Скачать:PDFTXT
Тибецкая йога сна и сновидений. Ринпоче

практикуйте третью часть, пока не проявятся результаты, и наконец четвертую. Но никогда не приступайте ко второй части, не выполнив первой, или к четвертой, не выполнив третьей. Повторяю: последовательность очень важна.

Возможно, некоторых обескуражит кажущаяся сложность этой практики, но она выглядит такой лишь поначалу. По мере овладения йогой сновидений практика становится всё проще. Когда осознавание устойчиво, уже не нужно соблюдать ту или иную форму практики. Достаточно пребывать в присутствии, и сновидения сами собой станут осознанными. Эта практика только кажется сложной, потому что разные ее составляющие действуют согласованно, чтобы помочь практикующему наилучшим образом, и такая помощь больше всего нужна в начале практики. Потратьте время на то, чтобы полностью понять каждый элемент подготовительных и основных практик, а затем используйте их все вместе. Достигнув устойчивости в осознавании сновидений, можете экспериментировать, упрощая практику.

6 Осознанность

Когда кто-то говорит, что провел в ритрите много лет, это производит на нас большое впечатление, что совершенно справедливо. Если желаешь достичь просветления, такие усилия необходимы. Однако может показаться, что в нашей занятой жизни невозможно выкроить столько времени. Нам бы и хотелось сделать традиционный трехлетний ритрит, но мы считаем, что наши обстоятельства никогда этого не позволят. На самом же деле у всех нас есть возможность выполнить такую длительную практику. Из десяти следующих лет около трех мы потратим на сон. Бывает, в обычных сновидениях мы испытываем нечто приятное, но можем переживать и чувства гнева, ревности, страха. Возможно, подобные эмоциональные переживания нужны, но при этом не следует усиливать свои кармические склонности, чтобы потом не привязаться к эмоциям и фантазиям и не стать их рабами. Почему бы вместо этого не заняться практикой пути? Эти три года сна можно посвятить практике. Когда осознавание в сновидении станет устойчивым, можно выполнять любые практики, а некоторые из них – даже более эффективно и с большей пользой, чем занимаясь ими днем.

Йога сновидений развивает присущую каждому человеку способность к осознаванию во сне. В нашей ситуации осознанное сновидение – такое, при котором спящий осознает, что спит. Многие – вероятно, большинство людей – хотя бы раз в жизни имели осознанное сновидение. Может быть, это был кошмар, в котором вы поняли, что видите сон, и заставили себя проснуться, чтобы от него избавиться. Или это было всего лишь необычное переживание. Некоторые люди часто видят осознанные сны совершенно непреднамеренно. Когда предварительные и главные практики нераздельно войдут в жизнь практикующего, осознанные сновидения станут приходить все чаще и чаще. Сами по себе осознанные сновидения не являются целью практики, но представляют собой важный этап на пути этой йоги.

Осознанные сны имеют много уровней. На поверхностном уровне человек может понимать, что спит, но у него недостает ясности и способности воздействовать на сновидение. Осознавание то появляется, то исчезает, и логика сновидения берет верх над сознательными побуждениями спящего. На высшем же уровне осознанные сновидения могут быть невероятно яркими, даже более «реальными», чем обычные переживания наяву. Со временем можно обрести большую степень свободы в сновидении и преодолеть ограничения ума, пока не сможешь делать буквально всё, о чем только можно подумать.

Очевидно, что сновидения и реальность не принадлежат к одному и тому же измерению. Если во сне вы стали обладателем нового автомобиля, это не значит, что утром вам уже не придется ехать на работу на автобусе. В этом смысле можно сказать, что сновидения не дают удовлетворения: мы понимаем, что они «нереальны». Тем не менее, чтобы разрешить психологические проблемы или преодолеть нарушения энергии, результаты, полученные в сновидении, можно распространить на состояние бодрствования. Но, что еще важнее, в сновидении можно бороться с ограничениями ума и преодолевать их. На самом деле мы развиваем гибкость ума – вот что главное.

Почему гибкость ума так важна? Потому что косность ума, ограничивающие заблуждения, которые омрачают знание и сужают область переживаний, заманивают нас в ловушку ложной реальности и мешают обрести свободу. На протяжении всей этой книги я постоянно обращаю ваше внимание на то, как неведение, влечение и неприязнь обусловливают нас и держат в клетке кармических склонностей. Чтобы продвинуться на духовном пути, следует уменьшать влечение и неприязнь, пока мы не сможем постичь неведение в самой его основе и обнаружить таящееся в нем знание. Достаточно развитая гибкость ума – это такая способность, которая позволяет нам преодолеть влечение и неприязнь. Она позволяет увидеть все в новом свете и реагировать позитивно, а не слепо повиноваться привычным для нас рефлексам.

Разные люди в одних и тех же обстоятельствах ведут себя по-разному. Одни проявляют большую привязанность, а другие – меньшую. Чем больше привязанность, тем сильнее влияют на нас кармические обстоятельства и тем больше мы зависим от переживаний, с которыми сталкиваемся. Обладая достаточной гибкостью, мы выходим из-под власти кармы. Зеркало не выбирает, что ему отражать: его чистая природа готова принять и отпустить все, что угодно. В этом смысле зеркало обладает гибкостью, поскольку ничего ни притягивает к себе и ничего не отталкивает. Оно не пытается удержать одно отражение и отказать в проявлении другому. У нас такая гибкость отсутствует, поскольку мы не понимаем, что все наши впечатления – всего лишь отражения собственного ума.

В осознанных сновидениях мы учимся преображать всё, с чем сталкиваемся. Нет таких ограничений, которые нельзя было бы сломать в сновидении: мы можем делать всё, что угодно. По мере того, как мы ломаем привычные рамки восприятия, ум становится все более податлив и гибок. Вначале мы развиваем осознанность в сновидениях, затем – гибкость, а потом применяем эту гибкость ума ко всем аспектам своей жизни. Приобретя опыт преображения привычных явлений и отпуская их на волю, мы меньше от них зависим. Убедившись в относительности и послушности всех впечатлений, мы уменьшаем их гнет.

Как во сне можно преображать сновидения, так и в состоянии бодрствования можно преображать эмоциональные состояния и умозрительные ограничения. Убедившись на собственном опыте в том, что всё воспринимаемое по своей природе послушно и похоже на сновидение, мы можем преобразить депрессию в счастье, страх в отвагу, гнев в любовь, отчаяние в веру, рассеянность в присутствие. Всё неблаготворное мы можем превратить в благотворное. Тьму превратить в свет. Ограниченное и косное – в открытое и широкое. Бросьте вызов ограничениям, которые вас стесняют. Задача таких практиксделать осознанность и гибкость нераздельными с любым мгновением жизни, избавиться от той гнетущей ограниченности, с которой мы воспринимаем реальность, объясняем ее и попадаем в плен заблуждений.

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ

Учение предлагает много практик, которые можно выполнять в сновидениях после того, как будет развита осознанность. Первый шаг в развитии гибкости в сновидении, как и в состоянии бодрствования, – понять, что такая возможность существует. Когда мы уясняем, какие возможности дает учение, ум включает их в свой арсенал. Мы получаем способность испытывать такие переживания, о которых прежде даже не имели представления.

У меня есть портативный компьютер, заниматься с которым очень интересно. Щелкну по одной из иконок на экране – откроется какой-то файл. Щелкну по другой – появится что-то иное. Так и наш ум. Переключить на что-то внимание – всё равно что щелкнуть по иконке: внезапно появляется череда мыслей и образов. Ум всё время щелкает, переключаясь с одного на другое. Иногда мы как будто открываем два окна сразу: с кем-то разговариваем и одновременно думаем о чем-то другом. Обычно мы не считаем это раздвоением личности, в сновидении же мы можем проявить сразу множество «я»: не просто разделить свое внимание, а сами разделиться на множество одновременно существующих тел сновидения.

Как-то раз, наигравшись днем с компьютером, во сне я увидел, что смотрю на экран с появляющимися иконками, по которым могу мысленно щелкать, изменяя всё окружающее. Появилась иконка леса, и я, щелкнув по ней, оказался в лесу. Затем иконка океана – и я оказался посреди океана. Возможность это сделать уже существовала в моем уме, но способ, благодаря которому переживание смогло проявиться, возник при взаимодействии с компьютером. Наши мысли и переживания вызывают появление дальнейших мыслей и переживаний. На этом основана практика сновидений. Учение знакомит нас с новыми представлениями, с новыми возможностями и с новыми средствами осуществления этих возможностей. Нам же остается проявить их в сновидениях и в состоянии бодрствования.

Например, в учении говорится о том, что в сновидениях можно увеличивать количество предметов. Допустим, мы видим во сне три цветка. Благодаря осознаванию, что мы видим сон, и послушности сновидения нашей воле мы при желании можем сделать сто цветков, тысячу цветков, дождь цветов. Но сначала нужно знать о такой возможности. Если мы не знаем о такой опции, как умножение объектов, то эта опция для нас не существует.

Западные исследователи сновидений обнаружили, что можно усовершенствовать свои навыки, упражняясь в них в сновидениях и в мечтах. Понимание этого существовало в учениях много веков назад. Используя сновидения, мы можем изменить привычный образ жизни в этом мире, уменьшив неблагоприятное и увеличив благоприятное. Этот способ нужно не только направить на улучшение способностей, помогающих нам в повседневной жизни, но и применять его на самых глубоких уровнях жизни духовной. Такая высшая, всеобъемлющая цель всегда автоматически включает в себя и цель низшего порядка. Если работать для достижения относительных результатов полезно, то после достижения просветления не остается вообще никаких проблем.

В «Материнской тантре» перечисляется одиннадцать разновидностей впечатлений, которые видимые проявления обычно вызывают в уме. Их всех нужно узнавать, проверять и преображать. Принцип для всех одинаков, но полезно обдумывать каждое из них по отдельности, чтобы дать своему уму возможность их преобразить. Эти разновидности таковы: величина, количество, качество, скорость, достижение, преображение, эманация, путешествия, способность видеть, встречаться и ощущать.

Величина. В сновидениях величине мы обычно уделяем мало внимания, но в состоянии бодрствования – довольно много. Величина бывает малая и большая. Измените свой рост в сновидении: станьте маленькими, как насекомое, а затем большими, как гора. Сделайте из большой проблемы маленькую. Возьмите красивый цветочек и сделайте его большим, как солнце.

Количество. Если во сне вы видите одного будду, увеличьте их число до ста или тысячи. Сделайте из тысячи проблем одну. В сновидении вы можете сжечь семена зарождающейся кармы. Используя осознавание, управляйте сновидениями, а не управляйтесь ими. Смотрите сон, а не позволяйте, чтобы он вам снился.

Качество. Когда люди постоянно испытывают неприятные переживания, это происходит только потому, что они не знают, что переживания можно изменять. Следует не забывать о способности всё изменять и пользоваться ею во сне. Когда в сновидении вы сердитесь, превратите это чувство в любовь. Можно изменять страх, ревность, гнев,

Скачать:PDFTXT

Тибецкая йога сна и сновидений. Ринпоче Йога читать, Тибецкая йога сна и сновидений. Ринпоче Йога читать бесплатно, Тибецкая йога сна и сновидений. Ринпоче Йога читать онлайн