Скачать:PDFTXT
Хатха-Йога. Йог Рамачарака

в себе сдержанный, находящийся под постоянным контролем воли характер, не будет иметь подобных импульсов и, следовательно, не подвергнется последствиям их. Он совершает свой путь в жизни уравновешенный и сдержанный и не позволяет своим мыслям перескакивать с предмета на предмет. Он хозяин своих настроений, а не раб их.

Постоянные попытки возбужденных мыслей выражаться в действии и -подавление этих попыток часто превращаются в регулярную, хроническую привычку, и тогда нервы и мускулы человека постоянно находятся в напряжении; в таких случаях человек чувствует постоянное истощение праны во всем организме. У таких людей многие мускулы находятся в состоянии напряжения, т. е. к ним постоянно, без необходимости, приливает сильный поток праны, и нервы, передавая прану, находятся в беспрерывной работе. Мы нетерпеливо стремимся вперед, когда перед нами есть какая-нибудь цель, и, так или иначе, все время напрягаем наши мускулы. Мы сжимаем кулаки, хмуримся, сжимаем губы или кусаем их, сдвигаем челюсти и т. п., выражая свое умственное состояние физическим действием. Все это ведет к пустой трате сил, так же как и дурные привычки колотить рукой по столу или по ручке кресла, хрустеть пальцами рук, стучать ногой об пол, махать палкой, кусать карандаш. Все это и многое другое — пустая, непроизводительная трата сил.

Теперь, когда мы знаем, что такое сокращение мускулов, вернемся снова к науке об их покое. При покое в мускулы не направляется поток праны. (Однако же небольшое количество ее у здорового человека всегда рассылается в различные части тела, чтобы поддерживать нормальное их состояние, но эта струя праны очень мала в сравнении с тем потоком, который направляется в мускулы при их сокращении). В спокойном состоянии мускулы и нервы отдыхают; прана накапливается и сохраняется в организме, вместо того чтобы непроизводительно расходоваться.

Состояние мускульного покоя можно наблюдать у детей и животных. Некоторые взрослые также еще обладают им; такие индивидуумы обыкновенно отличаются выносливостью, крепостью, силой и жизненностью. Праздность не является условием покоя; между покоем и «бездельем» существует громадная разница. Покой — это ощущаемый всем телом отдых в промежуток от вызываемых работой усилий; праздность же — это следствие внутреннего нерасположения к работе и вытекающее из этого состояния действие (или бездействие) как форма такой мысли.

Человек, хорошо понимающий, что такое покой и сохранение энергии, работает всегда лучше других. Он не расточает своих сил даром. В среднем человек, не понимающий закона отдыха, затрачивает в три-двадцать пять раз больше энергии, чем нужно для выполнения его работы, все равно, какая она — умственная или физическая.

На Востоке, где йоги-гуру (или учителя) собирают класс своих чел (или учеников), занимающихся не по книгам, уроки даются обыкновенно наглядно, с натуры. Гуру, хатха-йог, преподавая науку о покое мускулов, часто обращает внимание учеников на кошку или на животных из кошачьей породы — например пантеру или леопарда.

Смотрели ли вы когда-нибудь на кошку, присевшую перед мышиной норой? Помните ли вы, в каком удобном, грациозном положении она сидит — в ней незаметно никакого сокращения мускулов, никакого напряжения в позе; это — прекрасная картина интенсивной жизненности, находящейся в покое, но готовой немедленно перейти в действие. Животное сидит тихо, без движения; по-видимому, оно не то уснуло, не то умерло. Но вот оно делает движение. Как вспышка молнии, оно бросается вперед. Отдых ожидающей кошки, хотя и абсолютно лишенный движения или напряжения мускулов, самый настоящий отдых, весьма разнящийся от «праздности». Заметьте полное отсутствие в ней дрожания в мускулах или «приподнятости» нервов. Действующий механизм не напряжен ожиданием. У кошки не существует напрасного движения или натянутости; все в ней готово к действию, и, когда приходит момент его, прана устремляется в свежие мускулы и бодрые нервы, и действие следует за мыслью, как искра из электрической машины.

Без способности к полному покою не может существовать и большой силы быстрого и целесообразного действия. Люди, которые суетятся, волнуются, сердятся и топают ногами, не принадлежат к числу лучших работников; они изнашивают свои силы, прежде чем наступит момент действия.

Пусть, однако же, «суетливые» люди не отчаиваются: покой и отдых можно выработать и приобрести, как всякий другой драгоценный дар.

В следующей главе мы дадим несколько простых указаний тем, кто действительно желает усвоить науку о покое.

Правила освобождения мышц от напряжения.

Мысли принимают форму в действии, а действие снова влияет на ум. Эти истины нераздельны. Мы многое уже знаем о влиянии ума на тело, но мы не должны забывать, что и тело, или его положения и позы, оказывает обратное действие на ум и вызывает те или иные умственные состояния. Рассматривая вопрос об отдыхе тела, мы должны помнить обе эти истины.

Многие вредные и безрассудные привычки и сокращенное состояние мускулов вызываются умственными состояниями, выливающимися в форму физического действия. А с другой стороны, многие наши умственные состояния вызваны прямо или косвенно небрежными привычками нашего тела и т. д. Когда мы сердимся, наша эмоция проявляется в сжимании кулаков, мы хмуримся, стискиваем губы и принимаем грозный вид; этими привычками мы легко можем привести ум в такое состояние, что самая ничтожная вещь будет повергать его во власть ярости. Все вы по опыту знаете, что если заставить себя улыбаться и удерживать эту насильственную улыбку некоторое время, то обыкновенно через минуту у вас действительно создается настроение улыбки.

Один из первых шагов к тому, чтобы прекратить вредную привычку мускулов сокращаться, терять прану и изнашивать нервы, заключается в выработке спокойного и ровного настроения ума. Это вообще достижимо; вначале дело пойдет медленно, но, в конце концов, ваши усилия увенчаются успехом. Умственного равновесия и спокойствия можно добиться путем искоренения в себе привычки волноваться и сердиться. Правда, чувство страха еще опаснее, чем гнев и волнения, но так как нам более часто приходится иметь дело с гневом и волнениями, которые являются элементарными состояниями ума, то мы и начнем с них. Йог с ранней юности приучает себя подавлять и уничтожать в себе обе эти эмоции; поэтому, когда ок достигает своего полного развития, он отличается абсолютной ясностью и спокойствием и имеет могучий и крепкий вид. Он производит такое же впечатление сдержанной силы, как гора, море и т. п. мощные явления. В присутствии йога человек чувствует, что перед ним, в состоянии полного покоя, находится величавая сила и крепость. Йог считает гнев недостойной эмоцией. Йог смотрит на гнев, как на временную болезнь, и жалеет того человека, который настолько теряет самообладание, что впадает в ярость. Йог знает, что гневом нельзя достигнуть ничего, что гнев — лишь бесполезная потеря энергии. Но это не значит, что йог — боязливое существо. Напротив — йог не знает, что такое страх. Вероятно, вам приходилось замечать, что особенно крепкие люди почти никогда не бывают шумливы и бранчливы; шуметь и браниться они предоставляют людям слабым, желающим прослыть за сильных. Волнения йог также изгнал из настроений своего ума. Он научился признавать, что беспокойства ведут лишь к безрассудной потере энергии, которая не только не дает хороших результатов, но всегда приносит вред. Йог серьезно обдумывает подлежащие разрешению проблемы и взвешивает препятствия, которые ему нужно преодолеть, но он никогда не опускается настолько, чтобы волноваться и мучиться. Йог слишком хорошо знает свою натуру и свою силу, чтобы позволить себе терзаться. Он учит своих учеников, что освобождение от гнева и волнений есть первый шаг на пути совершенствования йога.

Человек, поддающийся волнениям, постоянно находится в состоянии нервного напряжения, и его мускулы сокращаются. Поэтому тот, кто освобождается от этих ослабляющих эмоций, в то же время освобождается и от большей части тех мускульных сокращений, о которых мы говорили выше.

С другой стороны, умение отдыхать, избегать напряженного состояния в мускулах окажет свое действие на ум и даст ему возможность вернуть себе нормальную уравновешенность и спокойствие.

Один из первых уроков физического покоя хатха-йога дает своим ученикам в следующем параграфе. Но прежде чем приступить к нему, мы бы хотели запечатлеть в уме учеников основное правило йогов в науке об отдыхе. Оно заключается в двух словах: «Освободите мускулы». Если вы усвоите себе вполне значение этих двух слов и будете в состоянии применять их на деле, то, значит, вы поняли секрет учения йогов и овладели наукой об отдыхе.

Вот любимое упражнение йогов, дающее отдых от напряжения мускулов. Лягте на спину. Распустите, насколько можете, все мускулы. Затем, продолжая распускать мускулы, обведите умственным взором все ваше тело, от головы до пальцев ног. Делая это, вы увидите, что некоторые мускулы все еще напряжены,— освободите их. Если вы будете старательно это делать, то, в конце концов, каждый мускул вашего тела будет совершенно свободен и нервы будут вполне отдыхать. Сделайте несколько глубоких вдохов, лежа спокойно и свободно. Это упражнение можно варьировать, слегка сгибаясь в одну сторону и затем снова полностью освобождая мускулы. Потом согнитесь в другую сторону и опять отпустите мускулы. Это не так легко, как кажется на первый взгляд; вы убедитесь в этом после первых же попыток. Однако не отчаивайтесь. Попробуйте снова и снова, пока не овладеете этими приемами. Лежа свободно, воображайте, что вы лежите на мягком ложе и что члены вашего тела тяжелы, как свинец. Повторяйте несколько раз слова: «тяжелы, как свинец; тяжелы, как свинец», поднимая в то же время руки. Затем, перестав сокращать мускулы, выпустите из них всю прану и предоставьте рукам в силу собственной тяжести упасть на место. Большинству людей это сначала плохо удается. Руки их не умеют опускаться собственной тяжестью — настолько укоренилась в них привычка бессознательно сокращать мускулы. Выучившись владеть руками, перейдите к ногам; сначала упражняйте каждую ногу отдельно, затем обе вместе. Заставьте их опускаться в силу собственной тяжести, оставаясь совершенно без всякого напряжения. Во время упражнения делайте перерыв для отдыха и не слишком усердствуйте; цель упражнения — заставить вас отдохнуть и приобрести контроль над вашими мускулами.

Затем поднимите голову и также уроните ее, как и руки. Потом лежите тихо и старайтесь представить себе постель или пол, на которые опирается вся тяжесть вашего тела. Вы можете сказать, что, если вы лежите, то вся тяжесть вашего тела всегда опирается на постель, но вы ошибаетесь. Вы увидите, что вы сами, невольно, берете часть тяжести на себя, напрягая некоторые мускулы — вы как будто сами себя поддерживаете. Прекратите это н передайте весь труд постели. Пусть образцом для вас будет спящий ребенок. Вся тяжесть его тела опирается на кровать. Если вы в этом сомневаетесь, посмотрите на кровать, где спал ребенок; вы увидите, что на ней остался след

Скачать:PDFTXT

Хатха-. Йог Рамачарака Йога читать, Хатха-. Йог Рамачарака Йога читать бесплатно, Хатха-. Йог Рамачарака Йога читать онлайн