Скачать:TXTPDF
Тантрические медитации. Сарасвати Сатьянанда Свами

и выдыхайте. Снова поднимите правую руку в насагра мудру и сделайте 20 быстрых дыханий через правую ноздрю. Затем опустите правую руку и удерживайте дыхание с бандхами, как раньше. Теперь выполните 20 дыханий обеими ноздрями и удерживайте дыхание с бандхами, как раньше. Когда после короткого отдыха ваше дыхание нормализуется, повторите пранаяму. В первый день выполните этот цикл дважды, а затем добавляйте каждый день по 1 раунду, если эта практика вам приятна. Когда вы сможете без труда выполнять 10 таких циклов, приступайте к стадии 4.

Техника 4 стадии

Практикуйте, как в стадии 3, но постепенно увеличивайте скорость дыхания вчетверо или более раз. Продолжительность задержки будет также автоматически увеличиваться. Этот процесс должен занять несколько недель. Не форсируйте его! Когда вы сможете выполнять 10 таких циклов на высокой скорости, с длинной задержкой дыхания и без дискомфорта, переходите к стадии 5.

Техника 5 стадии

Повышайте постепенно количество дыханий за раунд, добавляя по 5 раундов в день, если вам приятно. Когда вы совершаете за 1 раунд 50 дыханий, вы достигли высшего уровня бхастрики. Количество таких раундов можно увеличивать до 25.

Замечания

Бхастрика пранаяма выполняется непосредственно перед медитацией (джапа, чидакаша дхарана или антар мауна).

Предостережения

Ощущение слабости и испарина указывают на то, что бхастрика выполняется неверно. Поэтому избегайте, пожалуйста, перенапряжения в процессе дыхания, следите за выражением лица (не гримасничайте) и тела (не тряситесь). Подобные явления также указывают на неверное выполнение пранаямы. Во время практики следует быть расслабленным.

Ограничения

Люди, страдающие гипертонией, головокружением, сердечными и дыхательными проблемами, не должны практиковать бхастрику. Начинающим следует подступать к этой мощной технике постепенно и осторожно, под руководством опытного учителя.

Капалабхати пранаяма

«Капалабхати» означает «черепные меха». Эта эффективная пранаяма используется для преобразования экстравертного ума в интравертный перед началом любой медитативной практики. Однако сила этой пранаямы может обернуться слабостью для практикующего неправильно и неосторожно.

Техника

Сесть в устойчивой медитативной позе с руками в гьян или чин мудре. Закрыть глаза и расслабить тело. Сделать серию быстрых дыханий с акцентом на выдох. Выдох должен быть сильным и мощным, а вдох спонтанным и автоматическим. Выдохните 20 или 30 раз за серию, пока не почувствуете лёгкое головокружение. Медленно и глубоко вдохните и полностью выдохните. Сделайте маха бандху. Сконцентрируйте своё внимание на область чидакаши. Вы можете перемещать своё внимание влево от чидакаши, вправо, вперёд и назад, а также в область над чида-кашей или под ней. Оставайтесь в этом положении, сколько сможете. Освободитесь от маха бандхи и мягко выдохните, а затем медленно вдохните. Сделайте ещё несколько дыханий и, если желаете, повторите ещё раз. Поначалу сделайте только 2 раунда. Прибавляйте по одному раунду в день до тех пор, пока сможете выполнять 20 раундов. Затем начните увеличивать количество дыханий за раунд до 5 в день, пока сможете совершать до 100 дыханий или около того без головокружения и легко. После окончания ежедневной практики капалабхати выполняйте чидакаша дхарану по крайней мере в течение 10 минут.

Предостережение

Приступайте к практике капалабхати только после усвоения бхастрики. Будьте максимально осторожны и не перенапрягайтесь.

Ограничения

Люди, страдающие гипертонией, головокружением, сердечными и дыхательными недугами, не должны практиковать капалабхати.

Польза

Капалабхати — одна из самых мощных техник подготовки к медитации. Она освобождает ум от мыслей, образов, беспокойств и преобразует его в однонаправленный поток интравертной энергии.

Бхрамари пранаяма

«Бхрамари» — «пчела», и потому эту пранаяму называют жужжащей. Данная практика используется нада йогой, пробуждающей психические вибрации.

Техника

Сядьте в медитативную позу с руками в гьян или чин мудре. Полностью вдохните через обе ноздри. Задержите дыхание и выполните джаландхара и мула бандхи. Сохраните задержку дыхания и бандхи до счёта 5. Затем освободитесь от бандх и поднимите две руки до уровня глаз. Заткните уши указательными пальцами, держа другие пальцы слегка согнутыми, а локти вытянутыми в стороны. Зубы не стиснуты, рот закрыт. В течение всего продолжительного выдоха произносите жужжащий звук, похожий на жужжание пчелы. Прочувствуйте эту вибрацию, которая как бы исходит из головы. После выдоха опустите руки, вдохните и повторите практику. Начните с 5 раундов и ежедневно добавляйте по 1 раунду.

Предостережения

Бхрамари пранаяму не следует выполнять лёжа во избежание излишнего напряжения голосовых связок.

Польза

Помогает при бессоннице, развивает внутренний слух распознавания психических вибраций, снимает сердечные напряжения, гасит гнев, устраняет беспокойство и расстройство, снижает кровяное давление.

Часть III. Практика медитации

Глава XI. Джапа йога

Из всех систем йоги, пробуждающих пратьяхару (отвлечение от внешних объектов) и ведущих непосредственно к самадхи, джапа йога является наиболее безопасной и лёгкой практикой и потому может использоваться каждым в любое время и в любых условиях.

Слово «джапа» означает «ротация» (или вращение) сознания и соединение своей сущности с Высшей Сущностью. Неотъемлемым атрибутом джапа йоги является мантра или определённым образом сгруппированные звуковые вибрации, которые благотворно воздействуют на психическую природу человека. Традиция утверждает, что наибольший эффект от мантры исходит тогда, когда её даёт сам гуру или когда она спонтанно приходит во сне. Самое главное, чтобы ум принял эту мантру, привлечённый её обаянием. Когда мантра проговаривается вслух или ментально, вибрация мантры создаёт определённую форму внутри человека. Этот внутренний, или психический, символ обладает потенцией к физическому проявлению. Мала, или чётки, — следующий атрибут джапа йоги. Мала — это нить с нанизанными на неё 108 бусинами, которые зафиксированы узлами созидания (брахма-грантхами). Кроме того, есть ещё одна большая, 109 бусина, называемая Сумеру и предназначенная для того, чтобы возвращать блуждающий ум к мантре (к руке с чётками) всякий раз, когда пальцы, перебирающие бусы, наталкиваются на большую бусину. Очень часто начинающие то ли бессознательно и спонтанно, то ли вследствие индивидуальных психических феноменов в процессе чтения мантры отвлекаются от самой мантры и автоматически проговаривают мантру, перебирая чётки так же автоматически. Для того, чтобы привлечь медитирующего к мантре, большая бусина как бы отрезвляет блуждающий ум и возвращает его к процессу джапа йоги.

Джапа йога ориентирована на продолжительную ротацию сознания, чтобы скорректировать и сконцентрировать ум на мантре и отвлечь его от всего остального. Такая практика, будучи регулярной, конструктивно воздействует на все физические и психические процессы, протекающие в человеке и улучшает их рабочее состояние. Здесь особо следует отметить, что ум недопустимо грубо отдёргивать или подавлять, принуждая его повторять мантру. Повторение мантры должно стать спонтанным и естественным процессом, а ум — наблюдателем этого процесса. Когда во время повторения мантры возникают различные мысли (а они будут возникать), ученик должен просто наблюдать за ними как бы со стороны, не вовлекаясь в их игру. Эти мысли как пришли, так и уйдут. Просто наблюдайте их и продолжайте свою практику.

Джапа йога подразделяется на 4 вида: байкхари, или звуковая; упаншу, или шепчущая; манасик, или мысленная, и ликхит или пишущая.

Байкхари — произнесение мантры вслух. Эта практика довольно быстро формирует устойчивость ума и заряжает его энергией. Уже после нескольких недель такой практики ум обретает спокойствие. Если вы желаете медитировать на определённый объект, но испытываете некоторые трудности, практикуйте байкхари, т.е. внятную громкую джапу в течение хотя бы часа и после этого можете медитировать.

Упаншу — произнесение мантры шёпотом, но так, чтобы её мог слышать только сам шепчущий, когда движутся лишь губы, но звука почти не слышно. Эта джапа обладает более тонким воздействием на ум и постепенно подводит его к стадии манасик джапы. Обычно упаншу джапу выполняют те, кто хочет практиковать мантру в течение 8-10 часов в день во имя особой цели. В Мантра-шастре, или науке о мантрах, сказано, что мантра может исправлять ошибки судьбы. Правда это или нет, но некоторые люди верят в это и существуют особые мантры, которые специально предназначены для физических целей.

Манасик джапу не рекомендуется практиковать до того, пока не освоены байкхари и упаншу. Люди с неустойчивым умом не способны на реальный прогресс без этих предварительных практик. Манасик джапа является ещё более тонкой техникой и наиболее распространённой в Индии. Священные Писания и мудрецы солидарны в том, что устойчивая и преданная практика мана-сик джапы непременно приведёт человека к просветлению.

Ликхит джапа обычно предписывается тем ученикам, которые успешно справились с другими техниками джапы и добились прогресса в концентрации. Ликхит джапа — это записывание мантры сотни раз красными, голубыми или зелёными чернилами как можно более маленькими буквами. Мантру следует писать очень прилежно, соблюдая пропорцию с ощущением красоты. Чем меньше буквы, тем выше концентрация. Ликхит джапа всегда совмещается с манасик джапой и потому требует ментального повторения мантры.

Если у вас есть мантра, хорошо практиковать её следующим образом: три круга в байкхари, два круга в упаншу и один круг в манасик. Индусская традиция считает, что если человек посвящён в мантру, он должен продолжать её всю жизнь. Джапа-медитация представляет надежную специфическую тропу, несмотря на свой длинный путь. Она повышает все типы садханы и не осложняет духовный прогресс садхака.

Джапа анустхана

«Анустхана» означает выполнение, наблюдение и завершение действия с решимостью и настойчивостью. Анустхану можно отнести к джапе, и тогда она называется джапа анустхана. Её практикуют как средство очищения для дальнейшего духовного прогресса, используя методы физической, умственной и психической дисциплины, или же как средство для достижения своекорыстных физических целей.

Вайкхари джапа анустхану часто культивирует хор практикующих. В некоторых местах Индии одна и та же мантра поётся без перерыва в течение многих лет. Например, в Ришикеше с 1943 года постоянно и круглосуточно, день за днём, поётся мантра «Харе Рама Харе Кришна». Нет перерыва даже на одну минуту.

Воспевание мантры создаёт атмосферу, сотканную из мощных вибраций.

Джапа анустхана очень популярна в Индии и является лучшим средством для тех, чей ум склонен блуждать. Во время месяца Шраван индусы во всём мире следуют традиции ощипывания листьев дерева бильва. На этих трёхконечных листьях индусы пишут обычно красной пастой Ом Намах Шивая, после чего листья предлагаются Божеству. Такое поклонение продолжается весь месяц, в течение которого пишется мантра непрерывно.

Манасик джапа анустхана, использующая мантру гуру, является самым популярным видом анустханы среди духовных учеников. Прежде чем начать практику, ученик ставит перед собой определённую цель (например, прочитывать 10800 мантр в день в течение 10 дней) и решительно продвигается к ней, не прекращая практику.

Сумирани джапу практикуют на 27 бусинах без большой разделительной бусины Сумеру. Эта практика весьма эффективна, т.к. её культивируют 24 часа беспрерывно. Цель этой техники заключается в том, чтобы не повторять мантру, а ожидать, пока она сама не придёт спонтанно в процессе непрерывного вращения бусинок пальцами. Даже во сне рекомендуется не оставлять этого занятия.

Мантры

В конце данной книги, в разделе «Приложение», вы найдёте перечень мантр, которые используются в различных религиях.

Правила и советы для джапы

Выберите какую-нибудь мантру или имя Бога. Желательно, тобы

Скачать:TXTPDF

Тантрические медитации. Сарасвати Сатьянанда Свами Йога читать, Тантрические медитации. Сарасвати Сатьянанда Свами Йога читать бесплатно, Тантрические медитации. Сарасвати Сатьянанда Свами Йога читать онлайн