пока ум не станет дисциплинированным с помощью йоги.
4. Если мыслительные процессы трудно поддаются контролю, прилагай все усилия, чтобы подчинить их.
5. Если появится одолевающая тебя вялость, прилагай все усилия, чтобы зарядить энергией ум [подчинить ум].
6. Усердствуй в медитации до тех пор, пока не достигнешь самадхи (невозмутимого спокойствия ума).
7. Достигнув этого состояния самадхи, учись продлевать его и вызывать по желанию.
8. Если наступит полоса невзгод, будь терпеливтелом, речью и умом.
9. Если возникнут сильная привязанность, вожделение или депрессия, приложи все усилия к их немедленному искоренению.
10. Если в тебе мало доброжелательности и сострадания, усердствуй в том, чтобы направить ум к Совершенству.
Это десять видов религиозной практики, требующие усердия.
IX. ДЕСЯТЬ ВИДОВ ПОБУЖДЕНИЯ
1. Размышлением о трудности обретения совершенного и свободного человеческого тела побуждай себя жить религиозной жизнью.
2. Размышлением о смерти и бренности жизни побуждай себя соблюдать благочестие.
3. Размышлением о неизбежности последствий, вызываемых действиями, побуждай себя воздерживаться от нечестивых поступков и не делать зла.
4. Размышлением о полной страданий жизни в круге перерождений побуждай себя искать Освобождения.
5. Размышлением о страданиях всех чувствующих существ побуждай себя искать избавления от них путем просветления ума.
6. Размышлением об извращенности и иллюзорности ума всех чувствующих существ побуждай себя служить Учению и медитировать на нем.
7. Размышлением о трудности искорения ошибочных взглядов побуждай себя к постоянной медитации
[с помощью которой они искореняются].
8. Размышлением о преобладании греховных наклонностей в этот век Кали-юги [Век Тьмы] побуждай себя искать противоядие им [в Учении].
9. Размышлением о существовании всякого рода страданий в Эпоху Тьмы побуждай себя к настойчивости [в поисках Освобождения].
10. Размышлением о бесполезности бесцельного существования побуждай себя к усердию [во время прохождения Пути].
Это есть десять видов побуждения.
X. ДЕСЯТЬ ОШИБОК
1. Слабая вера в сочетании с развитым умом приводит к болтливости.
2. Сильная вера в сочетании с неразвитым умом приводит к догматизму.
3. Сильное рвение при отсутствии надлежащего руководства на стезе религиозного служения приводит к крайностям [выбору неправильного пути].
4. Медитация без надлежащей предварительной подготовки, то есть путем слушания Учения и размышления над ним, приводит к погружению во тьму бессознательного.
5. Без достаточного практического знания учения можно впасть в самодовольство.
6. Если ум не приучен к самоотверженности и бесконечному состраданию, есть опасность пойти по неверному пути и искать Освобождения только для себя.
7. Если ум не дисциплинирован с помощью знания его собственной нематериальной природы, есть опасность сойти с правильного пути и целиком отдаться служению мирским целям.
8. Если не будут искоренены все мирские желания, есть опасность подчиниться мирским влияниям.
9. Если окружить себя легковерными и недалекими почитателями, может одолеть гордыня.
10. Хвастаясь оккультными способностями, можно для удовлетворения тщеславия дойти до демонстрации этих способностей при совершении мирских обрядов.
Это десять ошибок.
XI. ДЕСЯТЬ ВИДОВ СХОДСТВА, ПРИВОДЯЩИХ К ОШИБКАМ
1. Желание можно ошибочно принять за веру.
2. Привязанность можно ошибочно принять за благожелательность и сострадание.
3. Остановку мыслительных процессов можно ошибочно принять за спокойствие бесконечного ума, которое является истинной целью.
4. Чувственные восприятия [или явления] могут быть ошибочно приняты за видения [или проблески] Реальности.
5. Проблеск Реальности может быть ошибочно принят за полное познание Реальности.
6. Тех, кто исповедует на словах религиозные учения, но не применяет их на практике, можно ошибочно принять за истинно верующих.
7. Подчинившихся страстям можно ошибочно принять за йогов, освободившихся от всех условностей.
8. Действия, совершаемые из эгоистичных побуждений, можно ошибочно считать альтруистическими.
9. Неправильные методы могут показаться правильными.
10. Шарлатанов можно по ошибке принять за мудрецов.
Это десять видов сходства, приводящих к ошибкам.
XII. ДЕСЯТЬ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОШИБОЧНЫМИ
1. Освободиться от всех привязанностей, стать бхикшу, оставить дом и стать бездомным, не является ошибочным действием.
2. Почитать духовного наставника не является ошибочным действием.
3. Тщательно изучать Учение, слушать его истолкование, размышлять и медитировать на нем не является ошибочным действием.
4. Иметь возвышенные устремления и быть скромным не является ошибочным поведением.
5. Иметь широкие взгляды [в отношении к религии]
и в то же время строго соблюдать [общепринятые религиозные] обеты не является ошибочным поведением.
6. Иметь развитый ум и очень мало самомнения не
является ошибочным поведением.
7. Знать много религиозных учений и усердно медитировать на них не является ошибочным поведением.
8. Хорошо изучить религиозные учения, иметь знание о духовном мире и освободиться от гордыни не является ошибочными действиями.
9. Проводить все время в уединении [и медитации] не является ошибочным действием.
10. Бескорыстное служение другим с помощью мудрых путей не является ошибочным действием.
Это десять действий, которые не являются ошибочными.
XIII. ТРИНАДЦАТЬ ПРИСКОРБНЫХ УПУЩЕНИЙ
1. Тот, кто родившись человеком, равнодушен к Святому Учению, похож на человека, вернувшегося с пустыми руками из страны, полной драгоценностей.
И это прискорбно.
2. Если вступивший в религиозный орден возвращается обратно в свой дом, он похож на ночного мотылька, бросившегося в пламя светильника. И это прискорбно.
3. Жить с мудрецом и остаться невеждой равносильно тому, как если бы некто умирал от жажды, находясь на берегу озера. И это прискорбно.
4. Знать, но не выполнять нравственные предписания, следование которым освобождает от страстей, затемняющих ум, равносильно тому, как если бы заболевший человек имел при себе много лекарств, но не принимал их. И это прискорбно.
5. Проповедовать религию, но не поступать согласно религии имеет сходство с читающим молитвы попугаем. И это прискорбно.
6. Давать в качестве милостыни и на благотворительные дела вещи, приобретенные путем воровства, грабежа или обмана, подобно молнии, ударяющей в воду. И это прискорбно.
7. Приношение божествам мяса, добытого путем убийства живых существ, равносильно угощению матери мясом ее собственного ребенка. И это прискорбно.
8. Терпение, с которым добиваются достижения эгоистичных целей, а не блага других, имеет сходство с терпением кошки, выслеживающей крысу. И это прискорбно.
9. Совершать добродетельные поступки с единственной целью — услышать похвалу и приобрести известность в этом мире, подобно обмену исполняющего желания волшебного камня3 на катышек козьего навоза. И это прискорбно.
10. Если человек, много слышавший об Учении, не привел себя в созвучие с ним, он подобен врачу, имеющему хроническую болезнь. И это прискорбно.
11. Тот, кто, хорошо зная религиозные заповеди, не имеет духовного опыта, который приобретается путем следования этим заповедям, подобен богачу, потерявшему ключ от своей сокровищницы. И это прискорбно.
12. Тот, кто пытается объяснять другим учения, которыми он сам полностью не овладел, подобен слепому, ведущему слепых. И это прискорбно.
13. Тот, кто считает опыт, приобретенный на первой ступени медитации, достижением последней ступени, подобен человеку, принявшему желтую медь за золото. И это прискорбно.
Это есть тринадцать прискорбных упущений.
XIV. ПЯТНАДЦАТЬ ПРОЯВЛЕНИЙ СЛАБОСТИ
1. Религиозный человек проявляет слабость, если он, находясь в уединении, допускает, чтобы им овладели мысли о мирском.
2. Религиозный человек, являющийся настоятелем монастыря, проявляет слабость, если заботится о себе [больше, чем о монастырской братии].
3. Проявляет слабость тот, кто следит за нравственностью других, но сам не воздержан.
4. Проявляет слабость тот, кто, ступив на путь благочестия, остается подверженным мирским чувствам приязни и неприязни.
5. Тот, кто отрекся от мира и стал монахом, проявляет слабость, если стремится к приобретению заслуг.
6. Проявляет слабость тот, кто, увидев проблеск Реальности, не занимается усердно садханой (йогической медитацией), приводящей к Полному Просветлению.
7. Проявляет слабость тот, кто, ступив на Путь, не может идти по нему.
8. Проявляет слабость тот, кто, не имея никаких других занятий, кроме религиозных, способен совершать неблаговидные поступки.
9. Проявляет слабость тот, кто, избрав религиозный путь, не решается уединиться, зная хорошо, что пища и все необходимое будут ему доставляться без его напоминания.
10. Проявляет слабость тот религиозный подвижник, который демонстрирует свои оккультные способности во время церемоний изгнания злых духов и болезней.
11. Религиозный человек проявляет слабость, если он передает священные истины в обмен на пищу и деньги.
12. Принявший религиозные обеты проявляет слабость, если с помощью всяческих уловок старается выставить себя в выгодном свете, одновременно осуждая других.
13. Приобщившийся к религии человек проявляет слабость, если высокопарно проповедует о благочестии, но сам не живет благочестивой жизнью.
14. Исповедующий религию проявляет слабость, если он не может жить в одиночестве и в то же время не может жить в согласии с другими.
15. Посвятивший себя религии проявляет слабость, если он не безразличен к удобствам и лишениям.
Это есть пятнадцать проявлений слабости.
XV. ДВЕНАДЦАТЬ НЕОБХОДИМЫХ ВЕЩЕЙ
1. Необходим интеллект, обладающий способностью понимать и применять Учение согласно наклонностям.
2. В самом начале [религиозного пути] крайне необходимо проникнуться глубоким отвращением к непрекращающемуся круговороту смертей и рождений.
3. Также необходимо избрать гуру в качестве руководителя на пути к освобождению.
4. Необходима стойкость в союзе с волей и преодоление соблазнов.
5. Необходимы непрерывные усилия по нейтрализации последствий греховных поступков путем совершения благочестивых поступков и соблюдение обета быть безупречным в действиях, мыслях и речи.Необходима философия, включающая все разделы знания.
7. Необходима система медитации, с помощью которой приобретается способность сосредоточиваться на любом предмете.
8. Необходимо вести такой образ жизни, который делает возможным использовать все способности [тела, речи и ума] в качестве помощников на Пути.
9. Необходим такой метод практического применения избранных учений, с помощью которого слова учения будут претворены в дела.
10. Необходимы специальные наставления [мудрого гуру], которые помогут избежать неверных путей, искушений, ловушек и опасностей.
И. В момент наступления смерти необходима непоколебимая вера в сочетании с абсолютным спокойствием ума.
12. Чтобы трансмутировать тело, речь и ум в божественные сущности, необходимы духовные силы, приобретаемые путем практического применения избранных учений.
Это двенадцать необходимых вещей.
XVI. ДЕСЯТЬ ПРИЗНАКОВ ВОЗВЫШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
1. Иметь мало гордыни и зависти есть признак возвышенного человека.
2. Иметь немного желаний и удовлетворяться малым есть признак возвышенного человека.
3. Быть неспособным к лицемерию и обману есть признак возвышенного человека.
4. Руководствоваться в своих поступках законом причин и следствий с такой же тщательностью, с какой мы бережем наше зрение, есть признак возвышенного человека.
5. Быть верным обязательствам и исполнять свой долг есть признак возвышенного человека.
6. Быть способным сохранять искренние дружеские отношения и в то же время быть нелицеприятным ко всем существам есть признак возвышенного человека.
7. Смотреть с жалостью и без гнева на тех, кто ведет себя безнравственно есть признак возвышенного человека.
8. Предоставить другим возможность одержать победу, а самому признать свое поражение есть признак возвышенного человека.
9. Отличаться от толпы каждой своей мыслью и каждым своим действием есть признак возвышенного человека.
10. Соблюдать неукоснительно и со смирением обеты целомудрия и благочестия есть признак возвышенного человека.
Это десять признаков возвышенного человека. Их противоположностями являются десять признаков духовно неразвитого человека.
XVII. ДЕСЯТЬ БЕСПОЛЕЗНЫХ ДЕЛ
1. Так как наше тело иллюзорно и преходяще, бесполезно уделять ему слишком много внимания.
2. Когда мы умрем, мы должны будем уйти с пустыми руками, и на следующий день после смерти наше тело будет вынесено из дома, и поэтому бесполезно трудиться и терпеть лишения ради того, чтобы построить себе дом в этом мире.
3. Когда мы умрем, наши потомки [если