Скачать:PDFTXT
Тибецкая йога сна и сновидений. Ринпоче

ритуала изгнания. В «Материнской тантре» высказывается предположение о том, что вялость может свидетельствовать о препятствии, вызванном каким-то духом или силой в вашем окружении, хотя, разумеется, это не единственное объяснение.

ВОЗБУЖДЕНИЕ

Третье препятствие – самоотвлечение. Вы неоднократно просыпаетесь, ваш сон беспокоен. Причиной может служить нарушение праны, волнение или возбуждение. Противоядиесосредоточиться на четырех дакини в виде четырех слогов, покоящихся на четырех лепестках лотоса в горловой чакре. Эти слоги: желтый РА, впереди, зеленый ЛА слева, красный ША сзади и синий СА справа. Если вы отвлекаетесь из-за собственного беспокойства, то, засыпая, поочередно сосредоточивайтесь на этих слогах. Постарайтесь почувствовать присутствие дакини-охранительниц во всех направлениях. Внешнее противоядиеделать практику чод: ритуал, который включает в себя подношение духам, может принести пользу. Кроме того, подумайте, не нарушили ли вы самаю, касающуюся учения или вашего учителя. Причиной беспокойства могут послужить и нарушения взаимоотношений с друзьями или знакомыми. Полезно покаяться в этом.

Для этого представьте своего учителя, как в гуру-йоге, и раскайтесь во всех ошибках. Обозрите их не с чувством вины, стыда или с другим неприятным чувством, а с осознаванием. Если вы сделали что-то неправильно, примите решение больше так не делать. Возможны и некоторые другие действия, например, поговорить с другом, с которым не поладили. Можно принять решение это сделать.

ЗАБЫВЧИВОСТЬ

Четвертое препятствие – забывчивость: вы забываете сновидения, забываете сделать практику. Даже если у вас были полезные переживания, они могут быть забыты. Здесь может помочь выполнение личного ритрита, который придаст уму больше ясности. Уравновешивание праны с помощью дыхательных упражнений может закрепить и упрочить осознавание. «Материнская тантра» предписывает в качестве противоядия практику первой стражи ночи. Это описанная выше первая главная практика, когда мы сосредоточиваемся на красном А в горле. Засыпая, сохраняйте присутствие буквы А – это поможет вам лучше запоминать.

ЧЕТЫРЕ ПРЕПЯТСТВИЯ В ОПИСАНИИ ШАРДЗА РИНПОЧЕ

Шардза Ринпоче тоже пишет о четырех возможных препятствиях, но подразделяет их по-другому: нарушения, связанные с праной, умом, местными духами и болезнью. Эти препятствия мешают видеть сны или запоминать их, а также нарушают сам сон.

Если вы страдаете расстройством праны, движение энергии в теле прекращается или что-то мешает её плавному течению. Ум и прана связаны: если прана не в порядке, то же самое произойдет и с умом. В таком случае помогает всё, что способствует расслаблению перед сном, например, массаж или теплая ванна. Кроме того, постарайтесь в течение дня быть как можно спокойнее и расслабленнее.

Сну также может мешать слишком интенсивная работа ума. Например, после кипучего дня бывает трудно перестать думать о нем: ваш ум захвачен проблемами или волнениями, он напряжен и возбужден. Если вам трудно успокоить ум, иногда бывает полезно заняться тяжелой физической работой до утомления и даже полного изнеможения тела. Прояснить ум помогает и медитация о пустоте. И опять-таки, как уже было сказано выше, полезно всё, что способствует расслаблению перед сном.

Вмешательство местных духов тоже может быть причиной беспокойного, прерывающегося сна. Я знаю, что многие западные люди не верят в такие вещи – будто местные духи в действительности являются энергией места или олицетворением окружающей среды, – и они по-своему правы. Но тибетцы верят, что это самые настоящие духи, существа, обитающие в данном месте, и если кто-то своими действиями потревожит энергию этих существ, то они ему отплатят. Воздействие местных духов может стать причиной страшных сновидений или неспособности помнить сновидения, или беспокойства, мешающего человеку заснуть.

В такой ситуации нужно сначала осознать, какова природа проблемы. Тибетцы в подобных случаях прибегают к нескольким средствам. Зачастую они отправляются к шаману и просят погадать, чтобы найти источник неприятностей и узнать, какие действия следует предпринять. Или же они выполняют практику чод, делая подношения духам. Или же идут к учителю и просят его о помощи. Обычно такая помощь заключается в изгнании духов. Учитель выполняет ритуал, устанавливающий связь с духом. Обычно он велит просителю дать что-нибудь, ему принадлежащее: несколько волосков или предмет одежды – и сжигает это в ритуальном огне. У тибетцев есть много подобных средств, но они приносят пользу только в том случае, если вы понимаете суть проблемы и верите, что она вызвана духами. Поэтому вы предпринимаете нужные шаги, чтобы исправить положение. Если вы действительно чувствуете вмешательство духов, поднесите им свое сострадание. Если же вы не верите в такие вещи, но чувствительны к энергии места, исправьте её, сжигая благовония и зарождая сострадание. А если вы не верите и в эту энергию, зародите в себе сострадание, чтобы изменить внутреннюю среду своего ума и чувств.

Четвертое препятствиеболезнь, и здесь учение, конечно же, советует обратиться к врачу.

С какими бы препятствиями вы ни столкнулись, среди них нет ни одного, с которым бы до вас не сталкивались другие и которое бы они не преодолели. Так что не нужно впадать в уныние. Положитесь на учения и своего учителя, чтобы найти средства, которые есть в учениях – их нужно только узнать и использовать.

8 Управление сновидениями и уважение к ним

В некоторых школах западной психологии считается, что управлять сновидениями вредно, что сновидения – это регуляторная функция бессознательного или разновидность связи между отдельными частями организма, которую нельзя нарушать. Такая точка зрения подразумевает, что существует бессознательное, являющееся вместилищем восприятия и смысла. Предполагается, что бессознательное формирует сновидение и вкладывает в него смысл, который бывает или явным и очевидным, или скрытым и нуждающимся в истолковании. В этом контексте часто считают, что личность состоит из бессознательного и сознательного аспектов, а сновидениенеобходимый посредник, осуществляющий связь между этими двумя аспектами. В таком случае сознательное «я» может получить пользу, работая со сновидениями, откапывая смысл и интуитивное понимание, заложенные в них бессознательным. Или же оно обогащается благодаря катарсису сновидения или благодаря упорядочиванию физиологических процессов с помощью деятельности по созданию сновидений.

Понимание пустоты в корне меняет наше понимание процесса сновидения. Три упомянутые аспекта – бессознательное, смысл и сознательное «я» – существуют только благодаря приписыванию реальности тому, что само по себе ее лишено. Важно понимать то, о чем здесь говорится. Беспокоиться, что вторжение сознания в область бессознательного губительно для естественного процесса, стоит только в том случае, если вы исходите из того, что составляющие данной ситуации являются обособленными элементами личности, которые работают во взаимодействии друг с другом. Но такая точка зрения принимает во внимание только одно измерение внутренней динамики личности, зачастую в ущерб пониманию личности в более широком аспекте.

Как уже упоминалось, есть два уровня работы со сновидениями. Один заключается в обнаружении в сновидении смысла. Этот способ вполне правомерен и отражает уровень большинства западных психологов, которые понимают ценность сновидений. Как на Востоке, так и на Западе признают, что сновидения могут служить источником творчества, способствовать решению проблем, диагностике болезней и так далее. Но смысл сновидений не есть нечто неотъемлемо им присущее: смыслом наделяет сновидение человек, который исследует сновидение, а затем его разгадывает. Этот процесс во многом напоминает применяемый некоторыми психологами тест, когда испытуемые описывают образы, которые видятся ими в чернильной кляксе. Смысл не существует независимо. Смысл не существует, пока кто-то не начнет его доискиваться. Наша ошибка заключается в том, что, не видя истинного положения вещей, мы начинаем думать, будто на самом деле существует такая вещь, как бессознательное, а сновидение реально и похоже на записанное шифром тайное послание, которое можно прочесть, если этот шифр разгадать.

Чтобы по-настоящему использовать сновидение для приближения к просветлению, необходимо более глубокое понимание того, что такое сны, что такое переживание. Если практиковать глубоко, появляется много чудесных снов, богатых знаками продвижения по пути. Но, в конечном счете, смысл сновидения не важен. Лучше не рассматривать сновидение как сообщение, посланное вам из другой реальности или даже из некоей неведомой вам части самого себя. Вне двойственности сансары нет никакого условного смысла. Такая точка зрения не означает признания полного хаоса: никакого хаоса или бессмысленности нет – это лишь очередные представления. Как ни странно, прежде чем ум сможет обрести полное освобождение, само понятие смысла необходимо отвергнуть. В этом и заключается главная цель практики сновидений.

Мы не пренебрегаем смыслом, который содержится в иллюзорном сновидении. Но следует понимать, что и смысл может быть иллюзорным. Зачем ждать от сновидения многозначительной информации? Лучше проникнуть в то, что кроется под смыслом, в чистую основу переживания. Такова высшая практика сновидений – не психологическая, а духовная, – которая сосредоточена на узнавании и постижении фундамента переживания, необусловленного. Когда вы дойдете до этой стадии, вас не будет интересовать, есть в сновидении информация или нет. Теперь вы сами совершенны, ваше переживание совершенно, вы свободны от обусловленности, происходящей от двойственного взаимодействия с проекциями собственного ума.

Большинство практик сновидений выполняется в то время, когда практикующий бодрствует. Они служат для воздействия на сновидения, но не для прямого управления ими. Прямое управление сновидениями – то, чего люди опасаются, пожалуй, больше всего, – происходит во время осознанного сновидения. Примером служит умножение себя в сновидении, как и преображение или создание образов сновидения. В учении говорится, что всё это очень хорошо: если вы способны делать такие вещи, значит, у вас развилась гибкость ума. Далее ту же самую гибкость и способность управлять умом нужно перенести на состояние бодрствования, но не для того, чтобы летать, а чтобы понять сложную природу переживания и свободу, заключенную в таком понимании. Вместо того чтобы быть игрушкой чувств, вы сможете изменить и себя, и то, каким вас видят окружающие. Сможете делать то, что поистине важно, вместо того чтобы вечно пребывать в кошмарах, бесконечно изменчивых сновидениях или даже предаваться приятным фантазиям.

В сновидении происходит всё то же, что и наяву. Кармические следы порождают сны, а наша реакция на переживание создает дальнейшие кармические следы. Этот процесс продолжается и во время сновидений. И лучше мы будем управлять сновидениями, чем они нами, как днем лучше не быть рабами своих мыслей или эмоций, а в любой ситуации – полностью руководствоваться осознаванием.

Нужно влиять на свои сновидения. Нужно, чтобы они были более ясными и более слитыми с нашей практикой – эти качества нужны нам в каждое мгновение жизни. Не бойтесь уничтожить что-то важное. Мы уничтожаем лишь одно – свое неведение.

9 Простые практики

Достижение плодов йоги сновидений и йоги сна зависит от того, насколько сильны у человека вера, намерение, усердие и терпение. Нет ни одной практики, которая могла бы дать реализацию за одну ночь. Духовное созревание требует времени, и оно происходит в то самое время, когда мы проживаем свою обычную жизнь. Если мы

Скачать:PDFTXT

Тибецкая йога сна и сновидений. Ринпоче Йога читать, Тибецкая йога сна и сновидений. Ринпоче Йога читать бесплатно, Тибецкая йога сна и сновидений. Ринпоче Йога читать онлайн