красный мелок: красное тире, тире, тире. Возьмите голубой мелок, голубое тире, тире, тире. Возьмите оранжевый мелок, оранжевое тире, тире, тире. Возьмите фиолетовый мелок, фиолетовое тире, тире, тире. А теперь постарайтесь просмотреть сверху вниз все строки, одну за другой. Первая строка — белые тире, вторая строка — розовые тире, третья — желтые тире, четвертая — зеленые тире, пятая — красные тире, шестая — голубые тире, седьмая — оранжевые тире, восьмая — фиолетовые тире. Сотрите тряпкой все строки и быстро возьмите в руки белый мел. Прочертите белым мелом ровную белую линию. Затем прочертите розовым мелком розовую прямую линию. Прочертите желтым мелком желтую прямую линию, зеленым мелком зеленую прямую линию, красным мелком красную прямую линию, голубым мелком голубую ровную линию, а фиолетовым мелком фиолетовую ровную линию. Посмотрите внимательно на доску. Сотрите все тряпкой. Возьмите белый мелок и начинайте писать нули: 0,0,0,0,0,0, — если вы дошли до края доски, начинайте с новой строки: 0,0,0,0,0,0… Сотрите все тряпкой. Сотрите все тряпкой. Занятие окончено.
Хари Ом Тат Сат.
Глава XVII. чидакаша дхарана
Чидакаша дхарана, как это явствует из предшествующей главы, является не только идеальным методом визуализации, но и особой формой медитативной практики. Слово «чидакаша» буквально означает «пространство сознания». Иными словами, это своеобразный проекционный экран аджна чакры, некое черное пространство, в котором проявляются душевные явления под воздействием физического ума. В этом пространстве локализована связь между сознанием, подсознанием и сверхсознанием, и именно здесь легче всего зафиксировать объект медитации.
Чидакаша визуализируется как черная комната с четырьмя стенами, дном и потолком. Дно чидакаши расположено в центре противоположной стены, в которой сокрыта глубокая и узкая пещера, ведущая вниз. Этот канал называют «сушумна нади», и он простирается вниз вплоть до самых нижних чакр. Передняя стена — это сито, которое при помощи зрения просеивает внешние впечатления и может как усиливать, так и ослаблять их воздействия на ум. Так в зависимости от того, на что запрограммирован наш ум, формируются или рассеиваются напряженности и различные комплексы психики.
Чидакаша дхарана может открыть врата к тайнам сознания и постижения и реально обнажить пред нами высшие уровни сверхсознания, обычно недоступного для людей с заурядным складом ума. Чтобы это произошло, необходимо искренне и настойчиво совершать предписанные правила (крии) и культивировать очищающие психотехники, которые способны ограничить агрессивную активность наших грубых чувств восприятия.
Стенограмма по классу чидакаша дхараны
Садитесь в удобную асану (позу).
Мысленно просмотрите положение своего тела: спина должна быть прямой и перпендикулярной по отношению к полу, руки можно положить на колени ладонями вверх или вниз, соединив большие пальцы с указательными.
Скажите себе, что Вы сможете сидеть неподвижно в течение некоторого времени, не чувствуя напряженности в физическом теле.
Прислушайтесь к внешним звукам: возможно, вы услышите тиканье часов, чьи-то возгласы на улице, пение птиц, ритмичные звуки мелодичной музыки; мой голос достигает ваших ушей, и вы воспринимаете мои наставления. Осознавайте своё физическое тело. Внимательно прислушайтесь к его положению и состоянию и убедитесь в том, что вы действительно осознаете это физическое тело.
Направляйте свое внимание не на отдельные части тела, а на всё тело в целом.
Помните, что чем больше вы сознаете своё физическое тело, тем более устойчивым будет ваш разум.
Не думайте и не представляйте ту или иную часть вашего тела, но тело как единое целое.
А затем переключите ваше внимание на дыхание, которое поддерживает ваше тело и обслуживает его.
Прислушайтесь к потоку вашего дыхания, понаблюдайте за тем, как вы дышите — прерывисто или протяжно, легко или судорожно, глубоко или поверхностно, ритмично или нет.
Наблюдая за своим дыханием, не пытайтесь его исправлять; не работайте с дыханием, но просто наблюдайте за ним. Дышите естественно, как вы дышите. Порой вам приходится в жизни спонтанно менять свой ритм дыхания в зависимости от условий бытия и ваших эмоций. Иногда вы дышите глубоко, иногда протяженно, а иногда прерывисто и часто.
Итак, вы наблюдаете за состоянием всего тела и за вашим дыханием.
А теперь внезапно переключите свое внимание на ту область, в которой локализована ваша сущность, ваш внутренний космос, ваша чидакаша.
Вам следует понять, что чидакаша находится не во лбу или где-либо на голове или позади нее. Точно так же не ищите чидакашу в области сердца или в брюшной полости, в районе пупа. Её вы не найдете и в нижней части тела. Чидакаша всюду. Она везде. Она безгранична, бесформенна и не определима. Её изначальный и подлинный цвет — черный. В абсолютной тьме нельзя ничего различить.
Но нам хочется увидеть цвет и форму чидакаши. Нам очень этого хочется и особенно тогда, когда мы всматриваемся в эту бездну мрака.
Какова же форма чидакаши? Какого цвета она?
Действительно ли она черна или, быть может, не очень, и что-то можно все-таки разглядеть сквозь неё?
Да, можно, так как чидакаша постоянно окрашивается в различные цвета, хотя она все же остаётся черной сама по себе. Её цвет постоянно меняется от одного момента к другому.
Если вы будете сосредоточенно наблюдать за состоянием своей чидакаши, вы обнаружите, что её цвет меняется стремительно. Это происходит настолько стремительно, что трудно проследить эти мгновения. Они иногда отличаются друг от друга, иногда — нет. Их невозможно постичь, увидеть или прочесть. Сегодня они окрашены в один цвет, завтра — в другой. В калейдоскопе цветов и оттенков быстро сменяются замысловатые узоры.
Чидакаша — бесформенный и бескачественный источник всех форм, расцветок и качеств — рождает бесчисленное количество форм и качеств с помощью простого прикосновения индивидуального ума к Абсолютному Уму.
Вся эта цветовая гамма — лишь символические выражения жизненной силы, присутствующей внутри вас.
Чидакаша олицетворяет бесформенное бытие, бесформенную сущность и бесформенную Реальность. То, что воспринимает физический ум при помощи своих пяти щупальцев — вовсе не чидакаша и не Реальность, но кажущаяся очевидность.
То, что вы увидели в области межбровья, или позади лба, или над головой, или ещё где-то — не чидакаша, а совокупность отдельных частей чидакаши.
Постоянно помните о том, что чидакаша не воспринимается ни разумом, ни ощущениями, ни воображением. Однако о присутствии чидакаши можно говорить благодаря её проявлениям, которые подобны эху, которое еще остается некоторое время после звука.
Чидакаша — не тело, но тело находится в чидакаше.
Пристально всматриваясь в чидакашу, вы можете внезапно обнаружить ослепительную вспышку света или необычайный объект, но в любом случае вы не должны утрачивать связи с Цельным осознанием цельной чидакаши.
Так, например, если вы направляете свой разум к лобной локализации, дайте ему задание: «я хочу понять общую природу всей чидакаши, а не расщеплённых ее частей». Первое, что мы должны сделать — это понять чидакашу. Когда мы поймем ее, тогда можно любоваться или наблюдать за ее игрой, можно различать цвета, всматриваясь в межбровье, можно пытаться проникнуть в пещеру тайников сознания. Предпринимая эти попытки, опять и опять говорите себе, что вас интересует лишь цельная природа чидакаши, а не отдельные ее фрагменты, которые могут вас ужаснуть или восхитить. Осознавайте свое физическое тело, не теряйте связи с ним, не забывайте о нем. Пока вы не постигли подлинной своей сущности, не теряйте связи с физическим телом и с вашим дыханием. Наблюдайте цветовые эффекты, различайте их, но если вы не поспеваете за быстрой их сменой — это не беда в настоящее время. Достаточно знать, что цвета приходят и уходят с потрясающей скоростью. Достаточно просто не терять бдительности.
Воспринимайте цвет, будьте свидетелем их восприятия, следите за их сменой — ваша главная забота теперь состоит в этом наблюдении за чидакашей.
Помните, что когда я произношу слово «чидакаша», я не подразумеваю темную область или внутреннюю небесную твердь, которая якобы расположена перед лбом, или выше головы, или позади головы, или в задней части ее, или в передней части. Нет, я подразумеваю все это вместе взятое, все количество всех форм понимания чидакаши.
Если вы способны настроить себя именно на это, вы добьетесь многого, вы поймете чидакашу, подлинную сущность вашего тела. А если вы способны прочувствовать все это, то откроете забытую природу души или духовный принцип, живущий в каждом человеке.
Итак, войдите в межбровье, проникайте в узкую пещеру абсолютной ночи. Вы идете навстречу открытиям, погрузив свой взор в себя. Да, пока все темно, очень темно, ничто не может быть замечено, ничто не может быть понято, но это более глубокий аспект чидакаши.
Теперь повторите ОМ семь раз.
При произнесении этой вибрации пожалуйста прочувствуйте ее как звуковое выражение тонких душевных волн, исходящих из вашей индивидуальности в чидакаше, лишенной физического смысла. Постарайтесь, пожалуйста, это понять в то время, когда Вы произносите этот священный звук.
Ваше тело — всего лишь форма вашего сознания, которое выражает себя в этом звуке. Думайте об этом, когда вы произносите ОМ-кар: Ommm… Ommm … Ommm …
Постепенно возвращайтесь к внешнему миру, осознавайте свое физическое тело, внешние звуки и т.д.
Расширяйте свое представление о том, где вы находитесь и чем занимаетесь. Вспомните, что вы практикуете чидакаша дха-рану и приготовьтесь к возвращению во внешний мир. Вы осознаете, что сидите в асане. Теперь вы можете расслабить ваше тело, руки, ноги и открыть глаза.
Хари Ом Тат Сат.
Стенограмма другого варианта по классу чидакаша дхараны
Теперь ложитесь головой ко мне, закройте глаза и постарайтесь не двигаться в течение всего занятия, которое продлится около 30 минут. Следите за своим телом так, чтобы оно вообще не двигало даже пальчиком, разрешите вашему телу быть спокойным и неподвижным. Первым важнейшим фактором действительно начавшейся медитации является способность отождествиться с окружающими вас условиями.
Второй фактор — способность стать расслабленными и неподвижными.
Третий фактор — способность сохранять бдительность при неподвижном и расслабленном теле, за которым вы неусыпно наблюдаете.
Осознавайте свое тело от макушки головы до кончиков пальцев ног. Когда вы наблюдаете за вашим телом, прощупывайте лучом своего внимания всё тело, а не отдельные его части.
Созерцайте ВСЁ тело полностью, тело как единое целое. Не думайте только о голове, руках или ногах, думайте обо всём теле.
Кроме того, когда вы направляете внимание на свое тело, не упускайте из поля вашего наблюдения, что оно лежит на полу. Итак, созерцайте ваше тело, лежащее на полу, как один единый объект. Сохраняйте сосредоточенность на неподвижном физическом теле, лежащем на полу. Если вдруг вы непроизвольно или случайно двинули какой-то частью тела, вам необходимо осознавать этот факт движения. Ничего не совершайте бессознательно. ВСЁ ОСОЗНАВАЙТЕ. Однако, вам следует всё-таки избегать движений в процессе занятия, — в противном случае занятие теряет смысл. Таков первый урок йоги.
Помните: важно не то, что вы не способны сконцентрироваться на объекте, но важно то, что вы сознательно делаете. Избегайте бессознательных импульсов. Именно бессознательность