вдохе расставлять руки в стороны, а при выдохе соединять их.
Метод пранаямы связан с джнана-йогой, в которой отрицается реальность внешнего мира при выдохе и утверждается реальность чистого сознания при вдохе. Существует множество техник пранаям, среди которых особенно часто используется крийя-йога йогической традиции Лахири Махасаи, принесенной на Запад Парамахамсой Йоганандой. Эти техники помо-1ают развить прану, но могут сбалансировать и теджас с оджасом в зависимости от того, какую форму техники мы выбираем и как ее используем.
Мантры
Хотя мантра как специфическое средство используют глав-иым образом для теджаса, она полезна и для праны, особенно мантра Кали КРИМ или мантра Сарасвати АЙМ. Кали повышает праническую силу и помогает отделить ее от физического тела, выполняя ту работу, которая превышает наши заурядные возможности. Сарасвати повышает наши интеллектуальные способности и силы творчества в противовес прямому, по иногда узкому восприятию теджаса. Когда потоки пра-:.1 возбуждены или расстроены, используют такие успокаивающие мантры, как МА, ШАНТИ или РАМ. Они помогают уравновесить и укрепить прану.
Божества
Остановка пранического потока является одним из плодов служения Богине Багале. Но главный контроль праны исходит из служения Кали. Бхуванешвари выделяет пространство, в котором расширяется объем нашей жизненной силы. Дхумавати соединяет нас с источником жизни, который преобразу ет проявление, но она же может лишить нас контакта с жизненной силой, проявленной в настоящем воплощении.
Для обретения господства над праной Божество Хануман (повелитель обезьян и соратник аватары Рамы) является самым важным. Говорят, что он был рожден Богом ветра Вайю и почитается как часть Господа Шивы. Среди ведических Божеств Индре поклоняются как наиболее специфической форме праны. Ведические мантры, посвященные Индре, также можно использовать для повышения праны. Господь Шива также связан с праной, но с таким пламенным аспектом, или о :ак Рудра
Медитативные методы
Запасы праны можно увелтгчить с помощью как пассивных, так и активных форм медитаций, которые ориентированы на объекты и объемлющее их пространство. Медитация на небо -самый простой метод. Для этого в безоблачный день выберите уединенное место и ложитесь на спину так, чтобы ничто не заслоняло небо. Смотрите в него пристально от 15 до 30 мин против солнца. Этого времени обычно бывает достаточно для впитывания космической праны. Можно эту практику совершать и ночью, но лучше всего ее выполнять непосредственно после захода солнца и пристально смотреть в небо до тех пор, пока не появятся звезды. Космическая прана освежит вас, уменьшит теджас и улучшит зрение.
Другой метод заключается в том, чтобы сфокусировать внимание на пространстве между объектами, а не на объектах Так, например, попробуйте отличить пространство между листьями дерева от самой листвы. Есть учения, которые рассматривают пространство как более реальную сущность, чем преходящая природа объектов, расположенных в этом пространстве. Согласно этим учениям, пространство является органичной частью природы и основанием для всех объектов.
Еще один метод — медитация на пустоту. Для этого необходимо установить связь с пустотностью внутри ума, так как ум в конечном счете не имеет особенных очертаний, форм или места. Внешне можно представить все объекты, и особенно тело, как опустошенные. Мы можем медитировать на безграничное пространство пустоты, которая живет в наших сердцах, впитавших в себя Вселенную. Везде, где есть пространство, неизбежно присутствует и прана, приводящая все в движение. Без пространства нет энергии. Между пространством и энергией всегда существует добровольное согласие, где главенствует дух. Точно так же энергия овладевает пространством сознания, создавая собственную энергетическую среду, не пытаясь контролировать себя непосредственно, что может привести лишь к напряжению. Все мы должны поддерживать особый духовный климат в наших домах так же прилежно, как мы следим за алтарем или медитативной комнатой.
Подобно этому нам следует представлять духовное пространство как сущность, присутствующую всюду. В действительности все пространство духовно, а духовность — это природа пространства.
Есть медитативный метод, который культивирует забвение. Мы знаем об объектах как таковых еще до того, как начинаем размышлять о них или реагировать на них. Мы должны постоянно возвращать ум к присутствию действительных объектов и удерживать его от сползания к фантазированию или к внутреннему монологу (потоку сознания). Этого можно добиться на природе, используя такие объекты окружающего мира, как горы, скалы, деревья или тучи. Подобная практика развивает чувство присутствия пространства и праны. Так укрепляется читта, ментальный компонент праны и восприимчивое сознание сердца. Подобный тип медаггации использует буддийская виласана, но, пожалуй, наилучший объект для куль-тивирования пустатности ума — само дыхание.
Роль звука и музыки (нада)
Прана — это вибрация, нада. которая пронизывает пространство. Когда человек слушает возвышенную музыку, у не-ш повышается прана. Еще важнее, когда человек внутри самого себя создает музыку, созвучную с вибрацией сознания. Индийские раги не ограничены жесткими рамками и особым об-р.иом воздействуют на расстроенный ум, гармонизируя нервную систему с жизненной космической силой.
Мы можем прислушаться к внутренней непроявленной му-H.iKe, к наде, вибрирующей внутри нас. Для этого мы должны мкрыть глаза и вслушаться в себя, особенно правым ухом. В процессе вслушивания начнут возникать различные вибрации: дробь барабана, звон колокольчиков, шум раковины, звуки флейты. Отслеживание этих вибраций является одним из важ-I к Гц и их йогическит методов, используемых во многих традициях (например, в лайя-йоге и сурат-шабда-йоге).
Поскольку цвет — важный фактор теджаса, некоторые цве-• I используются для повышения праны. Наиболее важными являются темно-голубой (нила), или цвет безграничного космического пространства. В такой цвет окрашены индийские Божества Шива, Вишну, Рама, Кришна и Кали. Используется и зеленый цвет, особенно изумрудно-зеленый — цвет жизненной силы Земли.
Хотя травы, специи и диета являются вторичным фактором развития праны, они все же помогают. Чаще всего для праны и читты используют брахми (готу кола) и его заменитель мандукапарни, но употребляют и другие травы. Аюрве-дический рецепт трипхала составлен из трех трав: харитаки, ама лаки и бибхитаки. Согласно аюрведе, они обеспечивают правильное поглощение праны из пищи в толстом кишечнике. Применяют также такие нежные специи, как кориандр, мята и петрушка. Если в пищу включено достаточное количество жидкости, это повышает вату и понижает капху. Для этого принимают сырую пищу: зеленые овощи, брккхжиьскую капусту и овощные соки. Слабые благовонные масла, приготовленные из мяты или эвкалипта, усиливают прану. Если сочетать пост с такими сочными овощами, как сельдерей, шпинат, проросшая пшеница, семена подсолнечника, прана также поднимается. Охлаждающие травяные чаи, приготовленные из готу кола или одуванчика, очищают ум и укрепляют прану.
Поскольку вода сохраняет прану в равновесии, необходимо следить за тем, чтобы тело не обезвоживалось. Желательно использовать свежую и чистую воду, насыщенную воздухом и солнцем, а еще лучше талую (особенно если мы употребляем мяту, соль и сахар). Прану можно смягчить молоком, гхи, орехами и необработанным сахаром. Когда прана возрастает, для ее уравновешивания используют такое прекрасное средство, как массажное масло в сочетании с сезамовым маслом, которые применяют также для натирания головы, шеи, спины и ног.
ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ
Прана управляется Сатурном. Среди драгоценных камней Сатурну созвучны голубой сапфир, ляпис лазурит или аметист, усиливающие прану. Однако используются и камни Меркурия: изумруд, зеленый цирконий и зеленый турмалин. Чтобы камни выявили свои лучшие качества, одни оправляют золотом, другие — серебром. Камни Сатурна лучше всего носить на пальце Сатурна (средний палец), а камни Меркурия — на пальце Меркурия (мизинце), но можно и на пальце Сатурна.
Аюрведическая медицина использует драгоценные камни для приготовления марканада бхасмы из смеси камней с оки сью золы. Используются также водные экстракты, спиртовые настойки или гомеопатические препараты из этих камней.
7. КАК РАЗВИТЬ ОДЖАС Духовная энергия воды
Когда Индра вывернул Небеса и Землю наизнанку, как шкуру,
Оджас засверкал бриллиантом.
Ригведа VIII, 6. 5
Оджас — один из трех материальных компонентов тонких дош. Он возрастает главным образом за счет правильной диеты, определенных трав и воздержания от активной сексуальной жизни. Оджас нельзя повысить с помощью одного лишь самовнушения, для него необходим питательный фактор. Однако йогические и медитативные практики не только развивают, но и преобразуют оджас, объединяя его с теджасом и праной.
ЙОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ
Бхакти-йога
Для развития оджаса весьма важны мир, вера, преданность и уравновешенное ь. Такие достоинства, как скромность, сострадание и трудолюбие, непосредственно повышают оджас. Но из всех добродетелей терпение является, несомненно, важнейшим ключом к развитию оджаса, хотя настойчивость и выдержка также необходимы. Оджас возрастает по каплям (бинду) и поглощаемся сознанием. Нам следует прилежно собирать эти капли и сохранять их. работособность к концентрации ума (дхарана) концентрирует и сам оджас. Для этого используют медитацию на форму Божества или гуру (духовного учителя). Что бы вы ни делали, стремитесь к устойчивости ума, особенно контролируйте эмоции. Но не позволяйте уму подавлять чувства, сосредоточьтесь на сердце — там ваша подлинная природа и глубокое удовлетворение. Вожделения, страсти и привязанности истощают оджас. Чтобы прсяивостоять этому, мы должны культивировать чувство самодостаточности, чистоты и полноты (пурна).
Йога преданности и любви (бхакти-йога) усиливает и укрепляет оджас. Сюда относятся: ритуал, связанный с Божествами (пуджа); визуализация Божеств, живущих в наших сердцах; песнопения, прославляющие Божества (киртан). Вовлекая свои -ердца в процесс служения Божествам, мы устанавливаем связь с высшими силами. Оджас поднимает и карма-йога, которая «образует нас в слуг Божества. Самоотверженное служение накапливает энергию, истощает вожделение и наделяет мощью космического оджаса, уравновешивая с Божественной Волей.
Мантры, подобные ОМ и РАМ (имя Рамы), помогают по высить оджас. ОМ усиливают общую энергетику, а РАМ обладает защитной и укрепляющей силой. Мантра ШРИМ так же аффективна, как и мантра Богини счастья Лакшми, которая насыщена очищающей водной природой и наделяет любовью, л и ; изобилием. Мантра МА благодатна, если ее совмещать «. медитацией на Божественную Мать. Все мантры следует культивировать регулярно с верой и вниманием в течение длительного времени, если вы действительно желаете достичь позитивного результата. Для оджаса состояние преданности даже более важно, чем само воздействие мантры.
Божества
Среди десяти Богинь Мудрости для повышения оджаса наиболее значительна Камала, ибо она развивает силу преданности и Сому (нектар). Следовательно, Лакшми как супруга Вишну — который проявляет аспект Камалы — также предпочтительна, как и Сундари, способствующая продвижению Сомы вниз, от коронной чакры к коренной (т.е. от сахасрары к му-ладхаре). Багала помогает остановить беспокойное движение праны, вызывающее возрастание оджаса. Божественная Мать во всех Ее формах повышает оджас, потому что Она является окончательным прибежищем вселенской водной стихии и высшим основанием всякого питания и опеки.
К покровителю Вселенной и Божеству водной стихии Господу Вишну чаще всего обращаются как к Нараяне (космическая форма человека), который покоится в космическом причинном океане. Поэтому все аватары Вишну помогают поднять оджас. Возможно, самым важным из них является ава-тара Кришна как представитель энергии Божественной любви и счастья. Кришне посвящена мантра ХАРЕ КРИШНА ХАРЕ КРИШНА КРИШНА КРИШНА