все сжато и сконцентрировано в очень емкие и точные технологические комплексы, которые не рассчитаны на тысячекратное повторение одних и тех же последовательностей движений. В них нет ничего лишнего, а психотехника, тонкая энергетика и физический тренинг слиты в единое целое и задействуют все аспекты человеческого существа на пределе его возможностей. В отличие от дальневосточных стилей даосской йоги, в которой творчество и потому — собственно развитие осознания начинаются только после того, как базовые техники отработаны до автоматизма, более западные стили с самого начала заставляют практикующего брать на себя всю полноту ответствености за каждое свое действие, слово и мысль. Я бы сказал, что йога — занятие для настоящих сильных мужчин, если бы в своей жизни не сталкивался с женщинами, которые оказывались в тысячу раз умнее и сильнее самых сильных и самых умных мужиков. Мужская психика имеет одно подлое свойство: как только мужик убеждает себя в том, что он — истинный мужчина и великий воин, неважно, в какой области, он тут же фантастически тупеет, превращаясь в самовлюбленную нечувствительную скотину. И на его развитии как разумного самоосознающего существа можно ставить большой жирный крест китайскими чернилами «Юность». А если у него к тому же еще и с чувством юмора напряженка, то помочь ему уже не в силах никто и ничто… — Почему — китайскими?.. — Водой не смываются после того, как высохнут… Отсутствие чувства юмора — то, что высушивает чернила… Короче, как бы то ни было, сжатые сроки, упоминания о которых то и дело встречаются в йогических трактатах — отнюдь не преувеличение. Конечно, методы даосских направлений в йоге менее опасны. Ошибки и некорректности, допущенные в классической практике, обходятся порой немыслимо дорого и зачастую бывают необратимыми… — Тогда у меня закономерно возникает шкурный вопрос: а ты можешь гарантировать. что я не допущу ошибок? Я ведь тоже, вроде бы — мужик… — Нет. — Что, я — не мужик?!! — Ты-то — как раз мужик, и это — одна из причин, по которым я не могу гарантировать, что ты не ошибешься… Хотя и женщинам тоже свойственно забредать не туда… — Не будем о женщинах, ты лучше скажи, кто может гарантировать? — Никто. Единственно возможные гарантии — в твоей собственной решимости, отрешенности и умении смеяться над самыми серьезными вещами, в первую очередь — теми, которые касаются тебя самого… Смеяться над тем, что и так смешно — дело нехитрое. Хотя, на поверку обычно самыми смешными оказываются именно те вещи. к которым мы относимся с наибольшей серьезностью… — А если меня это не устраивает? Если я не хочу? Если мне нужны ankee основательные гарантии? — Поздно… И потом, зачем попусту сотрясать воздух, строя предположения о том, чего нет?.. Тебя устраивает то, что ты сейчас из себя представляешь? — Да… то есть нет… Нет. — Ты намерен оглядываться на прошлое или возвращаться назад? — Нет. — Тебе страшно? — Да. — И этим все сказано. Ты просто боишься и потому ищещь лазейки. Но страх можно уничтожить, только привыкнув иметь дело с тем, что пугает, и как следует это изучив. Страх есть прежде всего страх перед неизвестностью. И потому знание — единственное, чем уничтожается страх. Так что — вперед! Следующим нашим шагом будет изучение связи между ощущением энергетических потоков и движениями глаз. — Движениями глаз? Ты хочешь сказать, что восточные упражнения для глаз, которые в книжках предлагают применять для исправления дефектов зрения, вовсе для этого не предназначены? — Ну почему же? Их вполне можно использовать в таком качестве. Исправление дефектов зрения — один из благотворных побочных эффектов этих техник. — Но все-таки побочный… — Безусловно. Основная цель их применения — управление распределением энергии в теле. Давай попробуем. Исходная стойка та же самая. Впрочем, все это можно делать и сидя. Лишь бы позвоночник был прямым и располагался вертикально. И то, это требование необходимо строго выполнять лишь в самом начале. А в дальнейшем приемы, которые я тебе сейчас показываю, станут «встроенными» элементами самых разнообразных упражнений. Итак… Запрокинь голову как можно дальше назад и сведи глаза к середине вверх, стараясь как бы заглянуть изнутри в макушку головы… Хорошо, теперь медленно опускай голову в нормальное положение, стараясь «оставить» глаза как можно дальше вверху. Отлично!.. Ты понял? Я действительно понял. В результате этих действий вся верхняя часть моей головы наполнилась плотным жужжанием теплых высокочастотных вибраций. Я был уверен, что и раньше в какие-то моменты испытывал ощущения подобного рода, однако внимание мое никогда на них не фиксировалось. — Теперь опускай глаза, держа их сведенными к середине. Ниже, в самый низ, так чтобы в конце-концов ты видел только кончик носа… Так… Теперь немного подожди… Чувствуешь? Я почувствовал, как поток чего-то из головы прокатился по телу сверху вниз и заполнил нижнюю часть туловища и ноги. — Теперь точно так же, не отводя их от средней линии, подними глаза вверх… — продолжил Мастер Чу. Я ощутил, как поток из ног и нижней части туловища последовал за движением глаз и снова заполнил голову. — Теперь опусти глаза до половины и зафиксируй взгляд на переносице. Поток скатился в шею и грудную клетку и равномерно распределился по голове и туловищу, в них растворившись. — Теперь расслабь глаза, — велел Мастер Чу. — А потом скоси их как можно дальше вправо. Едва я выполнил его указание, как поток вновь возник и заполнил op`bs~ половину моего тела. И не только тела. Я мог бы поклясться, что ощутил, как нечто, являющееся частью меня, шевелится и уплотняется в пространстве справа от меня — в пределах невидимого, но достаточно плотного шара весьма сложной структуры, который тоже был я. — Прекрасно! — прокомментировал мои действия, а может быть мои ощущения, Мастер Чу. — Теперь переведи глаза до предела влево и там зафиксируй. Мощный поток прокатился по моему телу и окружавшему его шару справа-налево, вызвав волну непроизвольных сокращений мышц, от которой я вздрогнул, как от электрического разряда. То, чем было вызвано это ощущение, плотно сконцентрировалось в левой части тела и в пространстве слева от меня. — Как, однако, лихо у тебя получается! — сказал Мастер Чу. Прямо-таки дивный объект для обучения… — В смысле? — Прилично тренированное тело, достаточно подвижное восприятие и в то же время не слишком сильно разболтанная психика… Я думаю, дело здесь не только в том, что дело здесь не только в том, что ты живешь в месте с повышенным радиоактивным фоном. Хотя и это, конечно, играет свою роль, причем далеко не последнюю… — А что еще? — Плавание. Ты — пловец, а я ведь уже говорил, что современное спортивное плавание — удивительная вещь. Оно вобрало в себя тысячелетний опыт оптимизации динамического взаимодействия человеческого тела с водной средой. С плотной средой… — Ну и что? — Вода не прощает неправильных движений. Чтобы плыть быстро, нужно двигаться предельно гармонично, траектории всех движений должны быть плавными замкнутыми кривыми — как в цигун и в динамических техниках йоги… Плюс строго ритмичное дыхание… Улавливаешь связь? Ведь любое движение происходит в пространстве вообще, и, следовательно, в энергетических полях, которые в этом пространстве существуют, независимо от уровня их организации. Спортивная гимнастика могла бы действовать подобно плаванию, если бы в ней не уделялось слишком много внимания четкости и прямолинейности. В устройстве самых современных тренажеров для боди-билдинга есть множество интересных находок, но проблема в том, что, работая с ними, ты неизбежно впускаешь в себя силу железа. И, хочешь ты того или нет, это отупляет тебя и делает твое тело тяжелым, что практически сводит на нет положительный эффект правильных движений. Потому плавание — один из немногих, если не единственный, вид западной тренировочной практики, по своей сути родственный практикам цигун и йоги. В особенности — плавание брассом. — Почему брассом? — Только в брассе есть ритмично повторяющийся момент, когда носки ног до предела подтягиваются «на себя». Перед толчком… — И что? — Предельное подтягивание ступней и кистей верхними сторонами на себя — ключевое движение. Оно в значительной степени повышает интенсивность тонких потоков в теле. Ты ведь плаваешь в основном брассом? — Да, я — брассист… — Это заметно. По строению тела и по тому, насколько легко у тебя идет обучение. Ну, и потом, каратэ… Это, конечно, не цигун, не ушу, и тем более — не тай цзи, но тоже достаточно существенно. — Однако скажи — долго мне еще предстоит пялиться влево? поинтересовался я, поскольку неподвижное стояние со скошенными влево глазами к этому моменту уже успело изрядно мне надоесть. Кроме того, мне начинало казаться, что из левой части моего тела и пространства слева от меня вот-вот начнут сыпаться искры, а во множестве точек на поверхности кожи ощущался нестерпимый зуд и колющее жжение, словно изнутри тела ее пронзали мириады тоненьких иголок. — Ой, прости, совсем забыл, — спохватился Мастер Чу. — Ты уже совсем в левостороннего ежика превратился. Переведи глаза вправо, затем к середине и расслабься. О’кей, а теперь можешь немного отдохнуть.
Я собрался было присесть на камень, но он не позволил: — Нет, отдыхай стоя, мы еще не закончили… Выждав пару минут, он продолжил: — Опусти глаза вниз и оттуда вращай мим, проводи взгляд по самой периферии поля зрения. По часовой стрелке. Я начал вращать глазами и почувстввал, как кольцеовй поток вибраций прокатывается внутри головы и вокруг нее. — Продолжай вращать глазами, — велел Мастер Чу. Второй круг отозвался кольцевым потоком в голове и туловище, третий — во всем теле и яйцеобразной области пространства вокруг него. — Стоп! — скомандовал Мастер Чу, когда мои глаза в очередной раз оказались в нижней точке. — Теперь — в другую сторону. Против часовой стрелки… Вращение глазами против часовой стрелки произвело в моем восприятии те же самые ощущения, но потоки вибраций теперь текли в противоположном направлении, с некоторым отставанием следуя за движением глаз. — Хорошо, — сказал Мастер Чу. — Теперь — плечи. Чуть-чуть отведи от туловища руки — так, чтобы подмышечные впадины «приоткрылись». Подмышками должно быть свободное пространство, в которое мог бы поместиться шарик для настольного тенниса. Хорошо, а теперь с предельной амплитудой не слишком быстро вращай плечами назад. Язык держи замкнутым на небо