стороны. Единственное различие между ними состоит в том, что у буддийской Тары кончик указательного пальца соприкасается с большим, а у Лакшми ладони раскрыты. Индийская Тара напоминает Кали, как что уже указывалось в соответствующем разделе книги, а буддийская Тара как основная форма Богини обладает многими функциями Божественной Матери, которую в индуизме олицетворяют Лакшми, или Сарасвати. Следовательно, формы и функции Тары в индуизме и буддизме являются средствами для служения им, и нет между ними существенных отличий. Явное сходство между двумя Тарами указывает скорее на род и заимствование. Буддийская мантра Таре подобна индийским мантрам:
ОМ ТАРЕ ТУТАРЕ ТУРЕ СВАХА!
Мантра начинается с СМ и заканчивается словом СВАХА, сяк к ведических мантрах. Таким образом, обе традиции отра жают общую ведическую основу и восходят к йогической культуре и тантре. Отдельные различия между ними поверхностны и незначительны. Такие понятия, как карма, дхарма или нирвапа а также формы Богов и Богинь присутствую! в обе их традициях, что еще раз подчеркивает пршадлежность к общим культуре и языку. Индуизм и буддизм следуют одним и тем же правилам изображения Богинь, икон, орнаментов, одежд, поз, жестов, методам ритуальной службы, использованию мантр, янтр и других практик.
ЧХИННАМАСТА — ВАДЖРА ЙОГИНЯ
Женский аспект йоги как в буддизме, так и в индуизме воплощают Йогини. Если в буддизме Йогини, подобные Бодхи-саттве, являются духами, которые направляют нас в йогиче-кой практике, -о в индуизме Они исполняют роль свирепых Богинь в формах Кали. Главная буддийская Йогиня — Ваджра Йогиня, олицетворяющая Ваджра Саттву (алмазное существо)[6],которое выступает в роли важнейшего Божества ваджраяны[7]. Ваджра Йогиню буддисты изображают точно так же, как индусы — Чхиннамасту: обезглавленное туловище держит в одной руке голову, которая пьет собственную кровь. Индийскую Чхиннамасту тоже называют Ваджра Вайрочани (сверкающей, как удар молнии). Это Божество соответствует ведическому Индре. Однако следует отличать ведического Индру от Индры эпохи позднего индуизма и буддизма, когда он превратился в Господа, управляющего всеми Богами неба. Ведический Индра также почитался как Высший Бог, но он наделял просвещением, и главной его целью было расположить к себе Солнце -символ Атмана или природы Я:
Истину нашел Индра! Она в том, что Солнце живет во мраке.
Вишвамитра Ригведа III, 39. 5
Следовательно, буддийское служение Ваджра Йогине и Ваджра Саттве — это поздняя форма служения высшему ведическому Божеству Индре и его Супруге.
НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ ОТЛИЧИЯ БУДДИЗМА ОТ ИНДУИЗМА
Многие считают, что буддизм в корне противоречит индуизму, так как отрицает существование души и индийскую концепцию Атмана, или Высшего Я. Да, действительно, на первый взгляд это обстоятельство обезоруживает, но при более глубоком исследовании становится ясно, что принципиального противоречия здесь также нет
Индшгская концепция Атмана (Высшего Я) не имеет в виду эго или некое ложное представление, обусловленное комплексом тело/ум (хотя, конечно, Атман в низшем смысле этого слова и может иметь такое значение). В индийской традиции понятие эго обозначается общим термином «аханкара» (т.е. сфабрикованное Я). Как сказал Кришна:
Мудрец, который отрекся от всех желаний, живет свободно, не зная вожделений, ибо у него нет ни чувства эго (нираханкара), ни чувства собственности (нирмама) и он умиротворен вполне.
Бхагавадгита II, 71
Подобную концепцию можно обнаружить и в буддийских текстах, она в равной мере является сущностью буддизма и индуизма. Поскольку буддизм формально отклоняет термин Ат ман, он вводит другие аналогичные термин ы: «природа Самости» или «изначальное лицо перед рождением». А такие понятия, как «чистое сознание», «недвойственный» или абсолют» являются общими для обеих традиций. Буддийский термин «боднгаггта» подобен индийскому Атману и означает «просветление сознания», которое живет в сердце. Обе традиции, таким образом, вращаются вокруг различного понимания эго. У буддистов эго исполняет роль Атмана, а у индусов эго — это аханкара. Обе традиции согласны с тем, что Истина превыше всех слов, идей и антиномий ума, что она яснее всего просматривается в безмолвии или посредством отрицания всех имен и форм. В древнейшей Брихадараньяке Упанишаде Брахман (Абсолют) описан как «нети-нети» (не то и не это). О том же говорит и буддийское учение о пустоте (шуньявада) устами великого буддийского мыслителя Нагарджуны, который утверждал, что Истина недосягаема для рассудка и ее можно отыскать только за пределами всех представлений и понятий.
Буддизм формально отклоняет такие термины, как «Брахман», «Бог» или «Абсолют», которые использует индуизм, но зато вводит термины <шерожденный>>, «несотворенный» и «Дхарма-кайя» (Абсолют). Фактически индийское тождество «Атман есть Брахман» равнозначно буддийскому «Разум есть Будда». Понятия Атман и Разум выражают чистое сознание, а не эго или обусловленный ум, а Будда и Брахман представляют Высшую Реальность. Следовательно, индуизм и буддизм — это два варианта одной и той же йогической традиции с различными подходами, но одинаковые по смыслу.
2. СЛОВАРЬ САНСКРИТСКИХ ТЕРМИНОВ
Авалокитеншара- буддийское Божество спасения и мудрости. Алидья — неведение, невежество. Агамы — индийские тексты, возникшие после Вед. Агни — Бог огня и ведический священный огонь. Агшгхотра — ритуал предложения огня и мольбы Божеству огня.
Адвайта-веданта — монизм, недуалистическая форма веданты.
Айм — мантра мудрости и обучения.
Акшобхья — Бодхисаттва, или непоколебимая форма Шивы. Амрита нади — канал бессмертия. Анна — пища.
Ананда — блаженство, постоянное счастье. Анахатачакра — сердечная, или воздушная, чакра. Апанавайю — нисходящий воздушный поток жизни Апас — вода.
Артха — погоня за богатством. Арьян — люди духовной ориентации. Асаны — йогические позы. Атма-вичара — самовопрошание.
Атман — Божественное, или Высшее Я, чистое сознание Атхарваведа — четвертая Веда. Аханкара — эго.
Аюрведа — ведическая медицина.
Багала — Богиня Багаламукхи.
Бала — Сундари, «дитя», «шаловливый ребенок».
Ьандха — йогический замок.
Бхагавадгита — Писание аватары Кришны.
Бхайрава — свирепая форма Шивы.
Бхайрави — свирепая форма Богини.
Бхасма зола или приготовленный окисел.
Бхуванешвари — Богиня, управляющая Вселенной.
Бинду — точка или капля: максимальная концентрация чистого сознания, в котором время и пространство сливаются в одной точке.
Брахмачарья — контроль над сексуальной энергией; стадия обучения и очищения. Брахма — созидатель, одна из форм индийской Троицы. Брахман — Абсолют, или Высшая Реальность. Брахманы — ведические ритуальные тексты. Будда — девятая аватара Вишну.
Буддизм — неортодоксальная форма ведической/арийской культуры, основанной на учении Будды; просветление разума; способность различения.
Буддхи — разум или различающая способность.
Ваджра — молния, молниеносный разряд как символ просветления.
Ваджра Йогини — молния или алмаз Йогини (Чхиннамасты). Вайкхари — самый низший уровень речи, т.е. озвученный и слышимый. Вайю — ветер.
Вак — речь, или Божественное Слово Богини.
Вамачара — тантра левой руки.
Вата — телесный воздух жизненных сил.
Веды — древнейшие Писания Индии.
Веданта — ведическая философия самопознания.
Ведзгческая паука — интегральная духовная наука Вед.
Вивека — способность различения.
Видья- Подлинное Знание, или Мудрость Богинь. Вичара — вопрошание.
Вишну — одна из трех форм индийской Троицы, аспект сохранения и поддержки. Виигуддха — горловая, или эфирная, чакра.
Вьяна вайю — расширяющийся жизненный воздух.
Ганапати/Ганеша — Божество с головой слона как символ мощи, устраняющий все преграды с пути преданного; первый сын Шивы и Парвати.
Гаури — форма Парвати.
Гаятри — ведическое речитативное пение, нацеленное на освобождение души. 1 рихастха — семейный период жизни; домохозяин.
Гуны — основные свойства природы. Г)ТУ _ Духовный учитель и наставник.
Дакини — йогиня или женский аспект, спутница Божества. Дакшина Кали — аспект мудрости Кали. Дакшинамурти — Шива, наделяющий Знанием, Провидец Шри Чакры.
Дакшиначара — тантра правой руки.
Даша Махавидья — десять Великих Форм Мудрости Богинь.
Джайнизм — неортодоксальная форма ведического/арийского учения ненасилия.
Джнана-йога — йога знания. Джьешта — иное имя Дхумавати. Джьотиш — ведическая астрология.
Доши — биологические жизненные потоки в аюрведической медицине.
Дурга — Богиня, сокрушающая демонические силы. Дхарана — йогическая концентрация, или однонаправленное внимание.
Дхарма — учение или религия; стержень, пронизывающий и
поддерживающий все. Дхату — седьмая физическая ткань в аюрведической медицине. Дхумавати — дымчатая форма Богини-Прародительницы. Дхьяна — медитация. Дэва — Бог, Божество, космическая сила. Дэви — Богиня, Божество, космическая сила. Ида нади — левый, или лунный, канал тонкого (астрального) тела.
Индра — ведический Бог бытия, жизни и восприятия. Индуизм — современное наименование ведического учения.
Ишвара — создатель Космоса. Йога — техника развития и интеграции энергий. «Йога-сутра» — классические тексты мудреца Патанджали. Йота Шакти — сила йоги, или проявление мощи Богинь. Йогин — тот, кто практикует йогу.
Йогиня — та, кто практикует йогу; женский аспект йогической силы Божества.
Йони — кольцо как символ Шакти, или космического аспекта
женской энергии. Кайлас — космическая вершина.
Кайя калпа — аюрвелическая терапия полного физического омоложения.
Кали, Калика — мрачная форма Богини как сила смерти и
преобразования. Кали Юга железный век мрака. Кама — погоня за желаниями.
Камала/Камалатмика — Богиня, подобная чистому лотосу. Капха — телесная вода жизненных сил. Карма — закон причин и следствий Карма-йога йога работы или служения. Каула — неортодоксальный тантрический путь. Кашмирский шайвизм — средневековая философия шай визма.
Кету южная вершина Луны; луч; видение; интеллектуальное
всогриятие. Киртана — пение мантр люд музыку. Клим — мантра любви и преданности.
Крийя — эффективная практика; методы кундалини-йоги;
действия. Крийя-йога — йога очищения. Крим — мантра действия и преобразования Кришна — восьмая аватара Вишну, Божество любви и пре
данности. Кула — семейство, группа, клан.
Кундатини — свернутая в кольцо и спящая в нижней чакре змеиная сила.
Кшатрий — член второй по значимости варньг из четырех, человек силы и действия, воин, руководдаель или администратор.
Лайя-йога — йога растворения в потоке вибраций и звуков (нада).
Лакшми — Богиня процветания и красоты, супруга Вишну. Лалита — Богиня счастья духовного знания. Линга — символический образ Господа Шивы; мужской аспект Творения.
Мада — использование вина или интоксикашш Мадхьяма — средняя стадия речи или поток сознания. Майтхуна — сексуальная связь. Майя — иллюзия.
Майя в ада — учение об иллюзорности мира. Мамса — мясо. Манас — ум и эмоция
Манипура чакра — пупочная чакра огня в солнечном сплетении.
Мантра — духовная речь; мистические сочетания звуков.
Мантрини — советующая и консультирующая Богиня.
Марлини — символ жизненных страстей.
Матанги — Богиня энергичной речи и музыки.
Матсья — рыба.
Махабхарата — эпическое предание о Кришне и Панданах. Махадэва — Великий Бог. Махадэви — Великая Богиня.
Махакала — Великая форма Калы (вечного времени). Махакали — Великая форма Кали. Махалакшми — Великая форма Лакшми. Махасарасвати — Великая форма Сарасвати. Махаяна — «Большая колесница» — направление буддизма, доступное всем
Махсшвари — Великая Богиня, управляющая Вселенной. Махишасура — Дурга, победившая быка Махишасуру. Меру — Вселенская гора. Мокша — освобождение.
Мудра — магический жест.
Нада — внутренний поток вибрации
Нади — нервы, или каналы, тонкого тела.
Натарадж — Шива как Господь космического танца Творения и Разрушения.
Нирвана — освобождение и состояние умиротворения. Оджас — жизненная энергия, контролирующая все функции тела.
Ом — мантра и символ Брахмана, источник всех мантр, первопричина всего.
Панча карма — пять способов аюрведического очищения: рвота, слабительные средства, лекарственная клизма, прием лекарств