можно эффективно использовать для освоения и отработки новых элементов.
Несмотря на то что полярная практика в статическом режиме обеспечивает чудовищную концентрацию энергии в осевых зонах элементов вихревой компоненты энергетической структуры, из-за относительно невысоких скоростей «транзитных» энергетических потоков она не позволяет достичь максимума энергоинформационной потоковой плотности в объеме энергетической структуры. Это обусловлено тем, что каждая последующая асана выполняется после расслабления, которое «снимает» значительную часть «объемного эфирного; эффекта» предыдущей. Поэтому, несмотря на. высокую потенциальную возможность концентрации энергии, тренировка в чисто статическом режиме не дает максимально возможной для практикующего в данном конкретном его состоянии насыщенности «тонкого» тела энергией.
Отдельные конфигурации соответствующих конкретным асанам состояний сознания осваиваются глубоко, так как каждый из них как бы закрепляется расслаблением. Однако, поскольку управление переходами из состояния в состояние осуществляется не непосредственно, а «сквозь расслабление», отсутствует непрерывность динамической трансформации конфигурации энергетической структуры. Динамика контроля состояний, то есть динамика управления потоком сознания, представлена лишь косвенно и далеко не в максимально возможной степени.
На уровне органического тела статический режим развивает силу, гибкость и растяжку, однако почти не дает прироста текучести и динамической силовой выносливости, равно как и качеств сознания, соответствующих этим свойствам органической компоненты энергетической структуры.
Для крийя-практики статическим является режим, в котором в каждом упражнении для длительной статической фиксации выделяется одна ключевая асана. Все остальные составляющие крийю элементы рассматриваются как фазы входа и выхода и подлежат «скользящему» транзитному прохождению без фиксации и, возможно, даже без обозначения окончательных положений тела, соответствующих каждой промежуточной асане. При практике в статическом режиме обычно стараются строить тренировку так, чтобы каждая последующая асана была компенсирующей относительно предыдущей как по воздействию на тонкие компоненты энергетической структуры, так и в чисто физиологическом смысле.
При практике в динамическом режиме все элементы крийи, виньясы или сета выполняются слитно, со «скользящим» прохождением ключевых положений. Вместо фиксаций — короткие, длительностью в несколько секунд, задержки, как бы «отмечающие» ключевые положения. Объект созерцания — движение, плавное перетекание из формы в форму. В работе с телом отрабатывается плавность, точность и координация движений. В работе с вниманием — динамическое управление концентрацией. Нет глубины концентрации, однако имеется «широта охвата» разнообразных объектов. Принцип концентрации — «скользящий луч». Благодаря интенсивной динамике транзитных вихревых потоков энергетической структуры, практика в динамическом режиме способствует распределению энергии в ее объеме, очищению структуры и выравниванию плотности объемного распределения энергии в структуре до уровня максимальной присутствующей в ней плотности.
Динамическая тренировка в любом стиле хатха-йоги составляется из коротких связок асан — так, чтобы каждая последующая связка была полноцен ной энергетической и физиологической компенсацией предыдущей. Психоэнергетическая или физиологическая несбалансированность динамической практики чревата травмами и функциональными расстройствами, которые в ряде случаев могут оказаться весьма и весьма серьезными. Одними из ключевых аспектов правильно организованной динамической практики являются непрерывность дыхания и точность согласования его с движениями. Дыхание в этом виде тренировки — та непрерывная нить, на которую нанизываются жемчужины асан. Посредством дыхания осуществляется управление праническими потоками, благодаря которым движется тело.
Комбинированный режим
Комбинированный режим является основным практическим режимом. Он вводится в практику после того, как в результате тренировок в статическом и динамическом режимах освоены составляющие сет формы и техника их слитного выполнения в сете. Так же как и динамическая практика, практика в комбинированном режиме подобна ожерелью, в котором плавно перетекающие одна в другую длительно фиксируемые ключевые формы нанизаны на непрерывную нить ровного медленного дыхания. Тренировка в комбинированном режиме есть не физкультурная, а чисто психоэнергетическая практика. Концентрация — объемная. Объект созерцания — функциональное взаимодействие индивидуальной энергетической структуры практикующего с пространством Мира. Длительные остановки движения в фазах фиксации асан, совмещающиеся с предельным растягиванием дыхания, позволяют в максимальной степени использовать отстраивающий энергетическую структуру и обеспечивающий максимальное накопление энергии в осевых зонах вихревых компонент мышц и сухожилий эффект статической практики. Плавное энергетически полное и связное перетекание тела из формы в форму и «взрывное» динамичное выполнение отдельных связок позволяют увеличить скорость прохождения транзитных потоков в структуре и обеспечить повышение плотности распределения энергии во всех объемах энергетической структуры до уровня плотности распределения энергии в осевых зонах.
Тренировка в комбинированном режиме строиться из длинных связок-каскадов асан и крий, последовательно углубляющих проработку какого-либо аспекта конфигурации энергетической структуры. Как правило, ключевой в каждой конкретной тренировке является одна самая длинная и психо-энергетически наполненная связка, остальные выполняют роль частичной компенсации и гармоничного «обрамления». В отличие от статического и динамического режимов, практика в комбинированном режиме не предусматривает полной взаимной компенсации всех техник, поскольку рассчитана в основном на достижение психоэнергетического «постэффекта», сохраняющегося в энергетической структуре на протяжении многих часов после окончания практики. Эффект тренировки учитывается в последующих тренировках таким образом, чтобы компенсация воздействия на энергетическую структуру имела место после того, как результат воздействия на сознание закрепится в форме качественных изменений сферы восприятия и самоосознания. Поэтому практика в комбинированном режиме является наиболее эффективной и за считанные тренировки позволяет достичь эффекта, на достижение которого в случае чисто статической или чисто динамической практики требуются годы.
В то же время именно необходимость сверхвысокой точности и абсолютной корректности построения тренировочного процесса в целом делают комбинированную практику весьма опасной. Дело в том, что в случае комбинированной практики не работают никакие рекомендации, никакие схемы, никакие логические механизмы. Корректно отстроить практику в комбинированном режиме можно только на основании точного чувствования потоков Силы, фактического «видения» процессов, происходящих во время практики в «тонких» компонентах энергетической структуры, и умения отслеживать взаимодействие энергетической структуры и сознания. То есть — на основании практического опыта восприятия, накопленного то ли в предыдущих воплощениях, то ли в результате практики в двух более простых режимах, то ли благодаря непосредственному психоэнергетическому контакту с Учителем.
Принцип компенсации
Практикуя асаны в любом из упомянутых выше режимов, стараются строить общую тренировочную последовательность таким образом, чтобы к моменту завершения тренировки получить полную и гармоничную компенсацию всех «односторонних» воздействий на систему. Асаны с прогибом назад обязательно компенсируются асанами с наклоном и складыванием вперед, повороты, скручивания и сгибания вправо — поворотами, скручиваниями и сгибаниями влево, асаны с растягиванием промежности — асанами, обладающими эффектом випарита-карани, асаны типа стойки на плечах — асанами типа «рыбы» и т. п. Асаны, выполнение которых связано с предельным напряжением тех или иных групп скелетной мускулатуры, обязательно компенсируются асанами, до предела растягивающими и расслабляющими те же самые группы мышц. Принцип гармоничной компенсации — общий для всех видов гимнастической тренировочной практики.
Расслабление и шавасана
Расслабление применяется всякий раз, когда возникает необходимость снять напряжение или «переварить» результат воздействия практики на состояние сознания. Продолжительность промежуточного расслабления в процессе практики обычно невелика. Оптимальное соотношение практики и расслабления в пределах одной тренировки — 1/1.
Шавасана — «поза трупа» (она же — мритасана — «поза смерти») к расслаблению имеет отношение лишь постольку, поскольку органическое тело в ней оказывается полностью расслабленным. В действительности же шавасана — это практика отработки отделения «эфирного дубля» от органической компоненты. Сущность шавасаны, как говорилось выше, состоит в выделении эфирного дубля, образованного всеми пранами, кроме дхананьджайи. В этом — условное сходство шавасаны с состоянием смерти, и отсюда — название практики. После смерти в теле также остается только дхананьджайя-вайю. Выполняется шавасана в положении лежа на спине или на животе. Практика шавасаны может занимать от нескольких минут до нескольких дней, а в отдельных крайне редких специфических случаях в исполнении особо выдающихся мастеров — до нескольких недель.
При достаточно глубокой проработке энергетической структуры в процессе практики асана-дхары промежуточное расслабление может спонтанно преобразоваться в шавасану. Практикующему имеет смысл отслеживать подобного рода трансформации и пользоваться ими, чтобы соответствующим образом переключать режим контроля работы сознания.
В практике истинного Мастера любая асана соединяет в себе все семь ступеней технологического алгоритма от собственно асаны как формы до самьямы, а по генерируемому качеству состояния сознания полностью отвечает условиям ямы и ниямы. Любая Асана, когда бы, где бы и как бы Мастер ее ни практиковал, в его исполнении полноценно гармонична и завершена и сама содержит в себе свою собственную компенсацию по всем направлениям во всех аспектах — независимо от того, выполняется она в последовательности других техник или совершенно отдельно, сама по себе, симметрична она или асимметрична, проста или сложна, общеизвестна либо встречается в практике только данного конкретного Мастера. Совершенство практики Мастера — не в совершенстве выполнения им гимнастических форм, а в том могущественном потоке Силы, который он генерирует в пространстве вокруг себя. Присутствие этого потока всегда ощущается, если он есть, а магнетическое воздействие его на сознание человеческих существ, оказавшихся в сфере его влияния, — очевидно. Это — тот самый поток Силы, который помогает людям захотеть стать свободнее, сильнее, совершеннее…
Все основные асаны поверхностно описаны во многих книгах. Пытаться полностью, детально описать асану с учетом всех нюансов состояния внешнего и внутреннего — бессмысленно. Точно так же бессмысленно пытаться перечислить и хотя бы кратко описать все асаны вообще — их слишком много. Пытаться же описывать последовательности асан, в особенности — последовательности, возникающие в ходе потоковой практики, — занятие и вовсе нелепое, поскольку при огромных затратах времени охват информации будет еще менее эффективный, чем в случае попыток описания индивидуальных асан. К тому же сегодня в нашем распоряжении есть такая замечательная вещь, как видео… И можно просто посмотреть, как, какие асаны и в каких последовательностях практикует тот или иной мастер.
Плавита-садхана
Под общим названием «плавита-садхана» объединяется ряд тренировочных практик, «собранных» на техниках плавания и свободного ныряния. Поскольку для полноценной практики плавита-садханы необходима основа в виде хорошего владения техникой плавания современными спортивными стилями, в частности, брассом и кролем, а также умение нырять и правильно обращаться с приемами выравнивания внутреннего и внешнего давления при нырянии на глубину 20 м и более, я считаю некорректным открытое общедоступное изложение деталей практических алгоритмов в силу безответственности подобного рода действий. Наиболее общие азы начального приближения к практике плавита-садханы вполне корректно даны в работе С.Есудиана и Э.Хейч «Йога и здоровье современного человека». Андрей Лаппа также уделил внимание плавита-садхане в своей книге «Йога — традиция единения» и в качестве примера даже частично привел одну из возможных схем построения тренировки.