Скачать:TXTPDF
Тантрические медитации. Сарасвати Сатьянанда Свами

раньше сильно раздражали его и даже приводили в неистовство. Этот метод называется вайрагьей, т.е. отстранённостью от всего. Отсюда не следует, что вам необходимо разорвать все ваши связи с людьми, жить растительной жизнью и отойти от социальной жизни, — вовсе нет. Это означает, что все ваши реакции не должны проникать глубоко в вашу душу. Иными словами, в общечеловеческом смысле вы продолжаете испытывать различные чувства и эмоции, но они уже не способны выводить вас из равновесия. Но почему? Потому что изменилась направленность вашего самоотождествления: если для вас совокупность тела, чувств и ума исчерпывает представление о вашей подлинной сущности, тогда любое посягательство на них вы будете переживать болезненно; но если вы себя отождествляете с той сущностью, которой невозможно нанести вред, тогда вы сможете, по крайней мере, гораздо легче перенести психофизические испытания. Этот эффект можно сравнить с рябью на воде: благодаря ветру или падающим в воду предметам на поверхности пруда образуется рябь, которая не может проникнуть в глубину пруда; точно так же ветер желаний скользит по поверхности ума и не может проникнуть в его обузданные глубины. Поскольку подлинной сущностью человека является духовная сущность, материальная природа физических и ментальных вибраций не должна проникать в глубины духовной природы, которая не имеет ничего общего с природой материальной. Конечно, это легче сказать, чем сделать, но сознательная и регулярная практика самоосознания неизбежно принесет свои плоды и человек действительно сможет оставаться спокойным и уравновешенным среди шумной суеты внешнего мира.

Другой важной особенностью самовнушения является исцеление от различных недугов и болезней. Если регулярно направлять сознательное желание на очаги недомогания, можно сформировать полноценное, сильное и сбалансированное тело. Известно, что люди, обладающие сильной волей, избавлялись даже от таких смертельных болезней, как рак и лейкемия. Наилучшее время для самовнушения — после медитативных практик, непосредственно перед засыпанием и сразу же после пробуждения. Именно в это время ум наиболее восприимчив к самовнушению. Повторяйте свою формулу самовнушения с напористым чувством убеждённости в течение нескольких минут и верьте всем сердцем, что самовнушение обязательно поможет. При соблюдении всех этих условий успех гарантирован, но малейшее сомнение и неуверенность приведут к неудаче.

Всё сказанное выше направлено на то, чтобы читатель понял необходимость реидентификации для переосмысления себя и своего окружения. Большая часть наших несчастий органично связана с отождествлением себя со своим телом, умом, работой и другой ролью в жизни. Мы постоянно отождествляем себя с преходящими факторами существования, вместо того, чтобы осознать сердцевину нашего подлинного существования. Если нам удастся отделить наше подлинное «Я» от нашего тела и ума и относиться к ним, как к временным проявлениям нашего «Я», мы войдём в состояние почти постоянной и спонтанной медитации, потому что освободимся от телесной и ментальной тирании. Устойчивость и уравновешенность физических, ментальных и эмоциональных аспектов нашего существа уравновешивает наше общее состояние, и медитация становится для нас естественным, простым и автоматическим процессом.

Если спросить человека о том, кто он, можно услышать такие ответы: «Я — доктор», «Я — водопроводчик», «Я — домохозяйка», «Я — футболист» и Т.д. В зависимости от того, какую роль человек играет в жизни, ту роль он и называет. Женщина может сказать, что она исполняет одновременно роль жены, матери и машинистки. Таким образом, подобные ответы означают не то, кем являются эти люди, а то, чем они занимаются. Ложное самоотождествление может привести к большому несчастью. Проиллюстрируем это на таком примере. Предположим, что актер привык к тому, что у него прекрасные физические данные, он имеет успех у публики и постоянно следит за своей физической формой. Но проходят годы и он замечает, что тело его дряхлеет, красивые черты лица увядают, голос слабеет. Уныло рассматривая себя в зеркале, он расстраивается и чувствует себя очень несчастным. Его самоотождествление с прошлым величием становится для него погребальным звоном. Вот почему среди актёров так распространены эмоциональные стрессы и самоубийства. То же самое можно сказать и о матери, которую оставят дети, и о докторе, и о домашней хозяйке, и о водопроводчике. Все эти роли не являются постоянными реальностями и рано или поздно, но этот факт обнажится и может привести к трагедии. Иногда люди говорят: «Я испытываю жажду». Здесь слово «Я» явно относится к преходящему телу, и потому правильнее было бы сказать: «Моё тело испытывает жажду», а не «Я испытываю жажду», ибо «Я» — непреходящая Сущность и не может испытывать жажды. То же самое относится к нашим эмоциям и мыслям, когда мы говорим: «Я сердит» или «у меня депрессия». Тело, чувства и ум всегда изменчивы: сегодня мы любим, завтра — ненавидим, сегодня мы думаем об одном, завтра — о другом. Природа тела, чувств и ума обладает текучим характером. Наше «Я» способно наблюдать за телом, умом и чувствами именно потому, что «Я» отличается от этой троицы. Следовательно, «Я» — это некто четвёртый, некий стержень сознания и Свидетель, Который освещает поле нашей деятельности. Это и есть та Сущность, с которой необходимо отождествиться. Люди, которые отождествили себя с этим «Я», используют тело, чувства и ум наиболее эффективно, не ведая ни болезней, ни отчаяния. Как же научиться действовать из центра «Я»? В этом и состоит главная цель духовной тропы, которую сравнивают с «лезвием бритвы» и с «узкими вратами». Медитация ведёт к этому центру сознания, а центр сознания ведёт к медитативному бытию.

Итак, первое, что необходимо понять — это то, что все наши действия представляют всего лишь роли, которые мы играем и не характеризуют никоим образом вашу личность. Это не означает, что вы прекратите выполнять свои роли, эти роли по-прежнему будут выполняться, но теперь вы будете смотреть на себя с позиции актера. Вы станете свидетелем своей игры.

Второе, что необходимо понять — это то, что вы не являетесь ни телом, ни чувствами, ни интеллектом, хотя поначалу именно при помощи интеллекта вы сможете это принять к сведению. Постепенно, по мере продвижения в своей духовной практике, вы осознаете свою подлинную идентичность как часть Единой Сущности, называемой людьми Богом.

Опыт дхьяны

Обычно в процессе медитации рассеиваются всякого рода беспокойства и страхи, формируется состояние уравновешенного спокойствия, исчезает сама мысль о смерти. Обычные спады и подъёмы в жизни сменяются всё возрастающим ощущением радости, всё совмещается друг с другом, как органичное целое. Сопрягаются даже ранее несовместимые представления различных вероучений и философских систем, прошлое и будущее утрачивают свою значимость и возрастает ценность настоящего. Фактор «здесь и сейчас» становится основополагающим. Суета, тревога, гнев больше не поглощают ум, и работа превращается в игру. Ранее дифференцированная жизнь преобразуется в жизнь интегральную.

Решающим мотивом к жизни становится не довод или амбиция, а бытие. Помните, что всё это приходит к нам в результате крушения наших амбициозных планов, неудовлетворённостей, несчастий, когда мы тщетно пытались заменить один стиль жизни на другой, когда мы убедились, наконец, что все эти перемены были противоестественны для нашего существа.

Что же, мы утратили всякий интерес к жизни? Всё то, что придаёт жизни вкус, или т.н. «изюминку»? Нисколько. Мы просто устранили свои беспокойства. И хотя на поверхности ума беспокойства оставляют небольшую рябь, но они уже не могут проникнуть вглубь нашего сознания, в котором царит умиротворение. Все предписания ямы и ниямы (см. раздел, посвященный раджа йоге) уже нам не нужны: опыт медитации, или дхьяны, выше всяких правил. Однако они нужны для тех, кого ещё терзают беспокойства. Теперь же, когда жизнь осознаётся как игра, человек может позволить себе «возбуждаться», быть «сердитым», быть «счастливым». Эти внешние проявления уже не влияют на его внутреннее существо. Он проходит сквозь жизнь, как свидетель.

Всё соединяется в единое целое, а посредником знания становится интуиция. Объекты обнажают свои более глубокие и существенные характеристики, отовсюду струится доброжелательность, сама вселенная оказывает активную помощь, настороженное и враждебное отношение к окружающему миру растворилось. Каждый атом сверкает оптимизмом и жизнью. Границы времени и пространства размываются: время замедляет свой бег, а глубины космоса не воспринимаются такими уж далёкими, звёзды проникают внутрь нашего существа, а безграничность и вечность становятся почти осязаемыми. Бытие превращается в вечный аспект всего.

В повседневной жизни обычный человек воспринимает себя как ничтожную пылинку мироздания, ощущая своё одиночество и отчуждение от всего и всех. Неотвратимая смерть пугает его, и он даже не подозревает, что все эти тревоги можно превзойти. Большинство людей просто пожимают плечами и фатально принимают свою судьбу. Медитация всё меняет в корне: благодаря регулярной медитативной практике человек начинает всем своим существом осознавать себя, как необходимую часть вселенной и проникновенно относиться ко всему существующему. «Ты есть ТО».

В этом и заключается духовный смысл медитации. Есть немало свидетельств медитативного опыта. Каждый может описать это состояние, используя свой язык, религиозные символы, личные ощущения, пытаясь выразить невыразимое. Однако, высшее состояние медитации не приходит сразу. Поначалу некоторые могут увидеть видения, которые покажутся странными и никак не связанными с повседневной жизнью; другие начинают воспринимать энергетические сгустки, цветные эффекты, усиление ощущений и эмоций; третьи слышат звуки.

Вот небольшой отрывок из книги Вильяма Джемса «Многообразие медитативного опыта»: «Как только я представил, что весь город охвачен пожаром, я вдруг почувствовал, как огонь проник внутрь меня, и я сразу же испытал необычайную радость, вслед за которой наступило состояние экзальтации. Её невозможно описать. Я увидел, что вся вселенная соткана из живых существ и я — одно из них. Моё сознание наполнилось уверенностью, что вечная жизнь действительно существует, что все люди бессмертны, что космический порядок работает на благо каждого и всех, что мы призваны любить и поддерживать друг друга и что всеобщее счастье не только возможно, но будет непременно. Это состояние длилось несколько секунд и исчезло так же внезапно, как и появилось, но память о нём осталось на всю жизнь. С тех пор убеждение в реальности видения никогда не оставляло меня».

О сверхъестественном опыте написано много книг: «Рамаяна» и «Шримад Бхагаватам», «Божественная Комедия» Данте и «Фауст» Гете, а также бесчисленное количество других публикаций, которые пытаются пробудить в людях более глубокие уровни ума, чем рациональный. Мы же предлагаем читателю не просто накапливать информацию о медитативном опыте, но самим испытать его.

Глава VI. Философия йоги

Хотя йога является сугубо практической наукой, знание её философских принципов могут помочь практиканту лучшим образом понять, что он собирается делать в йоге и каким образом это надо делать, чтобы, в конечном счете, достигнуть цели йоги — медитативного состояния. Практикующий йогу обнаружит, что йога способна помочь каждому индивидуально придти к самореализации. Этим философия йоги

Скачать:TXTPDF

Тантрические медитации. Сарасвати Сатьянанда Свами Йога читать, Тантрические медитации. Сарасвати Сатьянанда Свами Йога читать бесплатно, Тантрические медитации. Сарасвати Сатьянанда Свами Йога читать онлайн