в учении о майе придается иллюзорному телу, майяви-рупа индийской философии, есть, как и весь Космос, частью которого оно является, лишь явление, преходящая мысле-форма. И таково все существующее в Природе. Как Земля и Вселенная, откуда оно возникло, оно имеет относительное, а не истинное существование. Подобно явлению, вызванному с помощью магии, иллюзорное тело человека есть не более чем эманация Ума в значении, выраженном тибетским словом «тулку» как физической манифестации Нирманакаи (Тело Божественного Воплощения). Это лишь майявическое проявление желания жить, отпрыск желания, сансарический покров ума.
IV. УЧЕНИЕ О СОСТОЯНИИ СНА
Учение о сновидениях, которое мы здесь изложим, служит подтверждением учения о майе. Оно показывает, что так как все чувственные восприятия в состоянии бодрствования иллюзорны, так же иллюзорны все чувственные восприятия в состоянии сна. Эти два состояния образуют два полюса человеческого сознания. Иными словами, вся Природа является сновидением Единого Ума, и до тех пор, пока человек не победит Природу и таким путем не перешагнет через майю, он будет оставаться спящим и видящим Сон, порожденный Невежеством. В этом мире и в любом посмертном состоянии все сансарические, то есть кармически обусловленные, состояния являются лишь сновидениями.
Только когда человек просыпается, он осознает иллюзорный характер сновидения. Только после пробуждения ото сна, рожденного Невежеством, для него наступает Истинное Состояние, которое ничем не обусловлено, и в котором не спят и не видят снов. Тогда познается иллюзорность сансары.
Мы говорим о состоянии сна со сновидениями как о нереальном и о состоянии бодрствования как о реальном. Однако, строго говоря, оба состояния нереальны, так как они основаны на такой же последовательности объективных чувственных восприятий. Разница в том, что восприятия в мире сновидений являются внутренними, а восприятия в состоянии бодрствования — внешними. Чувственные впечатления воспринимает только ум, который не проводит различий между впечатлениями внутренними и внешними. В уме, как в зеркале, отражаются объекты, воспринимаемые внутренним и внешним чувством, которые отдельно от ума не существуют, будучи, как учит учение о майе, лишь явлениями.
Путем тщательного анализа сновидений и психологического экспериментирования над самим собой как над субъектом, йог в результате убеждается (а не просто верит) в том, что все содержание состояния бодрствования так же, как состояния сна со сновидениями, на самом деле представляет собой иллюзорные явления.
Как паук плетет из своего тела паутинную сеть, а затем втягивает эту паутину обратно в себя, так и Вселенский Ум, который у индусов олицетворяет Брахма, создает космос из Самого Себя. Сеть Брахмы — это майя, в которую попадают чувствующие существа и удерживаются в ней, будучи привязанными к сансаре. Это Колесо Существования — прометеева скала, к которой приковано человечество его кармой, и его терзают желания, как орлы — прикованного Прометея.
Брахма спит и бодрствует. Когда Он спит, Его сон — это сотворение космоса. Когда Он просыпается, Его сон оканчивается. Его состояние сна — это сансара. Его пробуждение — нирвана. В этом Всеохватывающем Уме берет начало Созданное и Несозданное, сансара и нирвана. И в высшем познании Всеохватывающего Ума эти противоположности воспринимаются в единстве.
Цель учения о сновидениях — пробудить йога от сна заблуждения, заставить его стряхнуть с себя кошмар существования, разломать оковы, в которых майя держит его пленником в течение эонов, и таким образом достичь духовного мира и радости свободы, достигнутых Полностью Просветленным, Гаутамой Буддой.
V. УЧЕНИЕ О ЯСНОМ СВЕТЕ
Ясный Свет в его первичном аспекте символизирует необусловленное чистое нирваническое сознание, сверхсознание Полностью Просветленного. Это мистический свет Дхармакаи, нирванического сознания, освободившегося от всех сансарических, то есть обусловленных, затмевающих его факторов. Его невозможно описать. Его можно только знать. Знать Его — это значит знать То всех вещей. Он называется Ясный Свет, бесцветный или не имеющий качеств. Так как Он не имеет границ, Он есть Всепроникающий Разум. Так как Он непознаваем для сансаричес-кого ума и не имеет формы, Его называют Пустотой, не имеющей формы.
Ясный Свет видят какое-то мгновение все люди в момент смерти. Йоги видят его на высших ступенях самадхи по желанию, а Будды видят всегда. Осознанное восприятие Ясного Света во время земной жизни означает то же, что и достижение состояния Будды. Гораздо труднее воспринимать Ясный Свет после смерти, как учит «Тибетская книга мертвых». Поэтому, как и в Книгах I и II, гуру учит неофита не отбрасывать редкую возможность, предоставляемую человеческим рождением для обретения этого Великого Сокровища.
Приведем высказывание одного тибетского мудреца, свидетельствующее о его духовном зрении и великой мудрости:
«Трудно познать то, что не имеет формы. Также трудно освободиться от кармы и перерождений и познать Ясный Свет, яркость которого равна яркости света, излучаемого драгоценным камнем, огнем, Луной и Солнцем.
Из Ясного Света рождаются света, сияющие во Тьме. От них происходит сияние и тепло Солнца. От света Солнца рождается свет Луны, а от Луны, олицетворения прохлады, исходит Всепроникающий Свет Мудрости. Так, благодаря Пустоте, основанию всего сущего, которая освещает явления Природы, становятся видимыми все системы мира».
VI. УЧЕНИЕ О ПОСМЕРТНОМ СОСТОЯНИИ
Пятое учение, учение о Бардо, то есть Промежуточном Состоянии, наступающем после смерти и предшествующем новому рождению, есть сокращенный вариант «Бардо Тхёдола» (Освобождение путем слушания во время пребывания в посмертном состоянии), состоящего в оригинале из двух книг, который был переведен и опубликован с подробными комментариями в «Тибетской книге мертвых».
Читатель заметит, что учение о Бардо, которое здесь изложено, является дополнением к вышеупомянутому учению о Ясном Свете и учению о майе, так как в нем посмертное состояние рассматривается как продолжительное состояние сна, которым сменяется такое же иллюзорное состояние, именуемое жизнью, и которое зависит от этого предшествующего ему состояния.
Как постоянно подчеркивается в «Тибетской книге мертвых», если умирающий не обладает йогической способностью оставаться в таком состоянии, в котором он видит Ясный Свет, что является результатом успешной практики йоги во время земной жизни, его сознание постепенно спускается на нижние ступени, где Ясный Свет исчезает. Затем для него наступает вторая смерть — посмертное состояние, и он попадает в настоящее Бардо.
Там он еще глубже, чем при жизни, погружается в иллюзию, порождаемую майей, и находится в этом состоянии столько времени, сколько ему предопределено там пробыть его кармой. Затем наступает час, когда он входит в утробу матери и начинает новую жизнь, оставаясь пленником страстей и рабом Неведения.
Если же умирающий достиг мастерства в йоге при , жизни, он путем высшего напряжения воли перед смертью входит в транс, который есть высшая ступень самадхи и, находясь в трансцендентном единении с Ясным Светом, умирает, сохраняя непрерывность сознания. Таким образом, в отличие от непросветленных, он не впадает в обморочное бессознательное состояние, которое обычно сопутствует отделению принципа сознания от земного тела в момент смерти. Адепт йоги не умирает так, как остальные люди, кроме, возможно, случая внезапной насильственной смерти. Он просто оставляет свою земную форму, зная, что она не более как одежда, надеваемая и сбрасываемая по мере надобности, и он находится все время в полном сознании, в состоянии экстаза, в котором сияет Ясный Свет. Бодхисаттва сознательно вступает на Путь Перевоплощения в нужное время и как принадлежащий к Четвертому Ордену Посвященных, он, как учит Будда1, входит в утробу матери зная, пребывает в ней зная и рождается зная».
Это великое странствие через все области иллюзорного существования, совершаемое добровольно с непрерывающимся сознанием в гармонии и божественном слиянии микрокосмического ума с Макро-космическим Умом, есть Цель Дхармы. Победитель Майи становится властелином жизни и смерти, Светом во Тьме, Путеводителем для Заблудших, Освободителем Закабаленных. На оккультном языке Великого Пути, Махаяны, это означает, что для него не существует больше различий между сансарой и нирваной1. Он проходит через сансару как лев, свободно бродящий в горах. Он проходит через существование добровольно.
Тибетские гуру уподобляют процесс смерти угасанию светильника, в котором израсходовано все масло. С помощью подобной эзотерической символики они объясняют различные галлюцинаторные явления -света, звуки и образы, возникающие в момент смерти и после смерти.
Как учит «Тибетская книга мертвых», с умозрительной точки зрения все галлюцинаторные явления, которые видит умерший, являются чисто иллюзорными. Они есть не что иное, как галлюцинаторная объективация мыслеформ, порождаемых содержанием сознания их зрителя, как прямое следствие воздействия акта смерти на психику. Таким образом, в посмертном состоянии, которое похоже на сон, происходит вызванная смертью персонификация импульсов ума. Также во время возрождения, которое есть обратная сторона смерти, возникают такие же явления в обратной последовательности. На тибетском языке существует обширная литература, к которой относится данный трактат, об оставлении и обретении человеческого тела, а также большое число описаний состояния, предшествующего рождению, когда сознание охраняет и направляет развитие эмбриона.
VII. УЧЕНИЕ О ПЕРЕНОСЕ СОЗНАНИЯ
Последнее из Шести Учений, в котором излагается способ переноса сознания (тиб. rnampar-shes-pa, про-изн. нампар-ше-па; санскр. виджняна-скандха), называется по-тибетски Пхо-ва. В Тибете, как и в Индии, это одно из самых охраняемых, сугубо тайных учений, в особенности его практическая часть, которую йог применяет при жизни. Объяснение этому дано ниже, во введении к Книге IV.
В нашем тексте описание этого способа рассчитано в основном на йога. Вторая половина более подробной версии о Пхо-ва в Книге IV содержит описание ритуала, который исполняется священнослужителем для умирающего или недавно умершего. Поэтому желательно изучать эти два текста о Пхо-ва вместе.
Успешное осуществление переноса принципа сознания невозможно без овладения Кундалини-йогой. В «Джецюн Кахбуме» оно уподобляется птице, вылетающей из открытого слухового окна1. Слуховое окно -это отверстие Брахмы, находящееся на макушке головы на линии стреловидного шва, соединяющего две теменные кости. Оно открывается с помощью йогичес-кой практики Пхо-ва. Птица, вылетающая из него,- принцип сознания, покидающий тело навсегда в момент смерти или временно при совершении йогом Пхо-ва. Великий йог, овладев Пхо-ва, не подчиняется обычным законам. Он добровольно оставляет свое старое изношенное тело и находит новое, неизменно сохраняя непрерывность сознания. В эзотерической аллегории христианского посвященного Апостола Павла могила лишается своего жала, а смерть победы. Так Великий йог одерживает победу над Жизнью и Смертью.
ПУТЬ ЗНАНИЯ. ЙОГА ШЕСТИ УЧЕНИЙ
[ВЫРАЖЕНИЕ ПОЧТЕНИЯ]
1. Выражаем почтение у ног Святых, Достославных Гуру!
2. Содержание этого руководства по применению замечательного метода, который делает совершенно понятным самопроизвольное раскрытие Мудрости Одновременно Рожденного с помощью контроля ума и дыхания, которому сопутствует идеальное человеческое тело.
3. Из этих двух первая соответствует Молитве Иерархии.
4. Вторая часть — учения, переданные этой Иерархией, состоит из двух разделов: системного учения, соответствующего тантрам, и учения, передаваемого шепотом, которыми владеют гуру, телепатически передающие свои наставления
5. Здесь разъясняются учения, сообщаемые шепотом, которыми владеют Гуру Ордена, передающие свои наставления телепатически.
6. Эти учения состоят из двух частей: подготовительные учения и учения, составляющие этот трактат.
7. Первые, подготовительные, встречаются