и потому несовершенна.
Каждое Божество имеет свою мантру, которая выражает определенную мысль. При этом особая часть мантры, называемая биджа-мантрой, является семенем или специфической основой только данного Божества (например, для Богини Тары таким семенем будет слог ОМ, а для Богини Бхуванешва-ри — слог ХРИМ), в то время как вся мантра включает имя Божества и другие его характеристики. Каждая мантра имеет своего покровителя, иными словами — каждая Богиня защищена своим супругом, т.е. соответствующей формой Шивы. Кроме того, ведические тексты и Пураны посвящают каждому Божеству различные стихи, или мантры, которые можно применять для поклонения. Особой популярностью пользуются стотры, составленные великим ведантическим учителем Шри Шанкарачарьей, а среди этих стотр наилучшей является несравненная Саундарья Лахири, или Волна Блаженства.
ЯНТРА И МАНДАЛА
Хотя наиболее важной янтрой является Шри Янтра, каждой Богине соответствует своя янтра, которая представляет более тонкий уровень, чем антропоморфный образ Божества, потому что в янтрах запечатлены характеристики энергий, или
законы, которыми обладает Божество. Манд алы — это расширенные янтры, которые включают медитативные формы Божеств, а также различные мантры и изображения. Чтобы удержать энергию янтры, ее гравируют обычно на меди, серебре или золоте. Однако считается, что янтра сохраняет свои потенции, если ее наносят на шелковую или шерстяную ткань, в то время как хлопчатобумажная ткань для этой цели не годится. Для преданного поклонения используются также статуэтки Божеств и раскрашенные изображения.
Шестиконечная звезда
Бог и Богиня, Шива и Шакти, имеют определенные первичные формы. Как правило, Шива символизирует восходящую силу, а Шакти — нисходящую. Поэтому графически Шиву изображают в форме треугольника острием вверх, а Шакти — в форме треугольника острием вниз. Сочетание этих двух форм образуют шестиконечную звезду, которая является важнейшим тантрическим символом, используемым во многих янтрах. Шри Янтра включает в себя различные вниз и вверх направленные треугольники.
Шри Чакра/Шри Янтра
Шри Чакра, которую иногда называют Шри Янтрой, — важнейшая из янтр. Самой знаменитой формой Шри Чакры является ее трехмерная форма, выполняемая обычно в металле и изображающая Меру, космическую Гору Вселенной. Шри Чакра — это основная янтра, посредством которой осуществляется поклонение Богине и Шиве.
МЕДИТАТИВНЫЕ ФОРМЫ
Как правило, тантрические учения предлагают определенную форму (или мурти) Божества для визуализации и медитации на нее. У каждого Божества есть свое тонкое тело, предназначенное для созерцания и медитации (так называемая дхьяна мурти), своя гамма цветов, набор определенных жестов, или мудр, и определенное оружие и орнаменты. Обо всех этих специфических особенностях и характеристиках говорится в различных медитативных шлоках (стихах), которые называются дхьяна шлоками.
L ВОЗРОЖДЕННАЯ ТАНТРА
Медитативная форма — это начало пути, ведущего к контакту с Божеством, вследствие чего энергия Божества впитывается нашей душой, привлеченной обожествленной человеческой формой. Мы должны желать этого контакта, стремиться к нему. Если мы интенсивно медитируем на эту форму, она начинает оживать и помогает нам проникнуть в более глубокие аспекты нашей реальности.
ПОКЛОНЕНИЕ И ЙОГА
Почитать Божество можно двояко, т.е. внешне и внутренне. Внешнее поклонение предполагает подношение даров образу Божества или Его янтре, а внутреннее требует медитации, хотя медитация вовсе не отвергает воображаемого подношения даров или произнесения определенных мантр совместно с дыхательными практиками, или пранаямами. Внешнее поклонение рассматривается как предварительная стадия, которая предшествует медитации.
ВНЕШНИЕ МЕТОДЫ: РИТУАЛ
Пуджа
Стандартная форма тантрического или пуранического поклонения — это пуджа, а среди всех пудж Ганеша-пуджа является наиболее типичной, так как Ганеша — или Божество с головой слона — устраняет помехи в различных формах поклонения и обеспечивает успех. Существуют как особые пуджи, так и простые, которые предлагают Божеству пять подношений: благоухающее масло (символ земли), цветок (эфир), благовоние (воздух), огонь (свет) и жидкая пища (вода). Статуэтку Божества можно искупать в воде, молоке, йогурте, гхи (очищенное топленое масло) или в сахарном тростниковом соке, после чего Божество наряжают и украшают цветами.
Если у вас дома есть статуэтка или образ Божества, вам необходимо с почтением и регулярно предлагать Ему по крайней мере благовония или огонь. Эти действия формируют и освящают благоприятное пагхическое поле для медитации. Лучше всего возжигать пред Божеством не восковые свечи, а масло наиболее питательного свойства (такое, например, как гхи или кунжутное), так как качество масел помогает питанию тонкой формы Божества. Этому же способствует и предложение Божеству фруктов и жидкой пищи (молока, рисовой каши и др.). Помните, что тонкие, или астральные, формы Божества необходимо подкармливать, чтобы поддерживать Его связь с физическим миром.
Пуджа заряжает праной (т.е. жизненной силой) объект поклонения. Без пуджи этот объект, лишенный любви, сознания и жизни, всего лишь инертный предмет. Пуджа — это наука пропитывания материальных объектов тонкими энергиями. Иными словами, пуджа соединяет физическую, видимую, реальность с более глубокой, невидимой реальностью.
Хома
Хома, или огненное предложение, — это стандартная форма ведического поклонения, которое включает в себя как внешний, так и внутренний аспект почитания. Хому используют не только тантрики, но и буддисты. Хотя хома по своей природе более формальна, чем пуджа, она обладает большой силой воздействия и способна не только устранять негативные силы, но и накапливать позитивные. Однако хома требует тщательной подготовки и длительных церемоний и обычно совершается в особых случаях. Но для обычных целей используют простую хому, или агнихотру, т.е. огненный обряд. Агнихотру совершают ежедневно на восходе и заходе солнца, а также в полночь. Для топлива используют коровий навоз, особые типы деревьев, рисовые зерна, гхи и сладкие лепешки. Огонь съедает тонкую сущность предложенного и переправляет ее Божеству вместе с нашими мыслями и желаниями. Если мы в это время предлагаем конструктивные мысли и желания (например, желания всеобщего мира), их потенция увеличивается еще больше. Точно так же если вы и процессе жертвоприношения предлагаете Божеству негативные мысли и желания, они начинают разгораться.
ВНУТРЕННИЕ МЕТОДЫ ЙОГИ
Кроме внешних, существуют и внутренние ритуалы, которые включают речь, дыхание и ум. Эта пуджа называется ма-наса-пуджей. Существуют определенные гимны, или стотры, в которых описывается ментальная форма пуджи, основанная на воображении. Высшей Сущности можно поклоняться в различных чакрах тонкого тела, концентрируясь на мантре, янтре или мурти, посвященных Божеству.
Пранаямы, или дыхательные практики, предлагаются Божеству вместе с Его мантрой, направляя дыхание в центр чакры, в которой находится воображаемое Божество. Таким образом, пранаяма соединяется с мантрой: мантра направляет праная-му внутрь чакры, а пранаяма усиливает потенцию мантры. Распевать мантры можно молча или шепотом. Известно, что ментальное повторение мантры боже конструктивно и способствует более глубокой концентрации. Мантры следует комбинировать, используя предписанные мантры для вдоха, задержки дыхания и выдоха. Мантры являются наипростейшим и, возможно, наиболее эффективным методом тантрической практики. Тантры без мантры не существует.
Шуддха упасана, или чистое поклонение
Чистое поклонение Божеству состоит из различных медитативных методов постижения Его внутренней реальности. Такие методы обычно не связаны с какими-то определенными формами Божества, но могут ограничиваться лишь мантрой и янтрой. Например, медитация на источник дыхания представляет чистый тип поклонения Богине Кали, которая олицетворяет прану, или жизненную силу. Подобное медитативное почитание Божества включает в себя различные предписания, необходимость осознания или созерцания определенных истин.
Лингам и йони
Все тантрические формы восходят к основным силам и формам природы, которые в свою очередь восходят к Космическому Разуму. Все формы отражают сущность космических энергий, законов и воплощений. Так, например, Шива как космическая мужская сила представляет восходящую энергию в форме столба, колонны, стоящего камня, пирамиды или обелиска (лингам). Шакти, космическая женская сила, представлена кольцом, кругом или блюдцем (йони). Эти две энергии совмещены в форме шивалингама, который является символом как тантризма, так и шайвизма.
Поклонение Шиве и Шакти ассоциируется с горами и с йогами, которые удаляются далеко в горы, углубленно занимаясь практикой. Шакти рождена горой (Парвата), и потому ее зовут Парвати. Шива же олицетворяет массивную каменную глыбу, которая, по преданию, была спущена с небес вместе со священной Гангой. Индийская мифология повествует о том, что Ганга берет начало из головы Шивы. Шивалингам символизирует гору, с которой ниспадает небесная река Сушумна.
Шакти символизирует горный поток, водопад, круглое озеро, глубокую пещеру, ущелье, бездну, долину. Если существуют восходящие формы Шивы, должны быть и нисходящие формы Шакти. Если существуют высокие горы, устремленные ввысь, должны быть и глубокие расщелины и мощные потоки, ниспадающие вниз. Гора является универсальньш символом медитации, горный поток — символ нисходящей милости медитации, круглое озеро — символ наслаждения медитацией. И горных районах Индии можно обнаружить множество естественных шивалингамов — водопадов и круглых озер. Шиваингам, как и Шри Чакра, символизирует космическую гору Меру.
Во всех древнейших культурах можно обнаружить свои лингамы, мегалиты, пирамиды и обелиски как элементы вселенской религии природы. В Ведах говорится о поклонении столбу (стамбха, даруна, дхарма). Шивалингам иногда изображали, как ступку с пестиком, которые использовали для извлечения сомы. Ступка — это йони, а пестик — лингам. Лингам олицетворял также центральный луч солнечной энергии, а йони -периферийный круг света.
Следовательно, шивалингам означал сочетание двух энергий — инь и ян — в вечном объятии. И хотя изображения символов инь и ян похожи на человеческие гениталии, не следует думать, что шивалингам представляет символ поклонения сексуальной силе, как полагают некоторые. Не символ представляет сексуальные органы, а скорее сексуальные органы являются символом проявления космических сил. Таким образом, шивалингам — это пробуждение энергии высшей чакры, мощь духовного знания. Этот символ ритуально обмывается в воде и масле в знак почитания Божественной мудрости последнего постижения.
В Библии также есть рассказ о том, как патриарху Иакову, спяшему на камне, приснилось, что он карабкается по лестнице к небесам. После пробуждения он обмыл этот камень маслом, как это делалось и делается до сих пор в индусской духовной традиции, и превратил в священное место почитания. Это указывает на то, что в библейские времена на Ближнем Востоке еще почитали шивалингам.
Цель шивалингама — донести до сознания людей идею неизмеримо более важную, чем просто призыв к сексуальному сношению. Этот космический образ выражает вечную и универсальную идею единства непроявленного Духа и проявленной Природы, а поклонение этим двум Силам помогает нам трансмутировать обычное сексуальное желание, а не потворствовать ему. Синтез двух космических энергий — вечного мужского и вечного женского начала — это все то, что мы действительно ищем в жизни. Именно поэтому шивалингам покоится на самом почетном месте в большинстве храмов и монастырей Индии. Недаром их возводят на возвышенных местах или на высоких горах и скалах, которые также символизируют шивалингам. Эти скалы и горы представляют застьшшую музыку и танец Бога и Его энергий, олицетворенных в Богинях.
Сейчас мы должны познакомиться с наукой поклонения Божественным Силам Богинь как великим Посредницам между Богом и Природой.
ды всегда утверждали, что в начале было Слово, и Слово это было