Скачать:PDFTXT
Хатха-йога. Концептуальный очерк. Сидерский Андрей

стремимся загнать тело в сложную асану, мы просто в какой-то момент вдруг обнаруживаем недостаточность простой и, ориентируясь на внутренние ощущения, генерируемые асаной, находим тот вариант усложнения формы и тот способ осуществления такого усложнения, которые воспринимаются нами как наиболее естественные и энергетически обоснованные.

Сигналом для начала поиска и применения новой — более сложной — формы, являющейся развитием данной конкретной более простой асаны, служит ощущение наличия «свободного места» в структуре внутреннего энергетического тела, сопровождающееся ощущением привычности, легкости и изрядного «запаса прочности» в состоянии органического тела. Неудовлетворительная плотность распределения энергии внутри при полной подконтрольности воле внешней формы — признак того, что данная форма может быть развита в более сложную.

Таким образом, главным отличием асаны от чисто физкультурных гимнастических упражнений является приоритетность осознания внутренних энергетических процессов как источника и смысла существования внешней физической формы.

Энергетическая сущность асаны

Пытаться осваивать все более и более сложные асаны необходимо. Но только по мере возникновения ощущения энергетической недостаточности ставших привычными простых форм. Для этого асана должна быть асаной, а не просто гимнастическим упражнением или акробатическим этюдом. Является же она таковой, если ее внешняя форма строится на основании внутренней. энергетической целесообразности.

«Твердая плотная мягкая легкая — такова асана». Твердое плотное энергетическое тело, мягкое расслабленное органическое. В любой асане форма органического тела должна как можно полнее сохранять свойство естественной расслабленности тела в наиболее непринужденном положении. Это необходимо для того, чтобы не нарушался естественный рисунок распределения десяти пран. Тогда свойственный собственно асане рисунок перераспределения Энергии гармонично накладывается на распределение энергии в системе, уплотняя его сообразно собственной структуре асаны. Внутреннее становится более плотным и твердым при условии мягкости и расслабленности внешнего. Естественно, если для придания телу положения, свойственного той или иной асане, определенные группы мышц должны быть напряжены до предела, их невозможно расслабить, не нарушив форму асаны. Однако все мышцы, напряжение которых не является необходимым условием сохранения формы асаны, расслаблены. В этом случае характерному для данной конкретной асаны перераспределению энергии в системе ничто не мешает.

Необходимо осознавание состояния внешнего и внутреннего. Осознаванием внешнего достигается совершенство формы, осознаванием внутреннего достигаются восприятие потоков энергии в форме и способность управлять ими посредством дыхания. Интеграция осознавания внешнего и внутреннего позволяет использовать дыхание для того, чтобы «влить» тело в форму асаны.

Асана — не застывшая статическая форма, а процессдвижение. После того как внешнее движение, приводящее тело в соответствующее положение, закончилось, остается движение внутреннее — процесс перераспределения энергии. И то, и другое управляется дыханием, ибо процесс «втекания» внешнего в форму тоже управляется ощущением движения энергии внутри. Сформировавшийся в результате удержания асаны рисунок распределения энергии в системе (после того как он перестал изменяться) используется двояко — как объект созерцания и как исходное распределение для следующего шага изменения.

Переходные движения

Созерцание оформившегося рисунка распределения энергии в системе внутреннего энергетического тела позволяет ощутить текущую тенденцию изменения этого распределения и согласовать с нею естественно развивающее ее движение либо неподвижность органического тела. Так осуществляется переход из одной асаны в естественно и гармонично следующую за ней другую с использованием переходных движений, наиболее целесообразных для данного конкретного момента. Возможен вариант, когда движение «уходит внутрь», превращаясь в погружение внимания во все более и более «тонкие» слои энергетической структуры. Так рождается созерцание устройства энергетической структуры как интегрального образования и обретается контроль над распределением в ней энергии. Физическое тело при этом сохраняет неподвижность, пребывая в форме одной из устойчивых асан. Под устойчивостью асаны понимается способность практикующего с минимальным напряжением либо вообще без напряжения фиксировать форму асаны в течение достаточно длительных промежутков времени (обычно вход в более-менее углубленное созерцание занимает как минимум несколько минут, хотя бывают и мгновенные «провалы»; однако само по себе созерцание в подавляющем большинстве случаев также имеет тенденцию растягиваться во времени).

Возможных вариантов стилей выполнения переходных движений — множество. Есть способы жесткие и мягкие, быстрые и медленные, с приоритетной отстройкой «тонкой» структуры, сопровождаемой «доводкой» положения физического тела, и с при¬оритетной отстройкой положения физического тела, сопровождаемого «наполнением» внешней формы «тонким» содержанием. Существуют также многочисленные способы комбинирования различных режимов и форм переходных движений. Фактически система спонтанно самоорганизующихся переходных динамических фаз асан на достаточно высоком уровне развития тренировочной практики является тем, что в дальневосточных системах интегрального тренинга с недавнего времени принято обозначать термином «цигун» — искусством управления потоками «жизненной силы». Не будучи никак терминологически обозначенным, это искусство существовало всегда в качестве неотъемлемой компоненты практики асан. Практику слитного выполнения асан в едином потоке перетекающих одна в другую форм, основанную на интуитивном чувствовании психоэнергетической логики движения и осознании внутреннего потока изменения состояний как побудительного мотива, обозначают термином «асана-дхара» — поток положений тела. Также используют термины «хатха-дхара» — «поток силы», «хатха-ната» — «танец силы», «Шива-ната» — «танец Шивы».

Дыхание вообще

Осознание… Чем длиннее жизнь, тем больше можно успеть. Если должным образом пользоваться временем жизни…

Длительность жизни определяется дыханием. Каждому человеку на жизнь «отпущено» его личное строго определенное количество некоторых «средних» дыхательных циклов. Исчерпав свое дыхание, человек умирает.

Повышенная интенсивность дыхания — то, от чего возможное «отпущенное» человеку на одну жизнь количество дыхательных циклов может уменьшаться. Усиленная вентиляция усиливает газообмен и тем самым «выжигает» жизненный ресурс организма.

Снижением интенсивности дыхания количество потенциально возможных дыхательных циклов может быть увеличено.

Два пути увеличения продолжительности жизни — снижение интенсивности дыхания и увеличение длительности дыхательного цикла.

Уменьшение глубины дыхания при сохранении обычной его интенсивности не есть путь. Физиологически оно может казаться оправданным, поскольку оптимизирует соотношение поступления кислорода и накопление углекислого газа в организме. Однако для развития осознания требуется интегральная оптимизация состояния всей энергетической структуры в целом. «Изолированной» оптимизации органической компоненты недостаточно. Да это и невозможно. Попытки «чисто физиологической» оптимизации в конце концов ни к чему не приводят, поскольку дает себя знать энергетическая недостаточность «тонких» компонент.

Обычное дыхание — своего рода «вентильный процесс», регулирующий поступление энергии в «тонкие» компоненты энергетической структуры и ее накопление в них. Глубина и полнота дыхания — характеристики, от которых непосредственно зависит его «вентильная» эффективность.

Таким образом, единственный целесообразный путь оптимизации дыхания— растягивание дыхательного цикла при сохранении нормальной глубины и полноты дыхания. Частота дыхания и его интенсивность таким способом могут быть уменьшены в несколько раз без ущерба для психоэнергетической эффективности дыхания. Дополнительное существенное повышение психоэнергетической эффективности дыхания в процессе тренировочной практики достигается применением специальных технических приемов, которые описаны ниже.

Традиционно интенсивность дыхания в хатха-йоге принять оценивать по длине струи выдыхаемого воздуха. Под длиной струи понимается максимальное расстояние от ноздрей, на котором пух на птичьем пере еще колеблется во время выдоха. Оценивают «длину выдоха» в индивидуальных единицах — «поперечных пальцах». Организм человека «рассчитан» на «пропускание» определенной «суммарной длины дыхания» за жизнь. Исчерпав свою длину дыхания, человек умирает. Коррекция возможного суммарного количества дыхательных циклов осуществляется за счет изменения интенсивности дыхания.

Максимальной интенсивности дыхание достигает в наиболее неконтролируемых состояниях — во время занятий сексом, во время сна, при спонтанных эмоциональных реакциях организма на жесткие психологические и прочие стрессы, а также при занятиях спортом.

В тренировочной практике хатха-йоги максимальная интенсивность дыхания имеет место в процессе выполнения дыхательных техник, предусматривающих вентилирующее и гипервентилирующее дыхание. На уровне «физического» тела они подготавливают органическое тело к практике растягивания дыхания (в том числе в тех упражнениях, где само по себе медленное ровное непрерывное дыхание — уже почти подвиг), за счет чего достигается значительно большая степень» удлинения дыхательного цикла, чем без такой подготовки. На уровне «тонких» компонент вентилирующие и гипервентилирующие техники очищают энергетические потоки и обеспечивают уплотнение распределения энергии в системе — своего рода «импульсную подкачку» энергетической структуры, в частности, тех ее элементов, которые отвечают за расширение восприятия. Однако на умении делать из воспринятого в результате расширения восприятия выводы, которые имели бы значение для развития осознания, это никаким особым образом, как правило, не сказывается, Для того чтобы делать корректные выводы, необходим реальный жизненный опытопыт фактического проживания, прочувствования, осмысления, понимания и осознания разнообразных ситуаций. В накоплении и реализации такого опыта — смысл жизни человека в человеческом социуме. Практика дыхательных техник, какие бы фантастические функциональные возможности она ни открывала перед энергетической структурой практикующего, может быть лишь дополнением к практике осознанного не-деяния в жизни каждого дня, которая, собственно, и есть путь обретения психоэнергетической безупречности. Поэтому вентилирующие и гипервентилирующие техники имеет смысл использовать ограниченно и лишь там, где это действительно необходимо, — чтобы не сокращать себе жизнь. Ибо продолжительность жизни во многих случаях может иметь решающее значение для достижения потенциально доступного данному индивиду в данном его воплощении уровня осознания.

В основном же базовое дыхание в практике хатха-йоги — ровное, очень медленное, очень плавное, непрерывное и свободное. В особенности важно добиться такого дыхания в наиболее напряженных асанах и связках, ибо это есть один из практических элементов, посредством которых обретается контроль над Силой.

Дыхание и тренировочная практика

«Не должно дыхание ни останавливать, ни оставлять его на произвол, но овладев им, в нить Текучего золота его превратить, драгоценные жемчужины асан на нее нанизав. Ибо дыханием движется сила тело же движется Ее потоками. Так практикуется асана.»

Обуздание дыхания и его удлинение есть смысл и сущность всякой истинной тренировки.

Ибо лишь посредством этого дыхание само собой утверждается в бездыханности.

Естественной же бездыханностью поток суеты в коловращении вихря обыденного сознания преобразуется в безмолвие равновесия.

Отвлечение чувств самопроизвольно порождается возникающей от этого отрешенностью.

Внимание втягивается в середину и там сосредоточивается.

Тогда рождается созерцание — ни к чему не привязанное, целостное и ни с каким действием не сопряженное.

Когда же созерцание не имеет никакой цели даже самой что ни есть наивысшей, оно самопроизвольно охватывает всю сферу осознания.

Поскольку нет ничего, что ограничивало бы его сосредоточением на аспектах бытия, пусть даже на тех, которым все подвластно.

Отрешенным же созерцанием бесконечности в которой проявленное и непроявленное в равновесии единства существуют самодостаточно, перетекая друг в друга сообразно изменениям восприятия Единым себя самого, постижение истинного устройства Мира порождается. Знание намерения и овладение искусством управления им следует. Умение управлять намерением дает полноту власти над волей.

Всякое дыхание всегда начинается с полноценного выдоха. Без него не может быть настоящего вдоха. Без настоящего вдоха практика пранаямы не имеет смысла, поскольку вдох в ней — действие, при котором происходит поглощение Силы, выдохом же Сила распределяется.

Дыхание в асане. Пранаяма

Внедрение в состояние энергетического тела свойственного асане рисунка распределения энергии осуществляется за счет «вливания» тела в форму посредством дыхания. Дыхание в данном случае используется двояко: (1) — как своего рода «реперный процесс», используемый для фиксации внимания на ощущениях, производимых в нервной

Скачать:PDFTXT

Хатха-йога. Концептуальный очерк. Сидерский Андрей Йога читать, Хатха-йога. Концептуальный очерк. Сидерский Андрей Йога читать бесплатно, Хатха-йога. Концептуальный очерк. Сидерский Андрей Йога читать онлайн