назад, в наше подлинное Я (чистое юзнание)*. Если мы будем внимательно наблюдать за потоком сознания, то обнаружим, что все наши мысли вращаются вокруг идеи Я. Именно идея Я пронизывает активность нашей психики, которая расщепляет эту идею на субъект Я и объект, с которым отождествляется это Я. Мы часто говорим или думаем, что «Я — это» и «Это — мое». Наши мысли — это всего лишь наши мнения и суждения: «Я — счастлив или печален», «Я — разумен или нет», «Я — американец, христианин, индус» и т.д. Мы постоянно отождествляем себя с различными качествами, формами, именами, состояниями и т.д. И все это в конечном счете приводит к отождествлению с нашим телом -идея которая является камнем преткновения всех наших по i эгго к слиться с внешним материальным миром, отождествить наше вечное Я с преходящими его формами. Подлинное Я, Я само по себе, невозможно постичь до тех пор, пока мы стремимся к таким отождествлениям. Подлинное Я представляет собой чистое сознание, лишенное всех качеств, количеств и состояний. Вопрошание предполагает размежевание чистого Я и изменчивых обстоятельств и различных тождеств, созданных нашим воображением.
Этим методом прекрасно владел современный мудрец Рамана
Мчхарши.
Пассивная медитация или просто безмолвие не столь эффективны для возрастания теджаса. И все же безмолвие лучше для развивающейся праны (читты).
Другие йогические техники
Тратака, или пристальньгй взгляд на источник света — в основном на зажженный кусочек ваты, опущенной в гхи, — также помогает развитию теджаса. Концентрация на внешнем источнике света способствует пробуждению нашего внутреннего света, но мы можем направить свое внимание непосредствен но на внутренний источник. Известно, что различные световые эффекты, исходящие из третьего глаза, зафиксированы многими йоги нам и.
Визуализация (воображение) также повышает теджас. Как правило, для визуализации используют яркие цвета — обычно золотой, оранжевый и красный. Ими часто украшают Богинь Бхайрави, Чханди или Дургу, которые воплощают огненную природу.
Из пранаям для усиления теджаса используют глубокое дыхание — бхастрику или капалабхати, но эти пранаямы следует практиковать осторожно. В основном все, что помогает пробудить Кундалини, применяется и для развития теджаса, поскольку источник теджаса сокрыт в Кундалини.
Ритуальный огонь, итользуемый в ведической практике (хома и агнихотра), является лучшим средством внешней практики. Но при этом важно воспринимать видимый огонь как часть огня внутреннего и приносить наши мысли и чувства в жертву невидимому внутреннему огню — теджасу — как сиянию Я.
Хотя определенные специи и травы полезны для теджаса, они играют вспомогательную роль. Весьма эффективна трава каламус (акорус каламус), что на санскрите называется «вача» (речь). Используется также тулси (священный базилик), бейберри, шалфей, пиплала, хина и камфара в малом количестве (обычно 25 мг). Также полезны благовонные растения. Вводи те в свою диету такие саттвические специи, как имбирь, корица, кориандр, кардамон, фенхель, базилик, куркума и шафран. К средствам, легко повьшгающим теджас, относятся семена, зерна пшеницы и некоторые орехи — сезам и миндаль. Мед также поднимает теджас, если его употреблять в сочетании с растениями и пищей, которые усиливают теджас.
Из особой аюрведической ртути готовят препараты, которые также поднимают теджас Как говорит тантрическая наука, ртуть является семенем Господа Шивы. Макарадвадж — одно из наиболее специфических аюрведических средств. Этот рецепт обладает огромной силой, но его употребляют только се-зонно (поздней осенью или зимой) и на протяжении очень короткого времени.
Весьма эффективно воздействует на повышение теджаса пост, особенно если сочетать его с мантрой и медитацией Пост разжигает внутренний огонь и сжигает в организме нечистоты. Однако, чтобы избежать отрицательных последствий при одностороннем увеличении теджаса, во время длительно го голодания необходимо иметь достаточно оджаса. Употребление с чаем таких специй, как имбирь, корица или каламус, на протяжении всего поста помогает дополнительно поднять теджас.
С другой стороны, гхи и необработанный сахар позволяют устранить избыток жара, не подавляя теджаса, а такие травы, как готу кола (брахми и мандукапарни), также удерживают теджас от излишнего роста. Использование кокосового масла для наружного употребления (особенно брахми-масло или готу кола, приготовленных на кокосовой основе) также могут успокоить высокий теджас. Цветочные масла, ароматы розы, жасмина, шафрана и сандаловое масло помогают понизить высокий теджас а сезам или миндальное масло, используемые как наружное средство, поднимают теджас. Этому же способствуют и такие ароматические масла, как эвкалиптовое и кедровое.
ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ
Согласно ведической мифологии, огненная планета Марс была рождена Землей и созвучна с теджасом, который восходит из земной чакры. Красный коралл олицетворяет Марс и усиливает теджас.
Солнце — более горячая планета, чем Марс. Рубин (или его заменитель гранат) олицетворяет Солнце и также повышает теджас. Кету, хвост дракона, или южный антипод Луны, обладает огненной природой. Его драгоценный камень — кошачий глаз (хризоберилл) — является, возможно, самым мощным из камней, которые поднимают теджас, так как он связан с огненной энергией на психическом, или астральном, плане как сила тонкого восприятия. Поднимает теджас и золото. Кольцо с драгоценными камнями Солнца и Марса полезно носить на пальце Солнца, хотя можно и на пальце Юпитера (указательном). Квалифицированный ведический астролог восстановит состояние звездной карты в момент вашего рождения и даст соответствующие астрологические рекомендации о том, какие драгоценности вам подходят. Известно, что некоторые йоги-ны носят драгоценные камни. Это не означает, что без драгоценностей нельзя заниматься йогой. Мантрические и медитативные методы воздействуют непосредственно на тонкое тело и ум более эффективно, чем такие материальные предметы, как драгоценности, хотя они в какой-то мере помогают.
Драгоценные камни можно применять и для внутреннего употребления. Аюрведическая медицина предлагает специальные препараты бхасма, которые принимают внутрь. Так, например, для усиления теджаса предлагаются: окись золотой золы, окись коралловой золы (правая бхасма), окись рубиновой золы (маникья бхасма) и другие окислы. Эти минеральные порошки употребляют в малых дозах и строго по аюрве-дическим инструкциям. Дополнительно используют и драгоценности, настоянные на воде или спирте. Обычно драгоценность настаивают на воде в измельченном или целом виде и оставляют на всю ночь вместе с небольшим кусочком травы тулси, каламус или готу кола, которые помогают извлечь тонкие субстанции. Спиртовую настойку готовят из расчета 50% спирта или водки на 50% воды и настаивают неделю или более. Употребляют от 10 до 20 капель спиртовой настойки или чайную ложку водной настойки ежедневно для мягкого воздействия на теджас.
Можно употреблять и гомеопатические средства. Они вполне безопасны и обычно воздействуют более эффективно, чем водные настойки. Для стимуляции приготовленных средств используют различные мантры, в том числе и те, которые обращены к планетам, управляющим драгоценными металлами и камнями, или посвящены Божествам, имеющим отношение к качествам, которые мы хотим в себе развить.
КАК РАЗВИТЬ ПРАНУ
Духовная энергия воздуха
Индра сказал: Я — Прана и сущность Разума. Служите Мне как Вечной Жизни.
Каушитаки Упанишада III. 2
ЙОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ
Пранаяма — дыхательные упражнения
Прана возрастает главным образом благодаря пранаяме, или дыхательным упражнениям, которые выполняют регулярно и в соответствии с предписанными правилами. Это позволяет поддерживать тело и чувства в устойчивом состоянии с помощью определенных йогических поз (асан) и контроля над чувствами (пратьяхара). Поскольку мышцы и суставы тела обычно напряжены, прана не может продвигаться свободно и блокируется. А поскольку ум обычно следует за импульсами чувств, наше дыхание и жизнеспособность также напряжены. Следовательно, мы должны научиться расслаблять тело и кон тролировать чувства. Однако контролирование чувств не означает подавление их. Просто нельзя допускать, чтобы они подавляли нас и господствовали над нами. Чувства можно сравнить с лошадьми, но лошади не должны указывать нам, куда и как идти.
Лучшее время для накопления праны — за час или два до восхода солнца, так называемое время Брахмы (Брахма мухур-та), когда прана омывает душу. Очень полезно встречать восход солнца, полдень и заход солнца, так как в эти переходные периоды движение праны изменяет свое направление. Время перед засыпанием также помогает высвобождению праны: мы погружаемся в дремотное состояние, при этом обнажаются сокрытые астральные энергии.
Мы должны научиться непосредственно осознавать энергию дыхания, чтобы понять природу пяти пран и их различные движения (см. соответствующий раздел). Этому может помочь визуализация (воображение), фикапрующее продвижение праны сквозь различные каналы и чакры. Особенно важно проследить движение энергии вдоль позвоночного столба во время выдоха и вдоха. Удерживание праны в позвоночнике концентрирует энергию, а также успокаивает и умиротворяет ум
Умение ссганавливать движение праны по своей воле является высшей целью, но форсировать этот процесс нельзя Если мы будем совершать это по своей прихоти, то внесем еще большую напряженность в наше тело и нарушим равновесие жизненных сил. Успех принесут лишь глубокая релаксация и высвобождение энергии. Необходимо начинать с продолжительного дыхания и только постепенно развивать задержку, которая должна возникнуть спонтанно, без наших усилий Пранаяма с использованием мантры СО ХАМ является наиболее естественной и эффективной. При вдохе следует мысленно произносить СО, а при выдохе — ХАМ и предоставить дыхание самому себе. Хотя простым подсчитыванием дыхания вы формируете успокашзающлй эффект, использование мантры поможет более эффективно, потому что она объединит ум и дыхание. Мантра, совмещенная с дыханием, может быть направлена непосредственно к Божеству, и это может наполнить нас дополнительной энергией преданности. Или мы можем отождествиться с процессом медитативного вопрошания, что также наделит нас силой проницательности (внутреннего видения).
Хотя пранаяма, несомненно, повышает прану, дыхание правой ноздрей (солнечное дыхание) увеличивает теджас, а дыхание левой ноздрей (лунное дыхание) — оджас. Таким образом,пранаяму можно использовать для развития праны, теджаса или оджаса в зависимости от того, как ее совершать.
Выдох обычно должен быть в два раза продолжительнее вдоха. Задержку дыхания нужно первоначально совершать после вдоха и лишь потом, постепенно после выдоха. Интервал между дыханиями со временем станет увешгчиваться. Попеременное дыхание ноздрями, подобное всасыванию воды через соломинку, даст возможность отлично котролтгровать дыхание. Этот метод является предпочтительным в процессе управления праной. Использование йогических замков, или банда (мула, джаландхара и уддияна), уравновесит и укрепит прану[5].
Неправильное выполнение пранаям может нанести серьезный вред. Поэтому очень важно соблюдать как предписания, так и осторожность. Когда беспокойство ума спадает, а наша жизненная сила углубляется внутрь, дыхание естественно замедляется. Вот почему нам не следует искусственно останавливать дыхание — это может привести лишь к кислородному голоданию.
Существуют и другие методы пранаям, которые i «капли вают запас жизненных сил из внешнего мира сквозь органы чувств. Для этого необходимо жить на лоне природы и предоставить нашим чувствам ее роскошное пастбище. Представьте, как жизненная сила всасывается вами из окружающей среды во время вдоха, а во время выдоха вы пропитываете своей жизненной силой природу вокруг вас. Один сосредоточивается на том, как прана поглощается всеми органами чувств, другой предпочитает всем органам только зрение. При этом полезно при