ум». Мешает медитации и сомнение. Если мы уже с самого начала испытываем к медитации предубеждение, не имея никакого опыта и представления о ней, то лучше нам предварительно прочитать о жизни святых, чтобы узнать об их мистических переживаниях. Вы обнаружите в таких книгах столько проникновенных рассказов и столько энтузиазма, что, быть может, это обстоятельство настроит вас на другую волну.
Мы предлагаем вам определённые методы, устраняющие помехи с пути медитативного процесса. Проверьте их, эти методы, или создайте свои собственные. Мы часто страдаем, не зная причины страданий. Это происходит оттого, что причина сокрыта глубоко в нашем подсознании в форме подавленных комплексов, конфликтов, страхов и т.д. Медитация как раз распознаёт эти причины, извлекает из подсознания и рассеивает. Однако, трудно ожидать успеха от медитации с первой попытки, да ещё если человек озабочен или расстроен глубокими проблемами. Чтобы преодолеть этот барьер, в первую очередь необходимо попытаться устранить эти умственные проблемы методом самовнушения, что внесёт в ум некоторое расслабление. И хотя на этой стадии медитация еще невозможна, практикующий начнёт распознавать более глубокие импульсы подсознания, которые выплёскиваются в сферу его обычного сознания. Возможно, это будут именно те подавленные комплексы, о которых упоминалось выше. Самовнушение может рассеять выявленные импульсы подсознания.
Это процесс взаимообратной связи: чем больше вы очищаете свой ум, тем больше вы способны медитировать; и чем больше вы медитируете, тем больше вы очищаете ум. Чем глубже вы проникаете в подсознание, тем больше освобождаетесь от проблем. Так вы сможете постепенно приблизиться к платформе трансцендирования, когда ваш ум обретёт форму счастливого и безмятежного бытия и когда процесс медитации для вас будет так же естественен, как дыхание.
Когда заходит речь о трансцендировании, имеется в виду преобразование мышления, привыкшего всё анализировать, классифицировать, оценивать и переоценивать. Как только произошла трансценденция ума, начинается медитация. Цель медитации -погрузиться как можно глубже в подсознание и выйти за пределы рациональной природы мышления. Вот почему, практикуя медитативные техники, старайтесь снизить интеллектуальную активность вашего ума настолько, насколько это возможно. Однако пусть ваш ум выполняет то, что от него требуется при медитативной практике. Если человек обладает очень беспокойным интеллектом, который к тому же неугомонно активен, ему следует поначалу прибегнуть к технике антар мауны, как к исключению из правил. Очевидная цель остаётся одна — превзойти активность интеллекта.
Объект концентрации
Для концентрации можно выбрать любой объект, хотя обычно полагают, что гораздо легче сконцентрироваться на том объекте, который представляет для медитирующего наибольший интерес и наполнен известным для него смыслом. Так или иначе, но уму действительно легче зацепиться за конкретный объект, чтобы остановить блуждающие мысли. Замечено, что если объект не интересен медитирующему и не имеет для него никакого значения, его ум будет блуждать, и может возникнуть искушение принудить его, (т.е. ум) к медитации, что в свою очередь приведёт к напряжённости, которая лишь отдалит от медитации. Таким образом, объект для концентрации следует выбирать с различением. Кто-то, быть может, желает медитировать на форму Божества. Так, например, христианину легче медитировать на икону или какой-либо христианский символ, а индуисту или мусульманину легче сконцентрировать внимание на объектах своей традиции. Некоторые англичане, например, полагают, что образ Будды является идеальным объектом для концентрации. Читателю следует найти свой объект для медитации, чтобы ему легче было бы отождествиться с ним. Это может быть крест, символы Инь или Ян, символ ОМ, цветок, луна — что угодно. Здесь самым важным фактором является лишь один: выбрать тот объект, который естественно и автоматически притягивает к себе без усилий. Иногда люди говорят, что их особенно не привлекает ни один из объектов, но после продолжительного рассматривания объекта они вдруг обнаруживают к своему удивлению, что объект их заинтересовал и, более того, он даже приобрёл для них особое значение, хотя раньше тот же объект не вызывал у них особых ассоциаций. Такое случается довольно часто, и тогда объект, ранее почти чуждый, становится символом постоянной медитации. Подобный символ можно использовать для тратаки, визуализируя его внутренним взором.
Помните, что поначалу будет нелегко долго удерживать свое внимание на одном и том же объекте, но постепенно, с регулярной практикой, вы будете прогрессировать все больше и больше. Важно сохранять терпение и настойчивость, ибо наши склонности и привычки формируются в уме, и если ум приучить и приручить к объекту, он не будет отвлекаться от него. Для этого можно использовать не только какие-то конкретные объекты, но и возвышенные идеи (например: любовь, сострадание, беспредельность, вечность, вечное бытие, вечное сознание).
Глава VIII. Медитативные позы
Главная цель всех медитативных поз — обеспечить практикующему возможность сидеть совершенно спокойно в течение продолжительного времени. Когда медитативная стадия достигает более высокого уровня, в одной и той же позиции необходимо оставаться в течение нескольких часов, не испытывая физического дискомфорта. Погрузиться в более глубокую медитацию возможно лишь при условии, когда тело устойчиво и спокойно. Здесь подобраны позы, которые при продолжительной практике дадут возможность сохранять тело без напряжений и дискомфорта на протяжении долгого времени. Эти позы, или асаны, поддерживают прямой позвоночник в устойчивой позиции без сознательных усилий, что является основным условием и предпосылкой для глубокой медитации.
Начинающие могут начинать с сукхасаны, но впоследствии они должны всё-таки усвоить такие классические медитативные асаны, как падмасана и сиддхасана. Другие, у кого есть проблемы, связанные с плохой подвижностью ног и суставов, могут сидеть на стуле с прямой спинкой или лежать на твёрдой постели, если это необходимо.
Когда вы сели в асану, представьте себе, что вы стали крепким и устойчивым, как скала. Чем устойчивее вы в асане, тем успешнее ваша концентрация ума. Уже после года практики вы достигнете значительного успеха и сможете сидеть спокойно 3 часа. Прогрессировать будут и те, у кого раньше ноги сгибались с трудом и болью, — если эти люди проявляли упорство и не запускали свою практику. Им рекомендуется практика паванмуктасаны, шакти бандхи и ряд других асан, предлагаемых в книге «Асана, пранаяма, мудра, бандха». Необходимо постепенно удлинять время сидения в асане ежедневно на одну минуту. Способность сидеть в падмасане зависит не только от гибкости тела, но также и от состояния ума: если практикующий не только доверяет, но и твердо верит в себя, в свой ум, тот разрешит ему сидеть в падмасане совершенно легко и долго.
Классические медитативные позы: падмасана (поза лотоса), сиддхасана (совершенная поза для мужчин), сиддха йони асана (совершенная поза для женщин), свастикасана (благоприятная поза).
Упрощённые медитативные позы для начинающих: сукхасана (лёгкая поза), ардха падмасана (поза полу лотоса).
Дополнительные асаны, которые можно использовать, как вспомогательные: ваджрасана (поза удара молнии), бхадрасана (поза джентльмена), шавасана (поза трупа).
Кроме того, мы ввели также такие асаны, как випарита карани асану (перевёрнутая поза) и нада анусандхана асану (для психических целей). Они используются в специфических медитативных практиках, а не в популярных медитативных целях.
Классические медитативные асаны обычно практикуют вместе с чин или гьян мудрами, о которых говорится в 11 главе, посвященной мудрам.
Ни в коем случае не заставляйте себя насильно садиться в асану, не обращая внимания на сопротивление тела — это опасно! Если вы почувствуете острую боль в ногах во время сидения в асане, немедленно вытяните ноги и промассируйте их. Классические и упрощённые медитативные позы не должны практиковать люди, страдающие ишиасом и недугами в крестцовом комплексе. Им лучше использовать ваджрасану, бхадрасану или шавасану.
Падмасана или поза лотоса
Садитесь, вытянув ноги вперёд. Согните одну ногу и положите стопу на бедро противоположной ноги. Подошва стопы должна быть обращена вверх, а пятка упираться в тазовую кость. Согните вторую ногу и положите стопу на бедро противоположной ноги.
Падмасану можно практиковать вместе с гьян мудрой или чин мудрой. Во время падмасаны позвоночник должен быть ровным и совершенно вертикальным, как если бы его склеили с землёй. Многие практиканты, особенно из начинающих, обнаружили, что если под ягодицы подложить небольшую подушечку, асану выполнять гораздо легче.
Те, кто овладел этой асаной, могут долго сидеть с совершенно прямым позвоночником. Так как тело и ум взаимосвязаны и контролируют друг друга, прямое и устойчивое тело также наделяет ум устойчивостью и однонаправленностью. А подобное состояние ума является первой предпосылкой продуктивной медитации. Эта асана надлежащим образом направляет поток праны от му-ладхара чакры к сахасрара чакре. Падмасана помогает устранить многие физические и эмоциональные проблемы.
Сиддхасана
Садитесь, вытянув ноги вперед. Согните правую ногу и поместите стопу напротив левого бедра с пяткой, упирающейся в область промежности между гениталиями и анусом. Согните левую ногу в колене и положите левую стопу на правую лодыжку, удерживая левую пятку против лобковой кости. Поместите подошву левой стопы между бедром и икрой правой ноги. Спина, шея и голова — на одной вертикальной линии. Одна пятка находится над другой.
Сиддхасану практикуют только мужчины вместе с гьян мудрой или чин мудрой. Многие начинающие практиканты используют маленькую подушечку под ягодицы, что значительно облегчает выполнение этой асаны. Польза от этой асаны та же, что и от сиддха йони асаны.
Сиддха йони асана
Садитесь, вытянув ноги вперёд. Согните правую ногу и поместите подошву стопы напротив вашего левого бедра, упираясь пяткой в большие губы влагалища.
Согните левую ногу и поместите подошву напротив правого бедра, протащив пальцы стопы в область между икрой и бедром правой ноги. Позвоночник абсолютно прямой и устойчивый.
Это женская асана. Лучше и удобнее её выполнять без стесняющих одежд. Асану совмещают вместе с гьян мудрой или чин мудрой. Если под ягодицы подкладывать небольшую подушечку, асану выполнять легче, особенно для начинающих. Сиддхасана и сиддха йони асана являются лучшими асанами для практики пранаямы, т.к. лёгкие в этих асанах более эффективно вентилируются.
Обе асаны являются сугубо медитативными, и в них каждый сможет сохранить устойчивость позвоночника, столь необходимую для конструктивной медитации. Асаны автоматически активизируют два сексуально связанных психомышечных комплекса (мула бандху и ваджроли мудру), которые вовлекают сексуально-нервные импульсы вглубь позвоночного столба и далее, в мозг, что даёт возможность практикующему контролировать сексуальную энергию как в целях воздержания (брахмачарья), так и для преобразования сексуальной энергии в духовную. Обе асаны воздействуют успокаивающим образом на всю нервную систему.
Свастикасана
Садитесь с вытянутыми вперёд ногами. Согните левую ногу и положите стопу рядом с правым бедром. Так же согните правую ногу и положите стопу в область между левым бедром и левой икрой ноги. Руки заняты гьян мудрой дай чин мудрой или покоятся на коленях.
Замечания
Среди всех медитативных асан эта асана самая лёгкая. Внешне она похожа на сиддхасану, но в действительности между ними есть существенное отличие: здесь пятки не упираются в промежность, как в сиддхасане.
Здесь польза та же, что и при выполнении сиддхасаны и сидцха