Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина

вызывает вспышку ясного света и восприятие ума ясного света.

Обычные люди могут удержаться в этом осознании не более чем долю секунды, после чего кармически обусловленная предрасположенность и неуравновешенность психики заставляет их покинуть ум ясного света. А вот йогины учатся оставаться в таком состоянии длительное время, выполняя «слияние с дхармакайей».

Такая последовательность угасания четырёх махабхут и проявления четырёх шуньят неоднократно встречается в комментарии Гьялвы Энсапы к Шести йогам Наропы, потому что эти ощущения процесса умирания йогины учатся вызывать в себе с помощью созерцания и использовать их на каждой стадии реализации согласно Шести йогам.

В системе Шести йог растворение первоэлементов имитируется с помощью захвата тонких энергий, называемых «ветрами», перемещения этих ветров из мест их обычного пребывания в теле и втягивания их в центральный канал тонкого ваджрного тела, совсем как во время умирания. Как пишет Гьялва Энсапа:

Знаком, указывающим на то, что ветры удалось удержать в центральном канале, является переживание последовательного угасания: сначала растворяются четыре махабхуты, а затем приходят три видения. Все эти стадии необходимо созерцать по отдельности.

Трактат Гьялвы Энсапы состоит из двух основных разделов: в первом описана техника втягивания энергий в центральный канал, а во втором — методы, которые применяются после того, как это выполнено. Другими словами, первая стадия Шести йог связана с тем, как вызвать это «переживание умирания», а вторая — с тем, что нужно выполнять, пребывая в этом переживании посмертного состояния, когда жизненные энергии уже захвачены и втянуты в центральный канал.

Динамика развития практики слияния в «трёх бардо» состоит в том, что, прежде чем переходить к йоговским методам работы с ясным светом во сне и после смерти (т. е. в двух последних бардо), необходимо сперва овладеть созерцанием наяву (т. е. в первом из трёх бардо). В «Практическом руководстве по Шести йогам» Цонкапа приводит мнение Миларепы по этому вопросу:

Джецун Миларепа утверждал: «Ясный свет смерти — это дхармакайя; только так и нужно воспринимать его. Чтобы суметь распознать ясный свет, нужно чтобы Высший Святой Учитель уже даровал тебе введение в эту практику. Развивай понимание глубинной природы вещей и созерцай косвенный ясный свет пути».

А в «Книге трёх воззрений» Цонкапа пишет:

Созерцания трёх видов ума ясного света — ясного света, переживаемого наяву во время йогической практики, ясного света сна и ясного света умирания — сходны в том, что успех во всех трёх созерцаниях зависит в первую очередь от постижения процесса угасания жизненных ветров-энергий и сознаний в центральном канале… и того, как с помощью этого угасания вызвать переживание четырёх шуньят и четырёх восторгов блаженства.

Поскольку умение растворять тонкие ветры-энергии в центральном канале и за счёт этого оказаться в состоянии осознания ума ясного света достигается средствами йоги внутреннего огня, её называют «краеугольным камнем системы Шести йог».

Дхармакайя — это не имеющая формы природа будды, а у нас она связана с сознанием ясного света, в котором нет ни двойственности восприятия, ни чувства множественности. В «Гухьясамаджа-тантре» проводится параллель этого состояния с ощущениями на вершине сексуального оргазма, когда мы испытываем только блаженство, сияние и чувство единства со всем миром. Эти три качества сознания спонтанно присутствуют, пусть и в сокращённом виде, во время обычного оргазма, а также во всей полноте разворачиваются в блаженстве, вызванном йогическими методами практики туммо. Такое состояние сознания создаёт совершенные условия для того, чтобы реальность дхармакайи будды стала неотъемлемой частью нашего опыта.

Использование термина «кармамудра внутреннего огня» объясняется тем, что многие практики извлекают или усиливают искомое переживание с помощью кармамудры, или сексуальной партнёрши. В этом случае йога внутреннего огня называется «внутренним условием», а сексуальная практика кармамудры— «внешним условием». Две эти йоги практикуются совместно с целью оседлать энергию естественного процесса сексуального переживания йогическими методами управления энергиями.

Другими словами, сходство между сексуальным оргазмом и блаженством, необходимым для достижения цели в туммо, означает, что высшие уровни этой йоги лучше практиковать во время секса. Делается это для того, чтобы породить «четыре вида блаженства», или «четыре восторга», упоминание о которых встречается в большинстве текстов по Шести йогам. Суть в том, что после того, как ветры-энергии оказались в центральном канале, йогин протягивает капли-бинду сквозь четыре (или пять) чакр; протекая от одной чакры к другой, эти бинду порождают переживание одного из четырёх видов восторга. Такой восторг похож на сексуальный оргазм, только вот продолжается намного дольше. Самым важным из этих четырёх является четвёртый восторг, который называется врождённое, или вместерождённое блаженство. Когда говорят «вместерождённое», имеют в виду, что такое блаженство неотделимо от мудрости, познающей пустоту, — именно с этой мудростью оно рождено вместе. Это вместерождённое блаженство наиболее сходно с переживанием дхармакайи; в этом состоянии и осуществляется «слияние с дхармакайей». В системе Шести йог такое слияние называют также «созерцанием вместерождённой мудрости».

Гьялва Энсапа советует нам упражняться в йоге кармамудры, разделённой на пять особых этапов, подключая её к практике Шести йог Наропы. Цонкапа описывает технику управления бинду в «Практическом руководстве к Шести йогам», хотя и не делает различия между созерцанием с кармамудрой и созерцанием без неё, потому что в обоих случаях принцип остаётся одним и тем же.

Итак, применяя йогу внутреннего огня наяву, тантрический практик с её помощью втягивает ветры-энергии в центральный канал, порождая переживание ясного света совсем как во сне или в процессе умирания. Этот ум ясного света, достигнутый средствами йоги, нужно удержать и выполнить его «слияние с дхармакайей». Так выглядит практика слияния наяву.

Во время отхода ко сну необходимо наблюдать естественный процесс угасания первоэлементов вселенной (махабхут), усиливая с помощью йоги восприятие этого переживания. Подготовкой к такой медитации будет созерцание наяву — практическое знакомство с трансформациями энергии, предваряющее искомое переживание. Как только основные энергии растворятся и начнётся естественный процесс появления четырёх шуньят, засыпающий практик созерцает появление сознания ясного света сна и осуществляет его слияние с дхармакайей.

Подобным же образом умирающий йогин наблюдает естественное втягивание и угасание энергии, а когда приходит ясный свет, применяет методы удержания, а затем и слияния его с дхармакайей. Эта техника трёх слияний — то есть с ясным светом наяву (с помощью йогических методов), во сне и в процессе умирания — известна как «слияние дхармакайи с ясным светом трёх состояний».

Как было сказано, все три слияния с дхармакайей зависят от предварительного освоения йоги внутреннего огня в состоянии бодрствования.

Начинающий практик сможет наяву пребывать в состоянии дхармакайи ясного света лишь несколько мгновений. После этого инстинкты привычного ума заявят о себе, и йогин впадает в концептуальное мышление. Вот когда он должен выполнить «слияние бардо наяву с самбхогакайей». Точно так же новичок не сумеет долго удерживать ясный свет засыпания; кармические инстинкты, воспоминания, привычки, энергии тела и прочее начнут проявляться всё заметнее, и йогин окажется в сновидениях. Тут уже «бардо сновидений» сливается с самбхогакайей. И наконец, в процессе умирания ясный свет смерти вскоре уступает место проявлениям формы в виде воспоминаний или кармических склонностей, и йогин проваливается из ясного света смерти в бардо посмертных галлюцинаций; в этот момент ему необходимо выполнить слияние этого посмертного бардо с самбхогакайей.

Термин «самбхогакайя» относится к высшему из двух имеющих форму тел будды; второе тело более грубой формы, или же более проявленное, называется нирманакайя.

Третье слияние подразумевает соединение «перерождения», переживаемого йогином во всех трёх состояниях, с нирманакайей плода. Во-первых, когда мы прекращаем медитацию и снова оказываемся в обычном мире; необходимо созерцать слияние этого перехода с иллюзорным проявленным телом, нирманакайей, — именно так Будда посылает в мир свои бесчисленные проявления на благо всем живым. Во-вторых, мы пробуждаемся ото сна и продолжаем свою повседневную жизнь, а значит, надо выполнять слияние этого возвращения с идеей нирманакайи и сознательного воплощения. В-третьих, после смерти и пребывания в бардо может случиться так, что нам придётся родиться вновь; это рождение должно быть выполнено как сознательное применение йоговского метода воплощения.

Все Шесть йог системы Наропы основаны на принципе этих трёх слияний. Именно за счёт слияния эти методы превращаются из простой гимнастики в технику Пробуждения.

Раздел цонкапинского «Практического руководства к Шести йогам» (см. главу 5 настоящей «Хрестоматии»), посвящённый учениям иллюзорного тела и ясного света, представляет процесс трёх слияний с поразительной ясностью. Цонкапа в «Книге трёх воззрений» рассказывает, как почувствовал, что тибетцы со временем переиначили учение о трёх слияниях на свой лад, внеся в него всяческие доморощенные измышления, не имеющие ничего общего с первоначальными наставлениями Тилопы, Наропы, Марпы и Миларепы. К примеру, повсеместно преподаваемая доктрина слияния трёх основных клеш — страсти, гнева и неведения — с трикайей вовсе лишена хоть какого-то смысла. Несмотря на то что эти клеши включены в описание тантрического пути Шести йог

Наропы, Цонкапа не соглашается с тем, что подобное расхожее толкование техники трёх слияний стоит принимать во внимание; произвольно взятое, оно не просто сбивает с толку, но и вообще до неузнаваемости искажает суть всего процесса2.

Ещё одна заслуживающая внимания особенность текста Гьялвы Энсапы состоит в том, что он излагает процесс достижения Пробуждения, увязывая его с уровнями реализации, описанными в тантрической терминологии «Гухьясамаджа-тантры». Вот эти ступени, по которым йогические методы последовательно возводят тантрического практика: особое тело, особая речь, нечистое иллюзорное тело, косвенный ясный свет, и наконец, чистое иллюзорное тело. Кульминацией этого процесса является достижение юганаддхи, или великого единства сначала «в обучении», а затем и «вне обучения». Юганаддха вне обучения — это, собственно, и есть полное Пробуждение. Затем автор поворачивает вспять и шаг за шагом расписывает все уровни реализации, спускаясь от высшей её стадии, или полного Освобождения вне созерцания, до начальных базовых ступеней практики, тем самым показывая, что Пробуждение, достигаемое в Тантре, есть постепенный путь, по которому последовательно шествует йогин от начальных медитаций до высшего осуществления.

Трактовка «трёх слияний» Энсапы превосходна, в тибетской литературе мне никогда не попадалось ничего, что можно было бы сравнить с его предельной простотой и необычайной глубиной.

Гьялва Энсапа Лобсанг Дондруб

Источник всех реализаций: чёткий оттиск

глубокого пути Шести йог Наропы

Кланяюсь тебе, о Гуру Ваджрадхара,

А также всем бесчисленным божествам мандалы3.

Приступая к практике Шести йог Наропы, необходимо изучить три вопроса: сущность основы, этапы продвижения по Пути и способ проявления результатов.

СУЩНОСТЬ ОСНОВЫ

Сущность основы нашего восприятия включает в себя сущность тела, сущность ума и совместную сущность тела и ума.

Сущность тела

Сущность тела в том, что оно тройное, то есть состоит из трёх тел: грубого, тонкого и очень тонкого.

Грубое — это наше обычное тело, которое рождается от спермы и яйцеклетки наших родителей и состоит из мяса, крови и костей.

Под тонким телом имеется в виду система каналов, энергетических потоков, текущих по

Скачать:TXTPDF

Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать бесплатно, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать онлайн