яйца». Обратите внимание на свое физическое тело и попытайтесь увидеть его со стороны.
Смотрите на него так, будто оно является чем-то посторонним.
Опять погружайтесь в свой мозг все глубже и глубже, до самого центра мозга и попытайтесь отождествиться с золотым яйцом, с сияющим золотым яйцом.
Космическое сознание живет внутри вас. Локализуйте золотое яйцо в своем подлинном центре.
Осознавайте то, что вы делаете, и скажите себе: «Я — это». Теперь повторите трижды свою санкальпу, свое твердое решение. (Пауза). Йога нидра закончена.
Хари Ом Тат Сат.
Глава XV. Антар мауна
Санскритское слово «мауна» означает «молчание», а слово «антар» — «внутри». Таким образом, антар мауна — это внутреннее молчание. Антар мауна — великая практика очищения, так как помогает ученику обнаружить сумятицу или тишину внутри себя и прочувствовать, как непросто отделить одно от другого и войти в царство подлинного внутреннего безмолвия.
В повседневной жизни наши помыслы устремлены к внешнему миру. Обычно мы видим и слышим то, что происходит вне нас, и почти не обращаем внимания на то, что происходит внутри нас. Практика антар мауны предназначена для того, чтобы сориентировать наше внимание на сферу внутри нас и осознать, что же происходит там. По существу, антар мауна — одна из самых постоянных практик, которые можно культивировать 24 часа в сутки каждому, кто хочет постичь собственную природу. Регулярно осознавая внутренний мир, мысли, эмоциональные реакции и т.д., человек сможет значительно ускорить личную эволюцию и продвинуться к высшей цели. Это, в свою очередь, поможет ему понять, как функционирует его рациональный и иррациональный ум и каким образом люди становятся беспокойными.
Техника медитативной практики антар мауны представляет первый шаг на пути к самоосознанию. Даже если культивировать эту практику хотя бы час в день, можно получить эффект, который позволит практикующему лучше распознать свои внутренние возможности, дотоле скрытые глубоко внутри, и убедиться, как он реагирует на жизненные ситуации по мере проникновения вглубь себя.
Практика антар мауны делится на несколько стадий: первая стадия помогает вслушиваться внимательно в то, что происходит вокруг нас; вторая стадия отвлекает нас от внешних раздражителей и сосредотачивает внимание на работе собственного ума (наблюдение за мыслями, своими реакциями, образами и видениями, которые проявляются из подсознания); третья стадия — это спонтанное челночное перемещение от 1-й стадии ко 2-й и обратно (т.е. между внешним и внутренним осознанием) и постепенное приближение к четвертой стадии, которая произвольно продуцирует и растворяет мысли; пятая стадия является последней и полностью растворяет все мысли, пробуждая состояние шуньи, или пустотности ума, за которой следует шестая стадия спонтанной медитации.
Антар мауна — совершенное средство осознания, помогающее понять механизм ума и взять его под контроль. Эту практику можно без проблем практиковать в любое время, пытаясь ответить на вопрос: «О чем я думаю? Что творится с моим умом сейчас?» Если антар мауна станет привычной для вас, вы сможете в любое время осознавать свои действия и мысли, а, следовательно, научитесь контролировать их. Благодаря антар мауне вы услышите сквозь внутреннюю сумятицу и разноголосицу золотой звук безмолвной вечности.
Стенограмма полного курса антар мауны
Стадия 1
Начинаем практику антар мауна. Закройте глаза и не открывайте их в течение всего занятия. Асана устойчива, поза удобна, глаза закрыты, спина прямая. Мысленно скажите себе: «Я готов (готова) к занятию антар мауной. Поначалу нам необходимо обратить внимание не на то, что происходит внутри нас, а на то, что происходит снаружи и прочувствовать свои реакции: внешние звуки, различные ощущения и чувства, эмоциональные переживания. Сосредоточьтесь на внешних звуках и ощущениях, вовсе не обязательно, чтобы они непременно мешали процессу концентрации — их можно использовать как средства для концентрации. Погрузите все своё внимание в них, и вы обнаружите, что в вашем уме происходят конструктивные изменения. Не сражайтесь со своими чувствами, не подавляйте свои ощущения, просто наблюдайте их. Будьте безмолвным свидетелем. Вам следует осознавать всё. Мысленно говорите себе: «Я сознаю всё. Я всё слышу. И я слышу и сознаю слова наставника». Так ваши чувства и ум тренируются не беспокоиться внешними раздражителями. Вас не должны беспокоить ни звуки, ни запахи, ни прикосновения. Вопреки очевидному факту, что вы слышите внешние звуки и испытываете различные ощущения в физическом теле (например, лень, зуд и желание почесать), вы не должны реагировать на всё это.
Так вы входите в особое состояние садханы, известное, как пятая ступень раджа йоги, или пратьяхара. Слово «пратьяхара» означает «отвлечение чувств», как об этом говорит Шри Кришна во второй главе Гиты: «Кто способен отвлечь все свои чувства от объектов чувств, как это делает черепаха, втягивая в себя свои конечности, тот обладает мудростью».
Такой процесс совершается не при помощи насилия над чувствами, а благодаря особой технике, которая их умиротворяет, технике «драшта» или «сакши».
Чувства следует успокаивать, говоря себе мысленно: «Слышу пение птиц я». В этом процессе «я» стоит на третьем месте. На первом месте слух, восприятие объекта — на втором, а субъект -на третьем. Вам следует осознать единство этих троих со всей ясностью и глубиной: объект восприятия, само восприятие и свидетель обоих явлений. Субъект и объект, уши и звук, глаза и форма, кожа и осязание, язык и вкус, нос и запах — подобные факторы следует наблюдать спокойно, без волнений.
По существу, такие явления представляют интраверсию ощущений, и вам всегда следует спокойно к ним относиться, не волнуясь и не настраиваясь на то, что всё, идущее извне, ненавистно вам, но принимать эти внешние сигналы с позиции драшта бхава, т.е. с позиции наблюдающего свидетеля. И тогда вы сможете обнаружить в себе атмосферу спокойствия и мира и будете готовы к медитации. Таково ваше домашнее задание на сегодня.
Пожалуйста, практикуйте его дома в любое время: ночью, вечером или днем; в машине или в другом транспорте; среди друзей или в одиночестве. Не ждите, пока спокойствие или молчание соизволят снизойти к вам. Вокруг вас может быть беспокойство или шум, вашему телу, возможно, будет дискомфортно, но вы должны развивать в себе дхарму спокойствия и молчаливого наблюдения.
Стадия 2
Вторая стадия начинается с осознания вашего мышления. Вы должны бдительно отслеживать свои мысли, спонтанный процесс мышления, идеи, которые приходят и уходят. Однако вам не следует активно вмешиваться в этот процесс. Пусть ваши мысли свободно приходят и свободно уходят. Вы должны оставаться посторонним наблюдателем всех непрошеных гостей-мыслей, которые продуцирует ваш ум. Всякий раз, когда вы обнаруживаете очередную мысль, просто говорите себе: «Да, я думаю об этом и о том».
Точно так же вы должны осознавать и отсутствие мыслей. Подобное состояние может посетить даже начинающего ученика. Вы просто созерцаете калейдоскоп ваших мыслей, которые транзитом проходят мимо вас. Вы сохраняете постоянную бдительность и не пытаетесь классифицировать свои мысли или анализировать их. Вы просто знаете, что они были и прошли. Если иногда на какое-то время вы отвлеклись и как бы утратили сознание, скажите себе: «Да, я действительно отвлёкся на какое-то время, потому что задумался о том-то и о том-то».
Самое главное, постарайтесь осознавать всё, что происходит с вашим ментальным планом, будьте свидетелями, как спонтанных мыслей, так и сознательных. Эти мысли могут быть хорошими или плохими, но они приходят изнутри, а не снаружи, они выражают вас и принадлежат вашей личности. На первой стадии сигналы приходили извне. Здесь же, на второй стадии, сигналы приходят изнутри, из вашего «я». Итак, знакомство с вашими мыслями знакомит вас с вашей личностью. Если плохие мысли не посещают вас, это означает, что вы обрели свободу мудреца или что плохие мысли подавлены в вашем подсознании и еще не могут высвободиться из-под его власти. Поэтому не забывайте, что вы — ученик. Помните, что вы практикуете дхарану. Помните, что вы практикуете пратьяхару. Плохие ли мысли или хорошие, но они уйдут. Когда они придут к вам, вы должны их встретить. Но встречайте их равнодушно, с абсолютной отстранённостью, как свидетель или как наблюдатель. Такова вторая стадия антар мауны. И такова практика пратьяхары раджа йоги. Первый шаг в раджайоге — яма, затем следуют: нияма, асана, пранаяма и, наконец, пратьяхара.
Пратьяхара означает возвращение, пратьяхара означает отступление, пратьяхара означает отвлечение. Я обращаюсь к вам и призываю вас запомнить: когда плохие мысли приходят к вам, не отгоняйте их, но немедленно становитесь бдительны, и осознавайте, что вы думаете об убийстве, мести, грабеже и прочих плохих мыслях.
Если же вы станете отгонять плохие мысли и даже не пожелаете рассмотреть их, вы подавите их, загоняя опять в подсознание, и тогда они вернутся к вам в другое время с удесятерённой силой.
Стадия 3
Привнесите в свой ум мысль, которую вы хотели бы обдумать. Пусть это будет не спонтанная мысль, но сознательно вызванная вами. Размышляйте над этой мыслью некоторое время и затем отстранитесь от неё. Спонтанным мыслям вообще не давайте ход, они не должны проявляться и что-либо выражать; вытесняйте их по своему волеизъявлению осознанной мыслью, поддерживайте эту мысль, размышляя над ней, и затем внезапно и стремительно отбросьте её.
Если какая-то спонтанная мысль настойчиво стучится в ваш ум, чтобы вы поработали над ней, хорошей или плохой, интересной или не очень — не позволяйте ей входить, но скажите так: «Нет, сейчас я не хочу тебя». И опять пробуждайте сознательно в уме следующую мысль волевым усилием, лелейте её, размышляйте над ней и вновь внезапно отбросьте в сторону. Сделайте то же самое и в третий раз: сформируйте мысль, поддерживайте её некоторое время, размышляйте и ещё раз отбросьте, переходя к следующей сознательно вызываемой мысли (конечно, если вы хотите продолжать). Я лично убедился в том, что отбросить хорошие мысли нетрудно, но дурные мысли очень настырны: они приходят без приглашения в любое время и избавиться от этих непрошеных и назойливых гостей не так просто. Вот почему тренировка ума может помочь вам следующим образом: вы пробуждаете в уме какую-нибудь мысль, размышляете над ней и отбрасываете. Если подобную практику вы культивируете хотя бы месяц, ваш ум определенно достигнет положительных результатов.
Стадия 4
На этой стадии внутреннего молчания пробуждаются спонтанные мысли; вы разрешаете своим мыслям спонтанно возникать. Идет процесс пробуждения спонтанных мыслей. В 4-й стадии вы не пробуждаете мысли волевым усилием, как в 3-й стадии, но просто разрешаете мыслям свободно приходить и затем некоторое время размышляете над ними. Когда поток спонтанных мыслей начался, расположите их по желанию, но при этом они не уйдут спонтанно, подобно тому, как пришли. Уход спонтанной мысли, однако, зависит все-таки от вашей воли.
Разрешите спонтанно приходить как хорошим, так и плохим мыслям. Внутреннее безмолвие наступает на 5-й стадии. В раджа йоге