Скачать:PDFTXT
Хатха-Йога. Йог Рамачарака

не говоря уже о том, что у него улучшится пищеварение и прибавится энергии, так как он станет получать больше питательности и большее количество праны.

Всякий, кто страдает дурным пищеварением и малой жизнеспособностью, может убедиться на себе, если последует такому способу питания.

Йоги известны своей воздержанностью в пище, но тем не менее они вполне понимают значение и необходимость питания и постоянно доставляют своему телу нужный «строительный» материал. Тайна их заключается в том, что они получают максимум питательности из минимума пищи и огромное количество праны из небольшого количества материала.

Человек должен помнить всегда, что ему необходимо усвоить наибольшее количество праны, а вместе с нею питательности и тогда он будет в состоянии делать гораздо больше того, что он делал до сих пор.

О пище.

Вопрос о выборе пищи мы хотим оставить открытым, предоставив читателям самим решать, что для них лучше. Йоги предпочитают известный род пищи, как наиболее питательный, но было бы бессмысленным пытаться изменять привычки целой жизни и даже многих поколений, поэтому каждому предоставляется выбирать пищу по собственному усмотрению. Йог предпочитает питаться растительной пищей. Наиболее серьезные последователи йоги питаются фруктами, орехами, оливковым маслом и пресным хлебом из целого пшеничного зерна. Но когда им приходится путешествовать или находиться среди людей, питающихся иначе, они меняют свои привычки, не желая стать в тягость своим хозяевам, зная также, что, пережевывая медленно пищу, они получают наибольшее количество питательности, что бы они ни ели. Действительно, следуя принципу йогов, можно безопасно есть даже наиболее трудно переваримые вещи, находящиеся в меню западных народов.

Мы не намерены ставить нашим читателям какие-либо произвольные правила. Изменение пищи и способа еды должно идти постепенно, принуждения никакого быть не должно. Трудно перейти на растительную пищу человеку, который всю свою жизнь ел мясо. Точно так же трудно начать есть все в сыром виде, если до сих пор привык есть все только вареное или жареное. Было бы желательно, чтобы каждый доверился в выборе пищи собственному инстинкту и возможно больше варьировал бы ее. Пусть каждый ест спокойно то, что ему больше нравится, и возможно больше разнообразит свою пищу, не забывая, однако, о том, что ее следует хорошо и медленно пережевывать.

В этой главе будет сказано, чего следует избегать человеку, но и это не более чем общий совет. Относительно мясной пищи мы думаем, что человечество постепенно откажется от нее. Но придерживаемся мнения, что каждый человек должен перерасти желание мяса, а не только подавить в себе инстинкт, так как если он перестанет есть мясо и в то же время его будет тянуть к нему, то в конце концов это почти одно и то же, как если бы он ел его. Человек когда-нибудь дорастет до сознания вреда мясной пищи, пока же это время не настанет, никакие запрещения не принесут пользы.

Если кто-либо интересуется вопросом о преимуществах той или другой пищи, то пусть он прочтет сочинения по гигиене питания. Но пусть он прочтет разных авторов и при этом не увлекается кем-нибудь одним. Познания в этой области помогут каждому ориентироваться в вопросе, что следует есть, и это же даст возможность расширить ежедневное меню. Но перемена кушанья прежде всего должна быть основана на опыте, а не на словах одного какого-нибудь писателя или ученого, у которого имеется свой любимый конек. Каждый должен обсудить, не слишком ли много ест он мяса, не ест ли он слишком много жирного, достаточно ли он ест фруктов, не слишком ли он злоупотребляет сладким или «гастрономическими» блюдами. Если бы нас спросили, что есть, мы сказали бы: ешьте пищу по возможности разнообразную, избегайте жирных кушаний, берегитесь жаркого, не ешьте слишком много мяса, избегайте в особенности свинины и телятины, старайтесь приучить себя к простой пище, не злоупотребляйте кондитерскими пирожными и печеньями, совершенно вычеркните из вашего меню горячие кексы, пережевывайте каждый кусок медленно, как было сказано раньше. Не бойтесь никакой пищи, так как если вы будете есть ее подобающим образом, она не причинит вам вреда.

Мы полагаем, что первый завтрак должен быть очень легким, так как в теле много испорченного материала после ночного отдыха. Если есть время и возможность, сделайте перед едой физические упражнения.

Если вы возвратитесь к тому способу жевания пищи, который завещан вам самой природой, и испытаете ощущение, которое получается от правильной еды, то ненормальный аппетит, приобретенный вами, исчезнет сам собой и заменится естественным голодом. Если же к вам возвратится голод, то уже инстинкт подскажет вам выбор самого питательного блюда и вы будете испытывать склонность и желание съесть именно то, что вам наиболее полезно.

Если вы ощущаете, что ваше здоровье не совсем в порядке, вы можете смело уменьшить свою дневную порцию и дать желудку большую свободу. Без еды можно прожить несколько дней без вреда для здоровья, хотя мы лично не рекомендуем продолжительных постов. Тем не менее, во время болезни мы советуем дать отдых желудку, ДЛЯ того чтобы вся энергия организма была направлена на борьбу с недугом. Животные всегда прекращают есть, если чувствуют себя больными, и лежат неподвижно, пока не пройдет болезнь. После этого они начинают есть снова. Людям следует взять себе это за пример, так как от этого ничего, кроме добра, не будет. Не следует также человеку обращаться в маньяка пищи, который взвешивает и измеряет каждый кусок, подносимый ко рту. Это просто ненормальность; она вредно отзывается на инстинкте, который заражается всякими странными привычками. Гораздо лучше принимать только необходимые меры предосторожности при выборе пищи, а затем уже не заниматься этим вопросом вовсе и есть с мыслью о том, что пища эта принесет питание и силу, пережевывая при этом пищу по способу, указанному в предыдущей главе, и веря, что природа сделает все остальное. Нужно быть всегда жизнерадостным, дышать чистым воздухом, есть, как предписывает природа, жить чисто, и тогда не придется делать химический анализ каждому глотку. Не следует бояться доверять себя инстинкту, он естественный руководитель человека.

Орошение организма.

Один из основных принципов философии здоровья, хатха-йоги, это разумное пользование даром природы — водою. Не следовало бы даже обращать внимание людей на то, что вода — одно из главных средств для поддержания тела в нормальном состоянии, но человек до такой степени стал рабом искусственных привычек, обычаев, что совершенно забыл о законах природы. Его единственным спасением является возвращение к природе. Ребенок инстинктивно сознает значение воды и требует, чтобы его снабжали ею. Но по мере того как он вырастает, он забывает это и приобретает ложные привычки взрослых людей. Это в особенности справедливо относительно людей, живущих в больших городах, которые получают из кранов только тепловатую воду, лишенную ее естественного вкуса и поэтому мало-помалу отучаются пить ее. Эти люди постепенно приобретают новые привычки удовлетворять свою жажду и, отвергая законы природы, в конце концов совершенно забывают о них. В разговоре нередко приходится слышать: «для чего мы станем пить воду, когда не испытываем жажды?» А между тем, если бы люди продолжали следовать законам природы, то ощущали бы жажду. Некоторые пошли в этом направлении настолько далеко, что во всеуслышание утверждают: «жаждаболезнь» и советуют людям совершенно отказаться от употребления напитков. Нет смысла вступать в полемику с этими теориями, их несостоятельность станет ясна каждому, кто присмотрится к естественным привычкам жизни как человека, так и животного. Стоит только обратиться к природе и можно убедиться, что употребление воды распространено на все формы жизни от растения до самого высшего животного.

Йоги приписывают настолько важное значение питьевой воде, что считают ее главным условием сохранения здоровья. По их словам, большинство людей больны лишь потому, что телу их не хватает нужного количества жидкости. Как растению необходима вода, так точно и человеку нужно известное количество жидкости для сохранения своего здоровья или для возвращения его в случае болезни. Кому придет мысль лишать растение воды? Кто окажется настолько жестоким, чтобы не дать нужного количества воды своей лошади?

Рассмотрим, какая вода необходима человеку и затем сообразим, нормально ли мы живем в этом отношении.

Прежде всего скажем: наше физическое тело состоит на 70% из воды. Известное количество этой воды непрерывно расходуется на нужды организма, вследствие этого каждая унция ушедшей в дело воды должна быть заменена другой унцией, если мы желаем сохранить наше тело в нормальном состоянии.

Организм постоянно выделяет воду через поры кожи в виде пота и испарины. Испарина представляет собой медленное и постепенное, незаметное и непрерывное испарение воды из кожи, и опытами доказано, что если у животного прекратить испарину, то оно умрет. На празднестве в древнем Риме одного мальчика покрыли с головы до ног золотым лаком, так как он должен был представлять бога; он умер раньше, чем с него смыли этот лак, и только потому, что кожа была лишена возможности испарять воду.

Пот и испарина, как доказано химическим анализом, наполнены испорченными продуктами организма, которые, если в теле человека не будет достаточно жидкости, останутся в организме, отравляя его и навлекая на него сперва болезнь, а затем и смерть. Если дать им оставаться в организме, то они превратятся в яд и породят болезни, начав служить питательной почвой для всякого рода микробов, спор и бактерий.

Вода играет огромную роль в повседневной жизни йога. Он употребляет воду и внутрь и снаружи, чтобы сохранять свое здоровье. Нам хотелось бы дать нашим читателям полное представление о важности воды и просить их помнить об этом, тем более что 7 человек из 10 всегда нуждаются в таком совете. Не обходите этого вопроса, он имеет огромное значение для вашего существования.

Испарина и пот необходимы также для того, чтобы освобождать тело от излишней теплоты, поддерживать в организме нормальную температуру. Поскольку пот и испарина содействуют удалению вредных продуктов, кожа фактически не что иное, как дополнительный орган к почкам.

Нормальный взрослый человек выделяет за сутки от полутора до двух бутылок годы в виде пота и испарины, люди же, занимающиеся физическим трудом, выделяют гораздо больше.

В сухой атмосфере можно выдержать жару более сильную, чем во влажной, потому что в первом случае пот скорее испаряется и вызывает охлаждение кожи.

Некоторая часть воды выделяется через легкие. Выделительные органы выводят большое количество при исполнении своих функций. У взрослого человека в течение суток выделение мочи достигает трех бутылок. Все это количество должно быть пополнено, для того чтобы физическая машина наша работала правильно.

Вода необходима организму для нескольких целей. Одной из этих целей является урегулирование сгорания, постоянно происходящего в нашем теле, причиной которого служит химическое действие кислорода,

Скачать:PDFTXT

Хатха-. Йог Рамачарака Йога читать, Хатха-. Йог Рамачарака Йога читать бесплатно, Хатха-. Йог Рамачарака Йога читать онлайн