобразования этого тела. Отсюда не следует, что только целомудренные люди могут практиковать йогу, хотя, конечно, необходимо ограничить сексуальный отток данной энергии.
Структура физического тела и качество ума формируются пищей. Если человек употребляет саттвическую, или чистую, пищу, его ум очищается, в то время как тяжелая пища (например,