существует для нас лишь то, что мы фактически воспринимаем. Хотя именно тела души и тела Духа есть то, что мы в действительности из себя представляем как космические существа. Нормальное состояние сознания обычного современного среднестатистического представителя вида Homo Sapiens представляет собой неконтролируемый психоэмоциональный фон, который условно можно было бы назвать «психоэмоциональным белым шумом». Составляющие его перепутанные друг с другом, окрашенные самыми разными эмоциями мысли и желания живут своей собственной жизнью, причем образ этой жизни с контролем над волей, вниманием и осознанием самого индивида, в котором она протекает, в подавляющем большинстве случаев никак не связан. Более того, «самостоятельная жизнь» психоэмоционального мусора, подобно броуновскому газу заполняющего все свободное виртуальное пространство нашего сознания, сковывает все наше внимание и выедает львиную долю имеющейся в нашем распоряжении свободной энергии, поэтому, как правило, о реальной управляемой воле и фактически контролируемом внимании в случае обычного среднестатистического человеческого существа говорить вообще не приходится. Таких инструментов в его распоряжении просто нет. Обычный человек не управляет в себе ничем. Более того, он на сто процентов управляем. Его поведение импульсивно, поскольку контролируется импульсами, которые являются не более чем амплитудными выбросами из сферы «белошумного» психоэмоционального мусора. Каждый такой выброс — флуктуационный импульс в сознании, либо особо ярко эмоционально окрашенный, либо обладающий повышенной по отношению к общему уровню «психоэмоционального белого шума» интенсивностью (либо — и то, и другое). Общая картина распределения таких флуктуационных импульсов есть то, что воспринимается как личность. Естественно, ни о каком самоосознании на уровне личности не может быть и речи, поскольку само по себе явление личности является чисто виртуальным образом, который существует лишь до тех пор, пока хаотически булькающее варево неконтролируемых эмоций, мыслей и желаний выбрасывает импульсы — руководства к действию.
Устойчивое прекращение неконтролируемой психоэмоциональной деятельности, которое, если верить Патанджали, является единственной фактической целью йогической практики, неминуемо приводит к стиранию личности. В терминах толтекской традиции это явление именуется «утратой человеческой формы». С момента утраты человеческой формы, собственно, и начинается эволюция осознания как таковая. До этого момента ни о какой свободе «собственного энергетического волеизъявления» не может быть и речи. Пока не преодолена власть «белого шума», воля остается под контролем личности, то есть под контролем иллюзорного нечто, до уровня полного автоматизма зависимого от огромного количества случайных факторов. Впрочем, не только случайных. Не секрет, что знание основ психотехники позволяет целенаправленно влиять на формирование личностей человеческих существ. Будучи подкрепленной современными техническими средствами и владением технологиями психоэнергетического воздействия, базовая психотехника превращается в искусство программирования поведения как отдельного человека, так и сообществ человеческих существ на любом уровне и в любых сколь угодно широких масштабах… При условии знания некоторых «азов» корректировка спектра «психоэмоционального белого шума» — не такая уж сложная задача…
Устранение неконтролируемых флуктуации состояния сознания (читта-вритти-ниродха) сообщает восприятию свойство фактической ясности, прекращает неконтролируемое рассеивание огромного количества энергии, «съедаемой» «белым шумом». Результатом становится способность осознанно контролировать распределение энергии в системе в целом, что позволяет перенаправить потоки прана-вайю и апана-вайю и «наполнить» «тонкие» компоненты энергетической структуры за счет введения в сушумну распрямленных витков из канды.
Интегральный тренинг
Интегральный тренинг есть комплексный тренировочный алгоритм, пользуясь которым, человеческое существо может целенаправленно изменять характеристики своей энергетической структуры на всех уровнях ее организации, осознанно развивая и совершенствуя как саму энергетическую структуру, так и все ее функциональные проявления.
Соответственно технология интегрального тренинга — это практическая технология корректного применения вышеупомянутого алгоритма. Целью практики любой технологической системы интегрального тренинга является достижение состояния йоги — «читта-вритти-ниродхах» — то есть избавление от человеческой формы, независимо от того, каким языком пользуется практикующий и каким термином он это состояние обозначает.
Наиболее «рабочими» и эффективными для существ, чье восприятие сконцентрировано преимущественно в трехмерном «физическом» континууме, являются системы интегрального тренинга, основанные на трансформации «физической» компоненты энергетической структуры и осознании законов ее функционирования с последующим «выходом» на осознанное управление процессами, протекающими в «тонких» компонентах. Под «последующим выходом» в данном случае понимается не столько соотношение процессов во времени, сколько их положение в структуре «технологической иерархии».
Практика подобных систем интегрального тренинга расширяет диапазон восприятия за счет введения в «сферу осознаваемого» результатов деятельности тех мозговых структур, которые в исходном состоянии работают на подсознание и сверхсознание и, таким образом, в процессе осознанной жизнедеятельности обычного человеческого существа участия не принимают. Расширение диапазона восприятия обеспечивает расширение «поля воспринимаемой реальности». За счет установления контроля над деятельностью бывших ранее неподвластными волевому управлению компонент сознания человеческое существо обретает способность фактически воспринимать уровни Интегральной Реальности, за обработку информации с которых эти компоненты отвечают. Соответственно у человека появляется возможность осознанно действовать в сферах Интегрального Мира, являющихся материальным воплощением вышеупомянутых уровней Реальности. Результатом становится обретение адекватного видения иерархической структуры Мира и естественным образом следующее из него изменение иерархической организации сознания человеческого существа, которая «переворачивается» и становится соответствующей фактической иерархии компонент энергетической структуры. Тем самым энергетическая структура и сознание приводятся в гармоничное состояние взаимной функциональной сбалансированности. Центр самоосознания смещается с уровня личности на уровень Сущности, соответствующий телу Духа, что позволяет сохранить «наработанный» уровень осознанности при переходе «через смерть» за счет сохранения непрерывности потока самоосознания. В случае обычного человеческого существа, центр самоосознания которого находится на уровне личности, соответствующем «физической» компоненте энергетической структуры, разложение «физического» и «ближних» к нему «тонких» тел при переходе «через смерть» нарушает непрерывность потока самоосознания.
Результат практики любой полноценной системы интегрального тренинга, в пределе, — переход сознания на более высокий функциональный уровень. В соответствии с терминологией Р.А.Уилсона — переход на уровень функционирования более высокоорганизованного контура. Смысл прекращения неконтролируемых процессов в сознании — уменьшение количества задействованной энергии, которая при переходе «втянется» в переходный процесс. Чем больше энергии задействовано в режиме текущего функционирования, тем более разрушительными для системы могут оказаться переходные процессы — это известно из банальной электротехники. Минимизация текущей психоэнергетической активности — способ защитить систему от разрушения при переходе в принципиально новый функциональный режим. Достаточно типичен случай, когда в процессе творчества при спонтанном переходе сознания на более высокий функциональный уровень органическое тело не выдерживает перегрузки, обусловленной переходными процессами. Ранняя смерть некоторых из наиболее ярких творческих индивидуальностей человечества может служить примером.
Хатха-йога
Хатха-йога есть полноценная гимнастическая технология интегрального тренинга, позволяющая достичь состояния йоги, пользуясь эффективными и самодостаточными техническими методами.
Самодостаточность тренировочной практики хатха-йоги состоит в ее непосредственности и обусловлена тем, что орудием практики и объектом воздействия техник является наиболее «материальная» компонента энергетической структуры — «физическое» тело, а сами тренировочные техники устроены таким образом, что их воздействие на «физическое» тело вполне определенным образом «отражается» на всех компонентах энергетической структуры вплоть до самых «тонких». Сообразно функциональному развитию энергетической структуры появляется возможность функционального развития воплощенного в ней сознания. Развитие сознания открывает путь к повышению уровня осознанности. Повышением уровня осознанности обеспечивается расширение диапазона восприятия, что естественным образом приводит к раскрытию новых уровней самоосознания и в результате — к достижению состояния йоги.
Фактическое расширение диапазона восприятия опирается на способность замечать изменения состояния сознания, а также состояний внутреннего и внешнего «психоэнергетических» пространств, что, в свою очередь, требует развития способности предельно концентрировать внимание и сохранять высший уровень концентрации в течение длительных промежутков времени, достаточных для того, чтобы «точечная» концентрация на состоянии отдельного объекта переросла в пространственную концентрацию на состояниях энергетических и психических пространств, пересечением которых данный объект является.
Технологический алгоритм
В основе технологического алгоритма хатха-йоги лежит система физических упражнений, состоящих из элементов, именуемых асанами. Каждая асана есть особое положение органического тела, которое помимо непосредственного тренирующего воздействия на собственно «физическое» тело формирует вполне определенную пространственно- энергетическую конфигурацию «тонких» составляющих энергетической структуры и тем самым оказывает соответствующее этой конфигурации развивающее воздействие на сознание. За счет отстройки и уплотнения распределения энергии в осевых компонентах «тонких» составляющих структуры асана позволяет значительно повысить «энергонасыщенность» последней на всех уровнях. Тем самым «тонкие» составляющие энергетической структуры становятся более «заметными» и в большей степени доступными для восприятия. Соответственно в сознании развиваются механизмы, позволяющие практикующему обрести контроль над «приобретенными восприятием» новыми «тонкими органами» либо над новыми свойствами и качествами органов, бывших «известными восприятию» «до того».
Для достижения максимального тренирующего эффекта и максимальной психоэнергетической эффективности практика асан совмещается с практикой специальных техник управления распределением энергии в «тонких» компонентах энергетической структуры. Этот класс техник называют пранаямой — «искусством управления Силой». Целый ряд практических приемов пранаямы в своей основе имеет техники управления дыханием как «средством доступа» к осознанному контролю над процессами накопления и перераспределения энергии в так называемом «эфирном» теле — «тонкой» компоненте энергетической структуры, самой «ближней» к «физическому» телу по уровню организации. Освоение приемов управления потоками энергии «эфирного» плана открывает путь к освоению контроля над энергиями более высоких уровней.
За счет повышения концентрации энергии в «эфирной копии» при корректной практике комбинации асана-пранаяма возникают новые внутренние доминанты концентрации восприятия и происходит переориентация направления внимания, в обычном состоянии обычного человека рассеянно направленного вовне. Восприятие «втягивается» вовнутрь и внимание направляется на состояние «пространства внутренних ощущений». При достаточно интенсивной практике достигается столь высокая степень «сворачивания восприятия вовнутрь», что внимание полностью отключается от внешних объектов. Такое состояние именуется пратьяхарой — «отключением», или «стягиванием внимания внутрь».
На этой стадии практики возникает состояние «остановки», именуемое также состоянием «внутреннего безмолвия». Свойственный обычному человеку в его нормальном состоянии неуправляемый безудержный поток мыслей, обусловленный потоком внешней «трехмерной» информации и чужими «психоэнергетическими наводками», прекращается, ибо поток внешней информации временно «отсекается», а внутренние психоэнергетические «наводки» возможны лишь в том случае, когда имеют место эмоциональные и прочие подобные реакции на внешние события и ситуации, за энергетические потоки которых может «зацепиться» психоэнергетическое воздействие.
Стягивание внимания внутрь приводит к предельной концентрации внимания на состоянии внутреннего «психоэнергетического пространства». Это именуется «сосредоточением», или «концентрацией внимания» — дхараной.
Углубление устойчивой концентрации на внутреннем психоэнергетическом пространстве приводит к осознанию связей внутреннего и внешнего, ибо внутреннее есть лишь ограниченная обусловленностью восприятия область бесконечности. Концентрация энергии в энергетической структуре и концентрация внимания приводят к осознанию связей внутреннего пространства с воспринимаемыми как внешние составляющими «тонкого» тела. Восприятие охватывает все более и более обширные сферы «психоэнергетических» пространств, в которых имеет место бытие энергетической структуры практикующего, концентрация внимания становится «объемной». Сфера восприятия расширяется, охватывая бесконечность, внимание отслеживает взаимосвязи и соотношения между пространствами различных уровней организации. Это состояние именуют «созерцанием» — дхьяной.
В результате созерцания приходит фактическое восприятие целостности и единства энергетической структуры, не разделенной на «внутреннее» и «внешнее», «грубое» и «тонкое», «ограниченное» и «бесконечное». Соответственно самоосознание практикующего становится самоосознанием единого и целостного бесконечного существа, не ограниченного пространственными рамками «физического» тела и временными рамками