крови существуют и разного рода другие клеточки. Особенно интересны те, которые исполняют в коммуне обязанности полицейских и солдат. Их роль заключается в том, чтобы защищать организм от проникающих в него зародышей, бактерий и т. п., вызывающих в нем болезни и расстройства. Когда один из таких полицейских наталкивается на попавшую в организм бактерию, он захватывает ее и, если она не слишком велика, старается ее уничтожить; если она слишком больших размеров и одной клеточке с ней не справиться, она призывает себе на помощь другие; общими силами они окружают врага и тащат его в какую-нибудь часть тела, которая легко может выбросить его вон. Болячки, прыщи и т. п. являются примерами таких выбрасываний полицейскими силами проникающих в организм врагов. На долю красных кровяных клеточек приходится много работы. Они разносят кислород во все части тела; они проталкивают извлеченные из пищи питательные соки в те части, которые нужно восстановить или исправить; они извлекают из пищи те элементы, из которых образуется желудочный сок, слюна, сок поджелудочной железы, желчь, молоко и т. д., и комбинируют эти элементы в должные пропорции. Они выполняют тысячу назначений и постоянно трудятся, как муравьи в муравейнике.
В каждый момент нашего существования одни клеточки родятся в нас, другие умирают. Клеточки размножаются путем расширения и разделения.
Клеточки дают телу возможность выполнять работу постоянного обновления. Каждая часть человеческого тела постоянно меняется, а ткани беспрерывно обновляются. Наша кожа, кости, волосы, мускулы и пр. постоянно ремонтируются и «переделываются». Через каждые четыре месяца каждый наш ноготь заменяется другим, через четыре недели меняется вся кожа. Эту удивительную работу производят в нас маленькие рабочие-клеточки. Миллионы этих тружеников беспрестанно движутся в нас или работают на одном месте во всех частях нашего организма, возобновляя изношенные ткани, заменяя их новыми материалами и выбрасывая из тела ненужные или вредные остатки.
В низших породах животных Природа отвела инстинктивному уму больший простор и более широкое поле деятельности; по мере того как жизнь поднимается по скале эволюции и развивается способность рассуждать, поле инстинктивного разума как будто суживается. Так, например, у крабов и членов семейства паукообразных могут вырастать новые челюсти, лапы, клешни и т. п. Улитка продолжает расти, имея только часть головы. У некоторых рыб отрастают снова хвосты. У саламандр и ящериц вырастают не только новые хвосты, но и кости, и мускулы, и даже части спинного хребта. Самые низшие породы животных, оказывается, обладают неограниченной возможностью выращивать вновь свои утраченные части и могут даже совершенно заново восстановить свое тело, если от него осталась хотя бы самая маленькая часть, которая и предпринимает эту работу. Высшие породы животных уже сильно утратили эту способность возрождаться, а человек и почти вовсе лишился ее.
Тем не менее некоторые из учеников хатха-йоги достигли в этом отношении изумительных результатов; да и всякий путем терпеливых усилий может приобрести настолько сильную власть над своим инстинктивным умом и так подчинить ему деятельность клеточек, что достигает замечательных результатов в области восстановления и возобновления отболевших и обессиленных частей своего тела.
Но даже и в обыкновенном состоянии организм человека обладает удивительной степенью восстановительной способности, которая постоянно проявляется в нас, хотя средний человек и не замечает ее. Возьмем, для примера, залечивание ран и посмотрим, как оно происходит.
Итак, предположим, что человек ранен, т. е. на теле его имеется разрез или разрыв, причиненный каким-нибудь посторонним предметом. Целостность тканей, лимфатических и кровяных сосудов, желез, мускулов, нервов, а иногда и костей, нарушена и прервана. Из раны течет кровь, рана открыта и причиняет боль. Нервы оповещают об этом мозг, громко взывая о немедленной помощи, и инстинктивный ум рассылает известие по телу во все стороны, сзывая для исправления повреждения достаточное количество рабочих сил, которые и спешат на место опасности. Между тем кровь, сочась из поврежденных кровеносных сосудов, смывает или по крайней мере старается смыть вошедшие в организм посторонние вещества — грязь, бактерии и т. п., которые, оставаясь в теле, могли бы повредить ему. От соприкосновения с внешним воздухом кровь свертывается и образует сгустки, похожие на клей; это — начало будущей корки, или струпа. Миллионы кровяных клеточек, на обязанности которых лежит производство заживляющей работы, быстро спешат на место происшествия и сразу принимаются соединять ткани, проявляя при этом самый поразительный ум и быструю деятельность. Клеточки тканей, нервов и кровеносных сосудов по обеим сторонам раны начинают разрастаться и умножаться, вызывая к жизни миллионы новых клеточек, которые, подвигаясь навстречу друг другу, соединяются в конце концов в центре раны. Это образование новых клеточек имеет сначала вид беспорядочных, лишенных определенной цели усилий, но вскоре начинает проявляться руководящее влияние разума и участие подчиненных ему нервов. Новые клеточки кровеносных сосудов соприкасаются с клеточками кровеносных сосудов на противоположной стороне раны и образуют новые каналы, по которым начинает циркулировать кровь. Клеточки так называемой соединительной ткани сближаются с подобными себе клеточками и закрывают края раны. Новые нервные клеточки на каждом конце разрозненного нерва образуют ниточки и постепенно исправляют прерванную проволоку, пока наконец по ней не будет беспрепятственно проходить телеграфный ток организма. Когда вся эта «предварительная» работа закончена и кровяные сосуды, нервы и соединительная ткань вполне исправлены, дело заканчивают клеточки кожи и к существованию вызывается новый слой эпидермы; свежая кожа затягивает рану, успевшую зажить за это время. Все методически проявляло дисциплину и разум. Заживление раны — такое простое с виду — ставит внимательного наблюдателя лицом к лицу с Разумом, который охватывает все в природе и позволяет человеку видеть процесс ее творчества.
Такова деятельность клеточек. Клеточный разум есть часть мирового Разума — великого источника «умственной стихии»; клеточный разум порождается и управляется разумом клеточных центров, которые в свою очередь подчинены высшим центрам, и т. д,— пока восходящая линия не достигнет центрального инстинктивного ума. Но клеточный разум не может найти свое выражение без посредства двух других начал — материи и праны. Ему необходим свежий материал, доставляемый хорошо усвоенной пищей, чтобы создать среду для своего выражения. Ему нужен также запас праны, или жизненной силы, для движения и деятельности. Клеточке, как и человеку, необходим триединый принцип жизни — разум, вещество и сила. Разум требует силы, или энергии (праны), чтобы проявлять себя в материи. Это одинаково как в великом, так и в малом, как в высшем, так и в низшем.
Иногда инстинктивный ум бывает до такой степени подавлен и запуган интеллектом человека, что создает себе абсурдные представления и трепещет перед интеллектом; тогда он перестает хорошо исполнять свою привычную работу и клеточки перестают правильно действовать. Если интеллект вовремя спохватится, он старается исправить свое заблуждение и стремится уверить инстинктивный ум в том, что он отлично понимает обязанности последнего и позволяет ему отныне свободно править в своем царстве, подкрепляя это все время ободряющими словами, похвалами и выражениями доверия, пока инстинктивный ум не придет снова в равновесие и не начнет правильно вести свое хозяйство. Иногда инстинктивный ум бывает настолько подавлен прежним заблуждением своего хозяина или кого-нибудь другого, что ему понадобится много времени, чтобы вернуть свое нормальное значение и власть. В обоих случаях решительные приказания воли необходимы, чтобы восстановить мир, порядок и правильную работу во всех частях тела.
Приобретение власти над «непроизвольными» мышцами и органами.
В предыдущей главе мы объясняли, что человеческое тело состоит из миллионов клеточек и что каждая из них наделена: достаточным количеством материи, дающей ей способность работать, достаточной дозой праны, снабжающей ее необходимой энергией, и достаточным напряжением «умственной стихии», одаряющей ее долей разума, который направляет ее деятельность. Каждая клеточка принадлежит к известной группе или семье, и разум клеточки, тесно соприкасаясь с разумом каждой другой клеточки той же семьи или группы, комбинируется в общий групповой разум. Эти группы в свою очередь являются частью других, более обширных групп, и, наконец, все они объединяются, образуя громадную республику клеточных разумов, управляемую и контролируемую инстинктивным разумом человека. Контроль над этими большими группами составляет одну из обязанностей инстинктивного разума, который обыкновенно хорошо исполняет свое дело, если в последнее не вмешивается интеллект; но иногда интеллект внушает инстинктивному разуму страх и так или иначе деморализует его, тормозит его деятельность. Так, например, при засорениях желудка интеллект, занятый другой работой, мешает телу отвечать на призывы инстинктивного разума, старающегося удовлетворить запрос клеточек кишечника; не обращает также интеллект никакого внимания на требования воды со стороны организма. Поэтому инстинктивный разум не может отдавать надлежащих приказаний, и, как он, так и известная часть клеточных групп подпадают деморализации и уже не знают, что им делать; дурные привычки начинают заменять собою естественный ход вещей. По временам в некоторых группах возникает нечто похожее на мятеж вследствие междуцарствия и перерыва естественного хода дел. Появление чуждых обычаев порождает замешательства. По временам кажется, что некоторые из меньших групп (а в иных случаях даже и крупные группы) «устраивают забастовку», восставая против необычного и несвойственного им, навязанного силой труда, против переутомления, неправильного питания и т. п. Маленькие клеточки человеческого организма часто действуют так, как действовали бы в подобных обстоятельствах и люди; аналогия эта поражает физиологов. Если дело не уладить сразу, то мятежи или забастовки разрастаются, и даже тогда, когда дело улажено, клеточки как будто нехотя возвращаются к своей работе и, вместо того чтобы хорошо исполнять свои обязанности, работают лениво и только тогда, когда им вздумается. Восстановление нормальных условий, являющееся следствием усиленного питания, внимательного отношения и т. д., постепенно возвращает правильное состояние, но дело может быть налажено быстрее, если клеточным группам непосредственно начинает отдавать приказания воля. Этим способом порядок и дисциплина восстанавливаются удивительно скоро. Высшие йоги обладают изумительной властью над своей непроизвольной системой и могут непосредственно воздействовать чуть ли не на каждую отдельную клеточку своего тела.
Тренированная в известном направлении воля путем простой концентрации способна оказывать временное воздействие на клеточки или их группы, но для этого ученику нужна длительная подготовка. Есть и еще способ — призывать волю к действию повторением известных слов; этим ученик заставляет свою волю концентрироваться. Аналогично действует способ самовнушения и увещаний, применяемый западной наукой. Слова сосредоточивают внимание и волю на том месте, где происходят волнения, и постепенно среди забастовавших клеточек водворяется порядок, а направленная туда же усиленная волна праны поднимает в клеточках энергию. В то же время в пораженном месте увеличивается циркуляция крови, давая клеточкам более питания и строительного материала.
Один из самых простых способов достижения власти над пораженным местом и восстановления прочного порядка в клеточках есть тот, который преподает хатха-йога