носа.
Не напрягайте глаза. Постепенно, на протяжении недель и месяцев повышайте продолжительность фокусирования взгляда.
Углубляется сила концентрации, пробуждается муладхара чакра, развивается интравертность и практикующий приближается к духовному сознанию.
Акаши мудра
Название мудры означает «позиция внутреннего пространства». К этой могучей технике следует подходить внимательно и осваивать её медленно и осторожно.
Садитесь в любую медитативную асану. Заверните язык назад и продвиньте его кончик как можно дальше по нёбу (кхечари мудра). Выполняйте удджайи пранаяму и шамбхави мудру. Одновременно отклоните голову назад так, чтобы голова не упиралась затылком в верхнюю часть спины. Дыхание глубокое и медленное. Поначалу удджайи пранаяма будет вызывать дискомфорт в области горла, но с практикой это пройдёт.
Эта мудра поможет практикующему войти в транс, когда техника исполнения станет безупречной.
Слово «транс» здесь не следует понимать так, как его воспринимают на Западе. Йогическое понимание транса ограничивается тем, что практикующий достигает более повышенной стадии сознания. Мудра наполняет ум спокойствием и умиротворением.
Ваджроли мудра
Слово «ваджроли» означает «удар молнии», но так называется и нади (канал) в свадхистхане, сквозь который движение праны соединяется с сексуальной энергией. Считается, что у мужчин, следующих тропой медитации, возникает естественная тенденция выхода духовной энергии сквозь сексуальную систему, когда сексуальные желания начинают активизироваться и требуют выхода. Однако добросовестная практика ваджроли мудры позволяет ученику взять под строгий контроль свою прану и направить её в русло пробуждения духовности.
Существуют две формы ваджроли мудры: простая и сложная для более подготовленных. Практиковать сложную без должного руководства опасно.
Садитесь в любую удобную медитативную асану. Поместите руки на коленях, закройте глаза и расслабьтесь. Постарайтесь подтянуть половые органы вверх подтягиванием и напряжением нижней части живота и сжатием мочеполовой системы. Это сокращение подобно сжатию тех мышц, которые человек приводит в движение, когда желает помочиться, но заставляет себя терпеть. В таких случаях половые органы, как у мужчин, так и у женщин продвигаются немного вверх.
Техника сложной формы
Эта техника может причинить серьёзный вред, если выполняется без опытного гуру. Серебряную трубку длиной в 12 дюймов (т.е. 30 см) вставляют в мочевой канал до семяизвержения и сквозь эту трубку поначалу поднимается вверх вода, затем молочко, мёд и другие секреции. После продолжительной практики эти секреции втягиваются сами сквозь мочеиспускательный канал без трубки. Трубку или катетер вставляют в канал сперва на глубину 2 см., затем медленно погружают его глубже и глубже, пока вся трубка по шейку не войдет внутрь.
Эта методика очень помогает тем, кто стремится к целомудренной жизни брахмачарина. Так можно сексуальную энергию не только сохранить, но и преобразовать. Когда практика будет освоена, практикующий сможет удерживать энергию даже после её извержения в форме семени. Сублимированная энергия затем используется в высших йогических техниках.
Ашвини мудра
«Ашвини мудра» означает «позиция лошади». Эту практику следует освоить до изучения мула бандхи.
Техника 1 стадии
Сядьте в любую медитативную позу. Расслабьте всё тело и закройте глаза. Сожмите мышцы сфинктера ануса на несколько секунд. Расслабьте мышцы сфинктера ануса на несколько секунд. Повторите это, сколько можете.
Техника 2 стадии
Сядьте, как в стадии I. Вдохните с одновременным сжатием ануса. Задержите дыхание, не расслабляя мышцы ануса. Выдохните с одновременным расслаблением ануса. Повторите столько раз, сколько можете.
Практикуйте столько времени, сколько можете, если не испытываете дискомфорта. Не напрягайтесь!
Благодаря этой технике можно научиться контролировать сфинктер ануса так, как это делает лошадь. Достигнув совершенства в этой мудре, человек способен предотвращать потерю пранической энергии и консервировать её для дальнейшего использования в конструктивных целях, направляя вверх, к высшим чакрам. Техника представляет предварительную подготовку для освоения следующего упражнения — мула бандхи.
Мула бандха
«Мула бандха» означает «корневой замок». Техника замыкает психическую энергию в высшей сфере психического тела и не позволяет ей опускаться в низшие области. Мула бандха стимулирует работу муладхара чакры ментальным (воображаемым) сокращением, пробуждающим кундалини. Поначалу ученику предлагают сократить мышцы, связанные с муладхара чакрой, но позже, однако, точное местонахождение муладхары будет установлено самим практикующим и, когда мышечного сокращения уже не потребуется, ученик сможет просто мысленно прикасаться к требуемой точке своим осознанием. Если техника доведена до совершенства, её тонкое воздействие оказывается намного более эффективным, чем физическое сокращение мышц. Однако на первых стадиях ученикам предлагается освоить мышечные сокращения.
Желательно сесть в ту медитативную позу, в которой колени касаются пола: сидцхасана и сиддха йони асана являются лучшими, так как давление пятками усиливает бандху. Поместите руки на колени в гьян или чин мудре. Закройте глаза и расслабьте всё тело. Сконцентрируйтесь на т.н. «спусковом крючке» муладхара чакры (см. гл. 4, раздел «Психические центры»). Физическая точка «спусковой крючок» расположен у мужчин и у женщин по-разному: у мужчин эта точка расположена над промежностью, между гениталиями и анусом, а у женщин на шейке, соединяющей матку с влагалищем. Попытайтесь мысленно коснуться этой точки и затем сожмите её, удерживая сжатие столько, сколько сможете. Расслабьтесь. Выполните еще раз.
Мула бандху обычно выполняют вместе с джаландхара бандхой, с дыханием, удерживаемым на вдохе или на выдохе.
Предостережения
Мула бандху осваивайте не спеша, постепенно и осторожно. Не напрягайтесь!
Мула бандха подтягивает область муладхары, расположенной между анусом и половыми органами, вверх, что значительно усиливает поток жизненной энергии апана вайю в нижних частях тела, ниже пупка, и соединяет этот поток с другим потоком жизненной энергии — прана вайей, между гортанью и сердцем, оживляя общий жизненный тонус.
Ашвини — ваджроли — мула (комбинационно и раздельно)
Данная практика поможет ученику отличить одну технику от другой. Часто ученики не ощущают тонких различий между ашвини, ваджроли и мулой и просто напрягают все мышцы тазовой области, не понимая, какую технику они пытаются выполнить. Такое отношение к трём различным техникам может разрушить полезное действие всех трех.
Техника 1 стадии
Сядьте в медитативную позу (желательно в сиддхасану или сиддха йони асану) с гьян или чин мудрой. Выполните простую форму ваджроли мудры и постарайтесь удерживать ваджроли до счёта 10 в медленном темпе. Освободитесь от ваджроли. Выполните мула бандху. Удержите ее до 10. В последующие дни вы можете увеличивать счёт с 10 до 15 и выше.
Техника 2 стадии
Выполните ваджроли мудру. Добавьте к этой мудре мула бандху. Добавьте к этим двум ашвини. Удерживайте все три в течение нескольких секунд и затем поочередно освободитесь от ашвини, мулы и ваджроли.
Замечания
Данную практику уместно выполнять лишь тогда, когда вы усвоили три техники в отдельности. Вам необходимо сконцентрироваться на разграничении трёх отдельных зон сжатия. Эта практика не связана с дыханием. Выполняйте ее ежедневно до тех пор, пока научитесь отчётливо различать одну от другой.
Джаландхара бандха
Джаландхара бандха — это «подбородочный замок», используемый для сжатия пранической силы в той части туловища, которая стимулирует энергию кундалини.
Сядьте в падмасану или в сиддхасану (сукхасана здесь неуместна, ибо колени должны касаться пола). Кто не может сесть в эти асаны, пусть делает джаландхара бандху стоя. Поместите ладони на коленные чашечки. Расслабьте тело и закройте глаза. Глубоко вдохните и, задерживая дыхание, наклоните голову вперёд, прижимая подбородок к яремной впадине груди. Вытяните руки, упираясь в колени, и одновременно поднимите плечи вверх и вперёд, что позволит рукам оставаться в замке. Ладони удерживайте на коленях. Оставайтесь в этой позе до тех пор, пока вы сможете удерживать дыхание. Затем расслабьте плечи, согните руки, освободитесь медленно от замка и поднимите голову. Медленно выдохните. Когда дыхание нормализуется, повторите снова.
Кундалини йогическая техника
Эта техника отличается от предыдущей тем, что выполняется без какого-либо напряжения плеч и рук. Голова просто падает вперед, и подбородок упирается в яремную впадину. В этой форме ученик мобилизует ментальные возможности внушения для осознания сжатия праны в верхней части туловища.
Практику можно выполнять с задержкой дыхания после выдоха. Бандха блокирует дыхание и сжимает различные органы в горле.
Не совершайте вдоха или выдоха до тех пор, пока не освободились от замка, т.е. пока не подняли голову.
Ограничения
Джаландхара бандху не должны делать люди, страдающие гипертонией, внутричерепным давлением или сердечными недомоганиями.
Успокаивает тело и ум, снижает сердцебиение. В районе горла расположены очень чувствительные рецепторы, которые могут замедлять или убыстрять сердцебиение. Щитовидная и паращитовидная железы массируются и их функция улучшается, благотворно воздействуя на весь организм. Эта практика устраняет стрессовые состояния, снижает возможность их повторения, рассеивает гнев и беспокойство.
Уддияна бандха
Слово «уддияна» буквально означает «лететь вверх». В этой бандхе диафрагма и живот как бы взлетают вверх, сжимают прану в верхней части тела и, усиливая её, заставляют ее также взлетать вверх.
Сядьте в медитативную позу так, чтобы колени лежали на полу. Положите ладони на колени. Закройте глаза и расслабьте тело. Сделайте глубокий выдох и задержите дыхание. Выполните джаландхара бандху. Сожмите мышцы живота вовнутрь и вверх. Это окончательная позиция. Если не испытываете дискомфорта, удерживайте замок столько, сколько сможете. Затем расслабьте мышцы живота, освободитесь от джаландхара бандхи и вдохните. Когда дыхание успокоится и станет естественным, можно повторить.
Практикуйте уддияну только на пустой желудок и освобождённый кишечник. Не забывайте, что перед вдохом необходимо устранить подбородочный замок и поднять голову.
Ограничения
Эту бандху не должны практиковать люди, страдающие сердечными недомоганиями, язвой желудка и 12-перстной кишки, а также беременные женщины.
Маха бандха
Маха бандха (или большой замок) представляет комплекс нескольких бандх: мула бандхи, джаландхара бандхи, уддияна бандхи и бахир кумбхаки (задержки дыхания после выдоха).
Сядьте в падмасану, сиддхасану или сидцха йони асану с руками на коленях. Сделайте медленный и полный выдох. Выполните джаландхара бандху. Выполните уддияна бандху. Выполните мула бандху. Сохраняйте эту позицию, пока вам приятно. Удерживая комплекс трёх банда, можете попеременно перемещать свое внимание с одной бандхи на другую, концентрируясь на каждой. Освобождайтесь медленно от мула бандхи. Так же медленно — от уддияна бандхи. И наконец — от джаландхара бандхи. Подняв голову, попробуйте до вдоха ещё немного выдохнуть и затем вдохните. Восстановите дыхание и повторите комплекс.
Маха бандха — могучая и эффективная техника. Если вы еще не освоили три бандхи в отдельности, не следует приступать к комплексу всех трёх. Кроме того, необходимо знать и предварительные стадии нади шодхана пранаямы.
Техника стимулирует потоки психической и духовной энергий и преобразует экстравертный ум в интравертный, что приближает к медитации.
Глава X. Пранаяма
Контроль жизненной и психической энергии очень важен для каждого, кто занимается йогой или психофизической терапией ради здоровья. Йога является прекрасно разработанной системой энергетического контроля, а пранаяма — это метод прямого йогического упорядочения всех жизненных процессов, протекающих в человеческом организме. Многие считают пранаяму физической практикой контроля над дыханием, но это не полное представление о пранаяме. Главные эффекты пранаямы проявляются в её воздействии на нервную систему и всю сложную совокупность тонких психических энергий, и потому контроль над дыханием является единственным средством манипуляции этим тонким процессом. Дыхание — это «нить