йо-гические практики. Тантра — это учебник для всего общества. В этом отношении особенно типичным является текст «Маха-нирвана-тантры». Тантрические тексты охватывают широкий горизонт знаний и не скованы узкой специализацией какого-либо ограниченного направления. Если мы исследуем объем татр и чески х сведений, т. обнаружим, что они имеют некоторые характерны** особенности:
тантра акцентирует такие технические или энергетические приемы, как ритуал, мантра и способность вызывать зрительный образ, хоти, как правило, их используют как средства, которые должны в конечном счете оторвать нас от всяких техник и погрузить в самих себя;
тантра обладает универсальным подходом, который позволяет ей использозать все доступные методы и ничего не отвергает. Она может включать и такие методы, которые отрицают другие учения как «недуховные»;
тантра отводит особое место Богине и ее почитанию.
Всем этим факторам тантра уделяет большее или меньшее внимание. Некоторые из них ориентированы на большее развитие духовности и способны дать тайные ключи к медитации и чакрам. Быть может, книги, написанные на эту тему, являются самыми интересными тантрическими работами. Другие представляются более светскими, имеющими отношение к науке, астрологии и т.п. Остальные посвящены оккультным и магическим практикам, включающим также и так называемую черную магию, или нанесение вреда, гипнотизм, управление чужой волей. Подобная тантра занимает не слишком много места в тантрической традиции, и тем не менее ее почему-то воспринимают как наиболее сенсационную. К ней приковано основное внимание, хотя, по существу, подлинная и Высшая Истина сокрыта не в ней. Таким образом, ошибаются те, кто ищут в этой тантре конечную цель.
О БУДУЩЕМ
Тантра как традиция распространилась по всему Западу и, пожалуй, по всему миру. Ее грубоватые шутки и многоли-кость снискали ей поддержку повсюду. Современное восприятие тантры достигло той стадии, когда необходимо углубить наше понимание, но для этого требуется развеять ограниченный взгляд на тантру как на секс и сенсацию. Настало время познакомиться с тантрой многомерной, включающей в себя духовную, оккультную, художественную и научную информацию.
2. ТАНТРИЧЕСКИЕ ПУТИ
Кто использует вино и мясо для поклонения Тебе, о Богиня, о жизнь Шивы, не заблуждается.
Заблуждается тот, кто привязан к этому и тем самым оскверняет свое почитание.
Кто всецело предан Тебе, о Богиня, и следует тантре правой руки, тот достигает удачи.
Кто предан себе, предпочитает путь левой руки.
Но безмолвный йогин выбирает не правый или левый, а небесный путь.
На этом благословенном пути он не озабочен бременем служения или повторения мантр. Его умиротворенный ум постоянно зафиксирован на возвышенных лотосных стопах Матери,
Ганапати Муни, Ума Сахасрам 17, 22-23
I. ВОЗРОЖДЕННАЯ ТАНТРА
Обычно йогическую традицию подразделяют на два пути: путь непосредственного осознания (или безличного медитативного приближения к прямой реализации) и технический путь (или процесс постепенного осознания посредством медитативных или ритуальных техник). Первоначально тантра придерживалась второй, или постепенной, системы реализации. Первый путь в индийской традиции представляла главным образом адвайта (недуалистическая веданта), которая была нацелена на непосредственную реализацию Я как Абсолюта (Брахмана). Буддийские прямые тропы включают чань и дзен, а также тибетский дзог-чен. Прямой путь практикуют и даосисты. Однако эти две тропы не чужды друг другу и являются интегральными частями одной и той же традиции. В высших поучениях тантры излагается преимущество непосредственного приближения к самореализации, как на этом настаивает и недуалистическая веданта, но в то же время система непосредственного приближения к самореализации не гнушается также и подготовительной стадией, используя поддерживающие или соггутствующие техники. Непосредственное приближение к самореализации, разумеется, конструктивнее, если вы действительно готовы к нему, но эта система требует высокого уровня духовной зрелости. Пока техники ограничены тем, что они связаны с царством форм, они остаются практичными и надежными методами даже для начинающих. Не всегда удается успокоить ум настолько, чтобы он замолчал, но всегда можно повторять мантру. И в том, и в другом случае мы рискуем попасть в одну из ловушек: если мы механически повторяем мантру — это одна ловушка, а если мы в процессе «непосредственного» приближения к самореализации заняты ментальными спекуляциями — это вторая ловушка. Мы можем попасть в капкан идеи «непосредственного приближения к самореализации» именно тогда, когда для нас было бы лучше использовать практику мантры или другую технику. Между двумя путями постоянно существует притяжение, и потому необходимо их сбалансировать, используя как технические факторы, так и процесс медитации.
Если кто-то готов идти прямо, то техники ему не нужны. Но если возникают проблемы на этом пути (как показывает опыт), тогда техники благотворны и необходимы. Даже если кто-то может пребьшать в состоянии непосредственного осознания, ему не могут помешать, по крайней мере, такие техники, как пранаяма, которая способна повысить жизненный тонус и укрепить здоровье. Практическая технология самореализации настолько важна для нашего тела и ума, что не стоит ее недооценивать, даже если мы видим в ней определенную ограниченность по сравнению с путем непосредственного приближения.
ТАНТРА ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ РУКИ Тантру обычно подразделяют на два типа: тантру правой руки (или дакшиначара) и тантру левой руки (или вамачара). Тантра правой руки придает особое значение медитативной и духовной науке и настаивает на высокой степени чистоты в поведении и действиях. Тантра левой руки использует различные сексуальные практики, мясо и интоксикации, которые никогда не одобряла тантра правой руки. Обе тантры, однако, тесно связаны с двумя основными родословными — самая и кау-ла. «Самая» означает «согласно правилам, образцовая», что указывает на неукоснительное исполнение строгих принципов дхармы. Слово «каула» означает «связанная с Кулой» или «согласно семейным принципам», что указывает на санкционирование семьей или родом местных отклонений. Тем не менее тип каула-тантры также в основном следует медитативной традиции, что роднит ее с тантрой правой руки.
Тантра правой руки привлекательна для «бхактов», или для тех, кто обладает темпераментом преданного служения. Тантра левой руки больше подходит для людей типа «вирас», или для тех, кто обладают могучей силой и героическим темпераментом, т.е. для воинов (кшатриев). Тантру правой руки можно назвать ортодоксальной, так как она следует предписаниям, которые отвечают индуистским социальным порядкам и признаются йогическими практиками, а тантру левой руки — неортодоксальной, ибо она прибегает к тому, что не поощряется индуистской дхармой и йогой. И все же тантра левой руки включает много такого, что присуще только индуистской традиции в целом, в то время как тантра правой руки признается и буддийской традицией.
Тантра правой руки широко использует такие средства, как мантра, йога и медитация, а ритуалам уделяется мало внимания, разве что символически. Такая традиция получила распространение главным образом в монастырских и брахманиче-ских кругах. Монахи, не вовлеченные в активную жизнь общества, не придают особого значения ритуалам, которые почитает индуизм при совершении таинств и причастий, но для монашества они имеют такое же значение, как женитьба. Тан-1 ра левой руки, напротив, приемлет то, что отвергает тантра правой руки, но нельзя сказать, чтобы она основывалась только на этом. Так, например, тантрики левой традиции могут использовать силу Богинь, но не обязательно при этом прибегают к неортодоксальным практикам.
Говорят, что тропа левой руки — это путь экстаза, а тропа правой руки — путь мира. Путь экстаза может побудить к экстремальным действиям, так как пробужденные внутренние энергии спонтанно вырываются наружу и сметают предубеждения и привычные устоявшиеся традиции. Таким образом, только путь мира устойчив и постоянен. Именно этому пути и посвящена большая часть данной книги. Однако мы вкратце рассмотрим философию и практику тантры левой руки.
Пять запретов
Тантра левой руки предписывает использование пяти запрещенных вещей, которых называют «пять «м»», или макарас:
Майтхуна, или сексуальная связь.
Мада, или вино (и другие интоксикащга).
Мамса, или мясо.
Матсья, или рыба.
Мудра, или поджаренные зерна (и деньги).
Обычно индийская йогическая традиция запрещает эти пять «м» или строго ограничивает их, так как они оказывают отупляющее воздействие на ум человека и удерживают его в состоянии тамаса. Отсюда ясно, что нарушение этих запретов выводит нарушителей за рамки дозволенного и выделяют их из общей традиции. Впрочем, тантра, как правило, предлагает эти пять «м» Божеству как средство поклонения. Кстати, и тантра левой руки также не рекомендует использовать их для наслаждения. Поскольку эти пять «м» не чисты, полагают, что после предложения их Божеству они очищаются и дальнейшее употребление их с сознанием того, что они очищены, может способствовать духовному росту в дальнейшем.
Исходя из этого соображения, тантра левой руки подразделяется на две формы: символическую и буквальную. Понятно, что первая использует пять «м» метафизически, или символически, а вторая — физически, или буквально.
Традиция символическая и буквальная
В символической традиции пяти запретов используют только в символическом смысле. Так, например, когда говорят о половых сношениях, имеют в виду союз Шивы (Бога) с Его энергией (шакти), мужского и женского начала в каждом из нас, т.е. космический смысл двух энергий. Во всех религиозных учениях присутствуют символические подходы при описании сокровенных идей. Ведического бога Индру прославляют, например, за то, что он съел триста буйволов и выпил озеро вина, и, кроме того, он должен был сше убить своего отца.
Что скрывается за этой символикой? Мясо и вино символизируют поглощенные, или побежденные, чувства, а отец, которого надо убить, — это импульс вожделеющего эгоизма. Точно так же, когда буддистам говорят, что они должны убить Будду, мы не должны понимать этот символический призыв буквально. Выражение «убить Будду» означает, что требуется разорвать узы привязанности к внешней, физической, форме учителя. В тантрических текстах можно встретить символ «сексуального союза» с собственной матерью. Следует ли это понимать буквально?! А между тем здесь мать символизирует энергию Кундалини, в которую человек должен войти. Йоги-ческая традиция никогда не акцентировала заурядный смысл простых слов и форм и использовала порой «странные» или символические выражения для пробуждения более глубоких и сокровенных ассоциаций в уме человека. Если понимать все эти символы буквально, можно утратить их подлинный смысл.
Тантра левой руки использует пять запретов в сокровенных ритуалах в том случае, когда кто-то желает достичь высшей стадии без предварительньгх, подготовительных практик. Превзойти власть чувств непросто, и потому предварительная стадия необходима. Очень трудно отказаться от привычных влечений и привязанностей, особенно тогда, когда мы пришли из материалистической культуры. Наши привязанности представляют и>бой продукт многих рождений, которые обусловлены такими факторами, как окружение, склонности, воспитание, обра-.ювание и пр. Кроме того, существует органический процесс роста и прояснения души. Мы могли пережить определенные испытания до того, как сможем превзойти их. Один из способов превзойти их — это развернуться лицом к Божеству и предлагать Ему священные действия.
Некоторые тантрические наставники считают, что иногда уместно использовать запрещенные действия, если они могут помочь избавиться от привязанностей, которые блокируют дальнейший духовный рост ученика. К таким помехам относится и привязанность к благочесгию (саттве). В Индии различают три типа