Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Тибетская йога и тайные учения. Туманова О.Т.

и «нечестивый». Заключительный этап медитации и Благопожелания и Благословения, которые следуют за ним, отсутствуют в малом манускрипте, и если их добавить, они должны занять место в конце текста перед Колофоном.

Заключительный этап медитации состоит в следующем:

Совершив это, оставайся в состоянии дхьяны

как можно дольше И, исполненный Божественным чувством

Великого Сострадания,

Медитируй о том,

что ты меняешь радость

настрадания. Ты должен отдать твою радость духам

и принять их страдания.

XI. БЛАГОПОЖЕЛАНИЯ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Затем в чистоте сердца предложи [им]

как дар незапятнанную Дхарму [Учение],

говоря: «Вся Истина происходит от Причины,

и эта Причина была раскрыта Татхагатой. И то, что препятствует Причине, также было

разъяснено Великим Шраманой. Не совершай зла; непрестанно твори добро;

сохраняй сердце чистым;

это есть Учение Будды. Силой этих Благопожеланий пусть все стихийные

духи, которые еще не достигли

Освобождения, Проникнутся Сущностью Сострадания

и Взаимной Любви и в скором времени

достигнут Нирваны».

Чтение этих [пяти] заключительных стихов составляет Благословение.

XII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Да приведешь ты каждое существо,

хорошее и плохое, с которым ты установил связь,

На Путь достижения Окончательного Освобождения.

Большой манускрипт заканчивается повторным подчеркиванием эзотерического характера этих учений и мантрой:

На этот ритуал наложена тройная печать сохранения тайны.

МАМА КО-ЛИНГ САМАНТА.

[Здесь оканчивается Книга V.]

НАСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ МУДРЫХ

Трепещущую, дрожащую мысль, легко уязвимую и с трудом сдерживаемую, мудрец направляет, как лучник стрелу.

Как пчела, набрав сока, улетает, не повредив цветка, его окраски и запаха, так же пусть мудрец поступает в деревне.

* * *

Как крепкая скала не может быть сдвинута ветром, так и мудрецы непоколебимы среди хулений и похвал.

Услышав дхаммы, мудрецы становятся чистыми, как пруд глубокий, чистый и незамутненный.

«Дхаммапада», палийский Канон Перевод на русский язык В. Н. Топорова

МАНУСКРИПТ ОБ УДЛИНЕННОМ ХУМ, СОСТОЯЩИЙ ИЗ ОДНОГО ЛИСТА

КНИГА VI

путь пяти МУДРОСТЕЙ.

ЙОГА УДЛИНЕННОГО XУM

ВВЕДЕНИЕ. ЙОГА ПЯТИ МУДРОСТЕЙ

Содержание этой Книги, самой короткой из семи Книг, имеет сходство в части учений о йоге с ритуалом Чёд в том плане, что ее главной темой является трансмутация методом визуализации и духовного воздействия Пяти Ядов, называемых также Пять Помрачающих Страстей, сопутствующих Невежеству, в Правильное Знание (представленное здесь в его Пятисто-роннем эзотерическом аспекте как Пять Мудростей). Йог, добившийся успеха на этом пути, достигает состояния Будды. Это учение в сжатом зиде изложено в последних четырех стихах, предшествующих заключительной мантре.

Поэтому главная цель этого небольшого введения — кратко изложить махаянические учения о Пяти Мудростях, которые, как выясняется из самого текста и комментариев к нему, являются в эзотерическом плане частью учений о Пяти Дхьяни-Буддах, ибо от понимания Пяти Мудростей зависит понимание Мантра-йоги долгого Хум.

Как и в «Тибетской книге мертвых», к которой за дальнейшими разъяснениями мы отсылаем заинтересованного читателя, Сущностная или Основополагающая Мудрость трактуется как Все проникающая Мудрость Дхармадхату (Семени, или Потенции Истины), или Мудрость, рожденная от Дхармакаи (Божественного Тела Истины) в аспекте Все проникающей Пустоты. Дхармадхату выражена Агрегатом Материи, из которого возникают все физические формы, одушевленные и неодушевленные, видимые и невидимые. Дхармадхату как То, составляющее Дхарма-каю, персонифицируется Главой Дхьяни-Будд, Вай-рочаной.

В этом контексте Агрегат Материи можно рассматривать как Природу или Сансару, в которой нет ничего постоянного и в которой человек загнан его кармой в непрекращающийся круговорот рождения и смерти. Когда же с помощью Правильного Знания, которое есть плод йоги, человек разрывает оковы, привязывавшие его к сансаре, в его глубинном сознании возникает божественный голубой свет, являющийся знаком Мудрости Дхармадхату. Тогда, одержав победу над самой жизнью, он обретает полную Свободу, ибо он больше никогда не вернется в Страну Невежества и Иллюзии, разве только как Бодхисат-тва, давший обет самоотречения, чтобы вывести на Дневной Свет тех, кто все еще пребывает во Тьме Пещеры.

Зеркальная Мудрость, олицетворяемая Дхьяни-Буд-дой Акшобхьей, отражением которого в самбхогакае является Дхьяни-Будда Ваджрасаттва, наделяет сиддхи (йогической способностью) ясновидения, позволяющего видеть основополагающую реальность, отражающуюся, как в зеркале, во всех явлениях, или кажущихся вещах, органических и неорганических. Как с помощью телескопа или микроскопа ученые изучают мир в его нереальном внешнем проявлении, достигший совершенства йог изучает с помощью йогичес-кого зрения, полученного от Зеркальной Мудрости, мир изнутри, в его Истинном Состоянии. Приобщившись к Мудрости Равенства, олицетворяемой Дхьяни-Будцой Ратнасамбхавой, йог, благодаря йоге невозмутимости, относится ко всему с божественным беспристрастием. Различающая мудрость, олицетворяемая Дхьяни-Буддой Амитабхой, наделяет йогической способностью познавать каждую вещь в отдельности, а также все вещи как Единое. Пятая Мудрость, Всесо-вершающая, олицетворяемая Дхьяни-Буддой Амогха-сиддхи, наделяет стойкостью, играющей важную роль в успешной практике всех видов йоги, и способностью к безошибочному суждению и безошибочным действиям.

В то время как Мудрость Дхармадхату, согласно «Тибетской книге мертвых», выражена Агрегатом Материи, воспринимаемым как Природа, производящая все физические формы, или находит в ней свое иллюзорное проявление, символом Зеркальной Мудрости является элемент воды, из которого рождается поток жизни в виде соков деревьев и трав и крови человека и животных. Подобным образом Мудрость Равенства проявляется через элемент земли и создает таким образом главные плотные составляющие тела человека и других форм из органического и неорганического вещества. Различающая Мудрость, проявляясь через элемент огня, создает жизненное тепло у людей и животных, а Все совершающая Мудрость, использующая в качестве инструмента проявления воздушную стихию, является источником жизненного дыхания.

Эфир здесь не упомянут, так как он символизирует то, что объединяет все Мудрости, а именно Надмир-ную Мудрость, которая есть чисто Нирваническая, находящаяся за пределами мирского сознания. Только полностью просветленный Будда может постичь ее.

В эзотерическом аспекте эфир олицетворяется Дхьяни-Будцой Ваджрасаттвой и связан в той или иной степени с Зеркальной Мудростью. Ваджрасаттва в этом эзотерическом аспекте отождествляется с Самантабхад-рой, Ади (Предвечным)- Буддой — олицетворением Нерожденной, Не Имеющей Формы, Неизменной Дхар-макаи, или Нирваны. Самантабхадра, в свою очередь, нередко отождествляется с Вайрочаной, Главой Пяти Дхьяни-Будд.

Так же как и в «Тибетской книге мертвых», каждая из Пяти Мудростей соотносится с определенной помрачающей страстью, представляющей в нашем тексте один из Пяти Ядов, с сансарическим агрегатом и одним из миров, а также с мистическим цветом. С Мудростью Дхармадхату соотносится глупость (или лень, или заблуждение), агрегат материи, мир (или миры) дэв и синий цвет; с Зеркальной Мудростью — гнев, агрегат сознания, преисподняя и белый цвет; с Мудростью Равенства — — эгоцентризм (или гордыня, или эгоизм, о котором упоминается на странице рядом с Предисловием), агрегат осязания, мир людей и желтый цвет; с Различающей Мудростью — похоть (или жадность), агрегат чувств (или привязанностей), мир призраков и красный цвет, и со Всесовершающей (или Всеисполняющей) Мудростью — зависть, агрегат воли, мир титанов и зеленый цвет.

Этот трактат, хотя он такой короткий, доносит до хорошо обученного йога самую суть Эзотерического Учения, и к нему нетрудно написать объемистый комментарий. Для изучающего йогу европейца он будет представлять огромную практическую ценность, если его использовать в качестве дополнения к другим учениям о йоге, содержащимся в этом томе.

СИМВОЛИКА УДЛИНЕННОГО ХУМ

1. Круг с заостренным навершием [в виде пламени, теряющегося в Пространстве, символизирует] Вайрочану, [олицетворяющего] Мудрость Дхармадхату.

2. Полумесяц [символизирует] Акшобхью, [олицетворяющего] Зеркальную Мудрость.

3. Верхняя часть [символизирует] Ратнасамбхаву,

[олицетворяющего] Мудрость Равенства.

4. ХА.8 [с придыханием] [символизирует] Амитабу, олицетворяющего Различающую Мудрость.

5. [Немая] ХА вместе с обозначением гласной есть

Амогхасидцхи, олицетворяющий Всесовершенную

Мудрость.

6. ХУМ [таким образом] является [символом] при

роды [или сущности] Пяти Орденов [Будд Медитации].

[ВЫРАЖЕНИЕ ПОЧТЕНИЯ И МЕДИТАЦИЯ]

7. Почтение Ваджрасаттве! Аум! Свасти!

8. Ум Будд Трех Времен?, ничто не упускающий,

Извечно незапятнанный, совершенный,

не поддающийся концептуализации и определениям,

Воплощение Пяти Мудростей, пустой, и сияющий, не знающий преград,

Восходит [или проявляется] в виде ХУМ

как символа, четко обозначенного и отличающегося полнотой во всех его частях и функциях.

9. Пять Ядов легко трансмутируются

в Пять Мудростей лучезарной природы С помощью этой Йоги

[то есть Пути Соединения] Визуализации и Одухотворения [ХУМ]

10. И обретением таким путем Четырех Тел

и Пяти Мудростей, Да будет достигнута Ваджра Сердца4 в этой жизни.

[ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ МАНТРА]

11. САРВА СИДДХИ КАРИШЬЯНТУ. Шубхам.

[Здесь оканчивается Книга VI.]

ЭТОТ БРЕННЫЙ МИР

Смотри на этот бренный мир,

Как на мираж, как на пузырь,

На вспышку молнии на небе среди туч,

Утренней звезды последний луч.

Смотри как на дым, прах, призрачное

видение, Догорающий светильник, сновидение.

Из «Праджняпарамита-сутры»

БОДХИСАТШ, ВЕЛИКАЯ СУЩНОСТЬ, АРЬЯ АВАЛОКИТЕШВАРА

КНИГА VII

ПУТЬ ТРАНСЦЕНДЕНТНОЙ МУДРОСТИ. ЙОГА ПОЗНАНИЯ ПУСТОТЬП

ВВЕДЕНИЕ

I. ПРАДЖНЯ-ПАРАМИТА.

ИСТОРИЯ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЕЕ ЭЗОТЕРИЗМ

Здесь, в очень короткой сутре, кратко изложено великое учение о Пустоте, по-тибетски называемой Stong-pa-cid (произн. тонг-па-ньид), на санскрите Шуньята, которому посвящена обширная литература, называемая Праджня-парамита, или Трансцендентная Мудрость, и которая составляет ее главное содержание.

Праджня-парамита, называемая тибетцами S’er-p’yin (произн. шер-чин), является частью третьего раздела тибетского Канона Северного буддизма и соответствует Абхидхамме палийского Канона Южного буддизма. Обычно она разделяется на 21 книгу, а в ксилографических оттисках содержит 100 томов примерно по тысяче страниц каждый.

В оригинале, на санскрите, Праджня-парамита содержит более 125 000 шлок. Последователями школы Мадхьямика, которую сейчас отождествляют со всей Махаяной, она считается самой ценной и священной из всех канонических писаний. Много сокращенных версий Праджня-парамиты существует на китайском, монгольском, маньчжурском и японском языках, а также на тибетском. Среди них, помимо канонических, встречаются и апокрифические. Наш текст входит в тибетский Канон и является одним из самых известных и широко распространенных трактатов Махаяны.

Праджня-парамита состоит из речей Будды, обращенных главным образом к сверхчеловеческим существам, а также к его ближайшим ученикам из людей, которые Он произнес на Грифовой Горе и в других местах. Говорится в них о различных градациях Небесных Будд и Бодхисаттв. Содержание этих текстов глубоко метафизическое и мистическое, насыщено аллегориями в соответствии с требованиями лежащего в их основе эзотеризма. Главная тема Праджня-парамиты — сущность Реальности.

Нагарджуна, живший (или выполнивший свой главный труд жизни)1 в первой половине II века н. э., является тринадцатым буддийским патриархом (первым был старший ученик Будды Махакашьяпа, вторым — двоюродный брат Будды Ананда). Ему приписывается первое обнародование учений о Пустоте, впервые со времени Будды. Нагарджуна сообщает, что Сам Будда Шакьямуни записал эти учения и отдал их нагам (Божественным Змеям) для хранения на дне большого озера или моря до того времени, когда люди станут достойны получить их. Это, по-видимому, является иносказательным объяснением того факта, что эти учения, переданные Буддой, были эзотерическими и что с доисторических времен их также передали Будды, предшественники Шакьямуни, а также Буддичес-кий Орден Великих Адептов йоги, мудрейших из людей, которых издавна именуют нагами (полубогами-змеями). Озеро, или море, являясь ми ром подводным, символизирует сверхчеловеческий мир, откуда, как считают, эти учения были получены. Согласно преданию, Царь Нагов (то есть Глава Мудрейших) посвятил Нагарджуну в Тайное Учение Будд во Дворце Дракона на дне морском.

Ламы также утверждают, опираясь на устную традицию, тайно передававшуюся вначале ближайшими учениками Будды, что Будда проповедовал Праджня-парамиту по прошествии шестнадцати лет после Своего Просветления, то есть на пятьдесят первом году жизни на Грифовой Горе и в других его излюбленных местах учительства, и что Махакашьяпа, Его самый выдающийся ученик и апостольный преемник, тайно записал

Скачать:TXTPDF

Тибетская йога и тайные учения. Туманова О.Т. Йога читать, Тибетская йога и тайные учения. Туманова О.Т. Йога читать бесплатно, Тибетская йога и тайные учения. Туманова О.Т. Йога читать онлайн