или гениальный негодяй тоже может быть одним из ликов эволюционирующего самоосознания, если такова его дхарма. Главное непривязанность, искоренение желаний и замена их отрешенным намерением. «Карма йогина не окрашена ничем, она не может быть ни хорошей, ни плохой…» Это — из «Йога-Сутры» Патанджали — самой основательной работы по психотехнике йоги… С другой стороны, какой-нибудь благодетель человечества может оказаться похотливым себялюбцем, избравшим такой способ ублажения чувства собственной значительности. В Мире все отнюдь не однозначно… — Центры самоосознания, о которых ты все время твердишь — это то, что традиционно именуют монадами? — Да. — Сколько их всего? — Каждая планета, каждая система, каждая галактика имеют свое количество. — Оно как-то изменяется? В течение обозримых промежутков времени?.. — Не думаю. — А через сколько воплощений в среднем проходит каждая монада, прежде, чем достигает Великого Предела? — Никто не знает. Единицы из мириадов и мириадов достигают Его. Большинство находится в процессе вечной трансформации друг в друга. — И что, никакой тенденции общего развития нет? — Ну почему же нет? Есть… Но сколько мутаций должно произойти, прежде, чем кардинально изменится вид? И какой процент всех мутаций дает, так сказать, полезный выход?.. Здесь — то же самое. Уровень несколько другой, основной управляющий фактор сознание, ну, а в общем — «что наверху, то и внизу, что снаружи, то и внутри». Ладно, солнце поднимается, скоро станет жарко. Я хочу, чтобы ты прочувствовал некоторые вещи до того, как солнечный поток станет чересчур жестким. Начинай считать шаги.
Я последовал его указанию. Он шел рядом и что-то напевал.
Через некоторое время я обнаружил, что мелодия его тихого пения — очень простая, но в то же время какая-то странно безошибочная по своей внутренней сути — начинает меня завораживать. Ритм ее в точности соответствовал ритму моих шагов. Я посмотрел вниз и отметил, что он шагает в ногу со мной. Потом я почему-то прислушался к словам.
Научи себя видеть свободные сны в серебристо-безмолвных полях, где туманная гарь восходящей весны скрыла занятых в главных ролях. Тени крашеных лун сквозь небесную рвань янтарем заливают стволы, кипарисы на скалах — тигровая ткань вязкой послеполуденной мглы…
Затем последовал припев, в нем был какой-то до смешного примитивный переход, мелодический ход которого как будто взорвал меня изнутри потоком текучих вибраций пронзительного чувства одиночества и печали, в которой, казалось, не было ничего человеческого, но которая в то же время была выражением всеобъемлющего абсолютно безжалостного сострадания:
Изумрудный восход половинной луны — это знак для начала дороги домой по изрытым ловушками землям страны, где нельзя ни к кому повернуться спиной…
Потом был второй куплет, он вызвал в моем сознании поток образов и воспоминаний, и почему-то — неотвязную мысль о том аквалангисте, который погиб в бухте за два дня до моего прихода:
Что рассвет принесет — избавление дня или просто заслуженный страх? Кто проснется, а кто станет жертвой огня в безнадежно запутанных снах? Неожиданный вызов пустым временам ненавязчиво заданный сдвиг… Изощренно и тихо бредет по пятам однозначно решающий миг…
И, наконец, повторившийся второй раз припев окончательно сдвинул меня в какое-то странное состояние, где не было ничего ни одной мысли, ни одной эмоции, а только разгоравшийся солнечный свет и ритм шагов — один, два, три, четыре, один, два, три, четыре, один, два… — Дыши, — услышал я рядом голос Мастера Чу, — полное дыхание, четыре счета — вдох, четыре — выдох. Он мог бы этого не говорить. Мое дыхание уже само по себе стало отслеживать ритм шагов: четыре парных шага — вдох, четыре — выдох. Я начал следить за тем, чтобы дыхание было полным и, не раздувая чрезмерно слегка подтянутый за счет легкого корневого замка живот, bkhb`knq| сразу в весь объем легких, начиная, однако, заполнять их снизу. Я чувствовал, как, вместе с втекающим в легкие воздухом, все мое тело заливает поток мелких электрических вибраций. Несмотря на жару, волосы на теле и на голове то и дело поднимались дыбом, отслеживая волны энергетических потоков. По коже струились полчища мурашек. Во время вдоха потоки энергии вливались в тело из земли, окружающего пространства и откуда-то из бесконечности сверху — сквозь ноги, руки и голову. С выдохом они стекались в самую середину живота и их энергия оставалась там. Живот стал теплым, потом горячим.
Минут через пять Зы Фэн Чу сказал: — Удлиняй выдох. Вдох — по-прежнему четыре, выдох — восемь. Вдох и выдох соотносятся как один к двум. Это — основной ритм динамического дыхания при ходьбе, если отсутствуют дыхательные паузы и задержки дыхания. Полное дыхание должно течь ровно и свободно, как волна. По структуре оно похоже на растворяющееся дыхание — вдох вливается в выдох, выдох вытекает из вдоха. Друг в друга они переходят практически совсем незаметно. Дыхание все время течет медленно и ровно, постепенно ускоряясь от начала фазы, например, выдоха, и так же постепенно замедляясь к ее окончанию. Середина динамической фазы дыхания — вдоха или выдоха — момент, в который скорость прохождения воздушной струи становится максимальной. Разумеется, относительно максимальной в пределах цикла дыхания. Вообще же дышать следует как можно медленнее, но не так, как в растворяющемся дыхании, где главное — растянуть дыхательный цикл, а возможно более полно и ритмично. Постепенно можно наращивать длительность фаз. Сперва удлинить вдох до восьми, потом выдох — до шестнадцати, затем вдох — тоже до шестнадцати, потом выдох — до тридцати двух. И так далее. Если делать сразу двухкратные увеличения длительности фаз — трудно, можно использовать промежуточные ритмы, сохраняя кратность первичному числу шагов — четырем. Четыре парных шага — это модуль данного упражнения. Естественно, очередное увеличение длительности той или иной фазы может быть сделано только после того, как предыдущий ритм полностью освоен и не вызывает никаких затруднений. Никогда не увеличивай обе фазы — выдох и вдох одновременно, в ходе одной и той же тренировки. Только по-очереди и очень постепенно. Каждый ритм отрабатывается на протяжении как минимум четырех недель. Очень важно, чтобы при практике этого упражнения не возникали неприятные ощущения в области сердца, это — опасно. Особенно при работе с очень длительными ритмами. И не стоит дышать таким образом больше, чем по пять минут дважды в день в начале освоения, и по двадцать минут четыре раза в день — когда практика станет привычной, то есть где-то через полгода-год. Некоторое время он молча шел рядом. — Теперь увеличивай вдох до восьми. Равная длительность вдоха и выдоха — восемь — восемь. Этого, вообще-то, как я только что сказал, делать нельзя, но сейчас я тебе помогаю, так что не бойся. Я не боялся, поскольку ритм «восемь-восемь» отнюдь не казался мне сколько-нибудь сложным. — Теперь от ритма «восемь — восемь» переходи к ритму «четыре четыре — восемь». Четыре — вдох, четыре — пауза на вдохе, восемь выдох. Именно пауза, а не задержка — мягкая и естественная, только за счет дыхательных мышц, без перекрывания голосовой щели. Если чувствуешь необходимость, можешь в паузе делать шейный замок. Дыши очень мягко: вдох вливается в выдох и, достигнув максимальной onkmnr{, естественным образом останавливается, переходя в паузу, из которой, когда она себя исчерпает, начинает вытекать выдох. Он снова замолчал. — Хорошо, — сказал он еще через несколько минут, — теперь раздели выдох пополам и дыши в ритме «четыре — четыре — четыре четыре», делая при этом задержку после выдоха. Во время задержки после выдоха фиксируй голосовую щель и ненавязчиво выполняй брюшной замок — уддияна-бандху. Шейный замок, как и в паузе после вдоха — по твоему усмотрению. Уплотняй Силу в животе, нагнетай ее во внутренние органы. В начале выдоха делай корневой замок фиксируй сокращение анального сфинктера и сфинктера мочевого пузыря, напрягай мышцы тазового дна и нижнюю часть передней стенки живота, как бы выжимая содержимое таза вверх. Выдыхай в живот и в конце выдоха напрягай все мышцы живота, вдавливая Силу сверху вниз плотным напряженным нисходящим движением диафрагмы. В течение нескольких последних секунд выдоха живот должен быть как бы скован со всех сторон напряженной мускулатурой. Пусть Сила пропитывает внутренние органы, накапливаясь в них под давлением. Так, теперь расслабь живот, не отпуская корневой замок, и втяни его, подняв диафрагму — уддияна-бандха или замок живота. Подхватив корневым замком — мула-бандхой — низ брюшной полости, постепенно опускай диафрагму, равномерно сжимая внутренности мышцами со всех сторон и делая полный «бутылочный» вдох. При этом сперва наполняется низ воздух как бы втекает в легкие и заливает их, подобно воде, заполняющей сосуд — от самого дна — диафрагмы — вверх до предела. Затем — снова выдох. Это — нагнетающее дыхание по малому кольцу. Вдох идет из Земли, поднимая ТХА-поток ее Силы сквозь передние половины ног вверх в промежность и дальше — вдоль спины, при максимальном наполнении захватывает в середине грудной клетки стекающиеся туда сквозь голову, шею и всю поверхность тела ХАпотоки Силы Универсума, поступающей из Бесконечности Вселенной сверху, и ХА-ТХА-потоки, поступающие из окружающего пространства, смешивает все это, превращая в общий внутренний сбалансированный ХА-ТХА-поток, и трансформируется в выдох, который «упаковывает» ХАТХА-Силу в живот и фиксирует ее там. Сила заполняет внутренние органы и повышает в них энергетическое давление. Уддияна-бандха замок живота — стягивает накопленную Силу в центр силы в середине живота и еще больше ее там уплотняет, формируя устойчивое образование в виде шарика концентрированной энергии — жемчужину Силы. То, что не удалось упаковать в жемчужину, поднимается вверх вместе с кровью, которую замок живота за счет разности давлений вытягивает из внутренних органов и направляет в грудную клетку, освобождая пространство для притока свежей крови и новой порции энергии. Одновременно восходящее всасывающее действие брюшного замка инициирует восходящий поток энергии из центра сексуальной силы в нижней части таза. Восходящий поток немного снижает энергетическое давление в пространстве центра сексуальной энергии, как бы в свою очередь освобождая и в нем место для аккумуляции свежей Силы, которая частично сбрасывается туда из живота, и, кроме того, облегчает выполнение последующего восходящего вдоха из Земли. Продолжай считать и дыши так, не сбавляя темпа ходьбы. Если почувствуешь неприятные ощущения в области сердца или под левой лопаткой — немедленно прекращай. С точки зрения техники выполнения это упражнение относится к разряду достаточно сложных. Даже для хорошо тренированного человека. Перенапряжение сердца в нем может иметь очень серьезные последствия. Сейчас, пока я здесь, проблем