Скачать:PDFTXT
Хатха-йога. Концептуальный очерк. Сидерский Андрей

человеческой жизни. Это состояние называется «единением» — самадхи. В зависимости от уровня концентрации энергии в энергетической структуре, развитости самой структуры и положения, занимаемого Сущностью в Космической Иерархии (то есть от фактического уровня развития самоосознания), возможны различные по полноте и глубине стадии состояния самадхи. Объектом сосредоточения может быть любое явление, обладающее энергетической структурой или же проявляющее себя в качестве комплекса функциональных характеристик какой-либо структуры, то есть любой предмет, любое существо — как органическое, так и неорганическое, любое состояние, явление, действие — все, что угодно.

Углубление концентрации на объекте с последующей трансформацией в созерцание и выходом в состояние единения включает структуру объекта первичной концентраций в структуру созерцающего. Имеет место слияние энергетических структур созерцаемого и созерцающего в восприятии последнего, именуемое самьямой. Результирующее постижение свойств, качеств и законов функционирования объекта созерцания приводит к возникновению у созерцающего способности посредством волевого манипулирования намерением управлять состояниями энергетической структуры объекта созерцания, внедрять функциональные свойства и качества своей энергетической структуры в энергетическую структуру объекта созерцания, распространять свойства энергетической структуры объекта созерцания на свою собственную энергетическую структуру и пользоваться проявлениями законов функционирования энергетической структуры объекта созерцания для трансформации своей собственной энергетической структуры.

В состояниях самадхи и самьямы человек осознает устройство своей энергетической структуры, ее соотношение с энергетическими структурами других существ и с бытием, развернутым в «тонких» пространствах Интегрального Мира, получая возможность согласовать иерархию компонент энергетической структуры с иерархией компонент сознания и уровней самоосознания. В итоге он обретает полный контроль над всеми функциональными компонентами своего существа, с наивысшего доступного ему уровня самоосознания контролируя функции уровней энергетической структуры посредством управления соответствующими уровнями сознания.

Понятие о полярной и дипольной практиках

Под полярной практикой понимается индивидуальная практика, в ходе которой энергетическая структура практикующего «привыкает» к выполнению отдельных тренировочных техник и их комбинаций в различных режимах и обучается реализовы-вать заложенный в них психоэнергетический потенциал. Фактически полярная тренировочная практика является подготовительной по отношению к так называемой дипольной тренировке. Человеческий диполь — единая энергетическая структура, образованная замыканием транзитных энергоинформационных потоков энергетических структур двух разнополых человеческих существ. Дипольная тренировка есть практика технологии гармоничного соединения, уравновешивания и самоосознания двух основополагающих Сил, двух изначальных факторов проявленности бытия Мира, в дальневосточных традициях именуемых ЯН и ИНЬ. В практике дипольной тренировки мужское и женское человеческие существа совместно выполняют парные комбинации тренировочных техник, сбалансированные по «силовым» характеристикам за счет замыкания индивидуальных транзитных энергоинформационных потоков «через Бесконечность» в гармоничные контуры осознанного психоэнергетического взаимодействия.

Понятие базовой тренировочной техники

Под техниками базовой практики понимаются тренировочные техники, представляющие собой достойный вызов для обычного человека, характеристики тела и сознания которого изначально находятся в диапазоне некоторой «социально принятой» биологической нормы. Другими словами, техники базовой практики — это техники, пригодные для полноценного прохождения пути хатха-йоги подавляющим большинством обычных людей. В зависимости от уровня тренированности на различных этапах этого пути используются базовые практики различных уровней сложности.

Иногда к разряду базовых практических техник ошибочно относят примитивизированные варианты йогических упражнений, лишенные некоторых из основных признаков собственно йогических техник. Это — профанация. Полноценными йогическими тренировочными техниками можно считать лишь те, которым свойствен вполне определенный уровень психоэнергетического воздействия по комплексной отстройке и развитию как «грубых», так и «тонких» компонент энергетической структуры. Применение упрощенных вариантов тренировочных техник, оптимизирующее воздействие которых в значительной мере ограничено уровнем органической компоненты энергетической структуры и отдельными аспектами так называемой «эфирной копии», оправдано на начальных этапах либо в комплексе йога-терапевтических мероприятий, когда в силу ограниченности возможностей практикующих применение полноценных базовых тренировочных практик невозможно. По мере повышения уровня тренированности целесообразен как можно более быстрый и бескомпромиссный переход к практике полноценных базовых тренировочных техник.

Усложненные тренировочные техники

В силу некоторых причин для отдельных индивидов уровень интенсивности вызова, предъявляемого базовыми практиками к энергетической структуре, в частности, к ее органической компоненте, может оказаться недостаточным. Во избежание потерь общей эффективности тренировочной практики таким людям приходится в целях компенсации тех или иных аспектов своего состояния пользоваться усложненными тренировочными техниками.

Например, для женщин, с детства тренировавшихся в соответствии с какими-либо методиками, предусматривающими развитие гипермобильности суставов и повышенной эластичности сухожильно-мышечного комплекса, базовые асаны в своем подавляющем большинстве могут оказаться недостаточно эффективными для генерирования мощных потоков так называемой «сухожильной праны». Поэтому им необходимо применять для работы, например, с прогибами назад и «шпагатными растяжками» весьма и весьма усложненные варианты тренировочных техник. В то же время вытянутые и кольцевые наклоны вперед, глубокие продольные скручивания и работа с коленными и голеностопными суставами в асанах типа «тронных поз» и «лотоса», а также многие силовые элементы вполне могут оказаться для них достаточно эффективными и в базовых вариантах.

И наоборот, для артистов, работающих в жанре «вытекания» в наклонах и «кольцевых складываниях» достойным вызовом могут оказаться базовые прогибы назад и некоторые из «шпагатов», в то время как для работы типа «нога за головой» и «две ноги за головой» им придется искать способы существенного усложнения базовой практики.

Гимнастам и акробатам придется усложнять базовые силовые техники и базовую работу на равновесие — стойки на голове и на руках. А вот базовые варианты асан со сложенными в «лотос» ногами, различные варианты «мостов» и «тронных поз» им в большинстве случаев даются точно с такими же трудностями, как и всем остальным.

У многих спортсменов-пловцов высокой квалификации могут возникнуть проблемы с предъявлением достойного вызова сухожильно-мышечному комплексу рук и плечевых суставов, в то же время базовая силовая работа и работа на равновесие в стойке на руках будет для них достаточно эффективной…

Бывают ситуации, когда в роли фактора, упрощающего освоение базовой техники и стимулирующего использование усложненных вариантов, выступают врожденные особенности строения органического тела.

Например, врожденная сглаженность физиологических изгибов позвоночного столба (плоская спина) приводит к тому, что человек с легкостью осваивает глубокие прогибы назад и «шпагатные» техники, однако имеет некоторые проблемы с наклонами вперед, продольными и спиральными скручиваниями позвоночника, а также с техниками, требующими большой силы.

Малый рост при относительно коротких ногах и руках и относительно длинном туловище позволяет с легкостью осваивать базовые силовые элементы, балансировочные техники, глубокие прогибы назад, вытянутые и кольцевые наклоны, работу с коленными, тазобедренными и голеностопными суставами. Поэтому на определенном этапе человеку, обладающему таким строением органической компоненты энергетической структуры, для сохранения эффективности практики приходится находить усложненные варианты упражнений этих типов. Зато для него оказываются вполне достаточными базовые варианты «узловых замыканий», требующих «переплетания» рук и ног, «обвивания» конечностей вокруг скрученного или сложенного туловища.

Тяжелый таз при узких плечах требует применения усложненных вариантов асан, предусматривающих работу на равновесие сидя и стоя, в то же время упрощая выбор асан на равновесие в стойке на руках…

Конкретная работа с усложненными вариантами асан всегда индивидуальна. Точно так же, как индивидуален процесс поиска усложненных техник для каждого конкретного практикующего. Полагаю, что описанию усложненных вариантов имеет смысл посвятить отдельную работу, рассчитанную на ограниченный круг особо заинтересованных практикующих.

Принцип прогрессивной тренировки

Главный принцип практики любой технологии интегрального тренинга — вызов. Тренировка ради простого «поддержания формы» принципиально ущербна и ведет к деградации.

В каждой тренировке достигать большего, чем было достигнуто в предыдущей, добраться до предела своих возможностей и чуть-чуть превзойти самого себятаков путь практики хатха-йоги. Будучи вполне освоенными йогином, гимнастические тренировочные техники хатха-йоги утрачивают для него значительную долю своей эффективности, превращаясь в «автоматическую рутину». Для того чтобы сохранить и развить осознанность в ходе тренировочного процесса и достичь максимального эффекта при минимальных затратах времени на собственно тренировку, имеет смысл пользоваться как можно более сложными из доступных асан. Чем сложнее асана, тем более универсальным оказывается ее воздействие на энергетическую структуру. Существует огромное число тренировочных техник хатха-йоги — от основных базовых асан до сверхсложных вариантов. Некоторые из последних за всю историю человечества удавалось освоить лишь отдельным наиболее выдающимся Мастерам. Благодаря такому широкому спектру элементов потенциальное разнообразие и уровень сложности составленных из них возможных тренировочных последовательностей не имеют предела. Любой практикующий, каким бы высоким ни был его уровень тренированности, может найти для себя в хатха-йоге достойный вызов и тем самым достичь еще большего совершенства.

Гимнастические практики хатха-йоги относятся к категории наиболее эффективных тренировочных техник, поэтому для освоения асан вряд ли стоит пользоваться какими-либо «подводящими» упражнениями. Зачем применять менее эффективную тренировочную технику для освоения более эффективной тренировочной же техники? Не целесообразнее ли сразу пользоваться тем, что дает максимум тренирующего воздействия? Просто — постепенно, от простого к сложному, и очень-очень внимательно…

Кроме того, каждая асана является пространственной янтрой — конфигурацией энергетической структуры, обеспечивающей формирование резонансных зон в определенной полосе вибрационных характеристик. Чем сложнее применяемые в практике комплексы асан, тем более высокочастотные вибрации в более широком диапазоне частот становятся доступными восприятию практикующего. Чем сложнее асана, тем выше характерная для нее плотность распределения энергии в зоне максимальной концентрации субстанции «тонких» компонент энергетической структуры (то есть в пространственных пределах, ограниченных зоной существования «физического тела»), соответственно тем более явным оказывается «периферический отклик». Естественно, что конфигурирующий эффект такой асаны будет существеннее, чем ее более простых (менее плотно «закачивающих энергию» в систему) аналогов. Что неизбежно делает ее предпочтительной при выборе наиболее радикальных техник, направленных на расширение диапазона восприятия и совершенствования сознания как виртуального инструмента.

Принцип естественности развития тренировочной практики

Смысл прогрессивной тренировки — не в том, чтобы «тупо навязывать» системе непосильные формы и, невзирая ни на что, «загонять» тело в некую новую для него непосильную ситуацию. Если форма упражнения слишком труднодостижима, его содержание не раскроется восприятию практикующего.

Смысл практики асаны как таковой — в том, чтобы прочувствовать внутренне содержание формы, осознать. естественный для нее «рисунок рас пределения энергии» и, пользуясь дыханием как инструментом управления распределением энергии, сделать этот «рисунок» максимально энергетически насыщенным, то есть с максимальной эффективностью использовать форму конкретной асаны как фактор уплотнения распределения энергии в структуре, как фактор формирования резонансных откликов.

Очевидно, что легче прочувствовать энергетическую сущность формы в тех асанах, которые доступны для выполнения. В более сложных чрезмерное напряжение и неустойчивость формы в некоторой мере препятствуют «тонкому» восприятию.

С другой стороны, полностью освоенные простые формы довольно быстро исчерпывают себя, поскольку не дают желаемого эффекта — принципиально достижимый с их помощью уровень уплотнения распределения энергии в системе уже достигнут, восприятие приучено к работе в соответствующем диапазоне и, чтобы двигаться дальше, нужно предъявить системе вызов в форме более сложной асаны, являющейся развитием исчерпавшей себя более простой. Но это должно случиться естественным образом, само по себе, как неизбежный результат практики. Мы не навязываем системе новую для нее ситуацию, а в какой-то момент вдруг обнаруживаем, что такая ситуация уже сложилась. Мы не

Скачать:PDFTXT

Хатха-йога. Концептуальный очерк. Сидерский Андрей Йога читать, Хатха-йога. Концептуальный очерк. Сидерский Андрей Йога читать бесплатно, Хатха-йога. Концептуальный очерк. Сидерский Андрей Йога читать онлайн