Скачать:TXTPDF
Тантрические медитации. Сарасвати Сатьянанда Свами

эта стадия называется пратьяхарой. Когда вы овладели внутренним безмолвием, начинается дхарана. Пока вы не отвлекли свои чувства от объектов чувств, медитация невозможна. Без пратьяхары никто не может медитировать. Когда пратьяхара стала совершенной — начинается дхарана. Когда дхарана стала совершенной — начинается медитация. Когда начинается медитация — самадхи открывают врата в новую жизнь.

Стадия 5

Мы готовы совершить пятый шаг в антар мауне. Мы всматриваемся в себя, пробуждаем внутреннее пространство, пробуждаем внутреннее пространство, пробуждаем внутреннее пространство.

Пробуждайте свою чидакашу, пробуждайте внутреннее пространство, пробуждайте бесцветность и бесформенность внутреннего пространства своей психики и своих мыслей. Если вдруг к вам пришла какая-либо мысль, устраните её немедленно, не размышляя над ней. Будьте на страже бдительности и решительно избавляйтесь от любой мысли. Вы не должны удерживать мысль, чтобы распознать её — вам не следует этого делать! Вы должны просто отбросить любую мысль, т.к. на этой стадии практикуется безмыслие.

Любая мысль, которая приходит в чидакашу, (а она будет приходить) должна быть отброшена. И если всё-таки ваше сознание улавливает форму той или иной мысли или форму того или иного образа, вам необходимо растворить форму в бесформенности. Иногда вы созерцаете своё внутреннее пространство, которое лишено цвета и формы. Но иногда вы отчётливо воспринимаете форму определённой мысли или представления, и тогда вам необходимо размыть этот образ женщины, дерева или ландшафт так, как это происходит, когда на картину, рисуемую художником вдруг упала капля воды, которая размывает образы картины. В этот момент вы вдруг обнаруживаете, что вся картина словно растворилась. Пытайтесь сохранить это состояние безмыслия. Лишь одна мысль должна господствовать: «У меня нет никаких мыслей». При таком настрое любая мысль или образ, всплывающие на поверхности вашего сознания, немедленно устраняются в пучине бесформенности вашей чидакашей, вашей психической пер-сональностью. «Я не хочу никаких мыслей. Я не хочу никаких мыслей. Я не хочу думать ни о чём». Лишь одна мысль имеет право на существование в этой стадии: «У меня нет никаких мыслей». Итак

1-я стадия — это отстранённое наблюдение за своими мыслями, чувствами и переживаниями, т.е. позиция свидетеля, равнодушно наблюдающего за калейдоскопом мыслей, образов и т.д.

2-я стадия — спонтанное протекание мыслительного процесса: приход и уход мыслей.

3-я стадия — свободное размышление и свободное устранение мыслей.

4-я стадиясвободный приход спонтанных мыслей и устранение их по собственной воле.

5-я стадияпроцесс безмыслия: любая приходящая мысль должна быть немедленно устранена.

Вам не следует разрешать уму активизироваться, и если ум всё же пытается размышлять, вы должны указать ему его место. Это и есть подлинное внутреннее безмолвие. А теперь откройте ваши глаза и расслабьте тело.

Стенограмма краткого курса антар мауны

Садитесь или ложитесь удобнее.

Отбросьте проблемы ума, не подавляйте и не подталкивайте свой ум. Хотя бы на время расстаньтесь со своими вожделениями и неприязнью, не реагируйте ни на что, отпустите вожжи ума, пристегнутого к чувствам. Пусть ваши мысли и чувства текут свободно. Если вас беспокоит какая-либо мысль или звук, не отстраняйтесь от них, а просто наблюдайте и следуйте за ними. Мысли стимулируются из глубин вашего подсознания. Мысли могут стимулироваться или нет внешними раздражителями. В любом случае следуйте за ними сознательно и со вниманием.

Следуйте за всеми мыслями так, словно вы наблюдаете за ними, как свидетель, который затаился в глубине вашего мозга: «Я думаю… Я слушаю… Я ощущаю». Поддерживайте слушание, видение и наблюдение процесса вашей концентрации. Вы можете обнаружить, что мысли приходят спонтанно из недр вашего подсознания и архива памяти. Не осмысливайте свои мысли, не определяйте их, они всего лишь мгновения, подобные миганию глаз. Пока вы не станете наблюдателем со стороны, вы не сможете отслеживать быстро сменяющийся калейдоскоп узоров вашего сознания. Просто следите за свободным потоком сознания, потоком, в котором есть всё — спонтанное, желаемое и нежелаемое. Порой мысли блокируются и их словно нет. Это означает, что сознание пока не проявляет себя. Однако ум продолжает размышлять. Даже теперь, когда мыслей нет, вы продолжаете думать. Процесс мышления завуалирован, но если отдернуть вуаль — мысли тотчас будут обнаружены. Они могут проявиться из прошлого, настоящего или возникнуть вследствие различных ассоциаций (например, под воздействием света или звука). Когда вы обнаруживаете мысль, просто зафиксируйте ее умом. От многих мыслей мы бы хотели избавиться и это естественно, потому что подобное желание обнажает нашу подлинную психическую природу. Наше прошлое и память о нем подавлены, но просматриваются сквозь вуаль. Если эту вуаль устранить, подавленное выйдет на поверхность сознания и покинет его, после чего мы испытаем подлинную радость и счастье. Если прошлое и подавленное обнажает себя в то время, когда вы безучастно наблюдаете за ними, вы сбрасываете с себя тяжелую ношу зависимости от него и прочие реакции. Самое важное — это увидеть самого себя свободным.

Итак, во-первых, разрешите свободе быть свободной. Во-вторых, позвольте себе увидеть себя и, конечно же, наблюдать за всем процессом проявлений. Не отстраняйте никакую мысль, отбросьте нерешительность, не осуждайте себя за т.н. греховные мысли. Размышляйте свободно, но будьте бдительны. Вы — не объект и не мысль, а субъект и свидетель мысли. Абсолютная отстраненность. Попытайтесь. Не связывайте себя своими мыслями, сохраняйте дистанцию между вами и вашими мыслями, наблюдайте за ними и созерцайте свои переживания. Помните: вы не мысль и не энергия вашего сознания. Следовательно, вы не можете ненавидеть или вожделеть, ибо всё это — энергии, которым вы просто разрешаете проявиться. Вы видите не думающего. Трудно увидеть себя думающим. Бессознательно думать легко. Думать сознательно трудно. Мыслительный процесс — это спонтанный процесс. Иногда этот процесс стимулируется внешними влияниями, но спонтанные мысли исходят из сокровенных глубин вашей личности. Отстраните завесу запрещения и мысли потекут спонтанно. Но если спонтанности нет, вам следует стимулировать мыслительный процесс. Если сознанию дают возможность проявлять себя свободно, если завесы запретов устранены полностью или хотя бы частично, начинают проявляться самые ужасающие и самые отвратительные мысли… Хорошие мысли придут позже. Если же хорошие мысли проявляются раньше плохих, это объясняется тем, что вы их укоренили вследствие социальной обусловленности, так как вас обучали быть всегда примерным, добрым и милостивым. Но подобное проявление добрых мыслей с самого начала не свидетельствует о том, что сейчас проявляется ваше подлинное сознание. Это негативная сторона вашего сознания и вашей личности в прошлом. И она ищет выхода наружу в форме мыслей или в форме поступков. Не робейте и не напрягайтесь, просто наблюдайте. Не отождествляйтесь ни с какой мыслью, оставайтесь свидетелем. Все, что бы ни быломысль, дрёма или восприятие — наблюдайте. Всегда говорите себе мысленно: «Я наблюдаю, слушаю, ощущаю то-то и то-то». Не шарахайтесь от глупой или кощунственной мысли, просто говорите себе: «Я распознал тебя, мысль, вижу тебя и провожаю тебя своим взглядом, встречаю другую» и т.д. Постоянно фиксируйте в своем уме всё, что происходит в вашем сознании или вне него. Внутри вас работает лишь сознание-свидетель, созерцающий мысли. Чем больше вы приближаетесь к внутреннему сознанию, тем больше вы становитесь созерцателем. Если вы пробудили в себе сознание свидетеля, ничто в вашем уме не останется незамеченным. Если вы бдительны, от вас ничто не ускользнёт — ни мигание ваших глаз, ни потягивание вашего тела, ни тень мысли. Если ваше внутреннее сознание остаётся бдительным, всякое проявление будет замечено. Любая мысль, любое ощущение, подсознание, область бессознательного, все планы сознания будут развёрнуты пред вами. Итак, подведем итоги:

Постоянно поддерживайте внутренне сознание.

Проявите себя мыслями и ощущениями.

Внутреннее сознание должно быть постоянно бдительным и просматривать все мысли, как желательные, так и нежелательные.

Созерцайте и наблюдайте за всеми ощущениями и мыслями без исключения.

Если поток мыслей вдруг застопорился, вы просто фиксируете, что он застопорился. Если нечего наблюдать, вы так и отмечаете, что нечего наблюдать. Отслеживайте всё.

Это и будет настоящим опытом самоочищения, самонаблюдения и самоанализа. Свободный поток мыслей и бдительное сознание. Следите за мыслями и наблюдайте за ними. Откройте врата своим ощущениям, чувствам и мыслям и просматривайте феномены своего подсознания. Теперь отвлекитесь от процесса наблюдения за мыслями, потому что практика антар мауны закончена.

Хари Ом Тат Сат.

Глава XVI. Внутренняя визуализация

Что такое концентрация внимания? — Однонаправленность ума или способность сохранять осознание одного объекта без отвлечения на другой объект. Совершенствование этой способности ведет к медитации. В состоянии концентрации ум не воспринимает посторонние объекты, несмотря на высокую степень восприятия. Неконцентрированный ум, обладая огромной потенциальной энергией, рассеивает ее по многим объектам и истощает себя, перескакивая с одного объекта на другой. Современная наука изобрела то, что было описано во многих фантастических и художественных произведениях. Это — лазер, который собирает в пучок все лучи от источника излучения и направляет их в одну точку без рассеивания энергии. Таким источником может быть и электрическая лампочка, но в этом случае если бы мы стояли в пяти шагах от лазерного излучения, оно прожгло бы нас насквозь. Такова сила концентрации. Концентрированная мысль также обладает всепроникающей силой, и хотя она не прожигает нас насквозь, все же способна проникнуть в такие глубины нашего сознания, что обнажает скрытую сущность явлений. При помощи концентрации можно совершить невероятное количество работ. Сконцентрированный ум способен сделать многое. Об этом с уверенностью говорят те, кто знает это по опыту. Концентрированный ум, тем не менее, является одновременно и релаксированным умом (т.е. расслабленным). Возможно, читатель обладает уже таким опытом: когда кто-то погружается в какой-либо процесс (например, в чтение интересной книги), он входит в состояние расслабления и покоя. Концентрация в связи с медитацией абсолютно необходима, так как она предохраняет ум от блужданий по всем направлениям. По существу, концентрация вообще жизненно необходима, ибо без нее мы не смогли бы ничего достичь. Человек, умеющий концентрироваться, способен совершать многие работы, не говоря уже о том, что работа, выполненная с концентрацией, доставляет больше удовольствия. Тот, кто не может сконцентрироваться и выполняет работу лишь руками, часто ошибается и удлиняет время завершения работы, которая не приносит ему удовлетворения, но лишь затуманивает голову. Такой человек будет постоянно озабочен тем, что время течет медленно, что скорей бы наступил перерыв, когда можно будет наконец поесть. Таким образом, концентрация необходима не только для медитации, но и для повседневной жизни.

Ум заурядного человека весьма напоминает поведение несмышленого котенка, который гоняется по всей комнате за мохнатым мячиком, а затем за своим собственным хвостом и, наконец, начинает стремглав носиться из комнаты в комнату. Подобный ум не способен сконцентрироваться до тех пор, пока сам не поймет необходимость концентрации для коренного преобразования своей природы.

Концентрация в любой форме позволяет нам

Скачать:TXTPDF

Тантрические медитации. Сарасвати Сатьянанда Свами Йога читать, Тантрические медитации. Сарасвати Сатьянанда Свами Йога читать бесплатно, Тантрические медитации. Сарасвати Сатьянанда Свами Йога читать онлайн