Скачать:PDFTXT
Хатха-йога. Концептуальный очерк. Сидерский Андрей

Окончание крийи — пустой желудок и кисловатый с горечью вкус во рту.

Тигр отрыгивает остатки съеденной пищи после того, как наиболее питательная часть ее усвоена. Такова багха-вамана-дхаути-крийя. Спустя некоторое время после еды выпивают воду, заполнив желудок, выполняют наули-крийю и вызывают рвотный рефлекс. Усвоенная «тонкая» часть пищи остается, ее субстанциональная часть, на усвоение которой требуется затратить дополнительную энергию, выбрасывается. Полстакана молока смягчает избыточный огонь. Лучше, если молоко будет теплым. Еще лучше вместо чистого молока выпить полстакана-стакан молочного рисового отвара (половину чайной ложки белого или желтого риса варят в одном стакане молока до стадии «восковой» готовности, молоко выпивают, дав ему немного остыть, рис съедают, тщательно разжевывая до состояния однородной кашицы). Многократный языковый массаж зубов и десен по кругу с внутренней и внешней сторон стимулирует выделение большого количества слюны. Проглотив слюну, можно также получить эффект смягчения пищеварительного огня. Слон обращает потоки.

Тигр — приучает энергетическую структуру концентрировать Силу. В избытке опасен, ибо пищеварительный огонь может выйти из-под контроля. Восстановить баланс не так просто. Потому практикуется ограниченно и лишь изредка — в тех случаях, когда нужно избавиться от излишка съеденной пищи, когда организму остро не хватает энергии, при чрезмерном повышении кислотности желудочного сока вследствие питания, не соответствующего требованиям йогической практики, либо чтобы избавиться от застойной избыточной концентрации энергии в зоне солнечного сплетения и желудка.

Наули-крийя в практике вамана-дхаути-крийи может выполняться неглубоко.

Оптимальным для практики обоих вариантов вамана-дхаути-крийи принято считать положение сидя на корточках с расставленными на ширину плеч ступнями. Можно практиковать в наклоне стоя. После того как необходимость в более-менее регулярной практике вамана-дхаути исчерпается, используют от случая к случаю по мере надобности.

Промывание толстого кишечника (басти-карма)

Используют гладко отполированную бамбуковую трубку длиной в ладонь, диаметр которой примерно такой же, как диаметр среднего пальца. Края закруглены и тщательно отполированы. Поверхность пропитана воском.

Трубку смазывают вазелином или топленым маслом, вставляют в анус, входят в воду по пояс и выполняют серединный статический брюшной жгут. Можно выполнять, сидя в воде на корточках. Например, в ванне. Поверхность воды — на уровне пупка. Толстый кишечник наполняется водой. Дальше — все, как при обычной клизме.

Проблема в условиях нормального человеческого жилища с раздельным санузлом состоит в том, что выскакивающий по зову природы из ванной комнаты цивилизованный йогин без штанов, который опрометью бросается в туалет, шлепая мокрыми ногами по лакированному паркету и оставляя за собой лужи, может в отдельных случаях производить нежелательное впечатление как на собственных домашних, так и на гостей, вовсе не обязательно подготовленных к подобным сюрпризам. Поэтому лучше просто налить чистую воду в таз, достаточно большой и глубокий для того, чтобы в нем можно было сесть на корточки, погрузив тело в воду до уровня пупка. Таз устанавливается в туалете, дверь которого запирается изнутри. Оптимальная температура воды — комнатная.

Практикуют по мере необходимости. Если таковой нет — не практикуют.

Лучше всего в пресном водоеме с чистой водой. Можно в море. Однако в наше время отыскать открытый водоем с достаточно чистой, не слишком холодной и не слишком соленой водой — еще одна большая проблема, поэтому тот, кому применение басти-крийи по каким-либо причинам представляется целесообразным, можно порекомендовать обычную клизму в сочетании с наули-крийей.

Очищение сквозным потоком ветра (вата-сара-дхаути-нрийя)

Глотают воздух, пока желудок не наполнится им до предела. Удерживают воздух в желудке, не позволяя ему выходить через пищевод. Воздух поступает в кишечник и начинает проходить сквозь него. Через полчаса остаток воздуха из желудка отрыгивают. То, что успело попасть в кишечник, проходит насквозь и спустя некоторое время естественным образом удаляется через задний проход.

Способствует очищению поверхности слизистых оболочек пищеварительного тракта, заживлению язв, устранению воспалительных процессов, избавлению от анаэробных инфекций. Очищает кровь, оптимизирует внутреннюю секрецию.

Можно практиковать в любое время. Никогда не повредит. Однако, как нетрудно догадаться, в большинстве случаев процесс сопровождается возникающими время от времени несколько неблагозвучными аудиоэффектами и не совсем благоприятными, с точки зрения воздействия на обоняние, временными флуктуациями состояния атмосферы вокруг практикующего. Что в приличном обществе может привести к ненужным осложнениям… Поэтому, дабы не оскорбить слух и нюх уважаемых им господ (и, разумеется, дам), истинный йогин, который к тому же еще и джентльмен (пусть не формально, но по сути своей, конечно же, — всенепременно), старается практиковать вата-сара-дхаути-крийю либо в полном одиночестве, либо в изолированном кругу таких же йогинов, как он сам…

Очищение тканью (вастра-дхаути-крийя)

Заглатывание и извлечение длинной полоски марли. Как правило, используют обычный медицинский бинт.

В кружку, наполненную подсоленной до вкуса слезы чистой водой, кладут размотанный широкий пятиметровый бинт. Второй конец предварительно привязывают к ручке кружки, чтобы случайно не проглотить бинт целиком. Если этого не сделать и бинт окажется проглоченным полностью, возможны роблемы. Лучше тщательно следить за тем, чтобы второй конец всегда оставался снаружи.

Постепенно заглатывают бинт, начиная со свободного конца.

Закончив заглатывать бинт, выпивают немного воды и несколько раз выполняют наули-крийю, Затем бинт вытаскивают — очень осторожно и не торопясь. Если бинт не выходит, выпивают еще немного воды, расслабляются и снова мягко пытаются его вытащить. Ни в коем случае не применяют грубую силу. Бинт не выходит, если зажат сфинктером. Расслабление сфинктера позволяет беспрепятственно его извлечь. Можно выполнить вамана-дхаути-крийю. Впрочем, по окончании практики вастра-дхаути-крийи вамана-дхаути-крийю целесообразно выполнять в любом случае.

Имеет смысл каждый раз пользоваться свежим бинтом и после окончания практики вастра-дхаути-крийи его выбрасывать.

Сочетание вастра-дхаути-крийи с наули-крий-ей — самый эффективный способ очищения эфирной компоненты энергетической структуры и стимуляции процесса концентрации в ней энергии.

При язве желудка или двенадцатиперстной кишки практикуется только в стадии ремиссии.

Осваивают постепенно. В первый раз заглатывают столько, сколько получится, во второй — больше, в третий — еще больше и так до тех пор, пока не обучаются заглатывать весь бинт почти до самого второго конца. Прекращают применение, как только необходимость в практике вастра-дхаути-крийи оказывается исчерпанной.

Очищение стеблем (даньда-дхаути-крийя)

Практикуется аналогично очищению тканью, но вместо бинта традиционно используют отрезок стебля лотоса длиной в два-три локтя. Замена стебля лотоса — обычный медицинский желудочный катетер.

Катетер заглатывают, оставив его конец снаружи. Затем, не вынимая катетер, выпивают около литра чистой прохладной воды. При этом тщательно следят за тем, чтобы катетер не оказался проглоченным полностью. Затем вызывают рвотный рефлекс и в течение того времени, пока вода выливается, вытаскивают небольшой отрезок катетера. Затем процедуру повторяют, с каждой порцией выливающейся воды вытаскивая еще один небольшой отрезок катетера. После того как весь катетер вышел, выливают всю оставшуюся в желудке воду, несколько раз вызывая рвотный рефлекс.

Как и вастра-дхаути, способствует обращению направления потока апаны и реактивному обращению направления основного потока праны и потому также обладает омолаживающим действием на организм. Избавляет от многих проблем, связанных с функциональными и некоторыми органическими нарушениями работы органов пищеварения. Поднимает общий энергетический тонус организма за счет развития способности эфирных копий внутренних органов концентрировать дополнительную энергию.

При язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки практикуется только в стадии ремиссии.

Если нет необходимости, не практикуют.

Промывание носоглотки (джала-нэти-крийя)

Чистую холодную пресную воду зачерпывают ладонями, погружают в нее нос и втягивают сквозь обе ноздри в рот, после чего выплевывают. Зачерпывают еще, одну ноздрю зажимают основанием ладони, второй втягивают воду. Выплевывают. Повторяют, сменив ноздри. Набирают в рот немного воды, наклоняются так, чтобы голова оказалась обращенной макушкой вниз, и через ноздри выдувают воду изо рта. Вновь зачерпывают пригоршню воды и еще раз втягивают ее обеими ноздрями, после чего выплевывают. Таков первый способсамый эффективный, но и наиболее жесткий. Весьма опасен.

То же самое с морской водой — менее жесткий способ. Если вода холоднаятакже опасен. Если вода чересчур соленая — неприятен и чреват раздражением слизистой оболочки носоглотки.

Чистую прохладную пресную воду наливают в кружку и солят до вкуса слезы. Погружают в нее нос и втягивают воду в рот. Выплевывают. Пальцем зажимают одну ноздрю, вторую погружают в воду, втягивают воду в рот, выплевывают. Набирают в рот немного воды. Выдувают через нос. Вновь погружают нос в воду, сквозь ноздри втягивают воду в рот, выплевывают. Менее жесткий способ. Может быть опасным при склонности к воспалительным процессам в носоглотке и придаточных полостях. Менее опасен, если не выполнять третью фазу — выдувание воды изо рта через нос.

Для практики четвертого способа нужен специальный сосуд — нэти-пот. Можно заменить чисто вымытым заварочным чайником. Воду наливают в сосуд. Носик вставляют в одну ноздрю. Наклоняя голову и сосуд, добиваются такого их взаимного положения, при котором вода беспрепятственно протекает сквозь нос из одной ноздри в другую и выливается наружу. Пока вода течет сквозь, небольшое ее количество втягивают в рот. Затем выплевывают. Меняют ноздрю. Сколько воды протекло с одной стороны, столько же пусть протечет и с другой. Немного воды втягивают в рот и выплевывают. Температура воды — сообразно целям. Жесткая психоэнергетическая практика для получения максимально выраженного эффекта в эфирном теле — вода холодная пресная. Чуть менее эффективная практикавода холодная, но подсоленная до вкуса слезы. И то, и другое весьма опасно. Гигиеническая практикавода приятно прохладная подсоленная. Менее эффективно, однако почти совсем безопасно, если нет очагов воспаления. Терапевтическая практикавода теплая. При воспалительных процессах — вода очень теплая, подсоленная с добавлением щепотки пищевой соды и двух-трех капель пятипроцентного раствора йода на 200 мл. Максимальной психоэнергетической эффективностью обладает контрастный вариант промывания носоглотки. Сначалаочень теплая, практически горячая по субъективному ощущению, подсоленная вода, затемхолодная подсоленная вода. Все это — с использованием сосуда для промывания носоглотки. Затем — пресная холодная вода в соответствии с первым способом. Фаза с набиранием воды в рот и выдуванием через нос не обязательна. Всю процедуру можно один-два раза повторить. Очень эффективно и в период освоения — очень опасно. Однако при корректной практике дает результат, которого невозможно добиться никакими другими способами.

Практика промывания носоглотки стимулирует концентрацию энергии в эфирных структурах Адж-ня-чакры, чем способствует накоплению большого количества энергии, которая может быть использована для формирования воли и развития способности ею управлять. Стимуляция нервных окончаний в слизистой оболочке носоглотки притягивает внимание к середине головы. Концентрация внимания ведет к концентрации энергии и развитию тех аспектов восприятия, которые связаны с этой зоной.

Усиливается динамика кровообращения в области носоглотки. При корректной практике устраняются заболевания носа, носоглотки, придаточных полостей, глаз. Нарушенное зрение может восстанавливаться.

Способствует повышению остроты зрения и развитию способности «тонкого» восприятия, соответствующего «физическому» зрительному восприятию.

При некорректном использовании возникают соответствующие проблемы. Осваивается с осторожностью и постепенно, однако решительно. После того как необходимость в практике джа-ла-нэти исчерпается, эту технику можно время от времени применять в качестве

Скачать:PDFTXT

Хатха-йога. Концептуальный очерк. Сидерский Андрей Йога читать, Хатха-йога. Концептуальный очерк. Сидерский Андрей Йога читать бесплатно, Хатха-йога. Концептуальный очерк. Сидерский Андрей Йога читать онлайн