Скачать:PDFTXT
Тибецкая йога сна и сновидений. Ринпоче

не на объектах своих переживаний. Постоянно напоминайте себе, что видите свои переживания во сне: гнев, который вы ощущаете, счастье, усталость, тревога – все это составляющие сновидения. Дуб, которым вы любуетесь, машина, которую ведете, человек, с которым разговариваете – все это составляющие сновидения. Так в уме формируется новая склонность: воспринимать переживания как нечто незначительное, преходящее, неразрывно связанное с проекциями ума. Если переживания кажутся несущественными и мимолетными, влечение ослабевает. Каждое чувственное впечатление и душевное событие становится напоминанием о том, что природа переживания подобна сновидению. В конце концов такое понимание возникнет и во сне и приведет к пониманию, что сон – это сон, и к развитию осознанности во сне.

Утверждение, что все есть сновидение, можно понимать двояко. Первый способвидеть в нем метод, позволяющий изменять кармические следы. Эта практика, как и любая другая, помогает изменить мировосприятие. Измените привычные и в большинстве своем бессознательные реакции на явления, и качества жизни и сновидений тоже изменятся. Когда мы думаем, что наше переживание – «только сон», оно становится для нас менее «реальным». Оно теряет над нами власть, которую имело только потому, что мы сами ее отдали, и больше не может нас донимать, вгоняя в отрицательные эмоциональные состояния. Теперь мы начинаем подходить ко всем переживаниям более спокойно, с большей ясностью и даже с более высокой оценкой. В этом смысле практика оказывает психологическое воздействие, меняя смысл, который мы придавали тому, что выходит за пределы смысла, опирающегося на умозрительные понятия. Если по-другому подойти к переживанию, наша реакция на него становится иной, и это изменяет кармические следы действий и сам источник сновидений.

Второй способ понимания этой практики – осознать, что жизнь наяву есть, в сущности, то же самое, что и сновидение, что цельность обычного переживания соткана из проекций ума, что весь смысл, все, что мы переживаем, обусловлено влиянием кармы. Здесь речь идет о тонкой и вездесущей деятельности кармы, о бесконечном круговороте причин и следствий, который создает настоящее из следов прошлого, плетя из результатов всех действий сплошную сеть зависимости. Это один из способов сформулировать понимание того, что все явления пусты и кажущаяся индивидуальная природа предметов и существ – только иллюзия. Наяву, как и во сне, нигде не сыщешь ни единой настоящей «вещи» – все лишь мимолетные, невещественные проявления, возникающие и самоосвобождающиеся в пустой и ясной природе бытия. Полностью осознав истину утверждения: «Это сон», мы освобождаемся от привычных ошибочных представлений, а значит, от ограниченной жизни в сансаре, где фантазию принимают за действительность. Когда наступит такое понимание, мы непременно будем пребывать в присутствии, поскольку тогда можно с уверенностью сказать: больше пребывать негде. Чтобы сновидение постоянно сопровождалось осознанностью, нет более сильного метода, чем непрерывное пребывание в осознанном присутствии на протяжении всего дня.

Как уже говорилось выше, важная часть этой практики – ощущать самого себя сновидением. Вообразите, что вы – иллюзия, образ сновидения, не обладающий ни малейшей конкретностью. Вообразите что ваша личность, как и все прочие, – проекция ума. Сохраняйте присутствие, ту самую осознанность, которую вы стараетесь развивать в сновидениях, ощущая себя невещественным и переменчивым, состоящим только из света. Так создается совершенно иное отношение к себе – удобное, гибкое и ничем не ограниченное.

При выполнении этой практики недостаточно просто снова и снова твердить, что вы во сне. Истинность этого утверждения необходимо прочувствовать и пережить за пределами слов. Призвав на помощь воображение, чувства и осознавание, сделайте практику полностью нераздельной с прочувствованным переживанием. Если вы правильно делаете практику, то каждый раз, когда вы думаете, что вы во сне, присутствие становится более сильным, а переживание более ярким. Если такого мгновенного изменения качества не происходит, проверьте, не стала ли практика лишь механическим повторением фразы, поскольку пользы от этого мало. Эта формула – не волшебное заклинание: слова нужно использовать, чтобы напоминать себе о необходимости наполнить каждое мгновение большим осознаванием и покоем. Выполняя эту практику, снова и снова «пробуждайте» себя, увеличивая ясность и присутствие, пока простое воспоминание о том, что «все это сон» не станет мгновенно вызывать усиление и прояснение осознанности.

Такова первая подготовка к тому, чтобы видеть всю жизнь как сон. Использовать ее нужно в миг восприятия, прежде чем возникнет ответная реакция. Эта практика сильна сама по себе и оказывает большое воздействие на практикующего. Сохраняйте такую осознанность, и вы обретете переживание ясности наяву и в сновидениях.

По поводу этой практики следует сделать одно предупреждение: важно не забывать об ответственности и учитывать логику и рамки обычной жизни. Когда вы говорите себе, что жизнь наяву – сон, это правда, но если вы спрыгнете с крыши, то все-таки упадете, а не полетите. Если вы перестанете ходить на работу, нечем будет оплатить счета. Если сунете руку в огонь – обожжетесь. Важно не отрываться от реалий относительного мира. Ведь до тех пор, пока существуют «вы» и «я», существует и относительный мир, в котором мы живем, живые существа, которые страдают, и последствия решений, которые мы принимаем.

ВТОРАЯ ПРАКТИКА: УСТРАНЕНИЕ ВЛЕЧЕНИЯ И НЕПРИЯЗНИ

Вторая основополагающая практика направлена на дальнейшее ослабление влечения и неприязни. Если первая подготовка применяется в миг восприятия явления, прежде чем возникнет ответная реакция, то вторая практика выполняется после того, как эта реакция возникла. В сущности, это одна и та же практика – отличаются только ситуации, в которых практика используется, и объекты внимания. В первой практике ясное осознавание и признание явления сном направлены на все, что бы ни встретилось: на объекты чувств, внутренние события, собственное тело и т. д. Во второй подготовке то же самое ясное осознавание направлено конкретно на эмоционально омраченные реакции, которые возникают в ответ на составляющие переживания.

В идеале эту практику следует выполнять сразу, как только в ответ на какой-то объект или ситуацию возникает влечение или неприязнь. Испытывая влечение, ум может проявить реакцию в виде желания, гнева, ревности, зависти, горя, отчаяния, радости, тревоги, уныния, страха, скуки или любого другого эмоционального отклика.

Когда возникнет реакция, напомните себе, что все это: вы сами, объект и ваша реакция на объект – лишь сновидение. Скажите себе: «Этот гнев – сон. Это желание – сон. Это негодование, горе, буйство – сон». Истинность этого утверждения становится ясной, если обратить внимание на внутренние процессы, порождающие эмоциональные состояния: вы буквально создаете из них сны в результате сложного взаимодействия мыслей, образов, телесных состояний и ощущений. Эмоциональные реакции возникают не «где-то там» в объектах. Они возникают, переживаются и прекращаются в вас самих.

Существует бесконечное разнообразие стимулов, на которые вы можете реагировать: при виде красивой женщины может возникнуть влечение, при встрече с водителем, который вас «подрезал» – гнев, при мыслях о загубленной природе – негодование или сожаление, при известии о каком-то событии или человеке – беспокойство и тревога и т. д. Не шлепайте фразу: «Это сон» на место своего переживания – постарайтесь по-настоящему прочувствовать похожую на сон призрачность своей внутренней жизни. Когда это утверждение по-настоящему прочувствовано, а не просто продумано, отношение к ситуации меняется и эмоциональная мертвая хватка, которой вы держитесь за явления, ослабевает. Ситуация становится более ясной и просторной, а влечение и неприязнь непосредственно узнаются как стесняющие ограничения, чем они в действительности и являются. Это сильное противоядие состоянию, близкому к одержимости и наваждению, которое порождают отрицательные эмоциональные состояния. Прямое и уверенное переживание, возникающее при использовании этой практики для развязывания узла отрицательных эмоций, – это начало настоящей практики осознанности и гибкости, за которой следует свобода. При постоянной практике можно освободить даже сильный гнев, уныние и другие неприятные состояния. А освобождаясь, они исчезают.

В учениях этот конкретный метод практики называют методом отказа от привязанностей. Есть полезные и вредные способы покончить с привязанностями. Если подавлять желания, результат будет не так уж хорош: они превратятся во внутренний разлад или внешнюю придирчивость и нетерпимость. Если пытаться освободиться от страданий, отвлекаясь от них или умерщвляя плоть, чтобы заглушить переживания, то это тоже препятствует духовному развитию. Отказ от мирской жизни и принятие монашества могут как принести пользу, так и стать вредной попыткой избежать трудных переживаний, подавляя и избегая их.

Отсекая привязанность, йога сновидений перестраивает восприятие и понимание объекта или ситуации, изменяя угол зрения и таким образом позволяя практику заглянуть за иллюзорную видимость объекта и увидеть его яркую, светоносную реальность. По мере продвижения в практике предметы и ситуации не только переживаются более ясно и живо, но и начинают видеться эфемерными, невещественными и мимолетными. Это снижает относительную важность явлений и ослабляет влечение и неприязнь, основанные на предпочтении.

ТРЕТЬЯ ПРАКТИКА: УКРЕПЛЕНИЕ НАМЕРЕНИЯ

Третья подготовка предполагает обзор дня перед сном и укрепление намерения практиковать на протяжении ночи. Готовясь ко сну, позвольте возникнуть в памяти воспоминаниям о прошедшем дне. Что бы ни пришло на ум, признавайте все сновидением. Скорее всего, у вас возникнут воспоминания о переживаниях, достаточно сильных, чтобы повлиять на предстоящие сны. Делая такой обзор, старайтесь ощущать возникающие воспоминания как воспоминания снов. На самом деле память очень похожа на сновидение. И снова, главное не налеплять ярлыки автоматически, не твердить как молитву: «Это был сон, это был сон». Постарайтесь по-настоящему постичь похожую на сон природу своего переживания, проекции, которые его питают, и почувствовать, какая это разница – относиться к переживанию как ко сну.

Потом зародите в себе твердую решимость узнавать в ночных сновидениях то, чем они являются. Создайте как можно более твердое намерение во время сна прямо и живо осознавать, что вы видите сон. Намерение подобно стреле, за которой осознавание может следовать ночью, стреле, выпущенной в цель – осознанность в сновидениях. Тибетское выражение «создать намерение» буквально переводится «послать желание». Здесь нужно иметь именно такое ощущение: мы посылаем свои молитвы и намерения учителям, буддам и божествам, обещаем им стараться сохранять осознавание и просим помощи. Есть и другие практики, которые можно делать перед сном, но эта доступна всем.

ЧЕТВЕРТАЯ ПРАКТИКА: РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И РАДОСТНОГО УСИЛИЯ

Четвертую основополагающую практику выполняют проснувшись утром. Она еще больше развивает сильное намерение, а также укрепляет способность запоминать ночные события.

Начните с обзора ночи. По-тибетски эта подготовка называется «воспоминание». Снилось ли вам что-нибудь? Осознавали ли вы, что находитесь в сновидении? Если вы видели сны, но не обрели осознанности, следует думать так: «Я видел сон, но не узнал в нем сновидения. Тем не менее, это был сон». Примите решение, что следующий раз, оказавшись в сновидении, вы осознаете его истинную природу.

Если вам трудно запоминать сны, полезно днем и особенно перед сном создавать сильное

Скачать:PDFTXT

Тибецкая йога сна и сновидений. Ринпоче Йога читать, Тибецкая йога сна и сновидений. Ринпоче Йога читать бесплатно, Тибецкая йога сна и сновидений. Ринпоче Йога читать онлайн