Скачать:TXTPDF
Тибетская йога и тайные учения. Туманова О.Т.

когда кажется, что паришь в воздухе, нужно воспринимать с безразличием — без симпатии и антипатии, то есть не привязываться к ним и не отвращаться от них. Поэтому, когда нет ни привязанности, ни отвращения к любому возникающему видению, такое восприятие называется «состояние ума ребенка, рассматривающего [фрески] в храме [и целиком поглощенного этим занятием]».

[СТУПЕНЬ, УПОАОБЛЯЕМАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЮ СЛОНА]

68. Четвертая ступень есть сохранение ума в таком состоянии безразличия, с которым принимает слон уколы от шипов.

69. Когда в спокойном состоянии ума возникают мысли, они осознаются одновременно с их возникновением. Когда «Предотвращающий» [то есть сознание, приученное с помощью йоги к неусыпной бдительности, о которой говорилось выше, с целью контроля за мыслями] и то, что нужно предотвратить [то есть процесс образования мыслей] встречаются друг с другом, возникающая мысль лишается способности дать ход новой мысли.

70. Так как «Предотвращающий» является сам, и его искать не нужно, это состояние называется «состояние, в котором непрерывный поток сознания действует автоматически».

71. Способность сохранять ум в таком состоянии, в котором мыслям не создается препятствий и на них не реагируют, когда их замечают, сравнивают с безразличием слона, не чувствительного к уколам шипов, и отсюда ее так называют.

[ВЫСШЕЕ СОСТОЯНИЕ ПОКОЯ]

72. Это [состояние] называется высшим состоянием покоя и сравнивается с океаном, на поверхности которого нет волн.

73. Хотя в таком успокоенном состоянии движение мыслей, их возникновение и исчезновение регистрируется умом, оно называется «состояние, в котором исчезает грань между движением и покоем», потому что ум достиг успокоения и безразличен к движению.

74. Таким образом достигается сосредоточенность ума на одном.

75. То, чем познается «Движущееся» и «Неподвижное» [то есть движение и покой в нераздельном единстве], именуется, если Оно правильно понято, «Всеразличающая Мудрость, или Надмирный Разум».

76. Как гласит «Изящная сутра»1:

Путем тренировки тела и ума этими способами теперь достигнута ступень, называемая «ступень рефлексии и анализа».

[ВТОРОЙ ОБЫЧНЫЙ МЕТОД: ЙОГА НЕСОЗДАННОГО]

77. Вторая часть обычной практики — анализ сущностной природы «движущегося» и «неподвижного» с помощью йоги Несозданного и достижение таким путем надмирного сознания состоит из трех ступеней — анализ «движущегося» и «неподвижного», достижение надмирного сознания, медитация на йоге Несозданного.

[АНАЛИЗ «ДВИЖУЩЕГОСЯ» И «НЕПОДВИЖНОГО»]

78. На этой первой ступени, которая есть анализ «движущегося» и «неподвижного», применяются следующие методы:

Обладающий Все различающей Мудростью, приобретаемой в спокойном непознающем состоянии ума [то есть безразличном к возникновению и исчезновению мыслей], проводит анализ для ответа на следующие вопросы:

Какова истинная природа «неподвижного» [то есть ума] в бездеятельном состоянии?

Как он (ум) сохраняет эту неподвижность?

Как он выходит из состояния неподвижности?

Сохраняет ли ум спокойствие неподвижности при движении?

Движется ли он, когда сохраняет спокойствие неподвижности?

Отличается «движущееся» от «неподвижного»?

Что является истинной природой «движущегося» [то есть мысли]?

И наконец, как «движущееся» становится «неподвижным»?

79. Познается, что «движущееся» не являются чем-то отличным от «неподвижного» и «неподвижное» от «движущегося».

80. Если с помощью такого анализа не будет раскрыта истинная природа «движущегося» и «неподвижного», нужно выяснить: отличается ли разум, который является наблюдателем, от «движущегося» и «неподвижного» или он составляет самую сущность этого «движущегося» и «неподвижного».

81. При проведении анализа с помощью очей самопознающего разума не выявляется ничего: так как оказывается, что наблюдатель и наблюдаемое неотделимы друг от друга.

82. Но так как истинная природа этой нераздельности не может быть познана умом, эта достигнутая таким путем ступень называется «цель за пределами ума». Она также называется «цель за пределами всех теорий».

83. Владыка Победителей сказал:

Цели, исходящие от ума, пусть даже самые благородные, приводят к разочарованию. И поэтому трансцендентное уму То нельзя назвать целью.

Всегда нераздельны видящий и видимое, И эту истину ученики постигают под благожелательным руководством гуру.

84. Об этом методе анализа [описанном выше]

пандит Шантидева сказал так:

Твердо удерживаясь в состоянии самадхи [совершенного покоя], Никоим образом не отвлекаясь даже на кратчайшее

мгновение

И применяя аналитическую способность ума, Нужно исследовать в отдельности каждое мыслительное действие.

85. В сутре «Вопросы Кашьяпы» относительно аналогии пламени и топлива сказано:

Огонь получают трением одной палочки о другую. Охваченные пламенем обе палочки сгорают. Также и Высший Ум рождается от соединения «движущегося» и «неподвижного», И Им поглощаются эти оба Его породившие.

86. Этот интроспективный анализ, проводимый с помощью Высшего Разума, называется «Аналитическая медитация отшельника». Это не анализ, осуществляемый книжником, поскольку книжник занимается анализом внешнего мира [ибо его анализ основан на чувственном опыте].

[ОБРЕТЕНИЕ НАДМИРНОГО СОЗНАНИЯ]

87. Вторая ступень, обретение надмирного сознания достигается следующей практикой. Какие бы ни

возникали мысли, суждения или затемняющие ум [нарушающие спокойствие] страстные желания, уходить от них не нужно, но и не нужно позволять им доминировать. Пусть они возникают самопроизвольно, и не нужно пытаться направлять [или формировать]

их. Если не делать ничего другого, а только наблюдать за ними, как только они возникнут и усердствовать в этом, они, не будучи отринутыми, будут восприниматься [или являться] в их истинной [или пустой] форме.

88. С помощью этого метода все, что может казаться препятствием для духовного роста, может быть

использовано в качестве помощников на Пути. И поэтому этот метод называется «Использование препятствий в качестве помощников на Пути».

89. Этот способ достижения Освобождения простой регистрацией мыслей, при которой достигается понимание неотделимости оставляющего [то есть ума] и оставляемого [то есть мысли], называется «сущность практики Высокого Пути», или «обратный метод медитации».

90. При достижении Освобождения рождается бесконечное сострадание ко всем тем чувствующим существам, которые еще не познали истинную природусвоего ума.

91. Тот, кто мысленно посвящает тело, речь и ум благу всех чувствующих существ (и это нужно делать постоянно) и видит, что благодаря описанным выше умственным упражнениям вера в реальность вещей разрушена, не будет испытывать отрицательного влияния [от такого кажущегося эгоистическим занятия] так же, как не приносит вреда принятие заговоренного яда.

92. Для этого вида практики [кажущейся эгоистической] сложена молитва, которая начинается так:

«Что бы ни встретилось на пути, да не отрину я и не приму».

[МЕДИТАЦИЯ НА ЙОГЕ НЕСОЗДАННОГО]

93. Третья ступень, медитация на йоге Несозданного, состоит из трех методов: анализа с точки зрения прошлого, настоящего и будущего; анализа с точки зрения материального и нематериального; анализа с точки зрения Одного и Многого.

[МЕДИТАЦИЯ НА ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУАУЩЕМ]

94. Анализ с точки зрения прошлого, настоящего и будущего осуществляется [с помощью следующих видов медитации]:

Мысль, которая была, исчезла.

Мысль будущая как еще не родившаяся не существует. Настоящая мысль не может быть зафиксирована как настоящая.

95. Путем этих наблюдений [медитации] познается, что все существующее [в сансаре] по характеру сход но с прошлым, настоящим и будущим.

96. Ни одна вещь не имеет существования в самой себе. Это ум делает вещи существующими.

[НЕРЕАЛЬНОСТЬ РОЖДЕНИЯ, СМЕРТИ И ВРЕМЕНИ]

97. Об осознании того, что рождение, смерть и время не имеют существования сами по себе, Сараха сказал так:

Когда рождение в материи сделалось нейтральным, как небо,

Что остается для рождения, когда отброшена материя? Естестенным состоянием извечно является

нерожденное состояние. Теперь стала понятной эта истина, раскрытая моим гуру, защитником.

Медитативный анализ проводится в соответствии с этим поучением [Сарахи].

[МЕДИТАЦИЯ НА УМЕ И МАТЕРИИ]

98. Второй метод, анализ с точки зрения материального и нематериального, осуществляется следующим образом.

Является ум вещью, которая существует как составленная из материи, или вещью, которая не существует как не составленная из материи?

Если он материальный, из какого вещества он состоит?

Если он объект, какой он формы и цвета?

Если он познавательная способность, является ли он таким же эфемерным, как мысль?

Если он нематериальный, как он приобретает различные аспекты?

И кто создал его?

99. Если бы ум состоял из материи, можно было бы, медитируя на нем этим способом, признать его как нечто вещественное. Но при наблюдении за ним Высшего Разума обнаруживается, что о нем нельзя сказать ничего определенного. Поэтому его

нельзя считать вещью, состоящей из материи. С точки зрения Высшего Разума, его нельзя причислить к нематериальному и несуществующему. Следовательно, поскольку ум не является материальным и не является нематериальным, его нельзя от

нести ни к одной из этих противоположностей, и по этой причине этот метод называется Средний Путь.

100. К принятию этой истины пришли не только с помощью дедукции и индукции, но в основном благодаря учениям гуру, дающим возможность человеку увидеть находящееся под рукой бесценное Сокровище, лежащее незамеченным. Поэтому эти учения также называются Великой Истиной.

101. Сказано:

Тот, в чье сердце вошли учения гуру, Подобен человеку, которому показали сокровище, лежащее незамеченныму него под рукой!.

[МЕАИТАЦИЯ НА ОАНОМ И МНОГОМ]

102. Третий метод, анализ с позиции одного и многого, осуществляется с помощью следующей медитации:

Ум один?

Или он является множественным?

Если он один, то как объяснить, что он проявляется как многое?

Если он многое, как он может таким быть, если все это многое есть неделимое единство в его истинной природе?

103. При таком анализе обнаруживается, что ум не множественный и, так как он не содержит крайних противоположностей [одного или множества], он называется Великим Символом, что он есть то, что не находится в абсолютном покое [или завершенности].

104. В безмятежном состоянии самадхи для йога, достигшего таким путем цели, существует только Всеразличающая Мудрость Трансцендентного Разума, и ничто другое. Поэтому Великий Символ, Реальность называется «То, что не имеет характеристик».

[ПОЗНАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ]

105. С помощью такой медитации разрушается укоренившееся представление о реальности вещей, и все представляется иллюзорным, как фантасмагория, созданная магическим способом.

106. И поэтому сказано:

Передо мной и позади меня и в десяти сторонах, Куда бы ни взглянул, я вижу только То. Сегодня, о Защитник [Гуру], иллюзия рассеялась. Отныне я не буду спрашивать ни о чем.

[СВЕРХОБЫЧНЫЕ МЕТОДЫ]

107. Второй раздел Части II, сверхобычные методы, состоит из двух подразделов: йога трансмутации в Единое всех явлений и ума, которые нераздельны, и йога без медитации, с помощью которой все вещи трансмутируются в Дхармакаю одновременно

рожденным незапятнанным умом [то есть Великим Символом].

[ПЕРВЫЙ ВИД СВЕРХОБЫЧНОЙ ПРАКТИКИ:

ЙОГА ТРАНСМУТАЦИИ ВСЕХ ЯВЛЕНИЙ

И УМА В ЕДИНОЕ]

108. Сначала применяют йогу трансмутации всех явлений и ума, которые нераздельны, в Единое. Используя в качестве аналогии сон и сновидения, познай, что все явления суть ум. С помощью аналогии

воды и льда познай ноумены и феномены в их единстве друг с другом. С помощью аналогии воды и волн, трансмутируй все вещи в одно общее состояние единства.

[МЕДИТАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АНАЛОГИИ СНА И СНОВИДЕНИЙ]

109. С помощью первого из этих трех способов -аналогии сна и сновидений — познают, что все явления суть Ум, с помощью следующей медитации.

Все, что видят во сне, не есть нечто отдельное от ума. Также и все явления, видимые в состоянии бодрствования, являются сном неведения.

Отдельно от ума [создающего эту иллюзию] они не существуют.

ПО. Позволяя успокоенному уму наблюдать за всеми возникающими мыслями [или видениями], осознают, что все внешние явления и ум [со всеми его видениями, порождаемыми его собственными мыслями] неотделимы друг от друга и трансмутируют их в единое.

111. Царь йогов [Миларепа] сказал:

Вчера ночью я

Скачать:TXTPDF

Тибетская йога и тайные учения. Туманова О.Т. Йога читать, Тибетская йога и тайные учения. Туманова О.Т. Йога читать бесплатно, Тибетская йога и тайные учения. Туманова О.Т. Йога читать онлайн