Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Тантрические медитации. Сарасвати Сатьянанда Свами

является причиной, все остальное — следствия.

Быть постоянно сознающими — значит жить отдельно от тела и независимо от него.

Вы не должны концентрировать свой разум на чём ни будь, вам следует только сознавать свое тело. С этого начинается подлинная медитация. Используете ли вы медитацию для религиозных целей, сидите ли вы в лотосе или в другой асане, медитируете ли вы лежа или сидя — это не имеет особого значения для вхождения в медитативное состояние. Особое значение имеет способность сохранять максимальную бдительность при максимальном расслаблении и максимальной неподвижности.

Не позволяйте себе погружаться в бездну бессознательности, избегайте бессознательного движения тела, бессознательного движения пальцев, бессознательного движения головы и глаз -всё должно управляться сознанием и пониманием.

Когда вы научитесь концентрироваться на единой целостности тела, тогда вы прочувствуете качество своей концентрации: вы будете воспринимать свое тело как неподвижную статую.

Многие имеют привычку бессознательно двигать конечностями тела и совершенно не контролируют свои непроизвольные движения, в то время как каждое движение должно иметь сознательную мотивацию.

Если вы управляете вашими физическими движениями, это означает, что вы управляете определенной частью вашего мозга, а, следовательно, и вашим разумом.

Если вы хотите совершить движение — совершайте его сознательно, но если вы не хотите совершать движения — не совершайте его тоже сознательно. И тогда мысленно скажите себе: «Никакого движения!».

И ваша концентрация будет конструктивной и доброкачественной. Ваше тело превратится для вас в неподвижную статую, в некий объект вашего созерцания.

Отныне фиксируйте в сознании единственный факт: «мое тело неподвижно».

И вы не должны шевелить даже пальцем, вы не должны двигаться вообще, полный покой, абсолютная неподвижность…

Ваши импульсы находятся под вашим контролем, под вашим сознательным контролем.

Такова первая и наиболее важная стадия медитации. Прежде чем вы научитесь управлять своим разумом, вы должны научиться управлять своим телом. Это — аксиома.

Прежде чем вы научитесь управлять тонкими энергиями, вам необходимо научиться управлять грубыми. И это не трудно, так как вы знаете свое собственное тело, чувствуете его и можете развивать дальнейшее постижение своих телесных возможностей.

Теперь переместим внимание на более тонкую сущность нашего тела — на дыхание. Концентрируйтесь на естественном дыхании, концентрируйтесь на дыхании. Прочувствуйте, как струя воздуха продвигается сквозь ваши ноздри вглубь вашего тела.

Концентрируясь на дыхании, мысленно говорите себе: «я делаю вдох, я делаю выдох». Продолжайте концентрироваться на дыхании. Дышите легко и естественно.

Делая вдох, осознавайте, что Вы делаете вдох. Делая выдох, осознавайте, что Вы делаете выдох.

Не дышите спонтанно, без контроля. Вносите в этот процесс понимание и постоянное наблюдение.

Итак, при вдохе вы сознаете, что вдыхаете, а при выдохе вы сознаете, что выдыхаете. Вы бдительно следите за двумя потоками воздуха в ваших ноздрях и представляете, как два потока сливаются в один в области межбровья, т.н. «третьем глазе». Образуется как бы треугольник с вершиной в межбровье.

Луч вашего внимания сосредоточен на этом треугольнике. Отождествляйтесь с этим дыханием в треугольнике. Прочувствуйте звук вашего дыхания, прислушайтесь к этому звуку. Вы слышите мантру, которая созвучна вашему выдоху и вдоху. Этой мантрой является священный слог ОМ. Отождествляйтесь с ОМ во время выдоха и вдоха. Теперь вы получили очень важную психотехнику и можете культивировать ее регулярно.

Во-первых, наблюдайте за тем, как два потока воздуха устремляются по двум каналам ваших ноздрей и соединяются в вершине треугольника в межбровье.

А во-вторых, в это же самое время отождествляйте шум двух потоков с мантрой ОМ.

Таким образом, вы осознаете, что ОМ входит в вас и выходит из вас.

Продолжайте в том же духе наблюдать за этими процессами самостоятельно в течение двух минут.

Отвлекитесь от звука моего голоса в течение этих двух минут и не беспокойтесь о том, что вы чего-то не услышите в то время, когда я буду говорить.

Отождествляйтесь с ОМ и своим дыханием вполне осознанно. Не засыпайте. Это важно.

Продолжайте работать с дыханием и мантрой ОМ, совмещённых в треугольнике.

Направляйте свой разум во внутреннюю часть лба так, как если бы вы смотрели сквозь стену, рассматривая то, что находится ЗА ней.

Ваш лоб — это стена. Проникайте ЗА эту стену, внутрь нее. Там вы обнаружите свой внутренний космос, свою чидакашу. Левый висок лба — левая стена вашего внутреннего космического дома, а правый висок — правая стена, затылок — задняя стена дома, а вершина головы — потолок. Теперь попробуйте заглянуть внутрь своего дома.

Вы внимательно рассматриваете, что находится на внутренней стороне передней стены.

Затем рассматриваете внутреннюю сторону правой стены.

Рассматриваете изнутри левую стену. Рассматриваете изнутри заднюю стену.

Рассматриваете изнутри потолок.

Представьте, что вы сидите в номере своей гостиницы и рассматриваете свой номер: его стены, потолок и пол. Следуйте за моим голосом и представляйте то, о чем я говорю:

Внутренняя сторона передней стены. Внутренняя сторона правой стены. Внутренняя сторона левой стены. Внутренняя сторона задней стены. Внутренняя сторона потолка. Повторим осмотр еще раз:

Передняя стена изнутри. Правая стена изнутри. Левая стена изнутри.

Задняя стена изнутри.

Потолок изнутри.

Передняя стена изнутри.

Правая стена изнутри.

Левая стена изнутри.

Задняя стена изнутри.

Потолок изнутри.

Теперь мы ознакомились с номером, в котором живем. Мы знаем, что у него четыре стены и потолок. Осознавайте, что этот номер является местом вашего обитания. Вы живете внутри этого номера, а не снаружи.

(Пауза)

Хари Ом Тат Caт.

Сеанс чидакаши дхараны окончен.

Глава XVIII. Тратака и антар тратака

Слово «тратака» означает «устойчивый пристальный взгляд». Таким образом, практика тратаки развивает сосредоточенность. Человеческий разум обладает огромной энергией, но желания, повседневная деятельность и различные развлечения опустошают и повсюду рассеивают ее. Если мы сможем сосредоточить ее и направить к одной цели (мирской или духовной), удача нам обеспечена. Нас постоянно атакуют те или иные чувства, и мы не успеваем осознавать множество сопутствующих им мыслей. Лишь тогда, когда нам удается расслабиться и блокировать силу воздействия чувств, мы начинаем понимать природу нашего ума.

Чтобы сконцентрироваться на внешнем или внутреннем объекте, разум должен находиться под контролем и не отвлекаться. Для этой цели необходимо выбрать тот объект, который способен привлечь вашу сосредоточенность и привести ум к миру и устойчивости. Здесь можно использовать и мантру ОМ, и цветок, и образ вашего гуру или божества, и пламя свечи. Для начинающих пламя свечи является наиболее приемлемым, удобным и практичным объектом.

Тратака состоит из двух стадий — тратаки и антар тратаки. Тратака направляет ум на внешний объект, и потому эта техника предназначена для начинающих, чей разум еще не подготовлен к внутреннему сосредоточению и легко притягивается привлекательным внешним объектом. Когда мы закрываем глаза, пытаясь сконцентрироваться на внутреннем символе, ум тут же противится этому, ему быстро это надоедает, и он стремится уйти в сторону. Однако в антар тратаке, или внутренней визуализации, ум ведет себя иначе, так как он уже узнал и полюбил интравертную технику. Хорошо известно, что ум под воздействием вовне направленных чувств теряет свою энергию, но когда он сосредоточен на внутреннем объекте и отвлечен от чувств, он накапливает энергию.

Тратака очень благоприятна. Ежедневная практика тратаки помогает развить силу сосредоточения и память. Кроме того, укрепляются глазные мышцы и улучшается зрение. Тратака обнажает тайники наших энергий. В Индии тратака используется как наиболее важное средство достижения оккультных сил, хотя многие не понимают, что это за силы. Христиане в течение многих столетий используют тратаку, концентрируясь на иконах, божественных картинах и религиозных символах.

Тратака развивает силу сосредоточения, поскольку сознательная энергия направляет внимание в один центр и автоматически ведет к медитации. В этом могут убедиться и новички даже после непродолжительной практики.

Тратаку следует осуществлять в наиболее устойчивой позиции. И хотя ее можно выполнять просто сидя на стуле или в позе сукхасаны, наиболее стабилизирующими позами являются сиддхасана, сиддха йони асана или падмасана.

Используя внешнюю или внутреннюю тратаку, старайтесь не моргать глазами или уводить зрение от выбранного вами объекта. Сначала это покажется трудным, но с практикой станет легче. Самое главное — расслабление глаз. Это необходимо для получения ясного внутреннего образа.

Ум должен ограничиться только одним объектом или образом и ничем больше. Если ум начинает блуждать и отвлекаться, нежно и ласково возвратите его к объекту вашего сосредоточения.

Для тратаки можно использовать любой объект. Мы предлагаем на выбор несколько примеров: пламя свечи, черная точка, ваш духовный символ или образ божества, кончик носа, центр межбровья, шивалингам, небо или вода, луна, звезды, кристалл, ваша тень, ночь, пустота, зеркало, янтра или мандала.

Метод, описанный в этой книге, использует для тратаки пламя свечи. Огонь привлекает зрение и ум, как магнит — железо. Кроме того, огонь оставляет ясный отпечаток в нашем воображении, которое играет важнейшую роль при культивировании внутренней тратаки. Поначалу мы используем внешнюю тратаку, а затем с учетом внешнего опыта начинаем развивать опыт внутренний.

Объект (в нашем случае это свеча) должен быть расположен на горизонтальном уровне от глаз и на расстоянии вытянутой руки. Если у вас дефект зрения, расположите объект таким образом, чтобы он не раздваивался. Образ, однако, поначалу будет сохранять тенденцию к смещению в сторону, вверх или вниз. Пытайтесь стабилизировать объект, мысленно утверждая- его предпочтительно в центре межбровья.

Тратака

Расположите свечу так, как описано выше, и зажгите ее.

Установите вашу спину, шею и голову на строго вертикальной линии и примите, удобное положение.

Закройте глаза.

Мысленно просмотрите все тело.

Устройтесь таким образом, чтобы уже не двигаться в течение всей практики.

Примите устойчивое положение тела.

Постарайтесь управиться с этими процедурами за 2-3 минуты.

Пропойте ОМ семь раз и проследите за тем, как вибрации ОМ пронизали все ваше тело и мозг.

Откройте глаза и начинайте пристально смотреть только на верхний кончик фитиля и ни на что больше.

Ваши глаза должны быть широко открыты, но смотреть без напряжения.

Пробуйте сознательно расслабить глазные мышцы.

Не закрывайте глаз и не моргайте.

Если, однако, вы чувствуете дискомфорт, моргните глазами и продолжайте практику дальше.

Не двигайте зрачком.

Зафиксируйте свой ум на фитиле свечи.

Если он блуждает, мягко возвращайте его назад.

Совершайте это в течение трех минут, пока ощущаете комфортное состояние, а затем закройте глаза.

Визуализируйте образ пламени свечи в центре межбровья и попробуйте удержать его там.

Удерживайте ум только на пламени свечи.

Если в уме возникают другие представления, оставайтесь свидетелем этих представлений, просто отслеживайте их.

Продолжайте этот процесс до тех пор, пока наблюдаемый объект ясно различим.

Снова откройте глаза и пристально смотрите «а верхний кончик фитиля.

Все ваше внимание должно быть сосредоточен только на этом. Продолжайте практику в течение трех минут, пока вам удобно, снова закройте Глаза и сконцентрируйтесь внутренней визуализации пламени Свечи, пока образ не утратил своих ясных очертаний.

Повторите эту процедуру, если вы располагаете временем, а затем пропойте ОМ семь раз. Держите глаза закрытыми в течение короткого времени! просто наблюдайте за реакциями своего ума. Будьте сознательным свидетелем любого вашего опыта. А теперь откройте глаза и погасите Свечу.

Антар тратака

Мы приступаем к духовной практике,

Скачать:TXTPDF

Тантрические медитации. Сарасвати Сатьянанда Свами Йога читать, Тантрические медитации. Сарасвати Сатьянанда Свами Йога читать бесплатно, Тантрические медитации. Сарасвати Сатьянанда Свами Йога читать онлайн