Тибецкая йога сна и сновидений. Ринпоче.
Если мы не умеем выполнять практику во сне, пишет Тендзин Вангьял Ринпоче, если каждую ночь впадаем в забытье, каковы же наши шансы сохранить осознавание, когда придет смерть? Взгляните на свои переживания в сновидениях – вы узнаете, каково вам будет в смерти. Взгляните на свои переживания во сне – и вы обнаружите, пробуждены ли вы по-настоящему.
В этой книге даны подробные наставления по йоге сновидений, в том числе основополагающие практики, которые выполняют в течение дня. В тибетской традиции способность видеть осознанные сны – не самоцель, а дополнительная область, которую можно освоить, выполняя действенные практики более высокого уровня, ведущие к освобождению.
За йогой сновидений следует йога сна, называемая также йогой Ясного Света. Эта еще более высокая практика сродни наиболее тайным тибетским практикам. Ее цель в том, чтобы сохранять осознавание во время глубокого сна, когда грубый оперирующий понятиями ум и чувства прекращают свою деятельность. Большинство людей на Западе даже не может себе представить, что такая глубина осознавания возможна, но в тибетских духовных традициях, буддийской и бонской, это явление хорошо известно.
Плоды этих практик – возрастание счастья и свободы, как в состоянии бодрствования, так и во время сна. «Тибетская йога сна и сновидений» дает мощные методы для продвижения по пути к освобождению.
Тендзин Вангьял Ринпоче, лама тибетской традиции Бон, в настоящее время живет в городе Шарлоттсвиль, штат Виржиния. Он является основателем и директором Института Лигминча, организации, которая занимается исследованием и практикой учений традиции Бон. Родился в Индии, в городе Амритсар, куда его родители бежали, спасаясь от китайского вторжения в Тибет. Учился у буддийских и бонских учителей и получил звание геше, высшую ученую степень в традиционной тибетской культуре. С 1991 года живет в Соединенных Штатах, проводит много учебных семинаров по всей Америке и в Европе.
В книге Тендзина Вангьяла Ринпоче, ламы древней тибетской традиции Бон, даны подробные наставления по йоге сна и сновидений. Плоды этих практик – возрастание счастья и свободы, как в состоянии бодрствования, так и во время сна. «Тибетская йога сна и сновидений» дает мощные методы для продвижения по пути к освобождению. Обращенная непосредственно к личному опыту читателя, эта книга, безусловно, является одной из глубочайших работ в данной области.
Содержание От автора
Как получить учения ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПРИРОДА СНОВИДЕНИЙ
1. Сновидение и реальность
2. Как возникают переживания
Действия и их результаты: карма и кармические следы
Благая карма
Освобождение эмоций
Омраченность сознания
Кармические следы и сновидение
Шесть миров сансарного бытия
Почему эмоции называют отрицательными?
3 Энергетическое тело
Каналы и прана
Каналы (ца)
Прана (лунг)
Уравновешивание праны
Прана и ум
Чакры
4. Краткий итог: как возникают сновидения
5. Образы «материнской тантры»
Метафоры, способствующие пониманию ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ВИДЫ СНОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
1. Три вида снов
Сансарные сновидения
Сны ясности
Сны Ясного Света
2. Использование сновидений
Переживания в сновидении
Руководство и руководящие указания
Учения в сновидениях
3. Открытие практики чод
4. Два уровня практики ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ПРАКТИКА ЙОГИ СНОВИДЕНИИ
1. Видение, действие, сновидение, смерть
2. Пребывание в покое: шинэ
Шинэ с усилием
Естественное шинэ
Окончательное шинэ
Препятствия
3. Четыре основополагающие практики
Первая практика: изменение кармических следов
Вторая практика: устранение влечения и неприязни
Третья практика: укрепление намерения
Четвертая практика: развитие памяти и радостного усилия
4. Подготовка к ночи
Девять очистительных дыханий
Гуру-йога
5. Главная практика
Введение осознавания в центральный канал
Увеличение ясности
Усиление присутствия
Развитие бесстрашия
Сосредоточение ума
6. Осознанность
Развитие гибкости
7. Препятствия
Вялость
Возбуждение
Забывчивость
Четыре препятствия в описании Шардза Ринпоче
8. Управление сновидениями и уважение к ним
9. Простые практики
Бодрствующий ум
Подготовка ко сну
10. Объединение ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: СОН
1. Сон и погружение в сон
2. Три разновидности сна
Сон неведения
Сансарный сон
Сон ясного света
3. Практика сна и практика сновидений ЧАСТЬ ПЯТАЯ: ПРАКТИКА ЙОГИ СНА
1. Дакини Салчже Дудалма
2. Предварительная практика
3. Практика сна
Погружение в сон
4. Тигле
5. Продвижение
6. Препятствия
7. Поддерживающие практики
Дакини
Растворение
Распространение и вбирание
8. Объединение
Объединение Ясного Света с тремя ядами
Объединение с циклами времени
9. Непрерывность ЧАСТЬ ШЕСТАЯ: УТОЧНЕНИЯ
1. Контекст
2. Ум и ригпа
Ум, оперирующий понятиями
Недвойственное осознавание – ригпа
3. Основа – кунжи
4. Познание
5. Распознавание ясности и пустоты
Различение
6. Я
7. Парадокс относительного «я»
Приложение. Обзор практик сновидений
Четыре начальные практики
Подготовительные практики перед сном
Главные практики
Глоссарий
От автора
Хочу поблагодарить тех, кто способствовал подготовке книги к печати и прежде всего и больше всех – Марка Далби, моего ученика и близкого друга, работать с которым мне было очень приятно. Мы провели немало часов в кафе в окрестностях Беркли, обсуждая разные вопросы. Без него эта книга не увидела бы света.
Я также благодарен Стивену Д. Гудману, коллеге и другу, благодаря ценным советам которого рукопись стала лучше, Сью Эллис Дайер и Крису Бэйкеру – за редакторскую правку первого варианта книги, Сью Дэвис и Лоре Шекерджиан, которые прочитали книгу и высказали свои замечания, и Кристине Кокс из Сноу Лайон Пабликейшнс, опытному редактору, которая, приложив к тексту свое мастерство, существенно улучшила книгу.
Фотографии, на которых изображены позы медитации и йоги сновидений (соответственно сс. 96 и 125) сделал Антонио Риестра, а моделью послужила Луз Вергара. Рисунки чакр на сс. 120 и 122 сделала Моника Р. Ортега. Я хочу также поблагодарить всех тех, кого я здесь не упомянул и кто оказывал мне разнообразную помощь.
Посвящаю эту книгу Намкаю Норбу Ринпоче, который стал в моей жизни источником вдохновения, – и в том, как я учу других, и в моей личной практике.
В Тибете говорят: «Чтобы пресечь все сомнения по поводу подлинности учения и передачи, нужно обратиться к линии преемственности и к истории». Поэтому я начну эту книгу с краткой истории моей жизни.
Я появился на свет вскоре после того, как мои родители бежали из Тибета, спасаясь от притеснений китайцев. Жилось им трудно, поэтому меня отдали в христианский пансион, где, как надеялись родители, обо мне позаботятся. Отец мой был буддийским ламой*, а мать практиковала Бон*. Прошло немного времени, и отец умер. Затем мать снова вышла замуж, на этот раз за бонского ламу. И он, и мать хотели, чтобы я жил в своем культурном окружении, и вот, когда мне исполнилось десять лет, меня отдали в главный бонский монастырь, который находился в Индии, в Доланджи, где я принял монашеский сан.
После того, как я прожил в монастыре некоторое время, Лопон (старший наставник) Санге Тендзин Ринпоче признал во мне перерождение Кюнгтула Ринпоче, знаменитого ученого и учителя, писателя и преподавателя медитации. Он был хорошо известен как искусный астролог, а в Западном Тибете и в Индии прославился как укротитель злых духов. Многие знали его как целителя, обладавшего магическими способностями. Одним из его покровителей был владыка княжества Химачал в Северной Индии. Князь и его супруга, которые не могли иметь детей, обратились к Кюнгтулу Ринпоче с просьбой вылечить их, что он и сделал. В настоящее время их сын Вирбхардур занимает пост премьер-министра штата Химачал-Прадеш.
Когда мне исполнилось тринадцать, мой коренной учитель Лопон Санге Тендзин, человек большого знания и высокой реализации, собрался передать одно из самых важных и тайных учений традиции Бон: линию Великого Совершенства (Дзогчен*) устной передачи Шанг-Шунга (Шанг-Шунг ненгюд*). Хотя я был еще очень юн, мой отчим навестил Лопона Ринпоче и попросил, чтобы меня допустили к занятиям, которые должны были продолжаться ежедневно в течение трех лет. Лопон любезно согласился, но велел мне, как и остальным будущим ученикам, рассказать ему сон, увиденный в ночь перед началом занятий, чтобы он смог определить нашу готовность.
Некоторые ученики не запомнили снов, и это было воспринято как знак препятствий. Лопон велел им начать очистительные практики и отложил начало занятий до тех пор, пока каждый ученик не увидит сон. Сновидения других учеников свидетельствовали о том, что им необходимо выполнить те или иные практики, чтобы подготовиться к получению учений, например, практики, которые укрепили бы их связь с бонскими охранителями*.
Мне приснился автобус, который объезжал вокруг дома моего наставника, хотя на самом деле дороги там не было. Во сне кондуктором был мой Друг, а я стоял рядом с ним и вручал билет каждому, кто входил в автобус. Билеты представляли собой кусочки бумаги, на которых был написан тибетский слог А. Тогда шел второй или третий год моего пребывания в Доланджи. Мне было тринадцать лет, и я не знал, что в учении Дзогчен А является одним из важнейших символов. Наставник, по своему обыкновению, ничего не сказал про мой сон. По поводу хорошего он не особо распространялся, но я был счастлив уже потому, что мне позволили посещать занятия.
В тибетской духовной традиции учитель зачастую использует сны учеников именно таким образом, чтобы решить, может ли ученик получить то или иное учение. И хотя прошло немало времени, прежде чем я начал изучать и практиковать йогу сновидений, этот случай положил начало моему интересу к снам. На меня произвело глубокое впечатление то, как высоко ценятся сны в тибетской культуре и в религии Бон, и то, что информация, идущая от бессознательного, часто бывает важнее информации, которую может дать сознательный ум.
После занятий, продолжавшихся три года и включавших многочисленные ритриты по медитации вместе с соучениками, а также много ритритов, которые я выполнил в одиночку, я поступил в монастырскую школу диалектики. Как правило, на то, чтобы завершить программу обучения, построенную на традиционной основе, уходит от девяти до тринадцати лет. Нам преподавали обычные академические предметы: грамматику, санскрит, стихосложение, астрологию, изобразительное искусство, но мы изучали и не совсем обычные дисциплины: эпистемологию, космологию. Сутру*, Тантру* и Дзогчен. За время учебы в монастыре я получил много учений и передач по йоге сновидений, наиболее важные из которых опирались на тексты Шанг-Шунг ненгюд, «Материнской тантры» и книги Шардза Ринпоче.
Я учился хорошо, и, когда мне минуло девятнадцать, меня попросили учить других, что я и начал делать. Примерно в это же время я написал и опубликовал краткое жизнеописание Шенраба Мивоче*, основателя религии Бон. Позже я стал директором школы диалектики и, занимая этот пост на протяжении четырех лет, уделял много сил становлению и развитию школы. В 1986 году я получил степень геше – высшую из тех, которые дает тибетское монастырское образование.
В 1989 году по приглашению Итальянской Дзогчен-общины Намкая Норбу Ринпоче я отправился на Запад. Хотя у меня не было планов давать учение, члены общины попросили меня об этом. Я стал раздавать кусочки бумаги, чтобы использовать их для сосредоточения в медитации. На каждом был написан тибетский слог А. И тут мне припомнился сон пятнадцатилетней давности, в котором я раздавал билеты точно с такой же буквой А людям, входившим в автобус. Это поразило меня до глубины души.
Я остался на Западе и в 1991 году получил стипендию Фонда Рокфеллера для проведения научной работы в Университете Риса. В 1993 году вышла моя первая книга на Западе, «Чудеса естественного ума» (The Wonders of the Natural Mind), в