вы получили мантру от гуру. Если же вы не имеете мантры, используйте Ом, который является универсальной мантрой и подходит для всех. Повторяйте Ом от 106 до 1060 раз в день, т.е. от одного до десяти кругов (или мала).
Используйте рудракшу или туласи мала из 108 бусин + большая бусина Сумеру, читая мантру своего гуру. Для тантрических мантр употребляются кристаллические мала.
Для прокручивания бусин используйте только средний и большой пальцы правой руки. Указательный и мизинец не должны дотрагиваться до бус.
Джапу всегда практикуйте в устойчивой медитативной асане (например, в падмасане или сиддхасане). Правая рука с малой может покоиться на правом колене (мала расположена впереди колена, на полу) или в подвешенном на шее состоянии в центре груди. В этом случае мала может помещаться в мешочке, висящем на поясе от плечей или подвешенном на шее.
Малу не должны видеть другие. Держите чётки в ткани или в шёлковом мешочке, когда их не используете. Чётки,
предназначенные для джапы, не носят на себе.
Читая на чётках, не перепрыгивайте через 109-ую Сумеру и не читайте на ней. Когда вы подошли к большой бусине Сумеру, поворачивайте назад малу.
В течение некоторого времени совершайте ментальную джапу. Если ум начинает блуждать, переходите на какое-то время к байкхари, а затем возвращайтесь опять к манасик джапе незамедлительно.
Произносите каждую букву мантры правильно и отчетливо.
Не повторяйте её ни слишком быстро, ни слишком медленно. Повышать скорость можно лишь тогда, когда ум начинает блуждать.
Не желайте ничего мирского во время повторения мантры.
Проникайтесь чувством, что ваше сердце очищается, а ум становится всё более устойчивым благодаря силе мантры.
Держите вашу мантру, данную гуру, в тайне и никогда не раскрывайте её никому.
Продолжайте ментально проговаривать мантру, какой бы работой вы не занимались.
Если возможно, ученику лучше повернуться во время практики лицом к северу или к востоку.
Джапа способна извлечь из глубин подсознания подавленные комплексы, желания и страхи в форме причудливых образов и мыслей. Если это происходит, просто наблюдайте за подобными явлениями, как равнодушный зритель и не теряйте нить своей джапы. В процессе повторения джапы пробуждается читта шуддхи, или ментальное очищение, в котором сгорают самскары (впечатления прошлого) и васаны (будущие желания). Читта шуддхи очень важна особенно на предварительных стадиях духовной жизни, так как если самскары и васаны не устранить теперь, они позже всё равно напомнят о себе, как серьезные препятствия.
Йога предупреждает, что существуют три основных препятствия на пути к медитации: нечистота, невежество и рассеянность. И все три могут быть устранены практикой джапы посредством постоянного осознания мантры. Не следует во время джапы сильно напрягаться и чрезмерно концентрироваться. Только постоянная, искренняя и расслабленная джапа способна наделить ум осознанием и отвлечь его от внешних влечений.
Беспокойство, возбуждение и напряжение не являются нашей естественной природой. Наша подлинная природа — это самадхи, чистое сознание, спокойствие и уравновешенность. Сравнение с зеркалом помогает прояснить проблему: пока зеркало покрыто пылью, оно не может отражать ясно объекты, но если мы сотрём эту пыль, естественное качество зеркала тут же проявит себя, отражая чётко и ясно все объекты.
Видимая обусловленность ума несчастьями и комплексами -всего лишь иллюзия. Когда садхана очистит ваш ум, вы прочувствуете своё подлинное «Я».
В медитации мы не должны напрягать свой ум, форсируя события усиленной концентрацией. Мы стремимся лишь к расслабленному осознанию, а не к концентрации как таковой. Задача в том, чтобы быть постоянно осознающими, в этом и заключается однонаправленность ума. Мы не боремся с нашими мыслями и не пытаемся их подавить. Мы просто наблюдатели и бескорыстные свидетели.
Иногда на поверхность вашего ума выплескиваются такие желания, что вы недоумеваете: откуда они взялись? Это явление означает, что ваше осознание мантры ещё поверхностно. Когда же ваше осознание мантры станет сокровенным и глубоким, тогда начнут всплывать более основательные мысли и желания. За ними обычно следуют несколько мгновений бездумья благодаря однонаправленности вашего сознания. Итак, расслабляйтесь в джапе, и всё случится автоматически. Не беспокойте себя по поводу тех или иных отвлечений вашего ума. Всё придёт в своё время именно благодаря джапе и осознанной мантре.
Последующие практики предназначены для подготовки к кундалини йоге, потому что они разъясняют ученику природу чакр и помогают ему осознать их локализацию в теле человека. Все эти практики связаны между собой различными типами джапы и представляют как бы особую анустхану, которая принесёт огромную пользу серьёзному и относительно квалифицированному ученику, способному провести в садхане свою жизнь от недели до месяца. Подобная садхана называется мантра сиддхи йогой, которая настраивает и стимулирует работу психических центров, или чакр.
Манипура шуддхи
Стадия 1
Сядьте в медитативную асану. Направьте внимание в манипура чакру. Прочувствуйте своё дыхание, продвигающееся внутрь и вовне из области манипуры. Прочувствуйте дыхание, которое словно расширяется и затем сжимается в области пупа. Не напрягайтесь, просто наблюдайте за процессом дыхания в течение 10 минут.
Стадия 2
Продолжайте удерживать свое внимание на естественном дыхании в манипура чакре и мысленно повторяйте Ом на вдохе и на выдохе в течение 10 минут.
Анахата шуддхи
Стадия 1
Садитесь в медитативную асану и направьте внимание на анахата чакру. Прочувствуйте, как дыхание входит и выходит из области анахаты. Продолжайте 10 минут.
Стадия 2
Прочувствуйте, как ваша грудь расширяется при вдохе и сжимается при выдохе. Проговаривайте Ом на вдохе и на выдохе.
Вишуддхи шуддхи
Стадия 1
Сядьте в медитативную асану. Начинайте осознавать, как ваше психическое дыхание входит и выходит из тела. В вашем теле дыхание автоматически продвигается вверх и вниз после каждого вдоха и выдоха. Осознавайте, как дыхание движется вверх и вниз сквозь горло и вслушайтесь в слабый звук Ом, который оно издаёт. Продолжайте 5 минут.
Стадия 2
Теперь со вдохом осознавайте, как дыхание с мантрой проходят от пупа к горлу. С выдохом дыхание и мантра возвращаются к пупочной зоне.
Стадия 3
Теперь осознавайте, как дыхание и мантра продвигаются вверх от вишуддхи к неведомой точке, расположенной у основания мозга, на уровне кончика вашего носа. Затем дыхание и мантра опускаются назад к вищуддхе, чтобы опять подняться к неведомой точке. Продолжайте практику ещё 5 минут.
Стадия 4
Теперь наблюдайте, как дыхание и мантра поднимаются с вдохом вверх от пупочной зоны и продвигаются сквозь вишуддху к неведомой точке у основания мозга. С выдохом они пройдут назад вниз к пупочной зоне сквозь вишуддху. Практикуйте 10 минут.
Пингала шуддхи и ида шуддхи
Сядьте в медитативную асану. Мысленно направьте своё дыхание через правую ноздрю (или канал пингала). Осознавайте своё дыхание, проходящее через правую ноздрю, и совместите мантру Ом с вдохом и выдохом. Подсчитывайте количество дыханий, начиная со 150, и двигайтесь к 0. Совмещайте счёт с дыханием, проходящим через левую ноздрю (или канал ида).
Анулома вилома
Сядьте в медитативную позу и дышите глубоко и естественно. Вдыхайте через левую (ида) ноздрю и выдыхайте через правую (пингала) ноздрю. Это попеременное дыхание будет протекать посредством волеизъявления и потому называется психическим чередованием. Теперь вдохните через правую и выдохните через левую ноздрю. Затем вдохните через левую и продолжайте в том же духе, осознавая Ом в процессе дыхания. Сделайте 108 таких дыханий. Чётки (мала) держите в правой руке для подсчёта количества дыханий.
Прана шуддхи
Сядьте в медитативную позу. Дышите глубоким естественным дыханием. Вдохните через обе ноздри и осознайте два потока дыхания, проходящих через два носовых прохода и встречающихся в межбровном центре, называемом трикути. Продвижение воздуха по каналу V-образной формы описано в главе «Психические основы йогической физиологии». Выдохните так же из три-кути через обе ноздри. Привнесите в дыхание Ом.
Вак шуддхи
Стадия 1
Садитесь в устойчивую медитативную асану. Вдохните глубоко и естественно. С длинным выдохом пропойте Ом громко и на самой низкой ноте, на какую вы способны. Энергия Ом-мантры будет подниматься, и опускаться из манипуры. Продолжайте 15 минут.
Стадия 2
Вдохните глубоко и на секунду задержите дыхание. На выдохе пропойте Ом столько раз, сколько сможете. Установите определенный ритм пения Ом-Ом-Ом-Ом…
Во время вдоха повторяйте Ом мысленно, чтобы не разрывать его цельного потока. Продолжайте в течение 15минут.
Трикути сандханам
Ощутите, как с каждой пульсацией из трикути эманирует мантра Ом. Прочувствуйте пульсирующую нади в трикути вместе с Ом и постарайтесь подольше удержать подобное ощущение. Выполняйте практику в течение 15 минут.
Чакра шуддхи
Приготовьте 2 малы: одну с 11-ю бусинами и другую с 21 бусиной. В 21 мале сделайте один крупный узел. Садитесь в устойчивую медитативную позу и возьмите малу с 21 бусиной в правую руку, а малу с 11 бусинами в левую. Направьте ваше внимание на муладхара чакру. Представьте, что там медленно и глубоко пульсирует мантра Ом. Пульсация мантры отождествлена с пульсацией самой чакры. Отсчитайте на 21 мале 21 пульсацию чакры с мантрой. После этого переместите своё внимание вверх, к свадхистхане, и точно так же представьте, что там пульсирует чакра вместе с Ом. Отсчитайте на чётках 21 пульсацию. Продолжайте продвигаться вверх таким же образом сквозь манипуру, анахату, вишуддху, аджну, бинду (неведомую точку) и сахасрару. После 21 пульсации в сахасраре отделите одну бусинку на 11 мале в левой руке и возвращайтесь опять к муладхаре. Так продолжайте 11 полных раундов, пока не отсчитаете левой рукой 11 бусин. На это у вас уйдёт примерно 45 минут.
Глава XIII. Аджапа джапа
Джапа — это постоянное и осознанное повторение мантры. Когда повторение мантры становится автоматическим и спонтанным, без усилий, такая джапа называется аджапа джапой. Говорят, что джапа исходит изо рта, а аджапа джапа из сердца.
Аджапа джапа является совершенной садханой, которая способна возвысить ученика над внешним сознанием и приблизить к высшим формам медитации. Если её выполнять регулярно, постепенно и с полным знанием дела, все подсознательные скрытые желания, страхи и комплексы будут извлечены из архива подсознания на свет сознания ученика, наблюдающего за самскарами и васанами, как беспристрастный свидетель. Одно лишь это наблюдение способно устранить все самскары и васаны, т.е. большинство психофизических нарушений. Таким образом, аджапа джапа непосредственно воздействует на нервное сплетение в коре головного мозга, расположенное в центральной его части. Аджапа джапу можно совершать в любой медитативной асане, на стуле или лёжа в шавасане, хотя последние варианты не столь эффективны. Главное, постарайтесь не шевелить никакой частью тела после того, как вы начали практику. Для аджапа джапы можно использовать любую мантру, хотя традиционно применяется мантра Со Хам, т.к. она естественно имитирует звуки вдоха и выдоха. Однако, многие достигают больших успехов при помощи мантры, полученной от гуру. Другие употребляют Гаятри мантру, повторяя половину мантры на вдохе, а половину на выдохе.
В процессе предварительной аджапа джапы ученику следует прочувствовать энергетический поток праны в психическом пространстве между пупом и горлом. С каждым вдохом представляйте, как прана поднимается