через нос и кровопускание.
Пара — высшая стадия речи, или абсолютное безмолвие
Парвати — Супруга Шивы и Дочь Гор.
Патанджали — Главный Учитель классической системы йоги
Пашьянти — просветленная речь.
Пинт ала — правый, или солнечный, канал тонкого (астрального)
тела.
Питта — телесный огонь жизненных сил. Правая — коралл.
Праджна — Божественная Мудрость.
Пракрити величие материальной природы.
Прана — дыхание или жизненная сила.
Пранаяма — Логическое управление дыханием.
Пратьяхара — йогическое управление умом и чувствами.
Прачанда Чанди — свирепая форма Чанди.
Пуджа — индийское богослужение.
Пураны — религиозно-мифологические тексты Индии.
Пуруша — чистое сознание, Дух.
Пхат — мощная защитная мантра.
Радха — Супруга Кришны.
Раджараджешвари — Божественная Царица Вселенной.
Раджас — качество энергичности и возбуждения.
Раджа-йога— интегральная йога, или царская тропа Патанджали.
Рамаяна — эпическое предание о Раме
Расаяна — аюрведические омолаживающие методы.
Раху — северная вершина Луны, голова дракона.
Ригведа — древнейшее Писание Индии, Веда священных гимнов.
Риши — древние ведические мудрецы и провидцы.
Рудра — ужасная и зловещая форма Шивы.
Савитар — ведический Бог Солнца, наставник йоги.
Самаведа — Веда песнопений.
Самадхи — растворенность, поглощенность.
Саман я — ортодоксальный тантрический путь.
Самана вайю — уравновешивающий жизненный поток.
Самсара — царство иллюзии, антитеза нирване.
Санаала Дхарма — Вечное учение, традиционное название индийской религии. Санкхья — ведическая философия космических основ. Санскрит — язык Вед и мантр.
Саньяса — стадия жизни в отречении и обретение подлинной свободы.
Сарае ваги — Богиня речи, изучения, знания и мудрости.
Сат — бытие.
Саттва — качество истины и света.
Сат-Чит — Ананда — Бытие-Сознание-Блаженство.
Сахасранама — 1000 имен.
Сахасра Падма — 1000-лепестковый лотос, или коронная чакра.
Свадхистхана — сексуальная чакра воды.
Сева — служение.
Сиддхи — совершенные существа.
Сикхизм — духовная иншшская традиция, которая восходит к XV в.
Сита — Супруга Рамы.
Сканда — второй сын Шивы и Парвати.
Сома — ведический Бог блаженства.
Со Хам — естественный мантрический звук дыхания.
Стамбхана — ослабление или остановка действия.
Сундари — Богиня красоты и счастья.
Сурья — ведический Бог солнечного света, или Божество, просветляющее ум.
Сушумна — центральный канал, или нади, в тонком (астральном) теле.
Тамас — качество невежества и инертности.
Тантры — средневековые йогические и ритуальные учения.
Тара — Богиня в роли Спасительницы.
Теджас — сияние, тонкая форма питты, или огня.
Тратака — йогическая практика культивирования пристального взгляда.
Трипура — «Три града» — состояния бодрствования, сновидений и глубокого сна без сновидений.
Трипура Бхайрави — тройная форма Бхайрави.
Трипура Сундари — тройная форма Сундари.
Удана вайю — восходящий воздушный поток жизни.
Ума — Супруга Шивы и Богиня, наделяющая Знанием.
Упанишады — ведические философские тексты.
Упасана — служение, включающее медитацию.
Хавана — то же, что хома.
Хануман — Бог обезьян, символ праны.
Хатха-йога — йога физического тела. Хома — ведическое богослужение с ритуальным огнем.
Хрим — великая мантра Богинь.
Хум- ветшая мантра Агни и Сомы.
Чакры — энергетические центры тонкого (астрального) тела.
Чамунда — зловещая форма Кали.
Чанди — зловещая форма Кали.
Чит — сознание.
Читта — сфера или поле сознания.
Чхиннамаста — форма Богини с отсеченной головой.
Шакти — мощь сознания и духовной эволюции.
Шанкарачарья — Великий философ адвайта-веданты (монизма). Шива — одна из форм индийской Троицы, управляющий разрушением и преобразованием Вселенной.
Шри Видья — наука связи со Шри Чакрой.
Шрим — мантра Лакшми и Богинь.
Шри Чакра — важнейшая из янтр.
Юга — эпоха, век, мировой цикл времени.
Яджна — жертвоприношение.
Яджурведа — Веда ритуалов и жертвоприношений.
Янтра — символическая композиция, используемая для концентрации и медитации, визуальная форма мантры.
3. БИБЛИОГРАФИЯ
НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Abhimvagupta. ParatrhiknVivaraTia (trams. Jajdeva Singh). Delhi, India: Motila] Banarsidass, 1988.
Condi Path (Devi Mahattnyam, trans, by Swami Satyananda Saraswati). Martinez, California: Devi Mandir, 1985.
CarakaSatnhita {three volumes). Varanasi, India: Chowkhainba Sanskrit Series.
Devi Gita (trans, by Swami Satyananda Saraswati). Martinez, California: Devi Mandir, 1985.
Devi Mahattnyam. Madras, India: Sri Ramakrishna Math, 1974.
Frawley, David Astrology of the Seers. Salt Lake City, Utah Passage Press, 1990.
Frawley, David Ayurvedic Healing. Salt Lake City, Utah: Passage Press, 1989.
Frawley, David. Beyond the Mind. Salt Lake City, Utah: Passage Press, 1992.
Frawley, David. From theRivct vf Heaven: Hindu and VedicKnowledge forthe Modern Age. Salt Lake City, Utah: Passage Press, 1990.
Frawley, David. Gods. Sagesand Kings: Vedic Secrets ofAncientCm-lization. Salt Lake City, Utah: Passage Press, 1991.
Frawley, David. Wisdom ofthe Ancient Seers: Selected Mantras from theRigVedn.Sah Lake City, Utah- Passage Press, 1991.
Frawley, David and Vasant Lad. The Yoga ojHerbs. Santa Fe> New Mexico: Lotus Press, 1986.
Canapati Muni, Vasishtha. Epistles of Light. Madras, India: Kavy-akaiitha Vasishtha Ganapati Muni Trust, 1978.
Johari, Haresh. Tools for Tantra. Rochester, Vermont: Inner Traditions International, 1986.
Krishna, G. Nayana. Madras, India: Kavyakantha Vasishtha Ganapati Muni Trust, 1978.
Lad, Vasant Dr. Ayurveda, Vie Science of Self-healing. Santa Fe, New Mexico: Lotus Press, 1984.
LalitaSahasranama. Madras, India: The Theosophical Publishing House, 1976.
Pandit M.P. Adoration ofthe Divine Mother. Madras, India: Gan-esh and Company, 1973.
Rao, Prof. S.K.Ramachandra. The Tantrik Practices in Sri Vidya. Bangalore, India: Kalpatharu Research Academy Publication, 1990.
Rao, Prof. S.K.Ramachandra. Pratima Kosha (in four volumes). Bangalore, India: Kalpatharu Research Academy Publication.
Satguru Sivaya Subramuniyaswami. Dancingwith Shiva. India and USA: Himalayan Academy, 1993.
Satyeswarananda Giri, Swami. Inner Victory. San Diego, California: Sanskrit Classics, 1987.
Shankaracharya. Saundaryalahari(\r.K. Subramanian trans.). Delhi, India: Motilal Banarsidass, 1986.
Shankaranarayan, S. BhagavanandNayana-Timsanrnmahi, India: Sri Ramanasramam, 1983.
Shankaranarayan, S. The Ten Great Cosmic Powers. Pondicherry, India: Dipti Publications, 1975.
Shankaranarayan. S. Sri Cliakra. Pondicherry, India: Dipti Publications, 1978.
Yogeshwarananda Saraswati, Swami. SciettceofSoul New Delhi, India: Yoga Niketan Trust, 1987
НА САНСКРИТЕ
Abhinavagupta. Tantrasara. Delhi, India: Bani Prakashan, 1983. Atharva Veda. Ajmer, India: Srimati Paropakarini Sabhaya, 1976. Brhatstotra Ratnakara. Bombay, India: Keshava Bhikaji Davale, 1986.
SrirnadDeviblwgavatam. Varanasi, India: Chawkhamba, 1989.
Ganapati Muni, Vasishtha. Adh-cdasya Bhasyadigrantha. Vrjayan-agar, India: Madhukeswara Rao, I97L
Ganapati Muni, Vasishtha. Gitamala. Sirsi, North Kanara, India: D.S. Vishwarnitra, 1959.
Ganapati Muni. Umasahasradigranthasangraha. Viiayanagar. India: Madhukewara Rao.
Ganapati Muni. MahavidyadiSutrgaranthavali. YeHamanchili, India: G.L. Kantam. 1958.
Ganapati Muni. Mahavidyasutradi Sangraha. Vijayanagar, India: Madhukeswara Rao, 1972.
Ganapati Muni. MnhavidyadiSutras. Vizianagram, India: Madhu keswara Rao, 1969.
Mahabharala (in four volumes). Gorakhpur, India: Gita Press.
MnntraPushpa. Bombay, India: RarrBkrishna Math, Khar, Bom bay, 1990.
Mishra, Mukundavallabha. Karmathaguru, Delhi, India: Motilal Ba-narsidass, 1976.
Patanjali. Yoga Sutras. Varanasi, India: Bharatiya Vidya Prakasha-
na.
Rig Veda. Bombay, India: Svadhyaya Mandala.
Shastri, Kapali. Collected Works VohmieScven, UmaSaIiasrani.Pon-dkherry, India: Dipti Publications, 1987.
Shastri, Kapali. Collected Works Volume Nine, Sanskrit Writings 2. Pondicherry, India: Dipti Publications, 1990.
Shiva MahaPurana. Delhi, India: Nag Publications, 1981.
TaittiriyaArattyaka. Delhi, India: Motilal Banarsidass, 1985.
Upanishads,OncHimdredandEig}ityEight. Delhi, India: Motilal Banarsidass, 1980.
Yajur Veda (VajasaneyaSamhita). Bombay, India: Svadhyaya Mandala, 1970.
1
См. Свами Сатьянанда Сарасвати. Йога нидру. — М.: ОВК, 2001.
2
«Важно не то, что у человека, а то, что в человеке» (Шопенгауэр А. Свобода воли и основы морали).
3
Как тут не вспомнить «лова Иисуса Христа: «Царство Ьожие внутри нас есть>..
4
см. также: Аюрведа — ведическая медицина. — М.: ОВК,
5
Об злом более подробно см. в книге Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические медитации- — М.: ОБК; ООО «Профит Стайл» 2001.
6
Алмаз — символ твердости и неразрушимости.
253
7
Ваджраяна — «алмазная колесница», буддийский тантризм -третье эзотерическое учение после хинаяны и махаяны. Цель вадж-раяны — достичь просветления или обрести природу Будды в течение одной человеческой жизни.