— динамическая практика асан, лишает этот вопрос актуальности, а использование мантры и внутренней улыбки сводит на нет опасность возникновения остаточных негативных явлений в теле, обусловленных не слишком удачным выбором пищи. Хотя, конечно, выбирая продукты, следует руководствоваться соображениями энергетической целесообразности. Образно говоря, организм йогина способен переварить даже изрядную порцию ржавых гвоздей, но чего это будет ему стоить? Не проще ли питаться чем-нибудь более удобоваримым? — А в старинных трактатах — ну, тех, которые ты мне цитировал есть что-нибудь о питании? — Есть, конечно. Ну, вот, например, в «Прадипике» сказано, если память мне не изменяет, как-то так: «В мире существует шесть вещей, которые способны помешать йогину в достижении успеха. Переедание, тяжелый физический труд, привычка к пустой болтовне, утренние купания в холодной воде, еда перед сном, питание одними фруктами, суетная компания и недостаток настойчивости». Это — в одном месте… — А почему — утренние купания в холодной воде? — Имеется в виду купание до восхода солнца. Слишком большие потери энергии… Да, а вот — еще одно место из той же «Прадипики»: «Не должно есть йогину острое, соленое, кислое, пряное и чрезмерно горячее…» Дальше там перечисляется еще чтото, в том числе рыба и мясо животных, вино… Э-э-э, потом вот: «Нездоровой пищи следует избегать, к которой относятся остывшее, разогретое, пересоленное, прокисшее…» — А что желательно употреблять? — «Пускай выберет для себя йогин пищу, которая укрепит его силы — сладкую, приготовленную с топленым маслом и молоком, ибо она настроение делает благостным и телу приятна…» — А нельзя ли несколько более конкретно? — Более конкретно? Пожалуйста: «Пусть йогин использует пшеницу, рис, ячмень, молоко, топленое масло, сладости, мед, сухой имбирь, огурцы, всяческие овощи, фрукты и хорошую чистую воду». По-моему, вполне приемлемо, а? Кстати, «Гхеранда-Самхита», помимо купания до восхода солнца, праздной болтовни и пустого времяпровождения, к вещам недопустимым и разрушающим результаты тренировки относит также посты — любые… Это вполне логично, ведь интенсивная корректная практика обладает настолько мощным очищающим эффектом на всех планах, что никакие голодания просто-напросто не нужны. Сами же по себе посты вредны, хотя иногда и приводят к заметным смещениям восприятия. Но это — не расширение, а именно смещение, причем в большинстве случаев — неконтролируемое. Любое скольконибудь длительное голодание достаточно основательно подрывает осознанный контроль над вниманием, основой которого является энергетическая полнота… Позавтракав, мы спустились вниз на каменную плиту. Там никого не было — летчики завтракали у себя в лагере. В нескольких метрах от воды на камнях лежала большая надувная оранжевая лодка с подвесным мотором на деревянном транце. Рядом были аккуратно p`gknfem{ акваланги, гидрокостюмы, ласты и прочее снаряжение для подводного плавания. — Ну что, — сказал Мастер Чу, — давай, пока мы здесь одни, займемся исследованием глубинных пространств сферы сознания… — Давай, — согласился я. — Это осуществляется с помощью фиксации внимания на мантре, которая наподобие ракеты-носителя «запускается» в глубину сознания. Фактически данный прием является техникой смещения внимания на самый край диапазона восприятия, а если энергии достаточно, то и расширения восприятия за пределы его обычной сферы. Однако сознание интерпретирует это как уход в глубину. Практики подобного рода являются психотехническими — в отличие от энергетических. Энергетическое расширение, как правило, интерпретируются сознанием как выход «в сторону» — за некий барьер, который принято называть берьером восприятия. Этим мы займемся вечером, когда стемнеет. А сейчас, пожалуйста, сложи ноги в полный лотос, сядь прямо — так, чтобы промежность, позвоночник и голова находились на одной вертикальной прямой — закрой глаза и начинай дышать растворяющимся дыханием, при котором ты стараешься как можно больше растянуть длительность цикла полного дыхания и сделать переходы между вдохами и выдохами возможно более плавными и незаметными.
Я закрыл глаза и начал дышать. Через некоторое время возникло ощущение ощущение, будто дыхание вообще остановилось. Сначала оно из полного и глубокого постепенно превратилось в нижнее, и в течение некоторого времени я дышал одним животом, а потом стало поверхностным и действительно практически полностью растворилось в неподвижности. Я ничего не делал для того, чтобы это произошло все вышло как-то само собой. — Хорошо, — сказал Мастер Чу. — Ты все делаешь правильно. Никогда нельзя форсировать процесс растворения дыхания. Остановка должна произойти сама собой, и торопить события ни в коем случае нельзя — это опасно. А теперь начинай молча повторять про себя мантру, которую я дал тебе утром. Точно так же, как и с дыханием, ты ничего не делаешь с мантрой специально, ты просто «бросаешь» ее в сознание подобно тому, как бросают в землю зерно. А затем как бы со стороны наблюдаешь за тем, как она повторяется там, уходя все дальше и дальше в глубину. Я выполнил все в точности так, как он велел. Спустя минут десять я действительно обнаружил, что мантра как бы растворилась, от нее остался только некий ритмический след, как бы повторяющаяся идея ее существования в сознании, который с каждым повторением уходил на какой-то все более и более глубокий уровень.
Мастер Чу сидел рядом со мной, я чувствовал, что он внимательно следит за тем, что со мной происходит.
Внезапно темная шевелящаяся пустота перед моими глазами исчезла и мне открылось призрачное пространство, в котором что-то было — какие-то вполне материальные объекты. Постепенно они приобретали очертания, и скоро я увидел горы в сумерках заснеженные вершины, уходящие вдаль ущелья, лесистые склоны внизу и ровную площадку среди коричнево-серых ноздреватых камней, на которой горел костер.
Перед огнем сидел темнокожий человек. Я почему-то решил, что ему очень много лет и для себя прозвал «стариком», хотя выглядел он вовсе не таким уж старым — лет пятьдесят, не более. За спиной у mecn был вход в пещеру. Сквозь ниспадающие до самой земли космы прямых волос угадывались линии сухощавого и очень мускулистого торса, окладистая борода почти полностью прикрывала сложенные в идеальный лотосовый крест ноги. Глаза старика были закрыты.
Мантра, которую я про себя повторял, безмолвно звучала во всем том пространстве, где этот старик находился, и он, повидимому, заметил ее существование, потому что досадливо поморщился. Я хотел было исчезнуть из сферы его восприятия, но в то же мгновение услышал голос Мастера Чу. Он произнес: — Не уходи. Если он сочтет твое присутствие чересчур навязчивым, он сам даст тебе это понять. Через несколько минут старик открыл глаза и внимательно посмотрел в мою сторону. А потом улыбнулся и… заговорщицки подмигнул — и сюда, мол, добрался, стервец!.. Ну-ну, давай, поглядим, что из тебя получится… Я ошарашенно созерцал старика, Мастер Чу хохотал где-то рядом, а мантра, как ни в чем не бывало, продолжала звучать, раскатами безмолвного эха замирая в ущельях незнакомых гор…
Я открыл глаза и спросил у Мастера Чу, который лежал на боку, и, согнувшись пополам, трясся в припадке беззвучного смеха: — Кто это был? Невероятным усилием ему удалось справиться со смехом. Он сел и сказал: — Хранитель традиции. — Хранитель традиции йоги? — Нет. Хранителем йоги как таковой сейчас является Шива. До него был Вишну. Шива, Вишну, Брахма — три аспекта Силы Единого. — Что олицетворяет собой Шива? — Космический танец разрушения и созидания. Динамику. — А Вишну? — Организующий принцип, отвечающий за сохранение формы проявленного. Стабильность. Поток Силы, который древние назвали Шивой, очищает жизненное пространство, расчленяя проявленное на элементы, и дает импульс к формированию новой ступени проявленного бытия. Затем в действие вступает тот аспект Силы, имя которого Вишну. Он поддерживает и сохранет новые формы проявлений. Когда же очередная эпоха Вишну исчерпывает себя и проявленное в очередной раз приходит в состояние застоя, так как более ничего не может дать развитию упорядоченного самоосознания, на первый план снова выходит Шива. А за всем этим стоит Сила, традиционно именуемая Брахмой — тот аспект Духа, в котором воплощается Его Намерение постичь самое себя. Знаешь, имена ведь не имеют значения… В разные времена эти три аспекта Силы назывались по-разному, но суть от этого не изменялась. Шива, Вишну, Брахма — такова трактовка древних Вед, которая нам ближе всего… — Как это — ближе всего? Ведь у нас — христианская страна… — С каких пор? — Ну-у, как?.. уже тысячу лет… — Что такое тысяча лет в потоке бытия? Ничто — мгновение… А до того все наши предки были язычниками. И, я думаю, тоже никак не меньше тысячелетия, а вероятнее всего — значительно больше. Христианство пришло с юга и завоевывало себе место в умах и сердцах наших предков с помощью огня и меча… — Ну, хорошо, пусть в душе мы — по-прежнему язычники… Но при чем здесь Веды? — При том, что культура наших предков формировалась на земле, Сила которой стала истоком ведической традиции. — Не понимаю… Веды — это же что-то индийское… — Это было позже. Хронологически первые следы ведической культуры обнаруживаются в самых древних курганах приднепровских степей… Трипольская культура — слыхал, небось? У вас там в Киеве, кстати, есть один интереснейший человек — профессор археологии, так вот он мог бы многое порассказать и о курганах, и о том, что с ними связано… Древние арии принесли свою культуру в Индию откуда-то из ваших степей. — То есть ты хочешь сказать, что славяне — потомки арийских племен? — Нет, конечно. Индусы — в значительной степени потомки ариев. А славяне — относительно новая нация, которая сейчас находится на взлете, в отличие от ариев, отживших свое и за более чем пять тысячелетий изрядно «генетически обветшавших». Просто как нация, славяне, в частности — восточные, сформировались на тех же территориях, что и арии — в том же мощном и чудовищно плотном поле Силы. Ничего подобного нет больше нигде в мире. Эта Сила умудрилась прибрать к рукам даже такую могучую вещь, как христианство… Правда стоило это — сам знаешь чего… Тем не менее, окончательно одолеть славян так никому и не удалось… — Допустим, хотя я в этом не уверен… Однако вернемся к хранителям… Насколько я понимаю, ты считаешь йогу наиболее интегральным из путей развития человеческого существа. И если ее хранителем является Шива, значит, по-твоему, нынешняя эпоха — это эпоха, все проявления бытия в которой определяются именно этим потоком Силы? Так что ли? — Да. Нынешняя эпоха — эпоха перманентной войны. Танец смерти очищает пространство для новой жизни… — О’кей, а тот старик, которого я видел