Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина

ним. В нём расположены красные (женские) и белые (мужские) бинду-капли бодхичитты.

Очень тонкое тело — это тонкая энергия, которая питает сознание четырёх шуньят, особенно последней из них, которая называется «абсолютной шуньятой» и представляет собой ум ясного света.

Сущность ума

Что касается ума, то он включает в себя те же уровни: грубый, тонкий и очень тонкий.

Грубый ум относится к осознанию шести чувств.

Тонкий ум относится к восприятию движущей силы шести коренных и двадцати вторичных клеш, а также восьмидесяти типов концептуального — то есть порождающего понятия — мышления.

Очень тонкий ум представляет собой аспект сознания, имеющий ту же природу, что и четыре шуньяты, в особенности последняя из них, которая называется «абсолютной шуньятой» и представляет собой ум ясного света.

Совместная сущность тела и ума

Когда живые существа, имеющие тело, постигает смерть, очень тонкие проявления их жизненной энергии становятся единым целым с сознанием. Это единое целое и есть совместная сущность тела и ума.

ЭТАПЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ПУТИ

Этапы продвижения по Пути состоят из двух основных разделов: в первом описаны способы овладения техникой втягивания энергий в центральный канал, а во втором — методы, которые применяются после того, как эта техника освоена.

Методы втягивания жизненных ветров-энергий в центральный канал (авадхути)

Втягивание жизненных энергий в центральный канал начинается с визуализации себя в виде Будды Ваджрадхары яб-юм, а также каналов, чакр и мантрических слогов. После этого выполняют йогу внутреннего огня и расплавление капель. Это заставляет энергии войти, остаться и угаснуть в центральном канале.

Знаком того, что жизненные энергии вошли в центральный канал, будет равномерное движение воздуха через обе ноздри при контрольном вдохе. Знаком, показывающим, что энергии удаётся удержать в центральном канале, будет переживание четырёх растворений первоэлементов и появление трёх видений. Каждое из этих явлений нужно распознать по отдельности.

Сначала Земля растворяется в Воде, что сопровождается видением миража. Затем Вода растворяется в Огне, а сопровождающее видение похоже на дым. Растворение Огня в Воздухе сопровождается видением, похожим на роящихся светлячков. Элемент Воздух, в свою очередь, начинает угасать в особом сознании, известном как Видение пламени масляного светильника. Когда Воздух угасает в этом сознании полностью, приходит сознание белого проявления, или видение ясного зимнего неба, залитого светом полной луны. Затем это видение угасает в сознании красного увеличения, что сопровождается видением красного света, который обычно разливается по небу на закате. Это зарево растворяется в сознании чёрного близкого достижения, напоминающем кромешную тьму перед самым восходом, когда на небе нет ни луны, ни звёзд. Наконец, сознание близкого достижения растворяется в ясном свете и при этом возникает прозрачное сияние, похожее на чистое небо на рассвете, свободное от трёх условий — солнца, луны и темноты. Необходимо отслеживать эти видения по мере их возникновения. Этот процесс называется «слиянием с дхармакайей наяву».

Когда наступает момент вновь восстать из растворения в ясном свете, необходимо породить мощное намерение отбросить свои прежние скандхи и принять форму Будды Ваджрадхары яб-юм. Вследствие принятия такого решения старые скандхи будут оставлены, а вместо отождествления с ними йогин представит себя в образе Ваджрадхары. Одновременно он использует методы, вызывающие переживание всех стадий растворения-угасания, описанных выше, в обратном порядке. То есть сначала переходит от ясного света к близкому достижению, от него к увеличению и дальше к так называемому проявлению. После этого приходят видения, сопровождающие угасание махабхут и тоже в обратной последовательности: огонь светильника, рой светлячков, дым и, наконец, мираж. Этот процесс известен как «слияние с самбхогакайей наяву».

Йогин последовательно созерцает все стадии превращения, связанные с этой формой самбхогакайи, и концентрируется на своём соединении с ней. Когда же он решает покинуть это соединение, то созерцает своё обычное тело в виде самаясаттвы, в сердце которого пребывает джнянасаттва, в нашем случае — Будда Ваджрадхара яб-юм. Этот процесс носит название «слияние с нирманакайей наяву».

Одновременно с этим воздух снова начинает течь через ноздри, возрождается сознание пяти чувств. Теперь всё возникающее воспринимается как шуньята, шуньята — как блаженство, а блаженство — как мандала йидама и его свиты. Эту практику следует выполнять в периоды между медитациями.

Нечто похожее происходит во время засыпания, когда йогин старается удержаться в ясном свете сна и принимает решение восстать в состоянии сновидений в виде йидама самбхогакайи. Перед отходом ко сну надо созерцать каналы, ветра и чакры, вызывая таяние капель и порождая четыре восторга.

Жизненные энергии входят, пребывают и растворяются внутри центрального канала. Последовательно проявляются все стадии процесса угасания от «Земли в Воде» до «чёрного близкого достижения в ясном свете». В природе четырёх восторгов блаженства проявляются четыре шуньяты. В тот самый момент, когда появляется ясный свет, йогин созерцает блаженство, вместерождённое с мудростью, постигающей пустоту. Этот процесс называется «слияние с дхармакайей во сне без сновидений».

Когда приходит время выйти из ясного света, йогин принимает решение оставить своё прежнее тело скандх и воплотиться в тело сновидений в образе Будды Ваджрадхары яб-юм, после чего сознание покидает ясный свет и проявляет тело сновидений. Важно отметить, что это происходит не с прежним телом йогина; теперь перед умом предстаёт его тело сновидений в виде Ваджрадхары. Этот процесс называется «слияние с самбхогакайей во сне со сновидениями».

Спящий йогин сосредотачивает своё созерцание на процессе превращения, связанном с этой самбхогакайей. Когда приходит время просыпаться, он появляется в своём прежнем теле скандх, которое визуализирует как самаясаттву, в сердце которого находится джнянасаттва. Этот процесс носит название «слияние с нирманакайей при пробуждении».

Одновременно с этим воздух снова начинает течь через ноздри, возрождается сознание пяти органов чувств. Теперь всё возникающее воспринимается как шуньята, шуньята — как блаженство, а блаженство — как мандала йидама и его окружение. Эту практику следует выполнять в периоды между медитациями.

Практик, который не смог завершить реализацию высшей ступени в течение жизни, должен выработать решимость применить методы созерцания для того, чтобы удержать ясный свет дхармакайи смерти, восстать из него в самбхогакайю бардо и, родившись вновь, воплотиться в образе тантрического Учителя, или мантрачарьи. И когда придёт его смертный час, йогин должен, как и раньше, представлять каналы, энергии, чакры и т. п., созерцая внутренний огонь и таяние капель, чтобы втянуть, удержать и растворить жизненные энергии в центральном канале, так поочерёдно порождая явления угасания, вплоть до появления ясного света. И как только он появляется, йогин сосредотачивается на созерцании пустоты. Этот процесс известен как «слияние с дхармакайей в час смерти».

Когда же придёт время выйти из ясного света, йогин принимает решение оставить своё прежнее тело скандх и, воплотившись в тело бардо, принять образ Будды Ваджрадхары яб-юм, после чего сознание покидает ясный свет и проявляет тело бардо в виде Ваджрадхары, отбрасывая за ненадобностью прежнее тело йогина. По мере того, как сознание проходит в обратном порядке все стадии от ясного света до близкого достижения и так далее, вплоть до миража, появляются соответствующие знаки процесса угасания. Этот процесс называется «слияние с самбхогакайей в бардо».

Умерший йогин продолжает созерцать различные стадии растворения, пребывая в осознании процессов превращения, связанных с этой самбхогакайей. Когда приходит время принимать форму нового рождения, он подбирает подходящее зарождающееся тело из белых и красных бинду своих будущих родителей, т. е., оплодотворённую яйцеклетку, чтобы суметь родиться в особом теле-сосуде тантрического наставника. Этот процесс носит название «слияние с нирманакайей при рождении».

Тот, кто попадет в матку таким способом, проходит через пять стадий созревания в матке, на одной из которых его тело будет представлять собой собрание мельчайших частиц. Потом он покинет матку, проживёт детство и юность, а затем займётся духовной практикой и завершит начатое — преодолеет оставшуюся часть пути, отделявшую его от состояния будды.

Методы, применяемые после освоения техники втягивания ветров [в центральный канал]

Усердно практикуя перечисленные методы втягивания жизненных энергий в центральный канал, йогин, в конце концов, достигает подлинного мастерства — овладевает умением быстро и точно выполнять все стадии процесса медитативного погружения. Вскоре появляются знаки приближения того уровня реализации, на котором можно обрести иллюзорное тело. Соитие с кармамудрой, которое является внешним вспомогательным условием, необходимо сочетать с внутренним вспомогательным условием, под которым подразумевается созерцание каналов, чакр и так далее, а также горение внутреннего огня и таяние капель. Это приводит к тому, что ветры-энергии входят, остаются и угасают в центральном канале, последовательно вызывая знаки растворения от миража, дыма и так далее до появления ясного света. Четыре шуньяты возникают как природа четырёх восторгов. Когда возникает вместерождённый ясный свет, необходимо созерцать тождество блаженства и пустоты. Таким методом задействуется косвенный — то есть познаваемый не напрямую, а через пример или метафору — ясный свет, с помощью которого обретается основание иллюзорного тела.

Когда приходит время покинуть ясный свет, йогин порождает намерение отбросить старое тело скандх и принять форму Будды Ваджрадхары яб-юм. И когда он восстаёт из ясного света, энергия пяти излучений, являющаяся жизненной основой вместерождённого косвенного ясного света, выступает в роли главного условия, а ум служит сопутствующим условием. Опираясь на эти условия, йогин оставляет прежние скандхи и принимает форму Будды Ваджрадхары яб-юм, украшенного всеми основными и вторичными знаками совершенства. Это стадия «неочищенного», или попросту «нечистого иллюзорного тела». И тут же разворачивается обратный процесс угасания от ясного света к близкому достижению и так далее, до появления миража.

В тантрических системах вроде Гухьясамаджи такое иллюзорное тело объясняется на двенадцати примерах4. При этом одновременно происходят три явления: угасает врождённое сознание косвенного ясного света; завершается близкое достижение как часть процесса растворения; возникает реальная — а не созерцаемая, как раньше — форма «нечистого иллюзорного тела».

Обретя такое иллюзорное тело, йогин сосредотачивается на стадиях угасания.

Как же следует проходить стадии медитативного погружения?

Сначала йогин созерцает стадии процесса растворения. Это приводит к тому, что жизненные ветры-энергии входят, остаются и угасают в авадхути, последовательно вызывая видения растворения от миража, дыма и так далее, вплоть до появления Ясного света. Затем приходит время покинуть ясный свет, и йогин принимает решение преобразовать нечистое иллюзорное тело в чистое. И когда он восстанет из ясного света, его нечистое иллюзорное тело будет отброшено, а в уме возникнет образ чистого иллюзорного тела. Одновременно происходит переживание процесса угасания в обратном порядке — от ясного света к близкому достижению и так далее до видения миража. После этого сознание, принявшее такую форму самбхогакайи, проявляется уже в виде нирманакайи, порождая обитель и обитателей, то есть мандалу и божеств окружения. Когда же приходит пора выйти из созерцания, йогин созерцает своё старое тело скандх в виде самаясаттвы, в сердце которого — джнянасаттва.

Пребывая в сосуде такого тела, йогин излагает Дхарму достойным и выполняет тантрические действия постмедитативной стадии: ест, пьёт

Скачать:TXTPDF

Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать бесплатно, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать онлайн