у Богини*, которая различает четыре уровня речи:
Тип речи
Уровень речи
Локализация речи
Речь сознания
Вайкхари
Слышимая
Бодрствование
Мадхьяма
Ментальная
Пашьянти
Супраментальная
Пуп
Глубокий сон
—
Трансцендентальная
Корневой центр
Самадхи
Существуют четыре уровня речи. Кто духовно просветлен — знает их все. Три из них-тайна, которой нельзя манипулировать. Смертные же используют только четвертый уровень.
Ригведа 1. 164. 45
Сущность тантры заключена в мантра-йоге, которую не следует понимать как простое повторение священных звуков. Цель мантра-йоги заключается в том, чтобы пробудить ум и упорядочить его с помощью вибраций, ибо ум соткан из вибраций и органично откликается именно на вибрации, будь то мантра, слово или музыка
Согласно ведической и тантрической науке, Богини — это Божественное Слово, которое обладает женской природой. Ве-
Вайкхари — это обычная озвученная речь, с помощью которой мы выражаем наши чувственные восприятия, определения и значения слов, обусловливающих наше мышление и привязанности в материальном мире.
На уровне мадхьяма (средний) наша мысль проникает несколько глубже в сущность предметов и явлений. Мы выражаем удивление при созерцании прекрасных форм.
Пашьянти, или супраментальньгй уровень, обнажает пред нами сокрытый смысл вещей, их космическую значимость. Этого уровня можно достичь благодаря глубокой медитации или по милости Бога.
Уровень Пара — это стадия абсолютного молчания, когда сознание настолько совершенно и самодостаточно, что оно не может быть выражено словами. Чистое сознание (чайтанья) пропитано божественностью молчания, которое можно выразить фразой: «Я есть Все».
Однако эта высшая энергия речи без слов должна опуститься к основанию позвоночника, чтобы разбудить змеиную силу Кундалини, которая начнет затем подниматься вверх,
* Любопытно, что в Евангелии от Иоанна сказа™****^ ло Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (1.1). — Здесьи далее прим. ред.
сквозь все чакры, пробуждая высшие потенции человека. Таким образом, накопленная нами энергия должна опуститься вниз, чтобы наше сознание поднялось вверх. Мантра-йога, а также ведическая музыка Гандхарвы, как и любая другая духовная музыка, предназначены именно для этой цели. Энергия пранаямы, сочетаемая с вибрациями, сознательно направляется в различные части тела, стимулируя духовное пробуждение. Так, например, вайкхари локализует звук и пранаяму в горле, мадхьяма концентрирует их в сердце, пашьянти — в пупе, а пара — в корневом центре сушумны (область копчика).
Существуют еще три дополнительных уровня, которые соответствуют первым трем, соединенных с четвертым, т.е. па-ра-пашьянти, пара-мадхьяма и пара-вайкхари. Пара-пашьян-ти представляет уровень трансцендентной речи (или молчания ума), отраженной в просветленном восприятии. Пара-мадхьяма выражена в глубокой мысли, а пара-вайкхари — в слышимой речи. Когда человек одухотворен Божественным Словом, оно проявляется на высшем уровне речи, как у Риши (ведических провидцев), подаривших миру Веды. Божественное Слово может быть окрашено различными энергиями духа, мудрости и облагороженных чувств. Тантрические Богини соответствуют этим различным Божественным энергиям, как мы убедимся, прочитав следующий раздел книги.
ТАНТРИЧЕСКАЯ НАУКА
Шива без Шакти не способен даже пошевелить пальцем.
Человек без Воли Творца, Охранителя и Разрушителя лишается всех добродетелей и не способен прославлять Господа.
ШанкарачарьЯу Саундарья Яахири 1
О Богиня Божественного красноречия, знатоки Вед величают Тебя верной Женой Творца Вселенной, безупречным Идеалом Вседержителя, Спутницей Разрушителя и Дочерью гор. Трудно приблизиться к Высшей магической Мудрости Богини, которая так непринужденно заставляет вращаться Вселенную с помощью своей незримой энергии.
Шанкарачарья, Саундарья Лахири 98
ДЕСЯТЬ МУДРЫХ ФОРМ БОГИНЬ
В тантре, как и во многих других духовных традициях, женский аспект Божественной Реальности выражает познание, или мудрость (на санскрите «видья»). Отсюда три Веды — самые древние Священные Писания — представляют три качества (мысль, слово и дыхание) и назьвзаются Грай Видья, или тремя аспектами мудрости, олицегворяющими женское начало.
Подлинное поклонение Богине акцентирует на то Знание, которое является Ее реальной формой. Это не просто внешнее поклонение, но внутреннее самоосознание, или медитация. Медитировать на Богиню означает самоуглубление в себя, а не бездумное почитание женских форм и качеств. И хотя медитация может начаться с созерцания определенной формы Богини, она затем переходит за пределы конкретных форм, имен и качеств к безличной Сущности.
Богиня олицетворяет тайное, тонкое, сенситивное и побуждает к поиску. Будучи Словом, Она является как учением, так и пониманием этого учения. Таким образом, Богиня — это внутренняя направляемая энергия, которая нас очаровывает и заставляет действовать. По мере приближения к Богине искатель утрачивает интерес к царству ума и чувств и увлекается вслед за Богиней в Царство Вечного и Бесконечного.
В процессе духовного обучения Богиня становится Музой, которая руководит нами и вдохновляет нас. Как таинственная Жрица, она разворачивает пред нами сокрытые истины. И поскольку подлинное Знание как часть интегрального поста жеимя всегда связано с энергией и красотой, Богиня не ограничи-ицстся одним знанием, но наполняет нас энергией и восторгом. Знакомство с Ней обнажает Ее энергии, которые устрашают и преобразуют нас, а проникновение в Нее наполняет все наше существо неизъяснимым блаженством, которое выводит нас за рамки ограниченного тела и ума.
Знание, извлекаемое нами из внутренней медитации, есть подлинное тело Богини. Мудрость — высшая форма красоты и радости. Это то, что мы ищем повсюду с незапамятных времен, — вечное воплощение женского начала.
Духовное знание — это чрево Богини, которая перерождает нас в Царстве Истины. Благодаря Божественной Матери мы рождаемся, как боги. Высшее Знание, таким образом, мы можем обрести только при условии, что нам удастся войти в тело Богини. Общение с Божественной Матерью и взаимодействие с Ее энергиями означает постижение различных стадий и степеней нашего собственного внутреннего преобразования.
Следовательно, Богиня — это очищенное самосознание (Сам-вит), которое дает возможность постичь природу единой Сущности, лежащей в основе всего и всех существ. После постижения этой Мудрости уму уже нечего постигать и он успокаивается, умиротворенньш самим собой.
ДЕСЯТЬ МУДРЫХ ФОРМ БОГИНЬ
Индусские Божества — это универсальное Божественное Сознание, пронизывающее все уровни внешней и внутренней вселенной (макрокосмос и микрокосмос). Они включают в себя птирокий спектр значений: форма и бесформенность, конкретность и абстрактность, человеческое и нечеловеческое, ужасное и прекрасное. Все это — различные принципы, энергии и качества, из которых соткана эта Единая Вселенная, как проявленная, так и непроявленная. Божественная Мать, присутствующая всюду и на всех уровнях, обладает тем многообразием, которое отражено в десяти великих значениях Мудрых Форм Богинь (Даша Махавидья).
Эти формы помогают приступить к внутренней работе самосознания, устранить покрывало Майи (иллюзии) и постичь более глубокие истины жизни, сокрытые ЗА нашими привязанностями к внешним формам вещей и явлений. Послания Богинь ужасают и пугают тех, кто отождествляет свою сущность с тленной и изменчивой сущностью, но для подлинных искателей Истины откровения Богинь нектарны и одаривают великими космическими силами. Эти силы, однако, не предназначены для утешения и могут действительно потрясти, но все-таки они благотворны, потому что производят в душах людей коренное преобразование и позволяют увидеть мир таким, как он есть. Энергии Богинь могут показаться провокационными, противоречивыми, двусмысленными и неопределенными, но это средство необходимо для того, чтобы парализовать ум, который как раз-то и является провокационным, противоречивым, двусмысленным и неопределенным. Ихменно ум лишает нас возможности проникнуть в более глубокие сферы подсознания и сверхсознания, именно он держит нас в плену своих предрассудков и закостеневших догм, и потому-то ум так противится всему тому, что может сбросить его с пьедестала «бога». Разве сама жизнь не ужасна и не полна тайн? Мы не знаем, для чего мы родились и когда умрем. Мы не знаем, что нас заставляет двигаться, дышать и мыслить. Мы не знаем, почему мы привносим в свою жизнь постоянную борьбу с самими собой и почему многое из того, чему мы посвятили свои жизни, оказывается химерой. Совершенно очевидно, что в нас есть нечто, что заставляет отдавать даже жизнь за идеал, ибо, вероятно, это нечто превосходит смерть. Наше представление о природе вещей является поверхностным и не проникает в глубину подлинной природы, не позволяет даже приблизиться к ней. Это означает, что для дальнейшего проникновения в суть вещей необходимо отстранить, отодвинуть поверхностный взгляд в сторону и обратиться лицом к противоположному горизонту. Однако отсюда не следует делать вывод, что якобы для постижения более глубоких духовных истин необходимо вовсе отказаться от земной жизни. Надо понять, что внешний мир занимает ограниченное место и не может стать безграничным в силу своей природы. Следовательно, для постижения вечного необходимо прибегнуть к вечному средству. Духовная наука — особое искусство. Этим искусством нельзя овладеть механически и слепо. Мы должны прежде всего осознать, что полем нашего исследования и осознания являемся мы сами. Мы представляем ту Реальность, которую тщетно ищем повсюду. Богини живут в нас. Йога предлагает нам духовную игру знакомства с энергиями Богинь, которые с радостью предложат нам свои энергии, если мы примем эти бесценные дары.
Каждая из десяти Богинь представляет определенный подход к самореализации и к познанию того, что внутри нас преобразует время и преходящую природу ложного самоотождествления. Необходимо знать, что каждая из Богинь состоит из многих покрывал или слоев. Если нас привлечет то или иное покрывало, мы не сможем проникнуть в глубь Богини и насладиться сокровенным общением с Ней. Богиня, конечно, может нас одарить здоровьем, богатством, славой и прочими почестями, но если мы руководствуемся своекорыстными целями, Божественные дары вскоре истощатся и лишат нас возможности манипулировать этими силами. Лишь искреннее стремление к самой сокровенной энергии Богини, к Мудрости, защитит нас от краха, ибо Мудрость — это исток всех достижений. Поэтому не следует приближаться к этим силам с легкомысленными помыслами или пытаться взять их штурмом. Просто надо капитулировать пред Матерью, сознавая Ее Божественное Могущество, и тогда мы получим от Нее Милость. Мы всего добиваемся благодаря Ее энергиям, Ее Йога-Шакти, функционирует лишь Ее Сила. Мы должны чутко прислушиваться к ритмам жизненных потоков Богинь и не эксплуатировать их, произвольно подкармливая свой эгоизм. Поток должен быть свободным.
Десять Форм Богинь — это одно Единое интегральное Учение: хотя служение каждой Богине предполагает индивидуальное почитание, но все Они вместе представляют одну Божественную Мать. Сундари, например, известная также под именем Лалита, или Раджараджешвари, наиболее популярна в Южной Индии
(этой традиции следует и автор данной книги). На севере и западе Индии, а также в Тибете, Кашмире и буддийских землях наиболее популярна Богиня Тара. На севере и востоке Индии, а также в Бенгалии и Ассаме — Кали, Которая является первой и важнейшей из всех Богинь. По существу, десять Богинь представляют различные аспекты Кали. Обычно Кали изображают в центре хоровода Богинь. Таким образом, концепция десяти Богинь — это одна из наиболее важных форм почитания Кали.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕСЯТИ БОГИНЬ
Первое упоминание о десяти Богинях восходит к Шива Пу-ране (см. V. 50). Согласно этому преданию, демон Дургама по милости Создателя Брахмы обрел власть над Бедами и смог покорить Вселенную, после чего вся Земля была поражена на многие годы