Скачать:PDFTXT
Хатха-йога. Концептуальный очерк. Сидерский Андрей

формированию так называемой «конгестивной зоны» в области солнечного сплетения и желудка. Прана-вайю — поток, в «тонком» теле обычного человека направленный вверх от солнечного сплетения, начинает течь вниз. Апана-вайю — поток, управляющий реализацией функций выделения и обычно направленный вниз от солнечного сплетения, в «тонком» теле йогина направляется вверх. Посередине — в зоне действия потока самана-вайю, отвечающего за ассимиляцию в системе поступающего с пищей пластического и энергетического материала, обращенные потоки встречаются.

Со временем реорганизация энергетической структуры приводит к устойчивым принципиальным изменениям режимов функционирования энергетических потоков, однако поначалу, сталкиваясь в области функционирования так называемого «пищеварительного огня», обращенные потоки праны и апаны формируют на уровне солнечного сплетения «конгестивную зону» — локальное повышение плотности распределения энергии в «тонкой» копии, что приводит к гиперактивности органов, расположенных в соответствующей части органического тела. Первым обычно страдает желудокформирование конгестивной зоны может приводить к резкому повышению кислотности со всеми вытекающими последствиями — вплоть до достаточно типичных — «чисто йогических» вариантов гиперацидных гастритов и язвы желудка и/или двенадцатиперстной кишки. Соответственно очень важным аспектом корректировки практики асан при значительном объеме практики техник типа випарита-карани является корректная организация питания и образа жизни практикующего, что позволяет свести эффект конгестивной зоны к минимуму. По мере развития практики новый режим взаимодействия потоков становится привычным и повышенная плотность распределения энергии в системе выравнивается. Этому способствует практика как можно большего числа как можно более разнообразных асан в динамическом режиме, а также практика «распределяющих» техник пранаямы.

Стратегические интересы

Силы, дающие хатха-йогу и системы интегрального тренинга, равные хатха-йоге по положению в иерархии изначальных учений, относятся к тем уровням космической иерархии, функционирование на которых осуществляется в масштабах Вселенной. Поэтому никто из высших Сущностей, ответственных за поток энергии и информации хатха-йоги, не имеет непосредственных собственных стратегических интересов ни на Земле, ни в Системе, ни даже в Галактике. Никто из них не стремится к захвату власти ни над материальными, ни над психическими пространствами планеты. Земля рассматривается как уникальный полигон для подготовки и тренировки Сущностей, способных принимать осознанное творческое участие в процессах космического созидания. Поэтому те, кем дается истинное изначальное учение хатха-йоги, заинтересованы прежде всего в максимальной свободе каждого практикующего, в его творческом подходе к жизни и к практике, в достижении им максимально высокого уровня осознанности. «Зомби-автоматизм», слепая вера, поклонение кумирам, претензии на владение абсолютной истиной и отрицание других учений и подходов, а также приверженность догмам не приемлются ни в каком виде.

Если какие-либо из подобных проявлений поощряются в той или иной школе, заявляющей о своей принадлежности к хатха-йоге, информационно-энергетический поток этой школы не является изначальным и не несет в себе Силу изначального учения хатха-йоги. Вероятнее всего, в основе потока энергии такой школы лежит некое эгрегорное формирование, паразитирующее на психоэнергетических потоках ее адептов. Школы и Учителя, являющиеся выходами в мир людей исходного информационно-энергетического потока хатха-йоги, имеют стратегическую заинтересованность в том, чтобы духовный потенциал как можно большего числа человеческих существ раскрывался в полной мере, а сами человеческие существа активно включались в процессы космического созидания в качестве свободных и полноправных компонент Монокосма, обладающих полноценно развитым индивидуальным осознанием.

Условия

Практика техник хатха-йоги становится средством достижения состояния йоги лишь при выполнении ряда условий, определяющих образ жизни практикующего. Без выполнения этих условий при переходе сознания на более высокий уровень функционирования тело практикующего разрушается вследствие чрезмерной интенсивности переходных процессов. Таким образом, даже если практикующий изначально не склонен выполнять условия более-менее безопасного перехода, в конечном счете ему приходится смириться с необходимостью внести определенные изменения в свой образ жизни. Без этих изменений он рискует расстаться с инструментальным обеспечением системы (физическим телом) прежде, чем оно успеет выполнить свои функции по обеспечению перехода сознания в следующий эволюционный контур.

Правильное питание, физическое и психическое здоровье и психоэнергетическая безупречность — таковы вышеупомянутые условия.

При достаточно интенсивной корректной практике технических методов образ жизни сам собой приходит в соответствие с необходимыми условиями. Со временем практикующий начинает чувствовать, какая пища пригодна для него, какая — нет. Повышение уровня тренированности, насыщение энергетической структуры энергией, ее отстройка и функциональная оптимизация приводят «физическое» тело в состояние здоровья, а ко всему, что не соответствует принципам психоэнергетической безупречности, просто пропадает интерес.

Если исходное состояние энергетической структуры таково, что для ее полноценного «включения» в процесс тренировочной практики одних только собственно тренировочных техник недостаточно, на начальных этапах используются дополнительные техники очищения. Когда необходимость в применении дополнительных техник внутреннего очищения отпадает, их прекращают применять, поскольку при выполнении «психоэнергетических условий» ямы и ниямы сочетание асаны с пранаямой вполне самодостаточно и в случае, когда энергетическая структура «обучена» им пользоваться, обеспечивает наиболее полноценное ее очищение на всех уровнях.

Дополнительные техники очищения энергетической структуры

Я привожу здесь предельно краткие описания дополнительных техник очищения энергетической структуры лишь в наиболее общем виде, руководствуясь следующими соображениями:

• я не вижу смысла превращать краткий концептуальный очерк в детальное практическое руководство;

• все упомянутые ниже техники уже были не раз подробно, точно и полноценно описаны — одни в моих предыдущих работах, другие в работах других авторов, сделавших это как минимум не хуже, чем мог бы сделать я;

наиболее эффективными способами передачи практической информации я считаю (1) непосредственную передачу, что называется «из уст в уста», и (2) ставшее сегодня доступным практически для любого человека видео.

Очищение потоком внутреннего огня (агни-сара-дхаути-крийя)

Динамическое чередование диафрагмального вакуумного втягивания живота, традиционно именуемого уддияна-бандхой, с полным расслаблением и выпячиванием брюшной стенки — все это в паузе между предельно полным выдохом и вдохом. Частота втягиваний-выпячиваний — один цикл в одну-две секунды. Один полный круг агни-сара-дхаути-крийи — сто один цикл. Осваивается постепенно.

Диафрагмальное вакуумное втягивание живота выполняется за счет напряженного поднятия диафрагмальной мышцы, отделяющей полость грудной клетки от брюшной полости. Выпячивание живота осуществляется за счет напряженного опускания той же самой диафрагмальной мыщцы.

После того как исчерпывается необходимость в практике дополнительных техник очищения энергетической структуры, агни-сара-дхаути-крийю можно время от времени практиковать в качестве «встроенной» в асану техники психоэнергетического контроля — в те моменты, когда возникает ощущение целесообразности применения подобного технического приема.

Утром сразу же после пробуждения агни-сара-дхаути-крийя может применяться как отдельная самостоятельная практика для полноценного «включения» энергетической структуры в поток «дневной активности». Таким использованием агни-сара-дхаути-крийи, кроме того, обеспечивается «текущее» огненное очищение организма, к которому имеет смысл время от времени прибегать, в особенности, если по каким-то причинам образ жизни не вполне соответствует «стопроцентно йогическому».

Статический, динамический и пульсирующий брюшной жгут (наули и наули-крийя)

Изолированное напряжение мышц живота называют брюшным жгутом, или наули. Фиксированное напряжениестатический брюшной жгут, или собственно наули. Волнообразное перемещение зоны напряжения поперек живота — динамический брюшной жгут, или наули-крийя. Брюшной жгут выполняется посредством предельного изолированного напряжения соответствующей группы мышц на фоне полного расслабления всех остальных мышц живота в фазе фиксации диафрагмального вакуумного втягивания живота в паузе после предельного полного выдоха.

Напряжение прямых мышц — серединный брюшной жгут — мадхьямика-наули. Брюшной жгут, смещенный влево, — левосторонний брюшной жгут — вама-наули. Брюшной жгут, смещенный вправо, — правосторонний брюшной жгут — дакшина-наули.

Для выполнения серединного брюшного жгута в фазе фиксации диафрагмального вакуумного втягивания живота наклоняются вперед и, упершись руками в бедра над коленями, пытаются как бы с силой согнуться еще больше, пользуясь для этого только прямыми мышцами живота. Однако руками не позволяют телу сгибаться. В результате напряженные прямые мышцы живота выпячиваются в виде продольного валика, соединяющего лобковую кость и середину грудной клетки. В брюшной полости создается довольно глубокий вакуум, что способствует обильному притоку крови к внутренним органам и праны к соответствующим им органам эфирной компоненты энергетической структуры.

Правосторонний брюшной жгут выполняется посредством смещения напряжения вправо за счет переноса давления преимущественно на правую руку. Аналогично левосторонний брюшной жгут выполняется за счет переноса давления преимущественно на левую руку. В правостороннем и левостороннем вариантах статического брюшного жгута зона вакуума смещается соответственно в правую и левую части брюшной полости.

Динамический брюшной жгут выполняется за счет плавного переноса напряжения с одной руки на другую и обратно. При этом жгут напряженных мыщц перемещается поперек живота. Физиологически более оправдано начинать практику динамического брюшного жгута справа.

Зона вакуума в динамическом варианте наули перемещается сообразно перемещению жгута напряженных мышц — глубокий вакуумный массаж внутренних органов и их промывание втягиваемой в область вакуума кровью.

Пульсирующий брюшной жгут представляет собой динамичное чередование серединного брюшного жгута с глубоким вакуумным втягиванием живота — мадхьямика-наули с уддияна-бандхой. Частотаодин-два цикла в секунду, число циклов — на сколько хватит задержки дыхания.

Если позволяет положение тела, любые брюшные манипуляции выполняются с фиксацией подбородочного замка — джаландхара-бандхи и корневого замка — мула-бандхи.

Обычная последовательность может быть такой: начинают с фиксации серединного жгута, затем выполняют несколько циклов динамического жгута справа налево, затем — на один цикл больше — слева направо, затем еще один цикл справа налево и заканчивают несколькими циклами пульсирующего жгута. Все это — в течение одной паузы после выдоха. Можно повторить несколько раз. Осваивается постепенно, однако тянуть с освоением нецелесообразно. В большинстве случаев для полноценного освоения достаточно нескольких недель.

Прана распределяется и накапливается. Эффект подобен эффекту используемой в даосской йоге практики «железной рубашки».

Чтобы вдохнуть после выполнения любого варианта брюшного жгута либо последовательности, составленной его несколькими вариантами, сначала расслабляют мышцы живота, затем диафрагму и только после того, как устранено вакуумное втягивание живота, открывают голосовую щель и делают мягкий медленный спокойный вдох — так, как это описано там, где речь идет о технике выполнения уддияна-бандхи.

Так же, как агни-сара-дхаути-крийя, все варианты брюшного жгута могут использоваться в качестве «встроенных» в практику асаны техник психоэнергетического контроля — там, где в соответствии с собственными ощущениями практикующего это целесообразно.

Очищение рвотой (вамана-дхаути-крийя)

Обращает вверх нисходящий эфирный поток, именуемый апана-вайю, который отвечает за реализацию функций выделения. Отвечающий за газообмен и ассимиляцию энергии восходящий поток, именуемый прана-вайю, реактивно обращается вниз. Обычное для человеческого организма течение процессов, приводящее к рассеиванию жизненной силы, преобразуется. Энергия накапливается в зоне локализации самана-вайю — серединного эфирного потока, отвечающего за работу органической функции переваривания пищи, в частности, в области солнечного сплетения — нижней части «поля среднего света», откуда может быть использована для развития эфирной компоненты энергетической структуры. Параллельно обращается поток второго эфирного слоя внутреннего времени, что приводит к функциональному омоложению системы.

Практикуются две основные разновидности очищения рвотой — «действие слона» (куньджала-вамана-дхаути-крийя) и «действие тигра» (багха-вамана-дхаути-крийя).

Слон набирает хоботом воду и затем с силой выбрасывает ее. Такова куньджала-вамана-дхаути-крийя. Натощак выпивается такое количество воды, чтобы желудок оказался наполненным доверху. Выполняется несколько циклов наули-крийи, затем вызывается рвотный рефлекс и вся вода отрыгивается.

Скачать:PDFTXT

Хатха-йога. Концептуальный очерк. Сидерский Андрей Йога читать, Хатха-йога. Концептуальный очерк. Сидерский Андрей Йога читать бесплатно, Хатха-йога. Концептуальный очерк. Сидерский Андрей Йога читать онлайн