поток жизни, что и во вселенной, Пульсирует тот же ритм, определяемый днем и ночью; Одна и та же жизнь ликует от радости на бесчисленных листьях травы,
Пробиваясь сквозь волны цветов и деревьев И волнуясь вместе с океаном,
Она вышла оттуда, откуда выходят рождение и смерть, Приливы и отливы. Мое тело превратилось в праздник От прикосновения с этим миром жизни; Моя гордость наполнилась танцем столетий, Пульсирующих в моей крови.
Море блаженства
Бесконечная, вибрирующая, сверкающая.
Все мое тело пульсирует в ритме вселенной
И вся вселенная пульсирует в ритме моего тела.
Я купаюсь в этом безграничном море энергии и света,
Жизненной силы, магнетизма и вибраций.
Я плыву в тишину, покой, в безвременье.
Общение с природой
Посмотри на Луну,
Светлую, мирную и ласковую.
Почувствуй,
Как множество испускаемых ею световых частиц
Пронизывают и ласкают тебя
Пройдись по холмам и поднимись в горы,
Поговори с природой за городом. <г
Успокойся и пойми, что ты — часть всего сущего
Оставь свои городские забавы и заботы,
Расслабься, закрой глаза и почувствуй себя заодно с природой.
Впусти в себя бесконечную силу, которая окружает тебя,
И растворись;
Пусть твои заботы исчезнут в окружающей приводе;
Она — источник жизни,
Она — сама жизнь,
Она — бытие,
Она — ты сам.
Пульсирующий ритм жизни
Прислушайся к биению своего сердца.
Осознай его мощный напор, пульсирующий o
через все артерии и вены.
Это именно оно питает каждую клеточку твоего тела
Жизненной силой.
Но твое сердце не уникально.
Такое же — в каждом человеке,
Будь он черным, белым или желтым,
Индусом, британцем или монголом.
Твое сердце совершает ту же работу,
Что и в каждом другом человеческом существе.
Та же жизненная сила пульсирует и в тебе, и в другом.
Подумай о животных. У них тоже есть свое сердце, хотя, может быть,
и немного другое.
Та же жизненная сила,
Которая пульсирует в тебе — пульсирует и в них.
Твоя жизнь и все формы жизни — это проявления
одной жизненной силы,
Вибрирующей во всей вселенной.
Совершенное единство (Вильям Блейк)
В одно мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность
И небо в чашечке цветка.
Перевод С.Я Маршака
Божественная симфония (Инаят Хан)
Когда я смотрю на окружающий меня мир,
Я чувствую себя каплей в океане;
Но когда я заглядываю внутрь себя —
Я вижу как вселенная подобно маленькому пузырьку
Медленно поднимается со дна моего сердца.
Смысл бытия
Я доволен, я улыбаюсь.
Потому что звуки, цвета, чувства,
Которые я воспринимаю ушами, вижу глазами
И ощущаю сердцем — будут существовать даже тогда,
Когда мои уши, глаза и сердце
Исчезнут навеки…
Кто Я?
Спросите себя: «Кто Я?»
Физическое ли тело?
Ведь оно постоянно меняется;
В прошлом году мое тело было не таким, как сейчас.
Когда я был ребенком, мое тело не было похоже на то,
которым я обладаю сейчас.
Оно находится в вечном движении,
Поэтому оно не может быть моей внутренний
неизменно природой. Быть может, я — мой ум?
Нет, ум также не может быть моей внутренней природой,
Поскольку и он постоянно меняется.
Возможно, я — это мои чувства?
Иногда я чувствую себя счастливым человеком, иногда нет.
Мое настроение постоянно меняется.
Поэтому и чувства не могут быть моей подлинной природой Кто же я?
Индус, христианин, англичанин, индеец?
Нет, это только внешние формы моей личности
Они тоже изменчивы.
Не прекращайте задавать себе вопрос: «Кто же я?»
Я — свидетель всех явлений во вселенной
Я обладаю неизменным существованием.
Я обладаю чистым сознанием.
Я — неразрушимая сущность
Я просто ЕСТЬ.
Категории (Чжуан цзы)
Предположим, что есть утверждение,
И мы не знаем, к какой категории оно принадлежит.
Но если мы различные категории совместим в одну,
Различия между ними исчезнут.
Так, например, если есть начало,
То должно существовать время, предшествующее
этому началу,
А также и время перед временем, которое предшествовало
времени
Существования этого начала.
Если есть существование, должно быть и не существование.
И если есть время, когда нечто не существовало,
Когда даже ничто не существовало.
В какой-то момент неожиданно появилось ничто
(Может ли кто-нибудь утверждать, что оно принадлежит
к категории существования или не существования?)
Даже сами слова, которые я здесь только что написал,
Мне сложно определить как нечто.
Совершенство (Ишавасья Упанишад)
То совершенно.
И это совершенно
Если от совершенства отнять совершенство —
Совершенство останется
Потому что ОНО — СОВЕРШЕНСТВО
Глава XXI. Другие медитативные психотехники
Предлагаемые психотехники представляют сочетание различных медитативных методов, органично вплетенных в ту или иную психотехнику. Все они являются превосходными и мощными средствами пратьяхары (отвлечения внимания), ведущей разум посредством определенных крий (действий) по восходящему пути самосознания.
Читатель обратит внимание на то, что в этих психотехниках используются различные методы стенограмм, изложенных выше.
Садитесь в удобную позу.
Спина должна быть прямой и вертикальной к основанию пола.
В течение всей практики держите глаза закрытыми, постарайтесь не двигаться и расположите ваши руки соответствующим образом.
Постарайтесь не волноваться даже тогда, когда ваш ум провоцирует вас на беспокойство.
Вам предлагается та система медитации, которая основана на расслаблении при помощи мантры или джапы.
Вам необходимо мысленно визуализировать специфический звук.
Этот звук должен стать основной вибрацией на вашем ментальном плане.
Этот звук, слово или мантра должен стать центром вашего сознания, и этот центр должен быть расположен между двумя бровями.
Центр вашего сознания — это межбровье.
Предлагаемый метод очень прост и совершенно доступен для каждого, но и здесь требуется настойчивость и практика.
Предположим, что вы избрали для себя звук РАМ, и начинаете мысленно воссоздавать ритмичность этого звука в межбровье.
Этот ритм не должен быть ни слишком медленным, ни слишком быстрым, и это размеренное ритмичное колебание должно
продолжаться, по крайней мере, двадцать минут. После этого вы можете остановить свой ритм РАМ в межбровье и сосредоточиться на комнате, в которой вы находитесь.
Итак, если вы выбрали звук РАМ, то должны чувствовать умственную вибрацию в межбровье, как РАМ-РАМ-РАМ безостановочно и неустанно в течение двадцати минут или больше.
При этом ваши мысли будут приходить, и уходить, и попытаются помешать вам, вмешиваясь в этот процесс.
Вас, однако, не должно волновать это вмешательство, поскольку я уже велел вам не реагировать на игру ваших мыслей.
В течение двадцати минут ваши мысли иногда будут овладевать вашим вниманием и отвлекать вас от задания.
Однако ваше сознание нацелено на ритмичную вибрацию мантры, и потому должно вернуть внимание к центру сознания в межбровье.
И опять мысли вмешиваются.
И опять вы отвлекаете свое внимание на визуализацию ритма мантры в межбровье.
Главное, не волнуйтесь, когда мысли волнуют вас, а просто перемещайте внимание с мыслей на пульс мантры.
Сейчас, для примера, мы с вами ритмично пропоем мантру ОМ.
Повторяйте вслед за мной с таким же ритмом и модуляцией эту священную вибрацию.
Вы повторяете за мной лишь для того, чтобы получить навык, как это совершать мысленно.
Различие здесь лишь в том, что то, что мы делаем вслух, вы будете повторять мысленно.
Потому что подлинная практика джапы, или повторения мантры, основана не на пении, а на мысленном произнесении.
Занимаясь этой практикой около двадцати минут, вы вовлекаете свое внимание в этот процесс все больше и больше.
При этом вы можете использовать символ или форму, которые помогут вам удержать свое внимание и размышление на выбранном вами объекте.
Пропойте мантру ОМ пятьдесят раз.
А после этого переходите к мысленному и ритмичному пению.
Если у вас есть своя мантра, пойте ее.
Но если у вас нет своей мантры, пойте ОМ.
Постепенно перемещайте свое внимание к центру сознания в межбровье и начинайте тот же самый процесс пения мантры но мысленно.
Постоянно корректируйте свое внимание, если оно отвлекается мыслями в сторону.
Сейчас мы с вами проведем опытное занятие на протяжении пяти минут, и постараемся провести его сосредоточенно.
Итак, повторяйте за мной пение ОМ.
Теперь расслабьтесь, и пусть ваши мысли свободно устремляются к внешнему миру, навстречу внешним объектам.
Теперь вы можете открыть глаза и пошевелить различными частями тела.
Хари Ом Тат Сат.
Унмани крия
Садитесь, пожалуйста, удобнее с прямой спиной. Руки положите на колени, сомкнув большие пальцы с указательными. Сначала мы совершим капалабхати пранаяму.
Я не уверен, что вы знаете, как ее делать, и поэтому позвольте мне продемонстрировать вам эту пранаяму, после чего вы повторите вслед за мной.
(Демонстрация капалабхати пранаямы).
Вдох делайте медленно, а выдох энергично.
Однако, если вам трудно, выталкивайте воздух во время выдоха не столь интенсивно.
За один раунд сделайте около сотни таких выдохов, а затем приступайте к джаландхара бандхе, прижимая колени, поднимая плечи и упираясь подбородком в яремную впадину.
Далее сделайте полный выдох и во время задержки дыхания переходите к уддияна бандхе, втягивая живот.
Теперь сделайте вдох и во время задержки дыхания переходите к мула бандхе, сокращая область между анусом и мочеполовым органом.
Наконец, освободитесь от мула бандхи, уддияна бандхи и джаландхара бандхи и глубоко вдохните.
Наступило время приступить к нашей медитации.
После того, как вы закончили капалабхати с тремя бандхами, держите глаза по-прежнему закрытыми.
Вы можете изменить, если это необходимо, положение своего тела, но не открывайте глаз.
Приступайте к практике удджайи пранаямы, представляя при этом, как с каждым вдохом вы словно пронизываете весь позвоночник от нижнего его основания в области муладхары до самой вершины в области аджна чакры.
Теперь делайте капалабхати самостоятельно.
Когда вы закончите свою сотню интенсивных выдохов, можете изменить положение тела, если это необходимо, и опять приступайте к удджайи пранаяме, не открывая глаз.
(Класс совершает сотню дыханий и маха бандху).
Пожалуйста, продолжайте ваше дыхание и слушайте меня внимательно.
Вы делаете удджайи, и каждый ваш вдох как бы прочищает канал от муладхары до аджны, а каждый ваш выдох, похожий на жужжание пчелы, распределяет сладость исцеляющей энергии ОМ от аджна чакры до муладхары.
Когда вы продуцируете жужжание ОМ от аджны до муладхары, продолжительность гласного звука О-О-О должна быть значительно короче продолжительности согласного звука М-М-М-М-М-М-М-М-М-М-М-М. Произнесение священной вибрации ОМ должно напоминать хорал. Иными словами, произносите ОМ, как ОМММММ, а не как ОООООМ.
Звук О возникает в аджне, а далее продолжается вплоть до муладхары, как звук ММММ.
От муладхары к аджне дыхание прочищает сознания. От аджны к муладхаре ОМ насыщает сознание.
Теперь давайте пропоем божественную вибрацию ОМ тринадцать раз.
Когда вы закончите этот раунд, приступайте к дыханию удджайи.
(Класс поет ОМ тринадцать раз).
После пения ОМ вы можете изменить свою позу, если это необходимо, но пока не открывайте глаз.
И опять повторите пение ОМ тринадцать раз.
(Пение ОМ прекращается).
И вновь вы можете продолжить ваше визуализированное дыхание от муладхары к аджне и от аджны к муладхаре.
Просчитайте количество ваших удджайи сорок девять раз.
Прочувствуйте, как оно скользит вдоль позвоночного столба.
Эта практику называют сознательным дыханием и совершают сорок девять раз и когда вы закончите этот раунд, следует повторить этот раунд еще раз, но добавляя мантру СОХАМ.
После сорока девяти раундов сознательного дыхания Вы должны практиковать СОХАМ таким же образом в дополнение к дыханию пятьдесят девять раз.
Пронизывайте очередной мантрой позвоночный столб от му-ладхары до аджны и наоборот.
После практики СОХАМ 59 раз вы должны продвигаться к чидакаше, локализуя внимание на внутренней стороне лба без моих напоминаний.
А теперь споем вместе со мной ОМММ… ОМММ… ОМММ… (поют вместе).
Сейчас вы можете расслабиться, принять удобное положение и открыть глаза.
Хари Ом Тат Сат.
Спонтанная, или подсознательная, медитация
Садитесь удобнее с прямой спиной. После