йони асаны с той лишь разницей, что нет эффективного воздействия на мула бандху и ваджроли мудру, так как пятки не активизируют своим давлением эти области.
Сукхасана
Садитесь, вытянув ноги вперёд. Согните правую ногу и установите её под левое бедро. Согните левую ногу и установите под правым бедром. Положите руки на колени. Держите голову, шею и спину на одной вертикальной линии.
Замечания
Для тех, кому трудно выполнять классические медитативные позы, эта асана является идеальной. Пока ученик не освоил, как следует, другие медитативные позы, не стоит пренебрегать сукхасаной.
Ардха падмасана
Садитесь с вытянутыми вперёд ногами. Согните левую ногу и расположите левую подошву рядом с правым бедром. Согните правую ногу и положите правую подошву на правое бедро. Голова, шея и спина — на прямой вертикальной линии.
Замечания
Эта медитативная поза полезна для тех, кто почти научился выполнять падмасану, но затрудняется завершить её. Поэтому в таких случаях предпочтительно практиковать эту асану, а не сукхасану.
Эффект уступает эффекту падмасаны.
Ваджрасана
Встаньте на колени и садитесь на ваши стопы так, чтобы большие пальцы ног касались друг друга. Колени также касаются друг друга, а ваши пятки разведены в стороны. Ягодицы лежат на подошвах ваших стоп с разведёнными в стороны пятками. Положите руки на колени ладонями вниз.
Замечания
Ваджрасана — это молитвенная и медитативная поза мусульман и японских буддистов.
Ваджрасана и бхадрасана обеспечивают активным кровоснабжением область таза и внутренних органов и особенно рекомендуются людям, страдающим болями в области седалищного нерва и крестца.
Бхадрасана
Садитесь в ваджрасану. Расставьте колени как можно шире, чтобы пальцы ног не отрывались от земли, и разместите подошвы стоп таким образом, чтобы ягодицы опустились на пол, между стопами. Попытайтесь еще больше раздвинуть колени, но не напрягайтесь особенно. Положите руки на колени ладонями вниз.
Шавасана
Ложитесь плашмя на спину во всю длину тела, руки вдоль туловища ладонями вверх. Подошвы ног слегка разведены в стороны и расслаблены. Закройте глаза и полностью расслабьтесь. После этого уже не двигайте никакой частью тела, даже если почувствуете неудобство
Шавасана — незаменимая поза для релаксации всего тела и ума и является наилучшей асаной, используемой в йога-нидре и тех практиках, для которых необходимо полное расслабление. Кроме того, данная поза прекрасно помогает при засыпании. Именно поэтому она представляет помеху, если её используют в медитативных целях. Многие практикующие просто засыпают, если им рекомендуют медитировать в шавасане.
Нада анусандхана асана
Сядьте на корточки на свёрнутое одеяло или подушку, которые находятся под ягодицами и между ногами. Основание, на котором вы сидите, должно быть достаточно высоким, чтобы не искривлялась спина. Поместите локти на колени, а пальцы на темя. Большие пальцы упираются в уши. Можно запечатать уши и при помощи указательных пальцев. Эта поза используется в практике нада-йоги для распознавания психических вибраций.
Випарита карани асана
Ложитесь на спину, ноги и стопы вместе, руки вдоль туловища ладонями вниз. Используя руки, как рычаги, поднимите ноги вертикально вверх так, чтобы между спиной и полом было примерно 45 градусов, туловище и плечи незначительно наклонены. Руки поддерживают седалище. Продолжительность не более 30 минут.
Дышите так, как позволяет эта асана.
Ограничения
Эту асану нельзя практиковать тем, у кого увеличена щитовидная железа, печень, селезёнка, кто страдает от гипертонии или сердечных недомоганий.
Випарита карани асана используется, как часть випарита карани мудры, которая является важной крией кундалини йоги, пробуждающей поток амриты, нектар из вишуддхи чакры.
Глава IX. Мудры и бандхи
Мудры — это психофизические позиции, широко применяемые в йогической практике для контролирования психических состояний и связанных с ними явлений. Существует большое разнообразие мудр, начиная от простых позиций рук и пальцев и кончая сложными методами и тонкими техниками концентрации ума. Бандхи — это совокупность внутренних зажимов, или замков, предназначенных для удержания пранической или психической энергии внутри определённых зон тела для того, чтобы спресованная сила могла быть направлена и использована по назначению там и тогда, где и когда это необходимо. Без знания мудр и бандх ученик будет действовать в очень ограниченном диапазоне медитативной технологии и не сможет прогрессировать. В эту главу включено лишь незначительное количество мудр и бандх, ориентированных на предварительную подготовку к медитации, но в «Практике медитации» (III часть) даны более сложные, составленные из сочетаний простых мудр.
Большинство мудр и бандх обладают мощной силой и поэтому их следует осваивать постепенно и осторожно, внимательно наблюдая за их действием, чтобы не навредить телу или уму. Если во время практики возникает какая-то проблема с выполнением мудр и бандх или малейший физический дискомфорт, необходимо прервать практику до тех пор, пока не найдёте квалифицированного руководителя.
Техника гьян мудры
Сядьте в медитативную асану. Согните указательные пальцы обеих рук так, чтобы своими ногтями они упёрлись к внутренним сторонам больших пальцев. Вытяните остальные три пальца каждой руки так, чтобы они были слегка расставлены. Поместите руки на колени ладонями вниз таким образом, чтобы все пальцы указывали на пол перед коленями.
Некоторые предпочитают выполнять гьян мудру так, чтобы большие пальцы просто касались кончиков указательных. Это также верно.
Техника чин мудры
Чин мудра отличается от гьян мудры лишь тем, что ладони обеих рук повёрнуты вверх.
Польза обеих мудр
Обе позиции просты и применяются в падмасане, сиддхасане, сиддха йони асане, сукхасане, ваджрасане и других ассанах с целью перенаправить нервные импульсы от рук вверх по телу благодаря закольцованности психонервных каналов.
Насагра мудра
Насагра мудра означает «носовая мудра», используемая во время пранаямы в медитативной асане. Цель мудры — перекрыть одну из ноздрей так, чтобы можно было бы вдыхать или выдыхать через другую ноздрю, как предписано правилами пранаямы.
Сесть в медитативную позу.
Опустить левую руку на левое колено в гьян или чин мудре. Держите правую руку перед лицом. Разместите кончики среднего и указательного пальцев правой руки на лбу, в области межбровья. Эти два пальца должны быть выпрямлены. Большой палец у правой ноздри, а безымянный у левой. Эти пальцы используются для манипулирования ноздрями. Мизинец бездействует. Локоть правой руки перед грудью, а рука от локтя до кисти стоит почти вертикально. Некоторые практикующие подвешивают локоть правой руки повязкой вокруг шеи, чтобы рука не уставала в течение долгой пранаямы. Насагра мудру можно выполнять и левой рукой.
Йони мудра
Йони мудра означает «исходная позиция», но эта мудра известна также, как шанмукхи мудра, т.е. «позиция девяти врат», используемая кундалини йогой.
Сядьте в падмасану, сиддхасану или сиддха йони асану. Вдохните медленно и глубоко. Удерживая вдох, поднимите руки к лицу. Закройте уши большими пальцами, глаза указательными, ноздри средними, а безымянные и мизинцы над и под губами, чтобы запечатать рот. Удерживая дыхание внутри, насколько это возможно, сконцентрируйте своё внимание на бинду чакре. Освободите средние пальцы от контакта с ноздрями, и медленно выдохните и вдохните опять. Снова запечатайте ноздри и продолжайте в том же духе.
Эта мудра использует кумбхаку (т.е. задержку дыхания) и потому следует её выполнять очень осторожно.
Мудра помогает отвлечь внимание (процесс пратьяхары) и погрузить ум в самого себя.
Кхечари мудра
Кхечари мудра буквально означает «позиция взлёта вверх». Мудра используется, как одна из наиболее основных, в более сложных и совершенных медитативных техниках, в которых мастерство выполнения кхечари мудры является предпосылкой для практики кундалини йоги. Известны две формы кхечари мудры: хатха йогическая форма и раджа йогическая форма. Хатха йогическая форма не должна исполняться учеником без опытного руководства учителя, и читателю следует понять её связь с раджа йогической или естественной формой кхечари мудры.
Техника хатха йогической формы
Как уже упоминалось, эта форма выполняется только более квалифицированными учениками и под присмотром опытного гуру. Практика требует огромной настойчивости и терпения. Каждую неделю подрезают сухожилия под языком. Для этого прибегают к хирургическому вмешательству или к остро отточенному камню. Язык постоянно массируют, ежедневно смачивая его молоком. Можно использовать и растительное масло или иной, безвредный тип смазки. Процесс продолжается в течение многих месяцев, пока язык коснётся кончиком межбровного центра. Когда язык достиг требуемой длины, начинают практиковать полную кхечари мудру. Повернуть язык в обратном направлении в сторону глотки. Язык осторожно скользит к верхней полости нёба так далеко, насколько это возможно. Язык блокирует воздушные проходы, тогда пробуждается центр, известный, как лалана чакра.
Техника раджа йогической формы
Закройте рот. Сверните язык в обратном направлении так, чтобы его нижняя поверхность дотрагивалась до нёба. Попытайтесь донести кончик языка так далеко, как это возможно без напряжения. В этой позиции можно выполнять по выбору удджайи пранаяму. Выполняйте её столько, сколько желаете. Если почувствуете дискомфорт, расслабьте язык, отдохните и повторите языковый замок. Постепенно, с практикой, язык сможет проскользнуть в пазухи нёба, стимулируя нервные центры головного мозга.
Начинающие могут дышать естественно и спонтанно. Через несколько недель или месяцев они смогут попытаться постепенно снижать дыхательный ритм, пока он не достигнет соотношения 5 — 8 вздохов в минуту (вздох = выдох + вдох). Под руководством опытного руководителя дыхательный ритм можно понизить ещё больше.
Напоминаем, не пытайтесь пробовать хатха йогическую форму без опытного руководства. Если кхечари мудру выполнять во время физических упражнений, во рту может выделиться горькая секреция, которая не приносит пользы. Поэтому практиканту рекомендуется немедленно прекратить эту практику.
Мудра оказывает на человека сильное воздействие. Над нёбом, т.е. на обратной стороне его, расположены определённые железы и точки, которые контролируют деятельность человеческого тела. Секреции начинают выделяться при давлении языка на эту область, что благотворно влияет на общее оздоровление. При этом продуцируется и слюна, которая устраняет жажду и голод. Известно, что йоги способны продолжительное время сохранять жизнеспособность тела после их захоронения глубоко под землей. Они могут поддерживать дыхание так долго, как пожелают. Мудра пробуждает кундалини шакти, что способствует сохранению жизненной энергии. Практика кхечари мудры в её полном исполнении может привести к отделению астрального тела от физического и перемещению сознания в акашу (пространство между астральным планом и физическим). В древних йоги-ческих текстах эта мудра рассматривалась, как одна из наиболее важных мудр.
Шамбхави мудра
Шамбхави мудра означает «позиция Господа Шивы». Эта мудра известна также, как бхрумадхья дришти (созерцание межбровья).
Садитесь в любую медитативную позу с прямым позвоночником и положите на колени кисти рук в чин или гьян мудре. Смотрите вперёд, зафиксировав взгляд на какой-либо точке. Затем, не поднимая головы, посмотрите вверх насколько возможно выше. Теперь сфокусируйте глаза на межбровный центр и сконцентрируйтесь на нём.
Эта могучая техника пробуждает аджна чакру, или область соединения низшего сознания с высшим. В физическом отношении мудра укрепляет мышцы глаз, а в психическом успокаивает ум и рассеивает стресс и гнев.
Агочари мудра
Название «агочари мудра» означает «неведомая позиция». Её называют также «насикагра дришти», т.е. взгляд на кончик носа. Подобная техника используется во многих формах медитации.
Садитесь в любую медитативную асану. Голова, шея и спина — на одной вертикальной линии. Сфокусируйте взгляд на кончик