Скачать:PDFTXT
Хатха-Йога. Йог Рамачарака

и укрепляют физическую мощь. Тот, кто сознательно или бессознательно овладел искусством накопления праны, часто излучает из себя физическую силу, и всякий, кто приходит в соприкосновение с ним, ощущает его энергичность; такой человек может передать часть своей силы другим и усилить в них жизненность и здоровье.

Кислород воздуха усваивается кровью и переходит в нашу кровеносную систему. Прана же из воздуха усваивается нервной системой и расходуется последней. И как окисленная кровь разносится во все части организма, воссоздавая и пополняя эти части, так точно и прана разносится во все части нервной системы, сообщая им крепость и жизненность. Подобно тому, как кислород в крови расходуется на нужды организма, количество праны расходуется нервной системой и истощается процессами нашего мышления, желаний, действий и т. д., а потому необходимо постоянно пополнять наш запас праны. Каждая мысль, каждое действие, каждое усилие воли, каждое движение мускулов расходует часть нашей нервной силы, которая, в действительности, есть лишь форма праны. Для того чтобы двинуть мускулом, мозг посылает импульсы по нервам, мускул сокращается и тратится известное количество праны. Если же вспомнить, что большую часть праны человек приобретает из вдыхаемого легкими воздуха, то важное значение правильного дыхания станет ясно само собой.

Прежде чем идти дальше, нам следует кинуть беглый взгляд на то, что представляет из себя нервная система.

Нервная система человека распадается на две большие системы: голово-хребетную и симпатическую. В голо-во-хребетную систему входит вся та часть нервной системы, которая заключена в полости черепа и в канале позвоночного столба; она обнимает головной и спинной мозг, вместе с выходящими из них нервами. Эта система управляет функциями животной жизни, ощущениями, желаниями и т. д. Симпатическая система обнимает собой всю ту часть нервной системы, которая помещается преимущественно в грудной, брюшной и тазовой полостях и которая управляет деятельностью внутренних органов. Она ведает непроизвольными процессами нашего тела: ростом, питанием я т. д.

Голово-хребетная система контролирует зрение, слух, вкус, обоняние, осязание и т. д. Она управляет движениями. «Я» пользуется ею при процессе мышления — для проявления сознания. Эта система является орудием сообщения «Я» с внешним миром. Ее можно уподобить телефонной системе, центральную станцию которой составляет головной мозг, а кабелями и проводами являются позвоночник и нервы.

Мозг представляет собой большую массу нервной ткани: он делится на три части: большой мозг, занимающий верхнюю, лобную, среднюю и заднюю части черепа; мозжечок, или «малый мозг», занимающий нижнюю часть черепа; продолговатый мозг, являющийся расширенным началом спинного мозга, продолговатый мозг лежит ниже и спереди от мозжечка.

Большой мозг служит органом той части ума, которая проявляется в действии интеллекта. Мозжечок управляет движениями произвольных мускулов. Продолговатый мозг представляет собой верхнюю, широкую часть спинного мозга; из него и из большого мозга ответвляются черепные нервы, направляющиеся в различные части головы, в органы специальных чувств, в некоторые грудные и брюшные органы и в органы дыхания.

Спинной мозг, или спинно-костный мозг, заполняет канал позвоночного столба, или «спинного хребта». Он представляет собой длинную массу нервной ткани, из которой, в различных позвонках, выходят нервы, сообщающиеся со всеми частями тела. Спинной мозг подобен как бы большому телефонному кабелю, а выходящие из него нервы служат сообщающимися с ним проводами.

Симпатическая нервная система состоит из двойной цепи ганглий (или узелков), расположенных по бокам позвоночника, и узелков, рассеянных в голове, шее, груди и животе. (Ганглия — это нервная масса, состоящая из нервных клеток). Узелки соединяются между собой клеточками, а с голово-хребетной системой соединяются двигательными и чувствительными нервами. Из узелков выходят многочисленные нервные нити, которые направляются в различные органы тела, в кровеносные сосуды и т. п. В различных пунктах нервы встречаются друг с другом и образуют так называемые сплетения.

Сила, передающаяся по нервам от мозга во все части тела, есть проявление праны. По характеру своему и быстроте она похожа на электрический ток. Без нее не может биться сердце, не может циркулировать кровь, не могут дышать легкие, не могут функционировать различные органы, и весь механизм тела останавливается. И даже больше того — без праны не может мыслить и сам мозг.

В одном важном вопросе, касающемся нервной системы, учение йогов опередило западную науку; мы имеем в виду то, что по западной терминологии называется «солнечным сплетением» и что западная наука считает просто одним из многочисленных сплетений симпатических нервов, идущих от рассеянных по телу узелков.

Учение же йогов считает солнечное сплетение самой важной частью нервной системы; это особый вид мозга, играющий одну из главных ролей в человеческом организме. Солнечное сплетение помещается в поджелудочной области, как раз позади «желудочной ложечки», по обе стороны позвоночного столба. Оно, как и всякий мозг человека, состоит из белого и серого мозгового вещества. Оно управляет главными внутренними органами человека и играет гораздо большую роль, чем это обыкновенно думают. Мы не будем подробно останавливаться на теории йогов, касающейся солнечного сплетения, и скажем лишь, что йоги считают его главным центром накопления праны. Известно, что некоторые люди мгновенно умирали от сильного удара в область солнечного сплетения; борцы знают уязвимость этого места и часто на время парализуют противника ударом в эту область.

Название «солнечное» вполне применимо к этому «мозгу», который излучает из себя силу и энергию во все части тела; от него, как от центра накопления праны в теле, зависит в своей деятельности и головной мозг.

Пранические упражнения.

В предыдущих главах мы объясняли, что прану человек получает из воздуха, пищи и воды. И мы дали подробные указания относительно дыхания, еды и питья. Чтобы исчерпать вопрос о пране, нам остается прибавить очень немного. Но прежде чем закончить этот отдел, нам хочется познакомить вас с высшими теориями и практикой хатха-йоги, касающимися накопления и распределения праны. Мы имеем в виду «ритмическое дыхание», являющееся ключом к очень многому в искусстве йогов.

Вся суть заключается в вибрации. Все в природе — от самого маленького атома до величайшего по своим размерам солнца — находится в вибрации. В природе нет абсолютного покоя. Работа миров сопровождается постоянной вибрацией. Материя беспрерывно приводится в движение энергией; возникают бесчисленные формы и бесконечные их разнообразия. Они начинают меняться с самого момента своего появления и порождают из себя неисчислимое множество других форм, которые, в свою очередь, меняются и дают начало еще новым формам, и так далее, до бесконечности. В мире форм нет ничего постоянного, и тем не менее великая Сущность остается неизменной. Формы — это одна только видимость, они приходят и уходят, сущность же вечна и неизменна.

Атомы человеческого тела находятся в постоянной вибрации. В теле происходят непрерывные перемены. В несколько месяцев в человеческом теле происходит полная смена составляющей его материи и едва ли в теле остается хотя бы один прежний атом. Вибрация, непрерывная вибрация — перемена, постоянная перемена.

Во всякой вибрации существует известный ритм. Ритм проникает весь мир. Вращение планет вокруг солнца, подъем и падение волны, биение сердца, прилив и отлив моря — все подвержено закону ритма. Всякое движение — проявление закона ритма. Наше тело так же подвержено ритмическим законам, как и обращение планет вокруг солнца. Эзотерическая сторона учения йогов о дыхании основана на признании этого принципа природы. Совпадая в дыхании с ритмом своего тела, йог может поглощать в себя большее количество праны.

Теложилище нашего «Я» — можно уподобить небольшому проливу, идущему из моря на материк. С виду это пролив как будто бы повинуется лишь собственным своим законам, на самом же деле он подвластен силе прилива и отлива в океане. Великое море жизни вздымается и падает, волнуется и утихает, и ритм его и колебания находят отклик в каждом из нас.

При нормальных условиях ритм и вибрации великого океана жизни передаются нам, и мы отвечаем им, но иногда устье пролива забивается водорослями, мы перестаем ощущать дыхание и движение океана, и тогда в нас проникает дисгармония. Вероятно, вам приходилось слышать, что если долго и ритмично повторять какую-нибудь ноту на скрипке, она вызовет ответные колебания, которые могут в конце концов расшатать целый мост. Когда полк солдат идет по мосту, им всегда отдается команда «разбить шаг»; иначе их общий ритм передастся мосту и могут погибнуть и мост и солдаты. Эти примеры силы ритмического движения дадут вам представление о той мощи, которую в теле может развить ритмическое дыхание. Весь организм подхватывает колебания и приходит в гармонию с волей, которая передает ритмические движения легким, и, пока организм находится в такой полной гармонии, он легко повинуется приказам воли. Когда же тело настроено подобным образом, йог без всякого труда может увеличить кровообращение в любой части тела одним действием воли, а также направить усиленный поток нервной силы в любой орган или часть тела, возбуждая и укрепляя последние.

Таким путем ритмического дыхания йог поглощает в увеличенном количестве прану и регулирует ее, так что она оказывается совершенно послушной его воле. Он пользуется ею, как средством для передачи другим своих мыслей и для привлечения к себе всех тех, чьи мысли настроены по одному камертону с его мыслями. Способность телепатии, передачи мыслей на расстоянии, психического лечения, месмеризма и т. д. может быть значительно усилена, если лицо, передающее мысли, будет перед этим дышать ритмично.

В ритмическом дыхании главное, что следует приобрести, это мысленное чувство ритма. Тем, кто знает музыку, идея мерного счета знакома.

Йоги в основу своего ритмического счета ставят единицу, соответствующую биению сердца. Проверьте биение вашего сердца, прослушав рукой пульс и отсчитывая: 1,2, 3,4,5, 6; — 1, 2, 3,4,5, 6; и т. д., пока ритм твердо не запечатлеется в вашем уме. Вскоре вы так хорошо запомните этот ритм, что будете в состоянии легко воспроизвести его. У начинающих обыкновенно вдыхание охватывает лишь шесть ударов пульса, но потом оно делается гораздо продолжительнее. Правило йогов при ритмическом дыхании требует, чтобы вдыхание и выдыхание продолжались одинаковое время, а задержание воздуха в легких и промежуток между вдохами равнялись бы половине этого времени. Следующее упражнение в ритмическом дыхании должно быть старательно усвоено; оно составляет основу многих других упражнений, о которых речь будет впереди.

1. Сядьте прямо, в удобной позе; грудь, шея и голова должны, насколько это возможно, составлять одну прямую линию. Плечи слегка откиньте назад, руки спокойно положите на колени. В этом положении тяжесть тела хорошо поддерживается ребрами и позу легко сохранить. Йоги находят, что действие ритмического дыхания труднее достигается, если грудь выпячена, а живот втянут.

2. Медленно вберите воздух полным вдохом, отсчитав шесть ударов пульса.

3. Задержите воздух в легких в продолжение трех ударов пульса.

4. Медленно

Скачать:PDFTXT

Хатха-. Йог Рамачарака Йога читать, Хатха-. Йог Рамачарака Йога читать бесплатно, Хатха-. Йог Рамачарака Йога читать онлайн